Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
10 класс

Литература 70 - 90-х годов XIX века

 

Панас Мирный

(1849-1920)

 

«Первый симфонист украинской прозы» (Олесь Гончар)

 

Панас Мирный писал свои произведения в русле реализма, художественно правдиво моделировал социальные изменения, вызванные колониальным положением Украины, проникновением капиталистических отношений во все сферы жизни, изобразил явления деморализации, безнадежности и веру в возрождение человека. Произведения реалистов были проникнуты поиском идеала и несли острую критику существующих порядков. Жизненность и воспроизведения правды жизни стали мерилом художественности.

Характерными признаками реализма Панаса Мирного являются: историзм, социальный анализ взаимодействия человека и среды, обличительный пафос, изображение пагубного влияния антигуманного общества на судьбу человека, накопление вещественных подробностей и деталей, панорамное, эпическое изображение действительности, психологизм, то есть глубокое изображение внутреннего мира личности, гуманизм. Художественное изложение ведется от имени третьоособового рассказчика.

В творчестве Панаса Мирного органически соединились две тенденции развития реализма в украинской литературе второй половины XIX века: социальная и психологическая. Реалистический тип творчества дал возможность писателю расширить исследовательский аспект жизни, сущности человека, обрисовать бытия украинского народа в условиях национальной и социальной неволи. В этом духе написан роман Панаса Мирного и Ивана Билыка «Хібаревуть волы, как ясли полные?».

Жизненная основа и прототипы романа. Еще в очерке «Подоріжжя от Полтавы до Гадячого», который предшествовал замысел написания романа «Разве ревут волы, как ясли полные?», Панас Мирный основное внимание сосредоточил не на фактах злодейства полтавского разбойника Василия Гнидки, а на проблеме деградации человека, с юных лет отличалась незаурядными природными способностями: «На все крепок, ко всему сдался, к ремества, к работе которой - его ушли, ему дай. Сам сапоги шил, в мельнице знал дело, и стрелец с его зажигательный был!» Писатель осознавал, что такая яркая личность в хлеборобском среде могла стать преступником только при условии каких-то чрезвычайных поворотов судьбы, что привели не - обратимые изменения, катастрофический слом духовного стержня, породив желание легкой наживы ценой разорения и даже жизни себе подобных. Как свидетельствует очерк, писатель был ошарашен услышанным от мальчика-возницу, долго размышлял: «Как такой мирный пахарський избит с его поэтическим чувством, с человечностью выбросил из себя такого злющого зарізяку, которому ничего проткнуть ножом горло маленькому ребенку, когда он, проснувшись, начало в колыбели кричать?.. Вопрос, на который должен одповісти наш этнограф. Какие чувства водили руками сего разбойника, когда он мыл их в горячей человеческой крови, так искренне любя свою молодую женщину? Пусть скажет наш психолог».

Закономерно, что тогдашние реальные события и лицо страшного преступника дают основания говорить о Василии Гнедко как прототипа Корточках Варениченка, впервые выведенного Панасом Мирным в повести «Цепкая», а впоследствии-в романе «Разве ревут волы...». Біографізм как сюжетное явление широко используется в литературе и сейчас, а в XIX веке этот прием раскрытия образа персонажа был особенно распространенным. Прототип, несмотря на то, что писатель для литературного героя заимствует в реальной лица только доминирующие черты, имеет большое значение для трактовки художником поведения и жизненных идеалов своего персонажа. Часто именно прототип становится первотолчком к написанию художественного произведения, как это имеем в случае с разбойником с Заїчинців.

Жанровое своеобразие. Среди тогдашних произведений украинской литературы роман «Разве ревут волы, как ясли полные?» отличался прежде всего тем, что событиями в нем охвачено огромный отрезок времени. При этом в пространном эпическом полотне хронометраж сугубо романный, поэтому достаточно условный, хотя и привязан к историко-временных вех: уничтожения Екатериной II Запорожской Сечи, введение крепостного права и превращение казацких потомков в собственность новоявленных крепостников, реформа 1861 года. В тексте сочетаются разнообразные виды времени. Современный литературовед Оксана Майдан подчеркивает сложную композицию романа «Разве ревут волы...», обусловленную требованиями исторического, автобиографического, «сжатого» и «замедленного» художественного времени: «Переплетение разновременных плоскостей - признак романному мышлению Панаса Мирного. Временная организация романному миру включает постоянное видение авторским зрением прошлого, настоящего и будущего. На первом плане в определенный момент повествования выступают события, необходимые для целостной авторской концепции, несмотря на их возможную непоследовательность во времени». Каждая из исторических вех в романе Панаса Мирного не проходит бесследно не только для отдельных людей, но и для всего народа, дает возможность в художественном тексте раскрывать индивидуальные трагедии в контексте трагедий типичных, массовых. Именно по этой причине академик Александр Белецкий считал этот психологический произведение социальным романом - хроникой. Действие в произведении, если принять во внимание экскурс в прошлое, что им можно считать целый раздел «История села Пески», охватывает более, чем полтора века (1700 - 1869 годы).

Развернутая двумя главными сюжетными линиями - жизни Чипки Варениченка и жизнь Максима Гудзя, - осложнена многими второстепенными линями, а к тому же, чрезвычайно интересными позасюжетними элементами - экскурсами в прошлое, авторскими отступлениями, многочисленными пейзажами, яркими портретами, - композиция романа «Разве ревут волы, как ясли полные?» заслуживает особого внимания. На время написания произведения и минимум на следующее полвека в украинском изящной словесности не оказалось более сложного по строению романа, чем роман Панаса Мирного и Ивана Билыка. Вспомнив яркое сравнение Александра Белецкого, что композиция романа похожа на дом с многочисленными пристройками и надстройками, сделанными неодновременно и не по строгим планом, можем представить, что композиция романа «Разве ревут волы...» напоминает многоэтажку с квартирами различной удобства: от фешенебельных апартаментов, в которых живут паны Польские, до подвальных помещений, в которых проживают представители самых низших социальных слоев: Мотня, Бревно и Крыса. К тому же, в этом «доме» возможно «переселения» с одного «этажа» на другой: стремительное возвышение одних персонажей и не менее внезапное падение других, как в материальном, так и духовном аспектах. По уровню художественного мастерства в этом произведении было существенно обігнано время, в котором роман впервые вышел в свет, поэтому Олесь Гончар справедливо отмечал: «Панас Мирный внес много нового в украинскую литературу. Симфонист, мастер эпического багатоголосся1, он впервые заговорил о ритмику прозы, ее музыкальность, интонационное соответствие авторской речи смысловые, конкретному настроению. Тогдашняя беллетристика еще не придавала важное значение этим понятием, музыку прозы во всей красе мы услышим лишь в произведениях следующего поколения украинских писателей, таких, как Стефаник, Коцюбинский, Ольга Кобылянская». Каждый персонаж романа «Разве ревут волы, как ясли полные?» является носителем своей субъективной правды, своей маленькой истины, что в конечном итоге далеко не всегда оказывается объективной и единственно правильной

1Багатоголосся (в произведении) - это высказывание каждым персонажем собственного мнения, отражение его личностных взглядов на мир, принцип многоаспектного оценивания событий и явлений.