Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
10 класс

Литература 70 - 90-х годов XIX века

 

Панас Мирный

(1849-1920)

 

 

Панас Мирный оставил нам художественный синтез своей эпохи, галерею полнокровных образов, народных характеров, которые имеют большую силу социального обобщения.

(Олесь Гончар)

Один из самых известных классиков Панас Рудченко, выступавший в литературе под псевдонимом Панас Мирный, был создателем украинского социально-психологического романа, выдающимся мастером реалистической прозы. Михаил Коцюбинский называл Панаса Мирного «силой и красотой нашей литературы», подчеркивая широкий и свободный полет мысли автора многих повестей, романов, рассказов как особенность его творческой манеры, как «то, чего не становится чуть ли не всем нашим белетристам».

 

«В этом человеке билось горячее сердце патриота, настоящего гуманиста» (Олесь Гончар)

 

Афанасий Яковлевич Рудченко родился 13 мая 1849 года в Миргороде на Полтавщине в семье обнищавшего дворянина-чиновника. Яков Григорьевич, отец художника, был бухгалтером уездного скарбництва и позаботился о обеспечения детей образованием и будущей чиновничьей должностью. Афанасий учился в Миргородской церковно-приходской школе, затем - в Гадячском уездном училище, где получил пять похвальных листов как один из лучших учеников. Способный выпускник, конечно, мечтал о гимназии, после которой открывались возможности университетского образования, однако, по настоянию отца, уже с четырнадцати лет начал работу в уездном суде. С одной стороны, рано начатая карьера имела преимущества: Афанасий служил канцеляристом в различных учреждениях Гадяч, Прилуки, Миргород, пока в 1871 году не навсегда поселился в Полтаве, постепенно поднявшись по служебной лестнице на самый высокий уровень и став действительным статским советником. С другой стороны - казенное канцелярские среда, окружение бюрократов и хапуг жестоко травмировало впечатлительную душу юноши, особенно в первые годы службы.

Большую роль в воспитании Панаса сыграла его мать Татьяна Ивановна, дочь миргородского мелкого чиновника Гординского, которая с детства прививала своим детям любовь к украинского языка и народной песни. Пятеро детей чувствовали ее повседневную заботу и воспитывались по принципам украинской этнопедагогики. В народном духе воспитывала детей в семьи Рудченко и няня Оришка - Ирина Константиновна Батиенко, которую будущий писатель очень любил и которая позже стала прообразом многих героинь его произведений.

Малые Рудченки удовольствием читали «Кобзарь»Шевченко, много стихов знали наизусть. Уже в зрелом возрасте Афанасий Яковлевич писал о необходимости сознательной и деятельной благодарности каждого украинца Кобзарю: «Что мы сделали ради той правды, которой служил покойный? Ради его дела, за которое он душу свою положил и страдания принимал?» Детские впечатления от «Кобзаря» и роль этой книги для разных слоев украинского общества художник впоследствии описал в рассказе «Приключение с «Кобзарем» (1906). Старший брат Панаса Иван, который віршував еще школьником, побуждал к творчеству и собирание фольклора и будущего писателя. Впоследствии Иван опубликовал в «Полтавских губернских ведомостях» записанные им народные песни о Поджигателе и Мазепу. Билыка, а именно такой псевдоним взял себе старший из детей Иакова Рудченко, знали в галицком журнале «Правда». Редактор этого львовского журнала пригласил к сотрудничеству и Панаса, напечатал его стихотворение «Украине» (1872, № 5) и рассказ «Бес попутал» (1872, № 8). Оба произведения были подписаны псевдонимом Панас Мирный. Окрыленный успехом, в этом же году молодой художник начал писать драму «Лимеривна», которая впоследствии увидела свет в львовской «Зари», взялся за перепев украинском языке «Слова о походе Игоревом...», напечатанного под названием «Дума о войско Игореве». О причине, которая побудила Панаса Яковлевича к творчеству, он писал в своем этюде: «Мое небольшое сердце еще с детства лелеяла любовь к тебе, мой обездолений края, и она обвила мою душу волшебными снами и подстрекала мысли к работе».

Если специалисты считают, что для Тараса Шевченко годом наивысшего расцвета творчества был 1845, то для Панаса Мирного самым урожайным оказался 1872 год. Именно весной этого года писатель задумал создать роман «Разве ревут волы, как ясли полные?». В очерке «Подоріжжя от Полтавы до Гадячого» Панас Мирный вспоминает рассказ мальчика-возницу о полтавского разбойника Василия Гнедко, который во время бандитских нападений на жилища зажиточных крестьян погубил почти два десятка людей в Полтавском, Зиньковском, Миргородском и Переяславском уездах. В сознании Панаса Мирного незаурядные способности сельского парня, активного правдоискателя, неутомимого земледельца с Заїчинців под Полтавой никак не сочетались с бандитским образом жизни Гнидки в зрелые лета. Разбушевавшаяся творческое воображение не давала покоя писателю, побудила его взяться за перо и на бумаге изложить свою версию деградации яркой личности.

 

 

 

Панас Мирный и Иван Билык. Фото. 1885

Сначала художник создал повесть «Цепкая» (1872), сосредоточив внимание на изображении мрачных детских и обнадеживающих юношеских лет главного героя. Потеря земли, отчаяние, пьянство и постепенное сползание Корточках на кривую тропу в этом произведении показаны эпизодически. Осознавая, что самостоятельно дать совет всем задуманном вряд ли удастся, Панас Мирный обратился за советом к своему брату, Ивана Билыка (1845-1905), на то время известного фольклориста и переводчика с русского языка произведений Ивана Тургенева. Прочитав повесть «Цепкая», Иван Яковлевич сделал немало замечаний, в частности посоветовал Панасу оценивать действия главного героя с точки зрения социума, в котором вырос Цепкая. Приступая к написанию значительно большему объему и существенно более глубокого произведения, чем повесть «Цепкая», Панас Мирный пригласил брата к соавторству и выбрал новое название - «Разве ревут волы, как ясли полные?». Вероятнее всего, это риторический вопрос писатель заимствовал из Библии, собственно, из книги Иова, который в отчаянии объясняет причину своего вопль к Богу: «ревет вич при яслях полных?» (6;5). Иван Билык углубил историческим материалом экскурс в прошлое, воссоздав историю села Пески, вывел образы предков некоторых персонажей (прежде всего старого січовика Мирона Гудзя), написал разделы «Новый век», «Старое и новое». К сожалению, продуктивное сотворчество братьев долго не продолжалась, потому что в 80-е годы Иван запустил свою литературную деятельность, все силы положив на то, чтобы сделать карьеру, и таки стал работником министерства финансов.

Тем временем появилась в печати повесть Панаса Мирного «Пьяница» (1874), что отстаивала интересы «маленького человека в чиновницькім мундире» и перекликалась с повестью «Шинель» Николая Гоголя. На протест и клеймения общественного строя герой повести, Иван Левадный, сумел единственный раз, когда написал гневное письмо своему брату Петру, секретарю полиции, который, чувствуя обеспеченную своей должностью вседозволенность, поломал Ивану жизнь, збезчестивши его возлюбленную. Впрочем, дальше изложенного на бумаге осуждения Иван Левадный не пошел: письмо так и остался не отправлен адресату.

Хотя в журнале «Правда» было напечатано еще и рассказ «Поджигательница» (1873) и лицом художника заинтересовались поклонники слова и в Западной, и в Восточной Украине, Панас Рудченко предпочел свое авторство сохранять в тайне. Его псевдоним - Мирный - будто подчеркивал неконфликтного природу автора. Однако размышления над общественным гнетом, царскими запретами украинского языка и книги побудили Панаса Мирного к активной общественной деятельности. в 1874 году он принял участие в работе III Археологического съезда в Киеве, познакомился с Павлом Житецьким, Николаем Лысенко, Михаилом Старицким. Чувствуя сокрушительное действие шовинистической запрета 1876 года, Панас Мирный с другими передовыми людьми начал выдавать в Полтаве еженедельник «Родной край», в котором печатались художественные произведения, статьи о необходимости национального воспитания молодежи.

В 60-70-е годы в литературе приобрела актуальность тема «отцов и детей», и Панас Мирный откликнулся на нее рассказу «Народолюбець» (1874). Важнейшие мысли этого произведения «перекочевали» в его повесть о украинскую интеллигенцию «Лихие люди», главный герой которой - писатель Петр Увалень - был особенно близок автору. Это произведение вышло в свет в 1877 году в Женеве в издательстве Михаила Драгоманова «Община».

1881 года Мирный завершил социально-психологический роман «Проститутка», который литературоведы относят к наиболее выдающихся произведений украинской классической прозы. Панас Мирный считал его вершинным в своем активе.

Межпредметные параллели. Проблему проституции уже поднимали в произведениях «Дама с камелиями» Александр Дюма-сын, «Нана» Эмиль Золя, «Блеск и нищета куртизанок» Оноре де Бальзак, «Преступление и наказание» Федор Достоевский. Однако, в отличие от этих писателей, которые изображали моральное падение и деградацию женщины с убогих городских закоулков, где процветали пьянство, драки, безделье, пренебрежение окружающих к будущей жертвы еще с детства, Панас Мирный проституткой вывел дочь порядочных родителей, хорошо воспитанную и отзывчивого сельскую девушку, которая ступила на скользкую тропу через обстоятельства и собственную недальновидность, желание выбиться в господа, а не зарабатывать тяжелым трудом на хлеб. В противовес французским и российским писателям, Панас Мирный не питал никаких иллюзий о возможности возвращения падших женщин к нормальной жизни. Он осознавал, что физическое праздность непременно порождало моральный упадок и духовное опустошение. Христя Притиківна пассивно плывет по течению мутной своего развратного жизнь, бездумно ломая не только собственную, но и чужие судьбы. Гибель больной женщины на крыльце родной, но уже проданной хаты, - свидетельство окончательного жизненного фиаско человека, которая не сделала ни одной попытки изменить свою жизнь к лучшему.

В течение 1872 - 1919 годов Панас Мирный напечатал более тридцати высокохудожественных произведений. Академик Александр Белецкий определил три тематические струи в его творческом счету: социально-психологические романы из народной жизни («Разве ревут волы, как ясли полные?», «Проститутка», «Голодная воля»); произведения о жизни украинской интеллигенции («Пьяница», «Лихие люди»); очерки и рассказы, разрабатывающих тему «отцов и детей» («Как ведется, так и живется»). Однако этими ведущими направлениями творчества талант Панаса Мирного не исчерпывался. Он проявил себя талантливым драматургом (драма «Лымеривна»), поэтом, автором сказок и рассказов для детей («Сказка о Правде и Кривде», «Морозенко», «Лови»), переводчиком («Король Лир» Уильяма Шекспира, «Дума о Гайявату» Генри Лонгфелло, «Орлеанская Дева» Иоганна Фридриха Шиллера). Не следует забывать, что издания каждого произведения, написанного на украинском языке, в те времена было немалой проблемой. Лишь в 1885 году Панас Мирный сумел издать свои произведения в Восточной Украине двумя книгами под названием «Збираниця з рідного поля». В 1903 - 1907 годах вышел трехтомник избранных произведений писателя.

В отличие от Ивана Нечуй-Левицкий, Панас Мирный не был в жизни одинок. в 1889 году он вступил в брак с Александрой Михайловной Шейдеман, дочерью полицейского чиновника. С рождением детей семья требовала все больших средств, поэтому Рудченко должен почитаться на посту, много сил отдавать службе. Современники Панаса Яковлевича свидетельствовали, что он тщательно выполнял свои служебные обязанности, хотя, в то же время, никогда не заискивал перед начальством, не соблазнялся перспективой получить прибыльное место ценой компромиссов. Даже родному брату, который звал его к Киева окунуться в бурную художественную жизнь и заработать больше, чем в провинциальном городе, Афанасий Яковлевич ответил, что стремится иметь государственную работу, которая бы обеспечивала его хлебом насущным, но не приводила к недоразумениям с собственной совестью. Олесь Гончар, задумываясь над судьбой Панаса Мирного, подчеркивал неординарность его положения: «Этот человек своего времени казалась для некоторых странным, даже загадочным: как, мол, сосуществуют в одном лице затянутый в мундир чиновник, ревностно выполняет свои обязанности, и такой беспощадный критик существующего строя, страстный обличитель социальной несправедливости, чьи лучшие произведения в течение многих лет были под запретом царской цензуры?» За добросовестное выполнение своих обязанностей в течение пятидесяти лет правительство наградило Панаса Рудченко золотой трубкой с бриллиантами, однако, посоветовавшись с женой, ювилянт решил, что лучше получить от государства деньги.

Последний период жизни писателя был полон потерь и горя. Один за другим умирали друзья, которых Панас Мирный высоко ценил: Борис Гринченко, Николай Лысенко, Леся Украинка, Михаил Коцюбинский. Первая мировая война обусловила поиски жандармерией по всей Полтавщине неблагонадежного российского подданного Рудгана. Речь шла о Панасе Рудченко, чьи письма до Львова по творческим вопросам в годы войны были расценены как враждебная деятельность. Что интересно, Панасу Яковлевичу лично приходилось давать письменный ответ, что в его ведомстве Рудган не работает. И самым страшным для художника стало то, что война унесла жизнь любимого сына Виктора, который после окончания университета служил офицером на фронте.

Во времена УНР Панас Мирный делал все для того, чтобы украинский язык и литература заняли в обществе подобающее место. Он основал в Полтаве общество юных читателей - «Звезда», подготовил театрализованное Папино праздник», приуроченное к 150-летию со дня рождения Ивана Котляревского. Стоит вспомнить, что празднование проходило во времена дени - конского террора, поэтому писатель за свою активность и патриотические убеждения мог быть сурово наказанным. Приход советской власти Панас Мирный встретил без энтузиазма. Работая на должности заведующего отделом налогов Полтавского финансового отдела, художник видел, как обкладывали беспощадными налогами и доводили до крайнего обнищания трудолюбивое украинское крестьянство новейшие угнетатели. Но больше всего поражала писателя пренебрежение новой власти до бесценных духовных сокровищ нации. В одном из последних стихотворений Панас Мирный писал:

И уничтожить все захотели,

Что наживалось веками,

Что здобувалось кровью и потом

По принуждению и по охоте

Дедами нашими и отцами.

Ибо то было добро «буржуйне»,

А мы все социалисты...

Умер писатель 28 января 1920 года. Несмотря на сильный мороз, сотни людей провожали великого украинца в последнюю дорогу. Народный хор пел жалобные песни. Гроб, покрытый казацкой китайкой, везли на санях двумя парами волов. Похоронен художник в Полтаве, где жил с 1871 года до своих последних днів.Комедію Панаса Мирного «Пагуба» успешно ставил на сцене театр корифеев. Мария Заньковецкая и Михаил Старицкий в этом спектакле играли главные роли. У1892 году, когда в Полтаве трупа Николая Садовского ставила «Лимерівну» Панаса Мирного, Мария Заньковецкая, виртуозно сыграв роль главной героини, под аплодисменты зала вывела на сцену автора пьесы и украсила его голову лавровым венком. Поскольку Афанасий Яковлевич держал в тайне свою творческую деятельность, это был единственный раз в жизни, когда он решился показаться публике.