Письмо как вид речевой деятельности (УРЗМ).
Особенности письменной речи. Пословица га поговорки.
Красота и мудрость этого жанра устного народного творчества.
Составление письменных монологических высказываний на основе пословиц.
Цель: углубить и обобщить знания школьников об особенностях письма как одного из видов речевой деятельности, его разновидности (письменные переводы и произведения), что позволит формировать умение создавать собственные высказывания различных типов и стилей речи на сознательной основе, развивать культуру письменной речи, ознакомить со спецификой пословиц и поговорок как вида устного народного творчества.
Коммуникативный компонент - обобщение знаний о видах речевой деятельности, особенности письменной формы речи, совершенствование основных коммуникативных умений.
Социокультурный-воспитание уважительного отношения к смекалке и мудрости народа, аккумулированных в пословицах и поговорках, содействие осмыслению роли этих ценностей в современном мире, развитие афористичности и точности мысли, внимание к лексике собственных суждений.
Деятельностный (стратегический) - совершенствование общеучебных умений определять цели и задачи собственной деятельности, сравнивать, анализировать явления языковой и позаказной действительности, применять полученные знания в измененных условиях, формирование креативного речи и мышления.
Лингвистический - обогащение речи учащихся новой лексикой, пословицами и поговорками, формирование умения использовать языковые средства, адекватные цели и стиля высказывания.
Литературоведческий - углубление знаний о пословицы и поговорки как жанр устного народного творчества, объяснение их содержания, проецируя на ситуации современной жизни.
Оборудование - учебники по украинской литературе для 5 класса, карточки - информаторы, тематические литературоведческие словарики, отпечатанные тексты для чтения, карточки для индивидуальной и дифференцированной работы.
Интеграция: деятельностная (виды речевой деятельности: чтение, говорение, аудирование, письмо), предметная (литературный и языковой содержание урока), художественно-игровая.
Тип урока - интегрированный, бинарный (развития речи, работы с художественным произведением).
Ход урока
И. Актуализация опорных знаний, мотивация учебной деятельности на уроке, сообщение о особенности бинарных уроков, объявление темы и задач урока.
1. Умственная разминка.
А) запись пословиц в тетрадях:
- Хорошо тому жить, кто умеет говорить.
- Говори, слушателям уши не болят.
- Меньше говори, больше вчуєш.
- Красно говорит, а слушать нечего.
- Слушай тысячу раз, а говори один раз.
- Или разумное говорить, или вовсе молчать.
- Как аукнется, так и откликнется.
- Говорить - то серебро, а молчание - то золото.
- Кто много спрашивает, тот много знает.
Б) Беседа:
- Что объединяет записанные предложения? (Это - пословица на общую тему.)
- Какова тема этих пословиц?
Какой вид речевой деятельности говорится больше всего? (Говорение.)
Вид речевой деятельности, как правило, сопровождает говорение? (Слушания.)
- Что объединяет эти два вида речевой деятельности? (Устная форма.)
- Какая форма речевой деятельности является первичной, то есть возникла раньше? (Устная.)
- Какие особенности устной речи вам известны? (Можно воспользоваться словничками.)
- Что такое говорение? Каковы его особенности?
- Что такое слушание? Какова его роль в общении? И как об этом говорится в пословицах?
- О какие известные вам виды речевой деятельности в приведенных пословицах ничего не сказано? (Чтение, письмо.)
- Что такое чтение? Что такое письмо?
- Какие виды чтения вам известны? Когда вы пользуетесь ими?
- Как вы думаете, почему в пословицах не говорится о чтение и письмо? С чем это связано?
- Связанные между собой виды речевой деятельности? Как именно? Докажите свое мнение.
Поскольку вы все пришли к выводу, что виды речевой деятельности связаны между собой и имеют большое значение в нашей жизни, то для детального разговора об одном из видов нам нужно повторить знания об изученных ранее.
В) Выполнение тестовых заданий:
Какие виды речевой деятельности присущи человеку:
A) слушание, чтение, говорение, письмо;
Б) говорение, переводы, сочинения, письмо;
B) слушание, говорение, подслушивания, молчание;
Г) чтение, письмо, монолог, диалог.
Какие формы речи вам известны:
A) гласная, внутренняя, молчаливая; Б) устное, письменное;
B) сказочная, прозаическая, стихотворная;
Г) диалогическая, полілогічна, прозаическая. Какие особенности присущи устной форме речи:
A) вторичность, подготовленность, контактность, двусторонний характер;
Б) контактность, графическая оформленность, наличие адресата речи, первичность;
B) первичность, спонтанность, контактность, адресованість, фонетическая оформленность;
Г) спонтанность, контактность, графическая оформленность, вторичность.
В чем заключается сущность аудирования как вида речевой деятельности:
A) восприятие на слух речи, его понимание; Б) восприятия зрением текста, его осознания;
B) построение собственных устных высказываний;
Г) создание собственных письменных высказываний. Какие виды аудирования вам известны:
A) ознайомлююче, устная, письменная, критическое;
Б) глобальное, детальное (подробное), критическое;
B) детальное (подробное), творческое, монологическая; Г) критическое, глобальное, творческая, диалогическая.
Подробное (детальное) аудирование - это ...
A) выражение своего собственного отношения к услышанному, критическое обобщение информации, содержащейся в тексте; Б) осознание только общего содержания, определение темы, основной мысли услышанного, отделение главного от второстепенного;
B) полное осознание всех элементов услышанного.
Критическое аудирование - это ...
A) выражение своего собственного отношения к услышанному, критическое обобщение информации, содержащейся в тексте;
Б) осознание только общего содержания, определение темы, основной мысли услышанного, отделение главного от второстепенного;
B) полное осознание всех элементов услышанного.
Глобальное аудирование - это ...
A) выражение своего собственного отношения к услышанному, критическое обобщение информации, содержащейся в тексте;
Б) осознание только общего содержания, определение темы, основной мысли услышанного, отделение главного от второстепенного;
B) полное осознание всех элементов услышанного.
В чем заключается сущность чтения как вида речевой деятельности:
A) восприятие на слух речи, его понимание;
Б) восприятия зрением графических знаков, их осознание и понимание;
B) построение собственных устных высказываний;
Г) создание собственных письменных высказываний.
Выборочное чтение - это ...
A) быстрое чтение заголовков, отдельных фрагментов текста с целью получения общего представления о содержании, героях, привлекательность текста;
Б) высказывание своего отношения к описываемым в произведении явлений на основе осознания содержания, авторского замысла и путей его реализации;
B) медленное чтение текста или отдельных его частей, глубокое проникновение в его содержание;
Г) просмотр с целью поиска ответа на заданный вопрос, быстрое чтение отдельных фрагментов текста на заданную тему.
Вивчальне (детальное) чтение - это ...
A) быстрое чтение заголовков, отдельных фрагментов текста с целью получения общего представления о содержании, героях, привлекательность текста;
Б) высказывание своего отношения к описываемым в произведении явлений на основе осознания содержания, авторского замысла и путей его реализации;
B) медленное чтение текста или отдельных его частей, глубокое проникновение в его содержание;
Г) просмотр с целью поиска ответа на заданный вопрос, быстрое чтение отдельных фрагментов текста на заданную тему.
Ознакомительное чтение - это ...
A) быстрое чтение заголовков, отдельных фрагментов текста с целью получения общего представления о содержании, героях, привлекательность текста;
Б) высказывание своего отношения к описываемым в произведении явлений на основе осознания содержания, авторского замысла и путей его реализации;
B) медленное чтение текста или отдельных его частей, глубокое проникновение в его содержание;
Г) просмотр с целью поиска ответа на заданный вопрос, быстрое чтение отдельных фрагментов текста на заданную тему.
Критическое чтение - это ...
A) быстрое чтение заголовков, отдельных фрагментов текста с целью получения общего представления о содержании, героях, привлекательность текста;
Б) высказывание своего отношения к описываемым в произведении явлений на основе осознания содержания, авторского замысла и путей его реализации;
B) медленное чтение текста или отдельных его частей, глубокое проникновение в его содержание;
Г) просмотр с целью поиска ответа на заданный вопрос, быстрое чтение отдельных фрагментов текста на заданную тему.
Говорение как вид речевой деятельности - это ...
A) построение собственных диалогических и монологических высказываний, направленное до адресата (ов), предмет мысли того, кто говорит;
Б) восприятие устной речи, его понимание;
B) фиксация слов и текста с помощью графических знаков;
Г) зрительное восприятие графических знаков, логическое понимание их значения.
Что такое диалог:
A) высказывание одного лица (сочинение);
Б) процесс речевого взаимодействия двух или нескольких участников общения;
B) литературный текст, в котором о чем-то рассказывается;
Г) перестройка письменной речи в устную.
Какие особенности диалогической речи:
А) контактность, двусторонний характер, неподготовленность, эмоциональная окрашенность, неполнота, ситуативность;
Б) полнота, односторонний характер, подготовленность, эмоциональная окрашенность, дистанционность;
В) контактность, ситуативность, неполнота, подготовленность, односторонний характер;
Г) вторичность, полнота, ситуативность, неподготовленность, двусторонний характер.
Какие особенности монологического вещания:
A) подготовленность, полнота высказывания, законченность мыслей, литературная речь, относительная зависимость от адресата речи;
Б) полнота, односторонний характер, подготовленность, эмоциональная окрашенность, дистанционность;
B) контактность, ситуативность, неполнота, подготовленность, односторонний характер;
Г) вторичность, полнота, ситуативность, неподготовленность, двусторонний характер;
Г) оценивание тестовых задач, коррекция знаний.
2. Формулировка темы урока, определение задач, запись их на доске.
Следовательно, мы можем определить тему урока, исходя из записей в ваших тетрадях и выполнения тестовых заданий. Сегодня мы будем более подробно знакомиться с письмом как видом речевой деятельности. Это первая составляющая темы нашего бинарного урока словесности. А как вы думаете, какая тема литературной части нашего занятия? (Пословицы и поговорки как жанр устного народного творчества.) Задачи урока:
- углубить знания о письмо как вид речевой деятельности;
- выявить присущие ему особенности;
- заключить (пополнить) свой словарик терминов, связанных с письмом;
- ознакомиться с украинскими пословицами и поговорками, выявить их особенности;
- окунуться в мудрый и вечный мир пословиц;
- учиться расшифровывать их тайный смысл, соотносить его с нашей современной жизнью;
- совершенствовать письменную форму речи, создавать собственные высказывания (сочинения) на основе пословиц.
- Что нам поможет в решении задач?
- С чем мы работаем на каждом уроке словесности? (Карточки-информаторы, терминологические словарики, учебники.)
А какие черты характера приблизят нас к достижению цели? (Внимательность, любознательность, сообразительность, упорство, фантазия...).
3. Запись в тетрадях эпиграфа урока:
Пословицы, поговорки - жемчужины народной мудрости, духовные сокровище нашего народа.
II. Проработка теоретического материала урока РЗМ (украинский язык)
1. Работа с карточкой-информатором.
ПИСЬМО КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Письмо - процесс фиксации слов и текста с помощью графических знаков - букв.
Письмо как вид речевой деятельности направлено на построение собственных высказываний (изложений и сочинений) в фиксированной графической форме.
Письменная речь воспринимается как вторичная форма существования языка. Оно сориентировано на многократное зрительное восприятие, поэтому написанное можно понимать, осмысливать, перечитывать по несколько раз тот или иной отрывок текста. Письменная речь заранее продумывается, обрабатывается, поэтому оно синтаксически более благоустроенное, богаче лексически и грамматически, точнее и последовательнее в оформлении и передачи мыслей и чувств. Письменная речь в основном монологическую. Оно меньше, чем устное, зависит от адресата, поскольку чаще всего этот адресат обобщенный, неконкретный. Письменная речь характеризуется еще и тем, что в самой форме речевой деятельности находят определенное отражение условия и цель общения, и это предопределяет выбор выразительных средств, с помощью которых создается тот или иной тип речи. В писемному речи нужны навыки углубленной работы над словом, умение анализировать написанное, работать над усовершенствованием мысли и формы ее выражения.
Основными признаками письма как вида речевой деятельности являются:
- Вторичность (возникло позже устной формы);
- В основном монологічність;
- Графическая оформленность;
- Предварительная спланированности, продуманность;
- Полный и обстоятельный изложение мыслей;
- Зрительное восприятие;
- Возможность вернуться к осмыслению несколько раз;
- Отсутствие позамовних средств общения (мимики, жестов, интонации);
- Отбор языковых средств, четко подчинен типа и стиля речи;
- Логичность;
- Развернутость;
- Литературный язык, нормативность.
Для овладения письмом нужны специальные умения и навыки:
- навыки изображение знаков письма (каллиграфические навыки);
- навыки правильного перекодирования звуков речи в знаки письма (орфография);
- умение построения письменного высказывания (перевода, произведения): содержательные, композиционные, языкового оформления, стилистические и т.д.
2. Беседа по материалам карты (может проводиться в виде конкурса на лучшего знатока терминов и понятий, наиболее часто используемых на уроках развития связной речи).
- Что такое письмо?
- Есть ли какая-то разница между письмом как деятельностью (переписывание) и письмом как видом речевой деятельности?
- Каковы наиболее распространенные виды письма ты знаешь?
- Каковы особенности письменной речи тебе известны?
- Почему писание называют вторичной формой речи?
- В чем, по вашему мнению, проявляется полнота письменной формы речи?
- Что означает спланированности письма?
- Какие еще особенности письменной формы речи тебе известны?
- Существует взаимосвязь между адресатом речи и письмом?
3. Выписывание определений в словарь, построение обобщающей сравнительной таблицы.
(Таблица составляется коллективно, ученики могут пользоваться достопримечательностями и записями в словничках.)
УСТНАЯ РЕЧЬ | ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ |
Первичное | Вторичное |
Монологическая, диалогическая, полілогічне | Преимущественно монологическую |
Происходит с учетом конкретных адресатов в определенных ситуациях | Чаще всего происходит с невизна - черным адресатом, без учета ситуации |
Спонтанное (неподготовленное) | Спланированное, предварительно обдуманное |
Широкое привлечение позамовних средств общения (мимика, жесты, интонация) | Отсутствие этих средств |
Эмоциональное, экспрессивное | Отсутствие этих характеристик |
Неполнота | Полнота |
Непродолжительное во времени | Возможность многократного возвращения, перечитывание и редактирование |
Фонетически оформлена | Графически оформленное |
Воспринимается на слух | Воспринимается зрением |
4. Закрепление знаний об особенностях письменной речи и письмо как вид речевой деятельности.
A) работа в парах - учащиеся задают друг другу вопросы по материалам таблицы и карточки-информатора;
Б) построение собственных высказываний об особенностях письма (индивидуально);
B) решения проблемной ситуации по смыслу пословица: "Что написал пером, не вырубишь и топором".
Ситуация к обсуждению: Школьный психолог проводил анкетирование в классе, выяснялся вопрос, кто является настоящим лидером в классном коллективе. Все пятиклассники определяли Сашка как лидера, потому что он не только отличник, но и носа не задирает, всегда поможет, разъяснит тяжелый материал. Он - настоящий друг, рассудительный, эрудированный, надежный. Коля уговорил одноклассников, предложил на вопросы анкеты писать все наоборот, чтобы потом просто посмеяться.
Когда объявляли неожиданные для большинства класса результаты, Коле и его товарищам стало стыдно и обидно. Они попросили психолога внести исправления в анкете, но она сказала: "Что написано пером, не вырубишь и топором", надо было раньше подумать, а потом написать.
- Уместно употреблено пословица в этой истории?
- Что оно отражает: тему или основную мысль высказывания?
- Как вы понимаете смысл пословицы?
- Когда его можно употреблять в речи, в каких ситуациях?
- Как вы думаете, в прямом или переносном значении употребляется пословица?
- Попробуйте словесно нарисовать картинку, на которой изображено, как настоящей пытаются вырубить топором написанное в тетради или дневнике.
Итак, в этом пословице подчеркивается фиксированный графический характер оформления мыслей при письме. Подошло время более детально познакомиться в пословицами и поговорками.
III. Выработка нового литературного материала.
1. Игра - соревнование между рядами. Каждый ряд получает карточку с пословицами, которые надо тематически угрупувати и провести над ними наблюдения. (Пословицы можно взять из учебника) Приводим примерный (ориентировочный) содержание карточек.
№1
1. Прочитайте пословицу:
- Чего в молодости научишься, то в старости - как найдешь.
- Наука в лес не ведет, а из лесу выводит.
- Письменный видит ночью больше, как неграмотный днем.
- Умный учит, а глупый поучает.
- Зима без снега - лето без хлеба.
- Как не будешь вторая, не будешь иметь и врага.
- Мудрый не все говорит, что знает, а дурак не все знает, что говорит.
- Око видит далеко, а ум еще дальше.
2. Объедините пословица за общей темой. Какие из пословиц являются лишними, почему?
3. Проведите наблюдение:
А) определите, из скольких частей состоит большинство пословиц; как они связаны между собой;
Б) найдите антонімічні пары, определите, какой частью речи они выражены; какую роль они играют в пословицах.
№2
1. Прочитайте пословицу:
- Как не будешь вторая, не будешь иметь и врага.
- Учение - свет, а неученье - тьма.
- В хорошей компании ума наберешься, а в плохой и свой потеряешь.
- Лучше иметь сто друзей, чем одного врага.
- 3 добрым дружись, а с лихим берегись.
- Лучше с умным потерять, как с глупым найти.
- Не бойся умного врага, а бойся глупого друга.
2. Объедините пословица за общей темой. Какие из пословиц являются лишними, почему?
3. Проведите наблюдение:
А) определите, из скольких частей состоит большинство пословиц, как они связаны между собой;
Б) найдите антонімічні пары, определите, какой частью речи они выражены. Какую роль они играют в пословицах? Есть ли среди пословиц синонимичны? Какие?
№3
1. Прочитайте пословицу:
- Слова ласковые, и мысли лукавые.
- Огонь - хороший слуга, но плохой хозяин.
- Слово - серебро, молчание - золото.
- Лучше своя хата, как чужая палата.
- Добрые слова лечат, плохие - убивают.
- Добрым словом стену пробьешь, а злым и в двери не войдешь.
- Слово может спасти человека, слово может и убить.
2. Объедините пословица за общей темой. Какие из пословиц являются лишними, почему?
3. Проведите наблюдение:
А) определите, из скольких частей состоит большинство пословиц. Как они связаны между собой?
Б) найдите антонімічні пары, определите, какой частью речи они выражены. Какую роль они играют в пословицах? Есть ли среди пословиц синонимичны? Какие?
2. Проверка выполнения заданий с карточек, обсуждение, определение победителей, которые не только первыми правильно выполнили задание, но и раскрыли смысл пословиц.
3. Обобщение результатов наблюдения, запись определений в тетради.
В результате этого этапа работы на уроке в словничках у детей появляются записи:
Пословица - краткое крылатое народное выражение, в котором в высокохудожественный форме выражено поучительный жизненный опыт и мудрость масс. Это насыщенное глубоким смыслом художественное обобщение, в котором объединены по каким-то характерным признаком много разных явлений и которое сформулировано в легкой для запоминания форме. Строение пословиц отличается симметричностью, разделением на части, которые рифмуются между собой. Часто пословицы строятся на противопоставлении или паралелізмі. Чаще всего в основе пословицы лежит метафора, гипербола или сравнения.
Поговорка - краткое крылатое народное выражение, близкий к пословице, иногда же это укороченный пословица, но без присущего ему поучительного значения. Когда пословица имеет две части, то поговорка состоит из одной.
Присказка - так в западных областях Украины называли пословицы, поговорки и другие короткие и мудрые, образные выражения и т.д. Франко называл присказки "сокровищем нашего языка и народного опыта" и широко их использовал их в своем творчестве.
4. Работа с учебником литературы.
а) чтение определений;
б) выборочное (по вариантам) чтение тематических групп пословиц, представленных в учебнике:
Речь, сила слова. Обучение, ум. Трудолюбие. Родина, родной дом. Мир, согласие. Моральные качества человека.
в) выписки в тетради отдельно пословиц, а отдельно поговорок. Обоснование своего выбора.
Например:
Одежда лучше новый, а друг - старый (вместе можно и море запрудить) - это пословица (поговорка), потому что:
Во-первых, имеет своеобразное строение (состоит из одной или двух частей) ...
Во-вторых, имеет / не имеет ярко выраженного обучающего характера
В-третьих, в основе этого выражения лежит противопоставление (гипербола, метафора, переносное значение) ...
Следовательно, анализируемый крылатое выражение - это
ІУ. Закрепление изученного на уроке материала.
1. Соревнования "Проверь свою память и знания пословиц".
Возможны несколько вариантов проведения этого этапа урока:
А) каждый ученик берет одну тематическую группу пословиц учебника, пишет на листке первую их часть и отдает соседу, который продолжает, дополняя текст второй частью. Далее взаємоперевірка и оценивания.
Б) учитель раздает каждому карточку, которую учащиеся заполняют самостоятельно, а затем по вариантам коллективно проверяют и оценивают.(Карточки составлены по действующему учебнику литературы, что позволяет быстро организовать проверку и коррекцию знаний).
Карточка может иметь такой вид:
Обучение, ум
1. Дополни пословицу:
Век живи - ...
Глаз видит далеко, а ...
Людей спрашивай, но и ...
Наука в лес не ведет, а ...
Не говори - не умею, а ...
Учиться никогда ...
Грамотный - зрячим и ...
Одна умная голова - хорошо, а ...
Словосочетание для справки:
Две - лучше; не поздно; говори - научусь; на все смышленый; век учись, ум - еще дальше; из леса выводит; ум имей.
2. Подумай, какие из пословиц построены на прямом значении слов, а какие - в переносном.
3. Віднайди среди пословиц те, что построены на противопоставлении и те, в основе которых лежит параллелизм конструкции.
4. Найди поговорки, чем они отличаются от пословиц?
2. Беседа за смысловыми и композиционными особенностями пословиц и поговорок.
3. Работа над эпиграфом урока.
4. Конкурс на лучшего знатока пословиц: кто больше назовет пословиц определенной тематической группы.
V. Составление собственных высказываний по смыслу пословиц.
1. Мозговая атака.
Мы с вами пришли к выводу, что пословицы (пословицы и поговорки) составляют своеобразный неписаный свод этических законов, которых нужно придерживаться в жизни.
Давайте подумаем над выражению собирателя и исследователя пословиц В.П. Аникина, который метко передал тематическую содержательность и широту, емкость этого краткого жанра: "Пословица сердятся, печаляться, смеются, берут на издевки, веселятся, плачут, вздыхают, стонут, кричат, шутят, пугают, предостерегают, учат, негодуют - словом, отражают столько же чувств, сколько их в народе - творце пословиц".
A) Как вы понимаете тему и главную мысль этого высказывания?
Б) Найдите среди глаголов, характеризующих пословица, синонимы и антонимы.
B) Подберите несколько синонимических и антонімічних пословиц, которые отражают гамму чувств или этические законы.
2. Работа с текстами-образцами.
Одной из задач нашего сегодняшнего урока является построение собственных высказываний, в основе которых - народная мудрость. Многие писатели широко используют эти жанры фольклора в своих произведениях, а иногда свои короткие рассказы строят исключительно по содержанию пословиц и выносят их в название (заголовок) своих рассказов.
Давайте познакомимся с такими произведениями. Они помогут нам в составлении собственных рассказов.
Хочешь быть счастливым-не будь ленивым
Загадала бабушка, чтобы Дениска перебрал два стакана гречневой крупы на кашу: там же и семена сорняка случается, и коленца от стеблей, и даже маленькие комочки земли. А от всего этого разве может быть каша вкусная?
Сел Дениска за стол, чистые крупинки отбрасывает по левую руку, а весь хлам - по праву. Только работа эта кропотливый и требует большого терпения и внимания, а Дениска быстро лень напали. Вот он и перебрал крупу кое-как.
Бабушка же была уверена, что Дениска поработал на совесть, и высыпала крупу в кипяток.
Сварилась каша. Сели все ужинать. Когда это Дениска как не подскочит:
- Ой! Что это вы мне подсунули! - и выплюнул на край тарелки крем 'яшка.
Все повернули к нему головы, а бабушка отложила в сторону ложку и с упреком сказала:
- Это благодари этому мальчику, что перебирал крупу. Все ему, видите ли, лень.
- Э, ленивом и нить прервать трудно, - поддакнул папа.
- Истинная правда, - не удержавшись, добавил и свое слово дедушка.
- Ленивый сидя спит, лежа делает.
- Ленивому всегда никогда, - улыбнулась мама. - Утром росно, в обед жарко, а вечером комары кусают.
- Знаю, знаю, - виновато захлопал глазами Дениска. - Хочешь быть счастливым-не будь ленивым.
(Анатолий Григорук)
Какова главная мысль рассказа?
Что отражает название текста: тему или главную мысль?
Как вы думаете, почему пословица, что дало название произведения, помещенное в конце? Какова его роль?
Найдите в тексте фразеологизмы, поговорки, пословицы. Чем они отличаются?
Какой тип речи использовал автор?
Какие структурные особенности текстов-рассказов?
Ли раскрыто значение пословицы в тексте?
Что помогает автору это сделать?
Где семь хозяек, там хата неметена
У нас в доме мало девочек. Только Оксана, и Юля, и Марина, и Кристина, и Катя, и Оля, и Лина... Посчитайте, сколько их.
Мама говорит:
- Оксана, дом подлежащие!
- Хорошо, - отзывается Оксана, и только мама за дверь - кричит:
- Юлько, дом подлежащие! Кому говорю!
А Юля отвечает:
- И не подумаю. Разве нет меньшего за меня? Вон Кристина. Слышишь, Христе? Дом подлежащие, мама сказала!
- А чего это мне подметать ? - рассердилась Кристина. - Я вон и месяц назад подметала, и еще раньше - летом... и в прошлом году раз... Я не хочу. Я не маленькая. Вон Катя без дела сидит. Слышишь, Катре, дом подлежащие.
- Эге, которая, - обозвался Катя. - А вот и не підмету. То тебе Кристя сказала, чтобы подмели. Так что можешь. Да и Олька у нас есть. Чего это Ольге такое облегчение, что она никогда и за веник не возьмется? А ей уже семь лет. Слышишь, Олько, бросай свои куклы. Веник бери. Дом подметай!
- Вот еще мне беда, - захлипала Оля. - Все Олько и Олько! Не хочу подметать. Вон Линка никогда ничего не делает. Говорят: маленькая. А какая маленькая, когда ей уже пять лет? Пусть приучается, а то вырастет за нашими спинами и не будет знать, как маме помогать. Слышишь, Лино, веник бери!
Лина не сопротивлялась, взяла веник и как начала подметать! Кушпелу такую сбила, что в доме ничего не видно.
Зашла мама, взялась за сердце:
- Горе мое, горе! Правду люди говорят: Где семь хозяек, там хата неметена!
(Иван Сенченко)
Подумайте, в прямом или переносном значении употреблено в рассказе пословица?
Мог случиться такой случай в жизни?
Какой тип речи использовал автор?
К какому стилю принадлежит текст?
3. Составление сочинений по пословицами.
A) Обсуждение пословиц из учебника и ситуаций, в которых бы они уместно использовались в современной жизни.
Пословицы и поговорки для обсуждения: Не всякие шутки бывают чего-то стоят. Доброе имя - лучшее богатство. Так надо жить, чтобы никому зла не делать. Почитай старых - молодые тебя когда пошанують.
Б) Написание учащимися сочинений по выбранным пословицами и поговорками на черновиках.
B) Проверка выполнения задания: чтение произведений и их рецензирование. Рецензирование происходит в форме ролевой игры: Представьте, что вы редактор издательства, которое готовит к печати альманах "Современная жизнь присказок", в котором будут собраны небольшие рассказы поучительного характера о современной жизни, в которых бы использовались пословицы и поговорки. Молодой автор принес вам свой рассказ. Прочитайте или прослушайте его. Выскажите свое впечатление от текста, используя следующий план:
1. Или раскрыта тема сочинения?
2. Или интересный, содержательный материал у вас в руках?
3. Или раскрыта суть пословицы, поговорки?
4. Логично, последовательно происходит изложение материала?
5. Имеются все структурные (композиционные) элементы рассказа?
6. Или высказано свое отношение к описанному случае из жизни?
7. Какое языковое оформление сочинения?
8. Что нужно усовершенствовать, чтобы рассказ был опубликован в альманахе?
9. Наличие ошибок.
VI. Итоги урока можно провести в виде обобщающей беседы по задачам урока.
Посмотрите на задание нашего двойного урока.
- Все ли они выполнены?
- Что нового мы узнали о письмо как вид речевой деятельности?
- Какие особенности пословиц и поговорок как жанра фольклора?
- Что в них общего и чем они отличаются?
- Что лежит в основе построения этого жанра устного народного творчества, художественные средства?
Структурные особенности пословиц?
- Почему их называют жемчужинами народной мудрости?
- Считаете ли вы их современными? Почему?
VII. Домашнее задание.
Урок у нас был двойным, поэтому и ваше домашнее задание будет состоять из двух частей: 1) доработать произведения, написанные в классе,
переписать их на отдельные листки. По желанию можно нарисовать иллюстрации к своему рассказу, которые тоже войдут в альманах;
2) Поскольку альманах называется "Современная жизнь пословиц и поговорок", вам нужно взять интервью у разных по возрасту людей: у молодежи (учеников), у среднего поколения (родителей), у старшего поколения (бабушек и дедушек). Для этого продумайте и запишите несколько вопросов, которые бы отражали отношение інтерв'юрованих лиц до пословиц, использование их в своей речи и т.д. Вопросы и ответы записать на отдельных листках, указать возраст, фамилии и профессии респондентов.
Тематический терминологический словарь-минимум "Письмо как вид речевой деятельности, пословицы, поговорки"
Аллегория - художественно-изобразительный средство, в котором абстрактное понятие ярко передается с помощью конкретного образа. Аллегоричность в первую очередь проявилась в сказках о животных, а затем - в пословицах, поговорках, загадках. Аллегорию можно рассматривать как разновидность метафоры, потому что она тоже строится на переносе значений на основе сходства.
Аллегория - будто распространенная метафора, охватывает целую басню, сказку, притчу.
Антитеза - художественно-изобразительный средство, особенно подчеркнутое противопоставление противоположных жизненных явлений, понятий, чувств, мыслей, человеческих характеров и т.д. Антитеза часто используется в народном творчестве. Для создания антитезы используются антонимы.
Антонимы - (в литературе) - контрастные пары слов, противоположные по своему значению, которые используются в народных и литературных произведениях как лексическая антитеза.
Персонификация )- вид метафоры: оказание предметам, явлениям природы и понятием свойств человека, очеловечивания их.
Переносное значение слова - это одно из значений многозначного слова, что связано с прямым значением и возникло в результате переноса названия на другой предмет или явление по сходству, смежностью или функцией. Переносное значение всегда вторичное, производное, они противопоставляется прямом.
Письмо - процесс фиксации слов и текста с помощью графических знаков - букв.
Письмо как вид речевой деятельности направлено на построение собственных высказываний (изложений и сочинений) в фиксированной графической форме.
Основными признаками письма как вида речевой деятельности являются:
- Вторичность (возникло позже устной формы);
- В основном монологічність;
- Графическая оформленность;
- Предварительная спланированности, продуманность;
- Полный и обстоятельный изложение мыслей;
- Зрительное восприятие;
- Возможность вернуться к осмыслению несколько раз;
- Отсутствие позамовних средств общения (мимики, жестов, интонации);
- Отбор языковых средств, четко подчинен типа и стиля речи;
- Логичность;
- Развернутость;
- Литературный язык, нормативность.
Специальные умения и навыки, обязательные для овладения письмом:
- навыки изображение знаков письма (каллиграфические навыки);
- навыки правильного перекодирования звуков речи в знаки письма (орфография);
- умение построения письменного высказывания (перевода, произведения): содержательные, композиционные, языкового оформления, стилистические и т.д.
Сравнение - часто употребляемое в художественной литературе и фольклоре средство создания образности: объяснение одного предмета или явления с помощью другого, подобного ему, в котором нужна автору черта выступает очень ярко. Чаще всего сравнение выражается с помощью союзов как, будто, словно, словно, словно, словно.
Поговорка - краткое крылатое народное выражение, близкий к пословице, иногда же это укороченный пословица, но без присущего ему поучительного значения. Когда пословица имеет две части, то поговорка состоит из одной.
Присказка - так в Западных областях Украины называли пословицы, поговорки и другие короткие и мудрые, образные выражения и т.д. Франко называл присказки "сокровищем нашего языка и народного опыта" и широко их использовал их в своем творчестве.
Пословица - краткое крылатое народное выражение, в котором в высокохудожественный форме выражено поучительный жизненный опыт и мудрость масс. Это насыщенное глубоким смыслом художественное обобщение, в котором объединены по каким-то характерным признаком много разных явлений и которое сформулировано в легкой для запоминания форме. Строение пословиц отличается симметричностью, разделением на части, которые рифмуются между собой. Часто пословицы строятся на противопоставлении или паралелізмі.. Чаще всего в основе пословицы лежит метафора, гипербола или сравнения.
Прямое значение слова - заложен в слове смысл, который определяется співвіднесеністю слова с соответствующим понятием. Оно первичное, поскольку связь слова с понятием является непосредственным и мотивированным, выступает основной названием предмета.
Литература
1. Видолок Н. Пословицы и поговорки в контексте урока// Чудо - слово. - 1999. - №4. - С.33-35.
2. Грабовская А.Н. Уроки украинской литературы по программе 2005 года,- Тернополь: Учебная книга - Богдан, 2005. - 172 с.
3. Златів Л., Бондарчук Г. Уроки родного языка в 5-м классе (по новой программе). - Тернополь: Учебная книга - Богдан, 2003. - 200 с.
4. Мовчан Раиса. Украинская литература. Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений. - К.: Генезис, 2005.
5. Молчун Антонина. Языковые сокровища: Изучение пословиц и поговорок в школе. - К.: Лыбидь, 2000! - 184 с.
6. Нечволод Л.И., Паращич В.В. Виды речевой деятельности. Сборник учебных и контрольных упражнений и задач. 5-й класс. - X.: ТОРСИНГ ПЛЮС, 2005. - 128 с.
7. Нечволод Л.1. Говорение: Сборник учебных и контрольных упражнений и задач. 5-11 классы. - X.: Торсинг, 2004. - 208 с.
8. Паращич В. В. Украинская литература. 5 класс: Планы-конспекты уроков. - X.: Веста, 2005. - 272 с.
9. Слоневская А.В. Изучение украинской литературы. 5 класс.- X.: Веста, 2005. - 192 с.
10. Украинская литература. Программа для общеобразовательных учреждений / под ред. М.Т. Жулинского и Г.В. Мовчан. - К.: Генезис, 2004.