Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 40-60-х годов XIX века

Тарас Григорьевич Шевченко

РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО (1838-1843 гг.)

Раннее творчество Т. Г. Шевченко представлена несравненными образцами лирической поэзии, балладами, социально-бытовыми и историческими поэмами и драматическими произведениями.





Лирика

Важное место в лирике раннего периода занимает тема назначения поэта и поэзии в обществе («Думы мои, думы мои...», «Перебендя»). Стихотворение «Думы мои, думы мои...» стал не только поэтическим запевом в сборник «Кобзарь», а и определением направленности дальнейшего творчества.

Предметом творчества поэта является Украина, где «...родилась, гарцевала козацкая воля», к которой поэт направляет все свои помыслы, ибо уверен, что только в Украине найдет понимание своих переживаний за прошлое, настоящее и будущее народа, только ненька Украина приветствует его: думы, « как ребенка ».

Тему роли художника и искусства в обществе Шевченко развил в стихотворении «Перебендя». Слепой народный певец Балагур, оказываясь среди людей разных социальных слоев, исполняет различные песни, угождая им. Отсюда - недовольство собой, потому что настоящее счастье Балагур чувствует только тогда, когда его

...Сердце медленно с Богом разговаривает,

То сердце щебечет Господню славу,

А мысль, край света на облаке шишка.



Обращаясь к теме назначения художника и искусства, Шевченко поощряет украинских писателей воспроизводить героическое прошлое Украины. Ибо и сам Тарас Григорьевич всю свою жизнь интересовался героическим прошлым родного народа. В стихотворении «К Основьяненко» поэт тоскует по Запорожской Сечью, по казацкой волей, вспоминает былую славу родного края:

Не возвратятся запорожцы,

Не встанут гетманы,

Не покроют Украину

Красные жупаны!



Поэт верит, что достижения запорожского рыцарства должны пробудить достоинство у потомков, потому что:

Слава не ляжет,

Не ляжет, а расскажет,

Что творилось в мире,

Чья правда, чья кривда

И чьи мы дети.



Но сам Шевченко жалуется на собственную бесталанность, считает, что ему не под силу стихотворным словом пробудить национальное сознание украинцев:

...Тяжело, отцу,

Жить с врагами!

Поборолся бы и я, может,

Если бы имелось силы;

Спел бы, - был голосок,

И ссуды съели.

Блуджу в снегах и сам себе:

Ой не шуми, луже!

Не втну больше...



«Отцом» Шевченко называет Основьяненко. Обращаясь к старшему другу, которого «люди уважают» за «хороший голос», призывает его воспроизводить историческое прошлое Украины, потому что уверен, что:

Наша дума, наша песня,

Не умрет, не погибнет...

Вот де, люде, наша слава,

Слава Украины.



В ранней лирике Т. Г. Шевченко обращается еще к одной теме - социального неравенства и искания молодым человеком счастья. С этой целью поэт использует темы и образы бурлацких и сиротских народных песен. Стихи «Течет вода в синее море...», «Ветер буйный, ветер буйный!», «Зачем мне черные брови...» автор назвал мыслями, то есть короткими лирическими стихами элегического или балладного содержания. Все Шевченко «мысли» стали народными песнями.