Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 9 класс

УРОК 7

 

Тема. ЛРК №1. Свадьба в традициях и обрядах родного края. Контрольная работа №1 (тесты) по разделам "Введение" и "Устное народное творчество".

Цель: ознакомить учащихся со свадебным обрядам и традициям родного края; совершенствовать навыки устной речи; развивать умение систематизировать и обобщать изученное; проверить полученные учащимися знания; воспитывать интерес к народному творчеству.

Оборудование: сборники свадебных песен, рисунки, репродукции картин с изображением основных этапов украинской свадьбы; раздаточный материал.

Ход урока

И. Организация учебной деятельности.

1. "Микрофон".

Ученики по очереди, держа в руках стилизованный микрофон, отвечают на один из вопросов:

- Что вы знаете о современном свадьбы?

- Или оно сохранило элементы традиционного украинского свадьбы?

- Какие популярные народные песни, по вашему мнению, рожденные свадебным обрядом?

2. Слово учителя.

- Невеста в белоснежном платье, жених при галстуке, разукрашенные лимузины, смущенные гости, заученные слова...

Нынешние свадебные церемонии, как тысячу раз сыгран спектакль, стали хорошо предсказуемым действом, потеряли таинство брака и особый магический ритуал единения влюбленных.

Но так не всегда - пышная свадебная обрядность наших предков, что возрождается и все больше используется в современном свадьбе, превращает помолвка, венчание и брак молодоженов на волнующий и неповторимый праздник.

Свадебный обряд в разных регионах Украины имеет свои особенности. Интересным и неповторимым является, например, гуцульская свадьба (см. приложение №1 к уроку 7), по-своему интерпретируется этот обряд на Подолье (см. приложение №2 к уроку 7), Донбассе, в Крыму и т.д.

Сегодня мы узнаем о том, как празднуют свадьбы в городах и селах Тернопольщины.

3. Ученические сообщения о свадебные традиции и обряды родного края.

(Ориентировочный материал для ученических сообщений.

И. Два года назад я впервые побывала на свадьбе в селе, где проживает моя бабушка. В Вікнинах чтят традиции и обряды. Они передаются из поколения в поколение. Каждый праздник отмечается по-другому, но свадьба является наиболее захватывающим. Итак, начинается все с помолвки.

В нашем селе помолвке преимущественно происходят еще до сватовства, а то и тогда, когда дети еще совсем малі. их устраивают родители, которые заранее заботятся о материальном состоянии детей. Помолвка в Вікнинах не является торжественным действом и не привлекают к себе особого внимания. Они проходят в кругу семьи.

После помолвки наступает сватовства. Если парень с девушкой решили пожениться, то договариваются о сватовстве. На предварительно определенный день парень или его родители приглашают двух мужчин средних лет. В основном это родственники или хорошие знакомые. За старшего свата берут человека, который умеет складно и остроумно вести диалог. Ему помогает другой чин - дружба. С хлебом, связанным полотенцем, сват с дружбой, женихом и его отцом вечером "идут в сваты". Постучав в дверь, сват спрашивает:

- А есть ли кто в этом красном доме?

- Есть, - отзываются из дома.

Сват приоткрывает дверь и спрашивает:

- Позволите зайти в комнату?

- Просим, заходите, - отвечают.

Прибывшие здороваются и садятся. Хозяйка спрашивает:

- А что вы за люди и откуда пришли?

- Мы пришли из соседнего села. А есть ли у вас девушка на выданье?

- Есть, - мать заходит в соседнюю комнату и вскоре возвращается с дочерью. Дочь сдержанно здоровается.

Гости встают, низко кланяются, и сват говорит:

- О, так это же то, что мы и искали!

Разворачивает хлеб и подносит его девушке, говоря:

- Просим от нашего молодого хлеб святой принять, а уж тогда будем разговаривать.

Девушка берет хлеб и передает матери. Мамочка, кладя хлеб на стол, говорит:

- По этому языку хлеб святой принимаем, а все остальное договаривайтесь с дочерью.

Хозяева приглашают сватов к ужину.

Как правило, свадьбы в селах гуляют поздней осенью, после завершения полевых работ, а также зимой или ранней весной.

Молодая приглашает дружок, и они отправляются на обходини. Сначала приглашают почетных родителей, родных и близких, односельчан.

Иногда идут и в соседние села.

Когда девушка заходит в дом, то трижды кланяется и говорит:

- Просили отец, просили мать, и я прошу: приходите на хлеб, на соль - на свадьбу!

После этого молодая с дружкой возвращаются домой.

Следующим этапом является выпекания каравая.

Караваи у нас пекут родители невест и крестные родители. По их поручению самим процессом выпекания занимаются старшие женщины, которые счастливы в супружеской жизни. Есть традиция, что каравайницы должны быть в хорошем настроении, все выпекания должна сопровождаться песнями дружок.

Когда процесс приготовления закончен, хозяйка благодарит коровайницям, а те, в свою очередь, желают молодым счастливой жизни.

Продолжением обряда выпекания каравая является ритуал с поэтическим названием "девичник". Вечером, когда каравай остыл, дружки украшают его живыми, если такие есть, или засушенными цветами - барвинком и гроздьями калины.

Девушки впитывают только что срубленное веточку. Преимущественно это сосновая (может быть березовая или вишневая) ветка, которую украшают цветами и цветными лентами. Затем веточку вонзаются в специально выпеченный хлеб. Все это действо сопровождается обрядовыми песнями.

И напоследок именно свадьбы. Начинается оно с венчания. Венчание происходит в нашей сельской церкви. Все дружно идут к церкви. Впереди идет невеста с сватами, за ней - жених с дружками, ну а заканчивается процессия гостями. Во время шествия играют музыки, поют девушки. В церкви священник дает брак молодоженам, они обмениваются кольцами и уже объединены святым венчанием возвращаются домой.

Когда молодые возвращаются после венчания, их дорогу преграждают ребята. Это делают следующим образом: посреди дороги, по которой должен следовать свадебный кортеж, ставят скамейку, застеленную полотенцем, а на него кладут хлеб с щепоткой соли. Свадебный поезд, приблизившись к перепинки, останавливается. Ребята требуют выкуп за девушку из их группы. Затем желают счастья молодым, пропускают их и присоединяются к свадебному группы.

Вернувшись домой, молодые заходят в дом, ставят каравай на стол и садятся на почетное место. Со словами приветствия обращаются родители невест, товарищи и друзья. Далее происходит свадебное застолье с песнями и шутками. Впоследствии молодые танцуют первый вальс, и тогда к танцу присоединяются все гости. Впоследствии молодая одаривает родителей жениха. Это происходит с песнями, шутками и сценками из жизни. Молодую приглашают на улицу, выносят для нее стул с подушкой. Она садится, и мать жениха снимает с невесты фата и завязывает ей платок. Это означает, что молодая становится женщиной, замужней женщиной. Невеста берет фата и танцует со всеми незамужними, одевая девушкам его на голову, а парням - на плечо. Завершает она этот обрядовый танец в паре с мужем. После этого считается, что свадьба заканчивается, гости расходятся. Вот так проходит свадьба в моем родном селе.

II. Свадебные песни, записанные на Тернопольщине (по материалам общества "Вертеп").

Пришла молодая из села (2)

Сумненька, невеселая.

И на пороге стала, (2)

Матушки ся спрашивала:

- Матушка-голубушка,(2)

Хорошо ли я сделала?

Хорошо ли я сделала, (2)

Что родинку просила Большую и маленькую, (2)

Далекую и близеньку?

- Ладно, дочка, ладно, (2)

- Будет веночек сейчас.

Благослови, Боже, (2)

Пусть Господь поможет,

Еще и Пречистая мать

Будет нам помогать

Венчик зачинать.

Молвит матушка, говорит,

Вещает батенька, говорит:

- Пусть Господь поможет!

***

Стелись, барвинка, по широкой ворот -

Как хорошо жить при любимой маме. (2)

При любимой маме завтрак зраненька,

Коса розчесана, рубашка беленькая. (2)

Даешь меня, мамцю, между чужие люди,

Дай мне соловья, самая меня рано возбудит. (2)

Потому что чужая мать не будет будить,

Лишь пойдет на соседа и будет судить. (2)

Дала-с меня, мама, за лес, за дубраву,

Теперь выглядишь, не иду домой. (2)

Дала-с меня, мамцю, за лес, за орешник,

Теперь выглядишь, не иду в гости. (2)

***

Там, за горой, рожь с травой.

Или тебе жалко будет, мамцю, за мной? (2)

Сожалению, доченька, сожалению, а сердце вянет:

Кто же меня на старость старушку присмотрит? (2)

Лишая сестру, лишая брата;

Где мой двор, сумненька хата. (2)

Сумненька хата, печальное двор,

Пока ся не кончит моя свадьба. (2)

Свадьба ся кончит - грусть за плечами,

А молодая плачет, что уже не девушка. (2)

Вчера была девушка, а сейчас в венчике,

Завтра ей завяжут красную бандану. (2)

***

Под лес темненький дождик мелкий.

Никто не перейдет, но я молоденькая.

А я молоденькая перейду стихенька,

В правой руке ключик от моего сердечка.

Потому что мое сердечко надо запирать,

Нынешним ребятам надо красоту иметь.

Дружечки, дружечки, вот с-то мя возвели,

Что с-то мою косу навеки розплели.

Как косички розплели, так и заплетіте,

И пусть я си выйду пределы человеческие дети.

Ты, хмеля, зеленый, а потом зів'янеш.

- С кем же ты, сестричка, к шлюбоньку станешь?

- Пришла я в церковь, начала брак брать,

- Начали те розы с головы спадать.

Как цветки взлетели, так вас соберу,

На свою головку назад поскладаю.

А девушку обсудили и круг кирниця -

Перенесли свадебку на зимние мясоед.

А у девушки помолвке, а в девушки играют:

Стоят тоти за воротами, что девчонки любят.

А у девушки помолвке, а в девушки бубнять:

Стоят тоти за воротами, что девушку любят.

***

Из-за гор Карпатів едут казаки,

Едут, идут казаченьки,

Везут, везут с барвіночку

Венок золотой, золотой венок. (2)

Приехал казак к девушке во двор.

Гоп, стук под окошко:

- Выйди, выйди, сердце мое,

Дай коню воды, дай коню воды.(2)

- Не могу, казачье, коню воды дать.

- Меня мать приказала,

Чтобы с казаком не стояла.

Мамочки боюсь, мамочки боюсь. (2)

***

- По-с приехал, по девке?

- Имеешь в кармане горівку?

- Имеешь музыки-різуни,

Имеешь дружбоньки-скакуны,

Имеешь старосты вмівненькі,

Имеешь свашеньки співненькі.

- А я приехал по девке.

- Я имею в кармане горівку,

- Я имею музыки-різуни,

Я имею дружбоньки-скакуны,

Я имею старосты вмівненькі,

Я имею свашеньки співненькі.

***

 

Ой пришли мы, ребята,

И музыканты играют,

А к молодой

Нас и не пускают.

Открывайте же скорее

Кленовые ворота,

А как не впустите -

Поламаєм плота.

Ой как будут ребята

Нас и не впускать,

То придется ребятам

Ворота ломать.

А чтобы мы плота

Вам не поломали,

Покажите нам тую,

За кем мы ехали.

***

 

Чтобы вы показились,

Себя не узнали,

Не ту девушку

Вы нам показали.

В нашей ( )

Коса украшенная,

А у той мымры,

Как метла собрана.

В нашей ( )

Брови на шнурочке,

А у этой морда

Похож на бочку.

В нашей ( )

Вустонька-кораллы,

А у этой зубы,

Словно острые трали.

Вы эту женщину

Заберите с собой,

Дайте нам ( ),

Потому пойдем войной.

***

Ой не дайся, молодой, просить, (2)

Дай ( ) цветочек пришить.

Долго она с тобой ходила, (2)

Нем тот цветок шлюбную пришила.***

Прибудь, матушка (батенька), сейчас,

Косу расчеши мне

Легкими ручонками,

Мелкими слізоньками;

Легкие рученьки твои

К головушки мои.

***

А брат сестре, а брат сестре

Русу косу расчесывает.

Не иди замуж, сестра моя,

Потому зацвила рожа твоя.

***

 

Молодая, ( ), как тебе кажется,

Что мы ся лишаем, а ты отдаешься?

Что мы ся лишаем и будем гулять,

Тебе, молоденькой, венок закладывать.

А старшая дружечка держит лилию,

Младшая дружечка венок закладывает.

Венок закладывает; от ныне вовек

Берет тя миленький под свою опеку.

***

 

Кропи нас, матушка,

Святой водой,

Святой водой -

Доброй доленькою.

Ресниц, вітре, дорогой

По нашей молодой,

Развитие косу русу

По чарвонім пояса,

Най ся косонька имеет,

Уже ся завтра спрячет.

***

 

Сокрушались враг, сокрушались люди,

Что на моей головушке венчика не будет.

- Не печальтесь, враг, не печальтесь, люди,

Как я буду в Бога стоит, у меня венок будет.

Как я буду в Бога стоит, да и в Бога счастлива,

Будет барвинковый венок, хороший парнишка.

Свет мой, свет,

Вот с-то мы завязали

Белую перемітку.

Как и с-то мы завязали, да и так розв'яжіте,

Пусть я си погуляю так, как человеческие дети.

И пусть я си погуляю, и най побуяю,

И как тота рыбка-щибка по тихім Дуная.

Ой Дуная, Дунайчику, тихая вода в тебе.

- Идо то-с, милая, наделала, лишь погадай себе.

- Ой шумела лищинонька, как развивала,

Ой плакала девочка, как отдавала.

- Ой не шуми, ліщинонько, да и не развивайся,

Не плачь, не плачь, девчоночка, да и не отдавайся.

- А как мне не шуметь, когда зелененькая.

А как мне не плакать, когда молоденькая?

***

Ой не пей, зятюню, первой повноньки:

Первая повнонька - долюшка лихая.

Ой не пей, зятюню, второй повноньки:

Другая повнонька - гіркая зрадонька.

Только пей, зятюню, третюю повноньку:

Третяя повнонька - добрая долюшка.

***

- Ой сядай, сядай, любовь моя,

Ничего ты не пособит плакання твое.

Четыре лошади стоят в телеге;

Плакання ты не пособит,

Ой сядай, сядай, любовь моя.

- Ой как с вами имею сядати,

Как еще матушке не благодарила.

Спасибо ты, моя мама,

Что чесала косу гладко,

А теперь не будешь,

Потому что я уже иду.

Как еще батеньку не благодарила.

Спасибо ты, мой батеньку,

Кормил меня с детства,А теперь не будешь,

Потому что я уже иду.

Как еще сестрицы не благодарила.

Спасибо ты, сестра моя,

Что научила плести косу

***

 

Завийся (....) в платок с тороками,

Потому что уже не подходит ходить с ребятами.

Будет (....) бить - не говори никому,

Оглянись, поцелуй и будет по всему.

Будет (....) бить - не говори никому,

Возьми платок и беги домой.

***

Красненький свекла, зеленая ботва;

Хорошая девочка - красивая бабенка.

Вчера была девочка между дівочками,

А нынче уже бабенка между женщинами).

4. Обсуждение и оценка услышанного.

II. Контрольная работа (тесты) по разделам "Введение" и "Устное народное творчество".

III. Подведение итогов.

IV. Домашнее задание.

Составьте кроссворд или чайнворд на тему: "Устное народное творчество".

Приложение №1 к уроку 7

О. Пахолко

ИСТИННОЕ СВАДЬБЫ

 

- ГОСТЕЙ ВСТРЕЧАЮТ ПЯТЬ ЧАСОВ!

...Скрипач ударил по струнам, зазвучали цимбалы,и звенящую тишину гор рассекла зажигательная гуцульская мелодия. Так троистые музыки встречают каждого гостя, который заходит на подворье. Впереди степенно ступает хозяин. Перекинутые через плечо бесаги (гуцульские сумки) полнятся дарами. Упаси Боже настоящему гуцулові прийти на свадьбу без бесаг - позор на все село!

За хозяином с калачами и цветами идет большая семья. Прибывших плотным кольцом обступают дружбы и дружки с полными подносами яств. Невеста Маричка, пока привыкшему свадебном наряде, должен пере целовать всех (а на свадьбу позвали около трехсот человек!), дружбы упрашивают выпить за здоровье молодых, подносят закуски а жених Иван желает гостям хорошо приобретаться (забавляться).

Встречают гостей четыре-пять часов, так что к столу садятся не скоро. А чтобы не было путаницы, прибывших записывают поименно Кроме выпеченных из лучшей муки калачей, без которых на свадьбу не ходят, щедрые душой гуцулы несут в бесагах одеяла, подушки, полотенца, сервизы, столовые принадлежности. Дружбы только и успевают заносить пакеты до дома!

Пока пришли гости, черная ночь уже окутала Дземброню. Свет фонаря выхватывает из темноты две огромные палатки: столовую, где гостей будут угощать, и танцовню, где их будут развлекать. На гуцульской свадьбе не принято, чтобы одни ели, а другие в то время плясали. За порядком следит свадебный трактирщик, который перед полуночью наконец приглашает к столу.

- ГОЛУБЦЫ ГОТОВЯТ ВСЕМ СЕЛОМ

... Поражена роскошной сервировкой, которому позавидовал бы самый престижный ресторан, замираю перед невиданным разнообразием блюд и напитков! Во главе свадебного стола красуется много облечено пестрыми цветками деревце. У гуцулов оно символизирует достаток молодоженов, поэтому срезанную на горной вершине кедрину украшают почти три часа!

Блюд здесь - не счесть! Кроме традиционных, обязательными являются национальные: гуцульский борщ из белого квашеной свеклы, гуцульские голубцы из виноградных листьев величиной с мизинец (крутить их приходят женщины со всего села!), кныши с брынзой и маслом, буришник (хлеб из кукурузной муки и картофеля), вуджені ребра, жаркое по-гуцульски, холодец, запеченная кишка под гуслєнкою, шашлык из баранины и вареники на пару с сладким творогом и маком, которые просто тают во рту! Без этих блюд не гуцульской свадьбы. Причем чем больше приготовит хозяйка, тем лучшим считается свадьба.

Угощение у гуцулов - особый обряд: прежде чем сесть к столу, гости тихо читают молитву. Ну а по том - забава до раня! Трактирщик, хозяин и старший дружба за столами не сидят, а ходят между гостями, угощая каждого, упрашивают выпить за здоровье молодых (пить надо до дна!). Следом идут музыки: чтобы лучше смаковали гуцульские блюда, гостю поют песню прямо перед столом! После трех часов угощения гости переходят в танцовню, и молодая должна перетанцевать с каждым, кто ее пригласит. Под бодрые, задиристые частушки даже старые гуцулки и гуцулы срываются из рядов и танцуют и притопують так, что под ними прогибается пол! Тем временем хозяйки меняют блюда в столовой - за два дня свадьба стол накрывали восемь раз!

• ВЕНЧАНИЕ ПОД ДОЖДЕМ - НА СЧАСТЬЕ И БОГАТСТВО

Самое интересное началось под утро, когда из-за Черногоры выглянуло солнце. Две старые гуцулки повели молодую в дом - готовиться к свадебному обряду венчания. Это у нас невеста одевается сама за полчаса, а у гуцулов наряджение молодой длится минимум два часа, а приглашают к этому самого уважаемого женщину в деревне. Ибо одеть гуцульский свадебный строй ой как непросто!

Оттанцевав всю ночь, Маричка в руках Марии Палийчук превращается в истинную гуцулку. Сначала одевают нижнее вышитую рубашку, этаж - две запаски, в которых прядями вниз пристраивают пять красочных платков и скрепляют на талии длинным вышитым поясом. На ноги - вышитые капюшоны (чулки) и расшитые бисером и блестками лапти. На. шее защіпають низанку из бисера, згарды (ожерелье из крестиков) и маріяш (ожерелье из старинных австрийских монет). На запястье трогают белый шелковый платочек с сырными калачиками - символом семейного счастья и достатка.

Распевая над девушкой печальную гуцульскую песню, Мария заплетает ей две косы, украшая волосы лентами и вкладывая вокруг головы так, чтобы красиво лежали убиря и диадему - головной убор невесты. Сплетенный он из сотни (!) вышитых золотыми блестками ремней-лент, которые завязываются на затылке и свисают, словно фата. Наконец на невесту одевают красиво расшитый кожух и поверх набрасывают дар или рантух - что-то вроде длинного свадебного рушника. Во второй комнате наряжают жениха: вышитая рубашка, ремень, кожух, расшитая бисером барышевка с петушиным пером, сырный калачик на руке и топорик, как у истинного гуцула.

Начинается настоящая свадебная эпопея с пением, припевами, магическими ритуалами, музыкой и танцами. На дворе пышно одетых Маричку и Ивана ждет одиннадцать дружок с дружками, десять кумовьев с кумовьями, которые поведут невест на вывод - гуцульский свадебный обряд, предшествующий венчанию. Все берутся за руки и вереницей медленно трижды обходят вокруг стола, распевая "загорье" - удивительно грустную песню, которая в утренней тишине среди еловых гор больше напоминает плач или причитания. Этот чистый пение так пронзает душу, что на глаза невольно наворачиваются слезы. Гуцулы говорят, что так молодожены прощаются с молодостью, беззаботным дівочо-парубоцьким жизнью и становятся ближе друг другу.

После того молодых ведут "на богомолье" - обряд родительского благословения. Посреди двора на скамейке - празднично одетые родители невест со свадебными калачами в руках. На устланный рыхлый покрывало Маша и Иван на глазах у всего люда клякають перед отцом и матерью, низко склоняют головы в поклоне, читают молитву, а свадебный трактирщик просит простить им все плохо. Простые искренние слова добытые из самого сердца: "Простите нашим детям, когда зобидили кого-то злым словом, обидели плохим поступком, сказали, подумали или сделали плохо. Простите молодым, чтобы жили в мире с собой и людьми".

Вдруг голубая облачко нависает над домом и обильно скроплює землю еще теплым осенним дождиком. "К счастью, - шепчет кто-то из гостей, - значит, Гоподь Бог простил их, поэтому и мы простим". Родители трижды благословляют молодых прощівними калачами и желают им никогда не знать нужды и жить в мире.

На дворе скачут двое резвых коней, на которых новобрачные, держась за руки, чтобы быть неразлучными, едут к старой церкви. После двухчасового обряда венчания молодожены обмениваются кольцами и на пороге храма по старинке разламывают свадебный калач - кому достанется большая часть, тот и будет верховодить в семье. Но сначала через дырку в калачи Маша и Иван смотрят друг на друга, чтобы увидеть свое счастье, и на солнце - чтобы дети были румяные и круглолицые, как красное солнышко. Нести свадебный калач домой - плохая примета, поэтому каждый гость съедает кусочек, а невеста тем временем перевязывает кумовьев вышитыми полотенцами и цепляет дружбам до пиджаков белые шелковые платочки.

' Верхи молодожены возвращаются домой. Сочетавшихся браком детей встречают матери, трижды обходят вокруг молодых на лошадях, осыпают их пшеницей и конфетами, каждый раз дают Маричке и Ивану съесть ложку меда - чтобы семейная жизнь была сладкой и щедрым. Дружбы розкорковують шампанское, и только теперь, на второй день свадьбы, молодожены наконец-то целуются! Теперь-потому что они мужчина и женщина!

• ВСЕ К ПОВНИЦЫ!

После полудня снова начинается застолье с песнями, забавами и танцами, которым, кажется, нет конца-края! Один танец может длиться добрый час, ведь некоторые гуцульские песни и баллады состоят из пятидесяти и более куплетов.

Ближе к полуночи объявляют обряд дарения - у гуцулов он называется повницею. Хозяин по очереди вызывает всех гостей, и, благодаря за свадьбы, приглашенные кладут на поднос деньги, одаривают молодых золотом, скотом или ... лесом. И от повницы не убежать, - недаром же в начале свадьбы гостей записывали поименно: хорошо набувся, то и хорошо заплати. А про твою щедрость сразу объявят присутствующим - такие гуцульские обычаи! Забава продолжается до утра, пока не наступает драматический свадебный обряд раздевания невесты и заплетания косы, что символизирует переход девушки до замужества.

С невесты снимают украшения, одну запаску, а вместо нее повязывают фартучек. Под гуцульские песни лента за лентой ей расплетают убирю, снимают диадему, расплетают косы. Молодой повязывает на голове жены платок, а девушка может хоть сколько раз заставлять любого перевязывать, пока не останется довольна его работой. Затем молодожены снимают друг другу свадебные калачики, которые предстоит хранить вплоть до смерти, а после того дружки наперегонки снимают с молодой лапти. В одном из них, по обычаю, должны быть спрятаны деньги. Родители невест, желая молодым "по ребенку в каждом углу хижины", забирают со стола свадебное деревце и забрасывают его на плодороднейшую яблоньку, где оно будет висеть, пока не засохнет.

Но и на этом свадьба не заканчивается - оно продлится до тех пор, пока с хозяевами не попрощается последний гость. И в бесаги ему обязательно положат сладкое, кусок колбасы и бутылку водки. Ну а сами молодожены впервые за двое суток могут оставить гостей и наконец-то выспаться. Потому что в следующую субботу их ждет еще одна свадьба - на дворе молодого...

 

Приложение №2 к уроку 7

 

В. Майка

НА СВАДЕБНЫЙ РУШНИК

СВАТОВСТВО

Почти по всей Украине свадьба начиналась сватовством, когда посланцы от жениха - старосты - с ним или без него (в зависимости от местных обычаев) заключали предварительное соглашение о браке с отцом невесты. Часто сватовству предшествовало предварительное разведывание о намерениях родителей невесты. Называлось оно по-разному, скажем, на Черниговщине - это допросы, на Харьковщине - разведки, вивідки, на Ивано-Франковщине - визнавки. На навещении могла идти мать парня, близкая родственница, хотя кое-где от ссылки свахи воздерживались, потому что считали, "если посватает, то не будет удачи...". В отдельных районах Карпат посредником выступал мужчина, чаще всего отец. "Разведку" не имели определенного обрядового выражения, атрибутов.

Во многих районах Украины сваты приходили, как правило, без предупреждения, иногда без предыдущей! договоренности молодых, порой до девушки одновременно шли сваты от двух претендентов. Конечно такое сватовство заканчивалось отказом старостам. Чаще всего это делалось в такой оригинальный способ, как вручение тыквы.

Посоветовавшись с родителями, жених сам шел приглашать двух родственников к себе старостувати. Сватать девушку отправлялись поздно вечером Перед этим парень приглашал сватов к себе домой, сажал на почетное место, угощал, родители благословляли их в дорогу.

Преимущественно сваты шли по двое - старший сват и сват, староста и подстароста. По традиции, они брали с собой хлеб, соль и бутылку водки.

О своем приходе старосты извещали стуком в окно или дверь и почти всегда просились переночевать, ссылаясь на большую усталость и дальнюю дорогу, а уж когда хозяин открывал дверь, начинали традиционные разговоры, просились в дом. Общим обычаем в Украине было то, что в дом заходили старосты, а молодой оставался на дворе, когда же входил, то стоял или сидел скраю на скамье возле дверей и в домовленні никакого участия не принимал.

Если предложение принималось, старосты обменивались с родителями невесты хлебом, ставили выпивку - магарыч, а девушка-невеста перевязывала сватов вышитыми полотенцами, а жениха платком. Этот платок преимущественно была красного цвета.

Старосты и жених клали на тарелку деньги - примерную стоимость полотенец и платки со словами: "Спасибо свату и свахе, и молодой княгини, что она рано вставала и на полотенца и платок пряла".

После этого начиналось "благословенство". На углу ставили скамью, застилали кожухом, на которого садились родители и мать с хлебом и солью. Молодые трижды низко кланялись, а родители с каждым разом благословляли их, произнося: "Благословляем вас счастьем и здоровьем, возрастом долгим и добрым умом, судьбой счастливой".

Со сватовства возвращались рано утром, чтобы люди, хозяйничая на дворе, видели старост, связанных полотенцами, и чтобы пошла слава по деревне, что такому-то парню подано полотенца. Кроме полотенец и платки, для закрепления сватовства давали еще хлеб, который старосты несли в дом жениха.

После сватовства обычно происходили уговоры, когда родственники невесты приходили к жениха с целью выяснить его материальную обеспеченность, ознакомиться с его хозяйством ради того, чтобы быть спокойными за благополучие будущей семьи. Смотрины, как правило, заканчивались громким бенкетуванням до поздней ночи. Тогда родители невест называли друг друга сватами, назначали время помолвки.

ПОМОЛВКЕ

Сразу после сватовства и розглядин делали помолвку. Они фактически повторяли сватовства, но в более торжественной обстановке, в присутствии всех родственников жениха и невесты, а обряды исполнялись в сопровождении хора.

Обручение происходили в доме невесты. На них приглашали, как на свадьбу, молодой с дружбой, молодая с дружкой. Кроме родных, часто звали еще и соседей. На обручении молодая пила до молодого, дарила ему кольцо или пришивала цветок. Он в свою очередь одаривал молодую. Здесь же происходило торжественное благословение родителями. Дружба или староста подводил молодоженов за платок, которым были обвязаны их руки, к родителям, которые сидели на скамье, застеленной кожухом, и просил благословения. Молодые становились на рушник, трижды кланялись родителям, а они благословляли их хлебом и пучком ржи. После благословения молодые садились в углу, все угощались, пели песни. Расходы на проведение помолвки брала на себя в основном семья молодого. Он же нанимал музыкантов.

Отбыв помолвке, обе стороны словно скрепляли этим самым договор, устанавливали количество и размер материальных затрат на свадьбу с одной и второй стороны, договаривались о подарках для родственников невесты, так и для родственников жениха. С этого времени устанавливалась юридическая законность дальнейших свадебных действий. За отказ после помолвки от брака сторона, которая отказывалась, по обычному праву, должна была уплатить другой стороне определенный штраф. Кроме возмещения материальных затрат, надо было уплатить еще и штраф за "оскорбление".

После помолвки в домах жениха и невесты начинали готовиться к свадьбе.

ВЕНКИ, ПРИГЛАШЕНИЯ НА СВАДЬБУ

Чаще всего венки плели в субботу утром. Разрешение на плетение венков просила старшая дружка у старосты. Венки у обоих молодых бывали из барвинка, молодой часто еще плели свадебный венок из мяты, барвинка и руты. Вечнозеленый барвинок должен был символизировать вечность любви и брака.

После того, как венки сплетены, староста просит родителей жениха или невесты благословить 'их на приглашение. Приглашать на свадьбу начинали с восточной стороны и шли за солнцем.

Перед тем, как выпроводить дочь приглашать семью на свадьбу, мать осыпала ее и дружок зерном, деньгами. Присутствующие при этом свахи пели:

Мать Машу родила,

Зарей огородила,

Месяцем підперезала,

На село провожала.

В большинстве регионов Украины молодая ходила с дружками по селу в народном украинском одежде, украшенная цветами и лентами, в каждом доме оставляла шишку, произнося при этом соответствующую формулу приглашения.

По селах существовала традиция приглашать на свадьбу не только родственников, соседей, но и всех, кого встретят на улице в селе. Молодые сначала просили благословения на брак, а потом говорили: "Просили отец и мать (иногда перечисляли еще и всех сестер и братьев), и я вас прошу на хлеб, на соль и на свадьбу". Это трижды повторяли вместе молодые и дружки, низко кланяясь, а потом сама молодая или молодой повторяли это отдельно. Хозяева давали молодому деньги, или пряжа, или что-то другое, говоря: "На тебе на люльку, на повивач, на подковы".

• СВАДЬБЫ

В Украине днем брака с давних времен было воскресенье. В этот день молодой рано утром вместе со своими боярами готовился ехать за молодой. Его выводила до ворот иметь в шерстью кверху вывернутом кожухе, которая осыпала сына зерном, мелкими деньгами, что означало пожелание успехов, богатства. По дороге молодой должен был откупиться от схватки, что заменяла ему дорогу.

Невеста в день свадьбы вставала до восхода солнца. Существовала традиция рано утром присылать в этот день музыкантов к молодой, которые играли ей "здрасьте". После этого она начинала собираться до брака.

В некоторых местностях жених и невеста ехали в церковь отдельно. И чаще всего молодой утром заезжал к молодой. К невесте молодого и его жену впускали в дом не сразу, а сначала устраивали словно драку, требовали выкупа, и только после этого жених вместе с боярами заходил во двор, а затем и в дом. Невеста в это время должна была сидеть за столом на углу, наклонив голову на хлеб, возле нее сидел неженатый брат, который ее "охранял", у него бояре жениха после долгих переговоров "покупали" невесту. Жених занимал место со стороны брата, а место возле дружок - бояре жениха.

Перед отправлением к браку проходил традиционный церемониальный обход вокруг стола, который проводил староста. Молодая и молодой при обходе держались за платок старосты, кланялись родителям, которые сидели с "прощевим" хлебом и благословляли детей до брака. Затем к молодым с речью обращался староста. Звучала она так: "Хорошо себе повеселите, что это делаете, чтобы не жалели потом на всю жизнь. Повеселите присягу и обязанности свои, а особенно ты, молодой господин, как должен радовать свою жену, как ее уважать, в добре и согласии с ней жить... Смотри на то, что где согласие и единство, там есть счастье и достаток хлеба. Что ты приґаздуєш, тем самым рядит жена, и делает все честно, как ты, как и она.

А теперь ты, панно молодая. Не думай себе, что как выйдешь замуж, то себе вольности обретешь, потому идешь из-под опеки своих родственников. Не забывай же, идешь под опеку своему мужу, и то служба не на год, ни два, но до самой смерти... Знай же, добрая жена есть человеку счастье, помощь, ему оборона, стоит ему за целый мир, как золотая корона. А не дай Бог, как войны, сварливая, а до работы ленивая, то есть ему солью в глазу, есть ему так, как колька в стороны. Плохая из нее хозяйка, плохая мать. Такая мать ни дети хорошо не воспитает, в таком хозяйстве ничего не прибавится..."

Исходя брака из дома, "отдавали честь" порога веточки. Молодые должны были переступить порог правой ногой. Тогда мать, одетая в вывернутый, кожух, трижды обходила поезд с миской воды, хлебом под мышками и "хохолком" барвинка кропила свадебный поезд и обсівала его зерном.

К церкви шли без музыки и песен, торжественно. Молодая всегда пыталась стать первой на церковный порог или полотенце, что стелили перед престолом, чтобы "верховодить мужем". На нее обижались все девушки, когда она, обходя престол, не тянула ногой полотенца, потому что везде верили, что без такого действия молодой в селе перестанут выходить замуж девушки.

Сохранился обычай угощать молодых сразу же по выходе из церкви хлебом с медом.

Из церкви молодые возвращались в дом невесты. Здесь их встречали хлебом-солью. Происходила гостиная с участием преимущественно парней и девушек, но без молодого, потому что он возвращался домой, чтобы собрать свадебный поезд уже в полном составе. В это время у него угощали поїжджай, благословляли в дорогу за молодой. По некоторым регионам молодой после возвращения из церкви оставался у молодого на обед и сам уже не шел за своей семьей, а посылал свата или дружбу со стороны невесты. И все же более распространенным вариантом является обед без участия молодого.

Свадебный поезд собирался с нечетным количеством участников, чтобы стала невеста. Свадебные чины в поезде должны были выполнять определенные функции и были обозначены соответствующими атрибутами. Перевязывали сватов рушниками, свахи несли в платке хлеб, калач, шишки. Светилка держала саблю или веточку.

Молодой почетно садился на телегу, мать с вилами (или другим острым металлическим орудием труда) в руках трижды обегала, а свахи пели:

Мать Иванка родила,

Месяцем огородила,

Звездой підперезала,

В дороженьку випроводжала.

Мать молодой встречала молодого на пороге в вывернутом кожухе. Она сначала давала молодому выпить рюмку воды, которую он изливал позади себя, потом мать наливала в рюмку водки, но ее молодой выливал и пил только третью. В сенях его ждала молодая, которую охраняли дружки и отдавали только за конфеты и пирожки.

Происходил также обмен калачами между молодым и молодой. Только после этого жена молодого доставала разрешение войти в дом. Иногда происходила еще игра - искания молодой, которой староста должен был вручить калач молодого. Староста делал вид, что не видит ее, ему показывали на дружок, он не соглашался, хотя каждую хвалил, наконец надибував молодую и клал перед ней калач со словами: "Просит господин молодой на дар". Случалось, что старости пытались подсунуть "фальшивую невесту", но он должен был с честью выйти из этой передряги. Перед порогом нередко происходил обмен подарками.

Когда свадебные входили в дом, начинались торги за молодую. Брат не отдавал ее, требовал платы. Когда он наконец доходил с молодым согласия и запивал магарыч, вынужден был покинуть стол, освободив место для молодого. Того дружба трижды обводил вокруг стола, девушки-дружки в это время становились на скамьи, и молодой садился возле молодой.

Молодая, накрытая покрывалом, была словно в большом отчаянии, она крепко держалась за стол, молодой снимал с нее покрывало, силой поднимал голову и целовал. После этого вся жена садилась за столы.

Тогда происходило одаривание рода невесты. Ближайших родственников одаривали ценными подарками. Чаще всего это были платки, перемітки. Мать молодой одаривала семью молодого так называемыми "подарками". Отец молодой после дарования подавал молодым завернутой в платок рукой по рюмке водки, те брали рюмки также свернутыми в платки руками. В это время пели молодой песен, в которой восхваляли ее.

После дарения происходил один из наиболее драматических обрядов - расплетение косы и покрытия головы молодой.

Молодую сажали на кадку, брат ее розплітав ей косу, которую смазывал маслом или медом, затем на голову надевали женский головной убор - очігіок, который она дважды снимала и только на третий раз оставляла на голове. В древности девушке не только расплетали косу, а и отрезали ее, причем это делал отец жениха или он сам.

Основным моментом свадьбы был должностей молодого и молодой. Он имел значение их обрядового соединения. С этого момента менялось отношение к молодому и молодой.

Молодых на должности крепко связывали кромкой или рантухом, в некоторых местностях связывали только руки.

Свадьба заканчивалось циклом архаичных перезв'яних обрядов, что означали отношение родственников и посторонних к сохранению невестой девичьей чести. Если девственность ее была доказана, свадьбы приобретало характер безграничного праздника, торжества, радости.

Из дома молодого отправлялись послы к матери невестки с уведомлением о счастливый конец брачной ночи. Матери передавали печеную курицу, украшенную калиной, барвинком, красной шерстью, подкрашенной в красный цвет водку, украшенный колосьями ржи, калиной, калач, обвязанный красными нитками. Послы звали мать с отцом и всей семьей к жениху в гости. Это называлось перезвою. Мать давала гостям кушать курицу, переданную молодым.

Молодые встречали гостей, сидя за столом. К ним подходили все родственники и, выпивая рюмку, одаривали молодых "на новое хозяйство".

В понедельник девушки-дружки несли молодому завтрак: сало, сметану, блины, печенье, цукерки. их угощали с большими почестями. В конце молодая выносила из кладовой верч, который привезла от отца, сама разрезала его и обділювала всех дружок со словами: "Нате, дружки, да чтобы и за собой дождали давать, чтобы и вас так уважали".

Потом молодая с молодым и всеми свадебными шла к колодцу и приносила воду домой, ею умывались молодые и все гости.

Во вторник происходила "цыганщина", или "ловчие", когда толпа переодетых свадебных гостей приходила до всех участников свадьбы и выпрашивала, а то и воровала кур, гусей, сало и т.д. Все это приносили в дом отца молодого, продолжая и дальше громкие веселье.

Третьего дня свадьбы в доме невесты гости в складчину варили кашу с маслом. Еще когда она была в печи, кухарка "продавала" ее. Как правило, кашу "выкупал" крестный отец. Горшок обвязывали полотенцами, вытаскивали из печи и тащили по доске на стол, где его разбивали, а почетный отец продавал всем гостям по комочке каши.

Молодая набирала каши в фартук и обсівала ней двор, огород, скот.

В среду, четверг, пятницу проходили "перезивки", когда гостили у молодого, дружка, у родственников. В субботу у родителей жениха и невесты собирались все родственники. Если у отца женился последний сын или у матери выходила замуж последняя дочь, то плели венки и надевали на голову отцу или матери. При этом родители говорили детям: "Чтобы на вас дождали надевать так, как за вами надевают на нас". Молодые низко кланялись, благодарили родителей.

В воскресенье справляли "большие пироги". Молодая их сама пекла и вместе с мужем везла в своих родителей.