И.
Устное народное творчество
Тема 3.
Народный эпос
Жанры
героического эпоса украинского народа - думы и исторические песни - появились
ориентировочно в середине XV в. Они уславлювали высокий гражданский долг
казаков, их мужество и верность Родине в условиях борьбы 5 поработителями
(«Козак Голота», «Самийло Кишка», «Маруся Богуславка», «Побег трех братьев из
Азова», «Победа под Корсунем» и др.).
3.1. Исторические песни
«Украинская песня - это бездонная душа
украинского народа, это его слава»
(О.
Довженко).
Историческая песня может быть определена
как жанр малой эпики. Она отличается хронікальністю, тяготеет к внимательному
слежка за историческими событиями, судьбами конкретных героев.
Исторические песни - это народные
лиро-эпические произведения о важных исторических событиях и конкретных исторических лиц.
Впервые термин «историческая песня» ввел
в украинскую фольклористику Николай Гоголь.
Как отдельный жанр исторические песни
появились в XIV - XV вв., когда Украина оказалась беззащитной перед
грабительскими набегами татар. Формируясь сначала спонтанно в лоне других
жанров песенного творчества, историческая песня (как и дума) достигает кульминации в
XVII - XVIII вв. - в сутки казачества. Как и думы, исторические песни отражают
историческое прошлое украинского народа и своим содержанием охватывают события с XIV века.
до новейших времен.
Для исторических песен характерным
был оптовый многоголосное пение.
Основные темы исторических песен:
- описание тяжелого периода в жизни
украинского народа - победоносной борьбе казаков с турецко-татарскими
ордами, например, «Песня о Байде» («В Цареграді на рыночков»);
- показ ужасающих опустошений и
насилия;
- изображение событий
Национально-освободительной войны 1648 - 1657 гг. под предводительством Богдана Хмельницкого (героические фигуры:
Богдан Хмельницкий, Максим Кривонос, Иван Богун, Данило Нечай, Иван Сирко,
Морозенко);
- движение на западноукраинских повстанцев
землях (XVIII - XIX вв.) (Олекса Довбуш);
- восстание против крепостнического
гнета на Буковине (Лукьян Кобылица) и др.
Среди исторических песен выделяются
баллады.
«Или не тот то хмель...»
(Песня про Богдана Хмельницкого)
В этой исторической песни упоминаются
события Национально-освободительной войны 1648 - 1657 гг. под
предводительством Богдана Хмельницкого (бой под Желтыми Водами). Народ превозносит своего
любимого вожака Богдана Хмельницкого. Его изобразили как настоящего
народного героя, мужественного и отважного воина, мудрого деятеля и политика,
защитника угнетенных, «казацкого отца». В произведении прославленный гетман
сравнивается с сильным и буйным хмелем, который быстро растет, набирается силы и
окутывает все своими листками и стеблем:
Или
не тот то хмель, что круг тычин вьется?
Эй,
то то Хмельницкий, с ляхами бьется.
Так и возглавляемая Хмельницким
Национально-освободительная война ширилась по всей Украине, поднимая народ на
борьбу за свободу.
Придется
ляшенькам в Польшу бежать!
«Ой Мороз,
Морозенко»
В XIV - XVI вв. большая часть
украинских земель была захвачена Польшей. С того времени наш народ боролся за
свое освобождение, а уже в середине XVII в. борьба переросла в народную войну
против иностранных поработителей. Возглавил это восстание Богдан Хмельницкий. В годы
освободительной войны крымские татары часто вступали в военный союз с казаками
против Польши, однако, как и раньше, изредка делали набеги на
города и села Украины. Отряды Богдана Хмельницкого наказывали нападающих. В острых
стычках гибло много и татар, и казаков.
Песня «Ой Морозе, Морозенку»
рассказывает об одном из таких боев. Кто же такой Морозенко, о которого составили
песню? Возможно, это один из соратников Богдана Хмельницкого - полковник
Станислав Морозенко или есаул Кропивнянского полка Нестор Морозенко.
Ой
из-за горы и из-за кручи
Буйное
войско выступает,
Впереди
Морозенко
Седым
конем виграває.
Много татар обступило казаков. К
«ночи глухой» длился неравный бой. Татары потеряли втрое больше, чем казаки.
Морозенко попал в плен, однако мужественно переносит пытки (с вырванным живьем
сердцем герой созерцает Украину с Саур-могилы). В последнюю минуту жизни
Морозенко думает не о себе, а о своей исковерканной родину:
Вся
ты еси, Украина,
Славой
покрыта,
Тяжелым
горем и слезами,
И
кровью полита!
И
пока над белым миром
Светит
солнце будет,
Твои
думы, твои песни
Не
забудут люди.
Тема: воспевание борьбы казаков
под руководством Морозенко с татарами.
Идея: восхваления мудрости,
мужества казацкого вожака; осуждение жестокости, коварства татарских
поработителей.
Художественные особенности произведения
Художественные средства произведения подчинены
его идейному содержанию. Выносливость Морозенко песня передает с помощью
гиперболы (с вырванным сердцем герой с Саур-могилы созерцает Украину).
Эпитеты «славный, молодой, председатель
задорная, буйное войско», ласкательное слово «казаки», притяжательное местоимение
«наши» передают уважение и любовь украинского народа к своим защитникам. Резко
противоположные эмоциональной окраской тропы, изображающие врагов: они прокляты,
татарская орда сравнивается со страшным громом и черной тучей, которая «мир
закрыла». Постоянный эпитет «великая сила» указывает на то, что татар было намного
больше, чем казаков, однако храбрые воины отважно бросаются в бой, защищая
свои земли.
Эпитеты: «славный казак», «буйное
войско», «председатель Задорная», «тяжкое горе», «белый свет».
Метафоры: «Вкраина плаче»,
«Морозенко... седым конем виграває»,
«живьем сердце вырывали», «Украина
славой покрыта».
Гипербола: «татар великая сила».
Риторические оклики: «Смотри теперь,
Морозенко, И на свою Украину!», «Тяжким горем и слезами, И кровью полита!».