Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ЗНО и ДПА по украинской литературе

И. Устное народное творчество

 

Тема 3. Народный эпос

 

Жанры героического эпоса украинского народа - думы и исторические песни - появились ориентировочно в середине XV в. Они уславлювали высокий гражданский долг казаков, их мужество и верность Родине в условиях борьбы 5 поработителями («Козак Голота», «Самийло Кишка», «Маруся Богуславка», «Побег трех братьев из Азова», «Победа под Корсунем» и др.).

 

3.1. Исторические песни

 

«Украинская песня - это бездонная душа украинского народа, это его слава»

(О. Довженко).

Историческая песня может быть определена как жанр малой эпики. Она отличается хронікальністю, тяготеет к внимательному слежка за историческими событиями, судьбами конкретных героев.

Исторические песни - это народные лиро-эпические произведения о важных исторических событиях и конкретных исторических лиц.

Впервые термин «историческая песня» ввел в украинскую фольклористику Николай Гоголь.

Как отдельный жанр исторические песни появились в XIV - XV вв., когда Украина оказалась беззащитной перед грабительскими набегами татар. Формируясь сначала спонтанно в лоне других жанров песенного творчества, историческая песня (как и дума) достигает кульминации в XVII - XVIII вв. - в сутки казачества. Как и думы, исторические песни отражают историческое прошлое украинского народа и своим содержанием охватывают события с XIV века. до новейших времен.

Для исторических песен характерным был оптовый многоголосное пение.

Основные темы исторических песен:

- описание тяжелого периода в жизни украинского народа - победоносной борьбе казаков с турецко-татарскими ордами, например, «Песня о Байде» («В Цареграді на рыночков»);

- показ ужасающих опустошений и насилия;

- изображение событий Национально-освободительной войны 1648 - 1657 гг. под предводительством Богдана Хмельницкого (героические фигуры: Богдан Хмельницкий, Максим Кривонос, Иван Богун, Данило Нечай, Иван Сирко, Морозенко);

- движение на западноукраинских повстанцев землях (XVIII - XIX вв.) (Олекса Довбуш);

- восстание против крепостнического гнета на Буковине (Лукьян Кобылица) и др.

Среди исторических песен выделяются баллады.

«Или не тот то хмель...»

(Песня про Богдана Хмельницкого)

В этой исторической песни упоминаются события Национально-освободительной войны 1648 - 1657 гг. под предводительством Богдана Хмельницкого (бой под Желтыми Водами). Народ превозносит своего любимого вожака Богдана Хмельницкого. Его изобразили как настоящего народного героя, мужественного и отважного воина, мудрого деятеля и политика, защитника угнетенных, «казацкого отца». В произведении прославленный гетман сравнивается с сильным и буйным хмелем, который быстро растет, набирается силы и окутывает все своими листками и стеблем:

Или не тот то хмель, что круг тычин вьется?

Эй, то то Хмельницкий, с ляхами бьется.

Так и возглавляемая Хмельницким Национально-освободительная война ширилась по всей Украине, поднимая народ на борьбу за свободу.

Придется ляшенькам в Польшу бежать!

«Ой Мороз, Морозенко»

В XIV - XVI вв. большая часть украинских земель была захвачена Польшей. С того времени наш народ боролся за свое освобождение, а уже в середине XVII в. борьба переросла в народную войну против иностранных поработителей. Возглавил это восстание Богдан Хмельницкий. В годы освободительной войны крымские татары часто вступали в военный союз с казаками против Польши, однако, как и раньше, изредка делали набеги на города и села Украины. Отряды Богдана Хмельницкого наказывали нападающих. В острых стычках гибло много и татар, и казаков.

Песня «Ой Морозе, Морозенку» рассказывает об одном из таких боев. Кто же такой Морозенко, о которого составили песню? Возможно, это один из соратников Богдана Хмельницкого - полковник Станислав Морозенко или есаул Кропивнянского полка Нестор Морозенко.

Ой из-за горы и из-за кручи

Буйное войско выступает,

Впереди Морозенко

Седым конем виграває.

Много татар обступило казаков. К «ночи глухой» длился неравный бой. Татары потеряли втрое больше, чем казаки. Морозенко попал в плен, однако мужественно переносит пытки (с вырванным живьем сердцем герой созерцает Украину с Саур-могилы). В последнюю минуту жизни Морозенко думает не о себе, а о своей исковерканной родину:

Вся ты еси, Украина,

Славой покрыта,

Тяжелым горем и слезами,

И кровью полита!

И пока над белым миром

Светит солнце будет,

Твои думы, твои песни

Не забудут люди.

Тема: воспевание борьбы казаков под руководством Морозенко с татарами.

Идея: восхваления мудрости, мужества казацкого вожака; осуждение жестокости, коварства татарских поработителей.

Художественные особенности произведения

Художественные средства произведения подчинены его идейному содержанию. Выносливость Морозенко песня передает с помощью гиперболы (с вырванным сердцем герой с Саур-могилы созерцает Украину).

Эпитеты «славный, молодой, председатель задорная, буйное войско», ласкательное слово «казаки», притяжательное местоимение «наши» передают уважение и любовь украинского народа к своим защитникам. Резко противоположные эмоциональной окраской тропы, изображающие врагов: они прокляты, татарская орда сравнивается со страшным громом и черной тучей, которая «мир закрыла». Постоянный эпитет «великая сила» указывает на то, что татар было намного больше, чем казаков, однако храбрые воины отважно бросаются в бой, защищая свои земли.

Эпитеты: «славный казак», «буйное войско», «председатель Задорная», «тяжкое горе», «белый свет».

Метафоры: «Вкраина плаче», «Морозенко... седым конем виграває»,

«живьем сердце вырывали», «Украина славой покрыта».

Гипербола: «татар великая сила».

Риторические оклики: «Смотри теперь, Морозенко, И на свою Украину!», «Тяжким горем и слезами, И кровью полита!».