Украинская литература 1920-1930 годов
Павел Тычина (1891 - 1967)
«Я Ваши глаза помню, как музыку, как пение» (Павло Тычина)
Тычина был наделен художественным даром воспроизводить широкую гамму переживаний и чувств лирического героя. Он воспевал светлое чувство любви, превознося его как одну из самых благородных качеств человека. В стихах «По любви плакал я...», «Не смотри так приветливо...», «Посмотрела ясно...», «О дорогая Инна...» нежность чувств, душевная красота человека изображаются многогранно.
К шедеврам украинской лирики относится стихотворение «О панно Инно...», в которой синтезированы живописность образов с их музыкальным звучанием. У Тычины космос - оркестр, бытие - музыка, слух - глаза художника. Произведение построено как монолог лирического героя, состоящий из двух октав (восьмивіршів) с ямбічними строками. Описывая Инну и ее сестру, поэт мастерски применяет именительные (короткие) предложения, прием умолчания, логические, психологические и ритмические паузы, а также звукопис (аллитерации по и асонанси), повторы, подчеркивающие образы любимых: «О панно Инно! /Я - сам. Окно. Снега... / Сестру я Вашу так любил - / - Ребячески, злотоцінно. / Любил? - Давно. Цвели луга». Художник очерчивает состояние одиночества героя («Я - сам»), показывает мир, суженный к пространству окна и белых снегов, передает страдания юноши от неразделенной любви, что подчеркивает белый цвет снегов - символ забвения и потери. Важным композиционным приемом развертывания лирического сюжета является антитеза: холодным снегам противопоставляется весеннее цветение лугов, время, когда расцветало любви.
Воспроизводя сложный внутренний мир героя, художник изображает его в состоянии экзистенциальной тоски по прекрасным, когда «любви улыбка цветет раз - еще и тленно». В таком состоянии душевного смятения и кризиса лирический герой обращается к панне Инны как до последней души, что может спасти его. Однако герой сомневается, на самом ли деле он «по-ребячески, злотоцінно» любил ее«Любил»?), а другую. Эту дилемму решена во второй строфе: «Я Ваши глаза помню, Как музыку, как пение». Лирический герой находится в состоянии психологического раздвоение: он разговаривает с юной Инной, а ему кажется, что перед ним стоит его сестра. Своей пылкой любовью он наделяет девушку Инну, которая вызывает ряд ассоциаций: вспоминается зимний вечер, тишина, сидят двое влюбленных («Мы»). В своем воображении лирический герой воскрешает образ милой и ее двойника - девушку Инну. Внутренний конфликт и душевное напряжение лирического героя подчеркивают оппозиции чужой / родной («Я Вам чужой - я знаю. / А кто-то кричит: ты родную встретил»), а также чувство раздвоения («Сестра или Вы?»), что воспроизводит особую ауру вокруг образа Инны: «И вдруг - небо... шепот рощи... / О нет, то глаза Ваши. - Я рыдаю. / Сестра или Вы? - Любил...» Гамма чувств героя воспроизводится через зрительные впечатления, которые переходят в музыкальные (глаза, как музыка, как пение), а слуховые переходят в зрительные, напоминающие глаза милой.
Художественная сокровищница.
Поэзия «О панно Инно...» созвучно с панно Михаила Жука «Белое и черное», состоящий из трех частей. Оно написано в русле поэтики символизма. Слева до зрителя улыбается подсолнух в окружении бархатцев и майоров, справа - гвоздики, куколь, синюха, бархатные анютины глазки. Контрастной к ним есть центральная часть полотна: вспаханное поле и два ангела. Сюжет связан с мифом об Орфее, который своей игрой на свирели пробуждал мертвых из сна. В образе черного ангела изображено семинариста Павла Тычину, который прекрасно играл на свирели. Звуки мелодии и клубы облаков от нее тянутся к небу, в вечность. В образе белого ангела изображен хрупкую нежную девушку, которая набожно сложила руки на груди, в портрете которой воспроизведены черты Полины Коновал, в которую был влюблен юный поэт. Младшая сестра Полины называлась Инной. Белый цвет на панно символизирует тоску, отчаяние и разлуку. Художник подсознательно почувствовал, что любовь Павла и Полины является неделимым и нежиттєвим.
Итак, в интимной лирике Павел Тычина воспроизвел противоречивые мысли и чувства влюбленного, его духовное богатство. В художественных открытий принадлежат глубокий психологизм, умение показать раздвоение души героя, интересная субъектная организация: в поэзии действуют несколько лирических «я» и «другой», к которой апеллирует поэт.
Художественный мир Павла Тычины - неповторимый универсум, в котором органично соединились бурные глубины истории и современности Украины, поэтическое обожествление природы и человека, макрокосмос и микрокосмос души. Он один из первых в мировой поэзии обрисовал космические измерения духовного мира личности и народа, динамические изменения и обновления бытия. Автор «Солнечных кларнетов» предстает перед читателем как гениальный музыкант и дирижер космического
Михаил Жук. Белое и черное. Панно
оркестра всемирной гармонии, красоты. В сложном XX веке Павел Тычина был современным человеком нового типа, уособивши духовного гражданина вселенной, прочно опирается на родные духовные источники, дорожит ими. В этом и заключается общечеловеческое значение его творчества.
Обобщаем изученное.
Таблица эстетических предпочтений Павла Тычины
Жанровые
особен
ности
творчества |
Кредо |
Литературные увлечения |
Художественные
интересы |
Мировоззрение |
Элегии, медитации,
Поэтические миниатюры,
послание,рондели,
песни, поэмы, драматические
этюды, стихотворения в прозе,
веснушки,колыбельные,
сказки, рассказы |
«Без
чистоты
творить
трудно, /
без твор
чості - не
ма жизни»;
«Надходь
то, поэты,
демократии
совесть,
демократии
весть!» |
Тарас Шев
ченко,
Александр
Олесь, Леся
Украинка,
Иван Фран-
ко, Николай
Вороной,
Александр
Блок, Сте-
фан Мал-
ларме, Поль
Верлен,
Артюр Рем-
потому, Томас
Стернз
Элиот |
Играл на
кларнете,
бандуре,
арфе, лире,
рояли; за
поднимался
произведениями
композито
ров Ивана Бе-
резовського,
Николая
Леонтови-
ча, Кирилла
Стеценко;
живописцев
Михаила Жу
ка, Николая
Бурачека |
Опирался на
«философию
сердца» Ско
вороди: кор-
доцентризм,
духовное ба
гатство души
и ее космический
измерение,
трактовка
человека как
божествен
но одухотво
реної приро
ди, пантеизм,
вітаїстичну
концепцию
жизни. |