Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 9 класс

УРОК 6

 

Тема. Украинские народные баллады "Бондаривна", "Ой летела стрела", "Ой на горе огонь горит", "Казака несут". Тематические и стилевые особенности, сюжет, герои украинских баллад. Классификация баллад (легендарные, исторические, семейные, любовные и др.). ТЛ: баллада.

Цель: раскрыть содержание понятия "баллада"; научить учащихся различать виды баллад, анализировать тексты по содержанию и стилевыми особенностями, объяснять драматизм коллизии, специфичность окончания, реалистическое и фантастическое в балладе; воспитывать осознание понятий трагического и оптимистического, их место в жизни человека.

Оборудование: издание украинских народных баллад, иллюстрации к ним, фонозаписи, таблица "Особенности народных баллад".

Межпредметные связи: литература: баллады Т. Шевченко, Ф. Вийона, И.В. Гете, И.В. Шиллера, В. Пушкина, Г. Киплинга и др.; изобразительное искусство: И. Соколов, "Девушки гадают в ночь на Ивана Купала".

Ход урока

И. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности.

1. Прослушивание отрывков из произведения Т. Шевченко "Тополь".

2. Фронтальное опрос:

- Как называется прослушанном произведении? Кто его автор?

- О чем говорится в произведении? Какие эпизоды вам больше всего запомнились?

- Вы уже знаете, что "Тополь" Т. Шевченко - это баллада. Вспомните, какие признаки являются характерными для этого жанра.

- Баллады которые вы изучали в курсе зарубежной литературы? Прочитайте наизусть одно из них (например, "Балладу прекмет" Ф. Вийона, "Перчатка" И. Шиллера, "Вішаний король" И. Гете, "Песнь о вещем Олеге" А. Пушкина т.п.).

II. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.

1. "Поиск информации".

Учитель предлагает учащимся прочитать статью из "Словаря украинского фольклора" М. Дмитренко и дать ответы на вопросы:

- Когда сформировался жанр украинской народной баллады?

- Кто из фольклористов начал первым применять термин "баллада"?

- Сколько известно сюжетов украинских народных баллад?

- Какие художественные особенности баллад?

- Кто из украинских писателей использовал сюжеты народных баллад в своих произведениях?

(Материал для учителя.

Баллада - неповторимое явление песенной культуры украинского народа: она и в наше время пользуется популярностью. Кто на Украине не знает не слышал таких баллад, как "Ой не ходи, Грицю, та й на вечорниці", "Ой чиє ж то жито, чиї то покоси", "Командировала маты сына у солдаты", "Ой в поле жито копытами сбито", "Ой горе той чайке, чаєчці-племяннице", "Ой Морозе, Морозенку", а также других песен про отравления, гибель преимущественно молодых людей? Полные вдохновенной поэтизации красоты и душевного величия простого труженика, эти произведения с позиции народной морали осуждают любое насилие и преступления, предательство и надругательство.

Считается, что народные баллады зародились во времена средневековья, на довольно позднем этапе развития эпического творчества, хотя и содержат немало архаичных представлений и образов.

В XII-XIII вв. в Провансе балладами называли любовные песни к танцу. В таком значении впервые употребил название "баллада" провансальский трубадур Пон где Шантей (1180-1228). По мнению Г. Скуки, в фольклоре европейских народов баллада возникла: у датчан - в XII, англичан и шотландцев - XIII-XIV, у славян - XIV вв. Датировки этих произведений, не связанных с конкретными историческими событиями или личностями, - дело довольно сложное, проблематична, требует тщательного анализа комплекса данных языка, этнографии, выявление закономерностей эволюции фольклорного мышления, выяснение жанровой специфики уснопоетичних образцов.

Формирование жанра украинской народной баллады происходило, на наш взгляд, задолго до XIV ст., в дохристианский период, возможно, еще в недрах календарно - и семейно-обрядовой песенности. Самым продуктивным периодом созидания баллад на Украине был время от XIV до

XVII ст. В XVI в. Ян Благословить в чешской грамматике вместил украинскую балладу "Дунаю, Дунаю, чему грустном течешь?" ("Штефан-воевода"), впоследствии польский поэт С. Кленович в поэме "Роксолания" (1584) вспомнил еще одну украинскую балладу "По ту сторону Дуная". Начиная с конца в. и до сегодня, баллады систематически фиксируются собирателями фольклора, публикуются.

В украинской народной традиции термин "баллада" для обозначения отдельного жанра песен не употребляется. Иногда среди певцов можно услышать: "грустные песни", "длинные песни" или "песни о (отравления невестки, убийство кого-то и т.п.)". В фольклористике термин "баллада" на Украине пользовались уже в первой половине XIX в. М. Маркевич, М. Максимович, М. Костомаров и др.

Определений жанра баллады существует немало. Для того, чтобы полнее и глубже понять специфику жанра, приведем несколько дефиниций, которые в основном уточняют, конкретизируют, дополняют друг друга, а порой и отрицают. М. Драгоманов: баллады - "то песни эпического содержания, что, повествуя, обычно имеют за сюжет какую-нибудь грустно-эффектное событие: убийство родственника, женщины, мужа, яд брата, смерть женщины, брак с сестрой и т.п " (Разведки Михаила Драгоманова о украинскую народную словесность и письменность. - Т. И. - Львов, 1899, с. 67); Ф. Колесса: "это унылые лирико-эпические песни о необычные события, жизненные конфликты с трагическим окончанием" (Украинская устная словесность. - Эдмонтон, 1983, с. 108); С. Мишанич балладами считает "те лиро-эпические песни о необычные события и драматические конфликты семейно - и общественно-бытового характера, которые завершаются трагически. При этом следует оговорить, что трагическое в народном понимании не обязательно связано с гибелью героя; трагедией в народе было жизни покрытки или же такая ситуация, когда взрослые дети выгоняли из дома старую немощную мать" (3 гор Карпатских. - Ужгород, 1981, с. 6-7); Л. Дунаевская: "Песни-баллады - это лиро-эпические произведения на семейно - социально-бытовую тематику с динамичными сюжетами, что завершаются трагическим, часто фантастической развязкой " (М.С. Грицай В.Г. Бойко, Л.Ф. Дунаевская. Украинская народно-поэтическое творчество. - К, 1983, с. 164); В. Лесин: "небольшой стихотворный лиро-эпический сказочно-фантастическом, легендарно-исторического и героического содержания произведение с драматически напряженным сюжетом и сочувственно-печальным звучанием" (Литературоведческие термины. - К, 1985, с. 24); В. Дей определяет балладу как "совокупность эпических песенных произведений развернутой остро драматической и трагической сюжетности, что реалистично художественно обобщают исключительные, необычные к экстремальности и сенсационности по своей внутренней конфликтностью жизненные события, поступки и роковые стечения обстоятельств в личной, семейной общественной сферах, освещая все это с позиций традиционной семейно-бытовой морали, преимущественно от противного утверждая и отстаивая его принципы, чем обусловлены психологическая напряженность восприятия баллад и их воспитательная и дидактическая действительность" (Украинская народная баллада. - К, 1986, с. 13); Г. Скука: "Баллада - жанр лиро-эпической поэзии фантастического, историко-героического и социально-бытового содержания с напряженным драматическим сюжетом, в котором имеются элементы чрезвычайного" (УЛЕ, т. И. - К, 1988, с. 117); Г. Штроба: "песня повествовательного характера с острым драматическим сюжетом и зачастую с трагической развязкой"; баллада "сочетает лирические, эпические и драматические элементы"; "для баллады как жанра характерна сюжетная краткость (в основном содержание концентрируется вокруг одного эпизода), дискретность повествования и наличие подтекста (отношения персонажей, суть коллизии, мотивации завуалированные и прямо почти не преподаются), острая конфликтность столкновения персонажей, нередко с кровавой развязкой" (Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 4. - М., 1991, с. 24).

Как видим, исследователи единодушны в определении срока. Наиболее существенное различие оказалось во взглядах на балладу как: а) произведение эпическое, б) лиро-эпический. Г. Шгробах попытался избежать отнесения баллады к первой или второй групп, предложив своеобразный компромиссный вариант: сочетание в балладе "лирических, эпических и драматических элементов". Для выяснения сути специфики жанра баллады указания на механическое "соединение элементов" недостаточно. Необходима аргументация. О. Дей подчеркивает: "Эпичность баллад проявляется прежде всего в объективно беспристрастном изложении содержания и в методе, как правило, обезличенного изображения драматических и трагических жизненных коллизий, событий и фактов, участниками которых (а следовательно, и героями произведений) выступают не сверхъестественные существа или легендарные богатыри, а обычные, простые люди разных общественных слоев... Баллады - это эпос несчастных человеческих судеб"; "у сторонников лиро-эпичности баллад фактически произошло неоправданное смещение разных плоскостей: эмоциональности восприятия балладного рисунка (оно является внешним относительно него, субъективным) и его эпически воспроизводимого психологического наполнение (что является объективно присутствующим составляющей его внутренней структуры)... Баллады - это не лирическая исповедь, а продукт художественного отображения действительности на основе реалистичного эпического мышления народных творцов" (Украинская народная баллада, с. 14). Возражения лиро-эпической сущности баллад на пользу эпичности, по мнению исследователя, все же не означает, что лиричность вообще несвойственна или недоступна этом жанре. Рассматривая славянские баллады, американский ученый В. Гаркінс пришел к выводу: развитие жанра баллады проходит путем от эпических до лирических форм, ліризація - типичное явление процесса контаминации баллад и присуща новейшей группе произведений.

Известно более 300 сюжетов украинских народных баллад. В упоминавшейся монографии О. Дей опубликовал "Каталог украинских народных баллад", где выделил основные сюжетно-тематические циклы песен: И. Любовь и добрачные отношения. (Отбор пара через испытания силы и сообразительности. Чародейство. Отравление чарами. Сбыт нелюбимого ценой жизни. Самоубийство (смерть) насильно разлученных влюбленных. Предательство в любви и дружбе. Месть за неверность. Побег из спокусниками, расплата підмовлених к путешествиям за свое легкомыслие. Зрадливе возведения девушки. Потеря венка. Дітозгубництво т.д.). II. Семейные взаимоотношения и конфликты. (Случайный и предупрежден инцеста (кровосмешения). Внезапная смерть верной жены. Потеря доброго мужчину. Конфликты между женатыми без любви. Супружеская измена. Прелюбодеяние. Убийство по наущению. Издевательства свекрови над невесткой. Конфликты родителей и детей и др.). III. Отголоски социальной и исторической жизни (турецко-татарские набеги на Украину, стычки казаков с шляхетниськими поработителями. Чумакування. Гайдамацтво, опришництво. Социальный протест против господ. Войны и их жертвы и т.д.).

В большинстве произведений конфликтные ситуации между поляризованными героями или героем и обстоятельствами решаются в форме наивысшего накала страстей через насильственную и неестественную смерть преимущественно положительных персонажей, которые, погибнув, воскресают в песнях. Народ преподносит отравленного Грица, підмовлену и сожженную возле сосны Галю до обобщенных образов-предостережений, а казненного турками Морозенко - до статуса национального эпического героя. А потому в нашем сознании Морозенко и до сих пор "седым коньком виграває", несмотря на свою Украину.

Для поэтики баллад характерные описания, диалоги, психологические паралелізми, метафоричность, гиперболизация, постоянные народные сравнения, эпитеты, символика, повторы, ласкательно-уменьшительная, эмоционально окрашенная лексика. Закрой баллад часто содержат обращения эпического рассказчика к кому-то из персонажей, внезапное сообщение о каком-то событии, новость, что создает эффект заинтересованности, интриги, которая последующим изложением углубляется - вплоть до трагической развязки (нередко - с позасюжетною оценке-приложением, моральной установкой и т.п.). Иногда окончание баллады - своеобразная метаморфоза: перевоплощение персонажей на представителей мира флоры. Так, сын, проклятый матерью, становится явором; невестка, которую возненавидела свекровь, - тополем. Брат неожиданно узнает, что женат с сестрой, в отчаянии говорит:

Пойдем, сестра, оврагами,

Розсіємось цвітами;

Пойдем, сестра, горой,

Розсіємось травой:

Ой ты будешь синий цвет,

А я буду желтый цвет...

(Попутно обратим внимание и на символику цветов).

В семейно-бытовой балладе "А в поле береза, а в поле кудрявая", записанной нами на Подолье, простой сюжет (сын после службы в армии возвращается домой с женой; мать не полюбила невестки, налила сыну "сладкого меда", а ей - "зеленого яда"; молодежи "мед с ядом вместе ізлили, как голубь и голубка головы склонили") завершается своеобразной идеализацией безвинной женщины:

Посадила сыну красную калину,

Молодой невестке - колючее терние.

Красная калина увядает, посихає,

Колючий терновник цветет, процветает.

Поляризацией растительной символики подчеркивается отношение эпического рассказчика к персонажам. Традиционный символ красной калины получает специфическую смысловую нагрузку, углубляя трагическое звучание произведения. Негативное отношение к свекрови, высказанное косвенно, через символические действия (калина вянет, усыхает), драматизуються невинностью сына, который словно становится жертвой дважды: при жизни и посмертно. В другом варианте этой баллады иметь осознает тяжесть своего преступления:

Ой боже ж мой, боже, что я наделала?

Зачем же своих деток из мира погубила?!

(Баллады. - К. : Днепр, 1987, с. 174).

Народные баллады сыграли заметную позитивную роль в процессе становления и развития новой украинской литературы, в творчестве Т. Шевченко, поэтов-романтиков, С. Руданского, Ю. Федьковича, И. Франко, Леси Украинки, В. Симоненко, Лины Костенко, И. Драча и др. Без жанра баллады не обошелся ни один великий украинский поэт. Сюжеты народных баллад были источником многих произведений прозы, драматургии (Панас Мирный "Лымеривна"; И. Франко "Украденное счастье"; А. Кобылянская "У неділю рано зілля копала" (Г. Дмитренко, "Словарь украинского фольклора").

2. Объяснение учителя с использованием таблицы "Особенности народных баллад".

Итак, баллада - это небольшой по объему стихотворное сюжетное гостродраматичний произведение, в котором отражаются напряженные конфликты в личной и общественной жизни.

Характерные признаки баллады:

- напряженность композиции;

- трагическая развязка;

- ощутимое эмоциональное напряжение;

- в центре сюжета - лишь одно событие из жизни главного героя;

- лаконичность повествования;

- незначительное количество героев.

Мотивы баллад:

- тоска за невестой;

- убит на войне казак;

- чувства девушки, из которых насмеялись;

- злое волшебство;

- проклятия свекрови в адрес молодой невестки;

- предательство и месть.

Как правило, по сюжету баллады имеют грустно-эффектное событие: убийство, отравление, месть свояка, жены, мужа и т.д. Баллада не дает конкретных имен и конкретных обстоятельств (М. Драгоманов), для ней главное не событие, а чувства, которые она возбуждает (В. Белинский), заставляя нас сопереживать трагической судьбе тех, что пострадали безвинно. Для поэтики баллад характерные диалоги, психологические паралелізми, метафоричность, гиперболизация, постоянные народные сравнения, эпитеты, символика, повторы, уменьшительно-пестлива, эмоционально-окрашенная лексика. В балладах имеющиеся элементы колдовства: невестка превращается в тополь, калину; срезанная веточка говорит человеческим голосом; отдана замуж за нелюбимого возвращается домой кукушкой. Действующими лицами баллад часто выступают ворожеи, гадалки, ведьмы.

Среди сюжетов баллад выделяют несколько тематических групп.

* Мифологические, связанные с легендами о превращении людей в птиц, растений (например, хорошо известные баллады о дочери-птицу, про девушку-тополь, о сыне, заклятого у тополя и др.), аллегорические (о голубку и голубя).

* Семейно-бытовые с пережитками кровно-родовых отношений - на тему инцеста (кровосмешения): (брат сватается к сестре; о вдове и ее женихов - родных сыновей).

* О семейные отношения во времена патриархальных отношений мужчин и женщин, родителей и детей (о мужчине, который убивает женщину по наущению матери; о сыне, который прогоняет из дома мать-вдову; о матери, которая пропивает дочь и др.).

* Исторические баллады, которые плотно стыкуются с историческими песнями(о встрече родных в турецком плену; о Бондарівну и господина Каньовського; о гайдамаков, которые убивают Марусиного сына и др.).

* Социально-бытовые (о смерти рекрутов, чумаков, батраков, эмигрантов, сечевых стрельцов).

Сегодня мы ознакомимся с некоторыми из них.

3. Выразительное чтение или прослушивание в фонозапису баллады "Бондаривна" и беседа по вопросам:

- О чем рассказывается в балладе?

- Где происходят события, изображение в произведении? Как вы думаете, почему в одном из вариантов баллады место действия - Богуслав, а в другом - Немиров? О чем это свидетельствует?

- Как заканчивается произведение? Почему именно так?

- Какова роль диалогов в балладе?

- Найдите в тексте художественные средства, свойственные фольклорным произведениям.

(Материал для учителя.

Баллада "Бондаривна" рассказывает о гордую девушку Бондарівну, которая не приняла ухаживания господина Каньовського и резко ему отказала, ее схватили жандармы (солдаты) и привели к господину. Тот приказал выбирать: или жить, или в сырой земле гнить. Девушка выбрала последнее, и господин ее застрелил. А отцу, старому Бондарю, дал денег "за хорошую дочь". В произведении высказывается восхищение гордой девушкой, которая не хотела с нелюбимым жить, не сдалась, и осуждение жестокого господина-убийцы. Баллада построена на диалогах с использованием повторов, обращений, восклицательных предложений, сравнений и эпитетов).

4. Выразительное чтение баллады "Ой летела стрела" и беседа по вопросам:

- Что вы "видели", "слышали", слушая балладу?

- Как вы думаете, от чьей стрелы погиб удовиний сын?

- Сколько кукушек прилетело к нему? Раскройте символику этого образа.

- Найдите в тексте гиперболу. С какой целью она употреблена в произведении?

(Материал для учителя.

В балладе "Ой летела стрела" описывается, как погиб удовин сын от стрелы. Горе родных - безмерное. Они, как кукушки, прилетели и плачут над убитым. Где мать плачет - там "Дунай разлился", где сестра - там "слезок колодец", а где миленькая - "земля вкусненький". Сестра и милая скоро забудут о потере, а мать страдатиме вовек. В балладе присутствуют гипербола, метаморфозы (превращения), трикратність).

5. Выразительное чтение баллады "Ой на горе огонь горит" и беседа по вопросам:

- О ком говорится в балладе?

- Что в произведении является реалистичным, а что фантастическим?

- Прочитайте последние строки баллады и объясните, как вы их понимаете. Как называется художественный прием, использованный в этом отрывке?

(Материал для учителя.

Трудной и опасной была служба казака, особенно сторожевого. Он должен был день и ночь сторожить, не враги собираются напасть врасплох на его родную землю. В случае опасности зажигали сигнальный огонь. Казак успел сообщить о нападающих, а сам лежит порублена, постріляний". И посылает верного товарища конька вороненького, чтобы сказал родителям, что их сын не вернется, потому что женился "с сырой землей" - такой метафорой обозначенная гибель казака. Баллада "Ой на горе огонь горит", которая прославляет мужество и преданность казаков-защитников, полна тронного звучания).

6. Выразительное чтение баллады "Казака несут" и беседа по вопросам:

- Какая картина возникает в вашем воображении во время чтения произведения? Назовите его персонажей.

- Докажите, что это - баллада. К которой сюжетно-тематической группе она принадлежит? Объясните свое мнение.

7. Проблемный вопрос.

Согласны ли вы с определением украинского ученого-фольклориста А. Дея, что "баллада характеризуется ярко выявленным образовательным потенциалом"? Свои рассуждения подтвердите примерами из изученных баллад.

III. Подведение итогов.

IV. Домашнее задание.

Научитесь выразительно читать и анализировать баллады "Бондаривна", "Ой летела стрела", "Ой на горе огонь горит", "Казака несут"; определите в них характерные признаки этого жанра. Повторите изученное по разделу "Устное народное творчество".