Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
11 класс

Украинская литература 1920-1930 годов

 

Павел Тычина (1891 - 1967)

 

«Я Ваши глаза помню, как музыку, как пение» (Павло Тычина)

 

Тычина был наделен художественным даром воспроизводить широкую гамму переживаний и чувств лирического героя. Он воспевал светлое чувство любви, превознося его как одну из самых благородных качеств человека. В стихах «По любви плакал я...», «Не смотри так приветливо...», «Посмотрела ясно...», «О дорогая Инна...» нежность чувств, душевная красота человека изображаются многогранно.

К шедеврам украинской лирики относится стихотворение «О панно Инно...», в которой синтезированы живописность образов с их музыкальным звучанием. У Тычины космос - оркестр, бытие - музыка, слух - глаза художника. Произведение построено как монолог лирического героя, состоящий из двух октав (восьмивіршів) с ямбічними строками. Описывая Инну и ее сестру, поэт мастерски применяет именительные (короткие) предложения, прием умолчания, логические, психологические и ритмические паузы, а также звукопис (аллитерации по и асонанси), повторы, подчеркивающие образы любимых: «О панно Инно! /Я - сам. Окно. Снега... / Сестру я Вашу так любил - / - Ребячески, злотоцінно. / Любил? - Давно. Цвели луга». Художник очерчивает состояние одиночества героя («Я - сам»), показывает мир, суженный к пространству окна и белых снегов, передает страдания юноши от неразделенной любви, что подчеркивает белый цвет снегов - символ забвения и потери. Важным композиционным приемом развертывания лирического сюжета является антитеза: холодным снегам противопоставляется весеннее цветение лугов, время, когда расцветало любви.

Воспроизводя сложный внутренний мир героя, художник изображает его в состоянии экзистенциальной тоски по прекрасным, когда «любви улыбка цветет раз - еще и тленно». В таком состоянии душевного смятения и кризиса лирический герой обращается к панне Инны как до последней души, что может спасти его. Однако герой сомневается, на самом ли деле он «по-ребячески, злотоцінно» любил ее«Любил»?), а другую. Эту дилемму решена во второй строфе: «Я Ваши глаза помню, Как музыку, как пение». Лирический герой находится в состоянии психологического раздвоение: он разговаривает с юной Инной, а ему кажется, что перед ним стоит его сестра. Своей пылкой любовью он наделяет девушку Инну, которая вызывает ряд ассоциаций: вспоминается зимний вечер, тишина, сидят двое влюбленных («Мы»). В своем воображении лирический герой воскрешает образ милой и ее двойника - девушку Инну. Внутренний конфликт и душевное напряжение лирического героя подчеркивают оппозиции чужой / родной («Я Вам чужой - я знаю. / А кто-то кричит: ты родную встретил»), а также чувство раздвоения («Сестра или Вы?»), что воспроизводит особую ауру вокруг образа Инны: «И вдруг - небо... шепот рощи... / О нет, то глаза Ваши. - Я рыдаю. / Сестра или Вы? - Любил...» Гамма чувств героя воспроизводится через зрительные впечатления, которые переходят в музыкальные (глаза, как музыка, как пение), а слуховые переходят в зрительные, напоминающие глаза милой.

Художественная сокровищница.

Поэзия «О панно Инно...» созвучно с панно Михаила Жука «Белое и черное», состоящий из трех частей. Оно написано в русле поэтики символизма. Слева до зрителя улыбается подсолнух в окружении бархатцев и майоров, справа - гвоздики, куколь, синюха, бархатные анютины глазки. Контрастной к ним есть центральная часть полотна: вспаханное поле и два ангела. Сюжет связан с мифом об Орфее, который своей игрой на свирели пробуждал мертвых из сна. В образе черного ангела изображено семинариста Павла Тычину, который прекрасно играл на свирели. Звуки мелодии и клубы облаков от нее тянутся к небу, в вечность. В образе белого ангела изображен хрупкую нежную девушку, которая набожно сложила руки на груди, в портрете которой воспроизведены черты Полины Коновал, в которую был влюблен юный поэт. Младшая сестра Полины называлась Инной. Белый цвет на панно символизирует тоску, отчаяние и разлуку. Художник подсознательно почувствовал, что любовь Павла и Полины является неделимым и нежиттєвим.

Итак, в интимной лирике Павел Тычина воспроизвел противоречивые мысли и чувства влюбленного, его духовное богатство. В художественных открытий принадлежат глубокий психологизм, умение показать раздвоение души героя, интересная субъектная организация: в поэзии действуют несколько лирических «я» и «другой», к которой апеллирует поэт.

Художественный мир Павла Тычины - неповторимый универсум, в котором органично соединились бурные глубины истории и современности Украины, поэтическое обожествление природы и человека, макрокосмос и микрокосмос души. Он один из первых в мировой поэзии обрисовал космические измерения духовного мира личности и народа, динамические изменения и обновления бытия. Автор «Солнечных кларнетов» предстает перед читателем как гениальный музыкант и дирижер космического

 

 

Михаил Жук. Белое и черное. Панно

 

оркестра всемирной гармонии, красоты. В сложном XX веке Павел Тычина был современным человеком нового типа, уособивши духовного гражданина вселенной, прочно опирается на родные духовные источники, дорожит ими. В этом и заключается общечеловеческое значение его творчества.

Обобщаем изученное.

 

Таблица эстетических предпочтений Павла Тычины

 

Жанровые

особен

ности

творчества

Кредо

Литературные увлечения

Художественные

интересы

Мировоззрение

Элегии, медитации,

Поэтические миниатюры,

послание,рондели,

песни, поэмы, драматические

этюды, стихотворения в прозе,

веснушки,колыбельные,

сказки, рассказы

«Без

чистоты

творить

трудно, /

без твор

чості - не

ма жизни»;

«Надходь

то, поэты,

демократии

совесть,

демократии

весть!»

Тарас Шев

ченко,

Александр

Олесь, Леся

Украинка,

Иван Фран-

ко, Николай

Вороной,

Александр

Блок, Сте-

фан Мал-

ларме, Поль

Верлен,

Артюр Рем-

потому, Томас

Стернз

Элиот

Играл на

кларнете,

бандуре,

арфе, лире,

рояли; за

поднимался

произведениями

композито

ров Ивана Бе-

резовського,

Николая

Леонтови-

ча, Кирилла

Стеценко;

живописцев

Михаила Жу

ка, Николая

Бурачека

Опирался на

«философию

сердца» Ско

вороди: кор-

доцентризм,

духовное ба

гатство души

и ее космический

измерение,

трактовка

человека как

божествен

но одухотво

реної приро

ди, пантеизм,

вітаїстичну

концепцию

жизни.