Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 40-60-х годов XIX века

Тарас Григорьевич Шевченко (1814-1861 гг.)

«Я не знаю другого поэта, который бы так полно соединил в себе поэта национального народного поэта, как Шевченко. ...Из самой гущи народной встает великий национальный поэт Украины Тарас Григорьевич Шевченко, который полно отразил и в творчестве своем, и в страдницькому жизни, и даже во внешности свою прекрасную, многострадальную Украину.

Бесстрашная революционность, запорожская жажда свободы, железная упрямство, сосредоточенный гнев и большая любовь, славное прошлое в борьбе с угнетателями, лукавый юмор, бесподобная музыка украинского языка, запах цветущих вишневых садов, пирамидальные тополя над белыми хатами - все это в поэзии Шевченко.

Любить Шевченко - любить Украину. Любить Украину - любить Шевченко».

Викентий Вересаев



Эти строки русского писателя Викентия Вересаева метко и точно характеризуют фигура Великого Кобзаря и его значимость для Украины.

О Шевченко много сказано, но его творчество и в дальнейшем продолжают исследовать, поскольку феномен художника и до сих пор не раскрыто. Величие Кобзаря - в величии всей Украины и в личной судьбе каждого украинца. Шевченко приходит к каждому из нас по-разному: в разном возрасте, при разных обстоятельствах. Каждый сам открывает для себя Шевченко, который символизирует душу украинского народа и его достоинство.

Многогранный талант Т. Г. Шевченко - поэта, прозаика, драматурга и художника - наиболее полно проявился в поэзии, хотя он был профессиональным художником, а поэтом по призванию: «Странное, однако ж, это всемогущее призвание. Я хорошо знал, что живопись - моя будущая профессия, мой насущный хлеб. И вместо того чтобы изучить ее глубокие таинства, и еще под руководством такого учителя, каков был бессмертный Брюллов, я сочинял стихи, за которые мне никто ни гроша не заплатил и которые, наконец, лишили меня свободы, и которые, несмотря на всемогущее бесчеловечное запрещение, я все-таки втихомолку кропаю» (Дневник. 1 июля 1857 г.).

Гений Шевченко заключается как раз в том, что всю свою жизнь он был собой. Право оставаться личностью при любых обстоятельствах будущий поэт боролся с детства. Рано осиротев (когда Тарасу было восемь лет, умерла его мать, а через полтора года - и отец), парень пошел батрачить к маляров-дьяков, вскоре стал казачком господина Энгельгардта. Осенью 1829 г. Тарас Шевченко вместе с другими слугами попадает в Свободно. По определению исследователей, в этот период он мог брать уроки рисования у опытного художника, возможно, у профессора Венского университета Яна Рустема. После переезда господина в Петербург, туда, вместе с остальной челядью, в 1831 г. прибывает и Шевченко. А через два года он был отдан в обучение к живописных дел цехового мастера Ширяева.

Летом 1835 г. Тарас, рисуя с натуры скульптуры в Летнем саду, познакомился с молодым украинским художником Иваном Сошенко. Благодаря ходатайству Сошенко Ширяев отпустил Шевченко в месяц для совершенствования в живописи. Это разрешение дал Тарасу возможность посещать классы Петербургской Академии художеств во внеурочное время. В 1836 г. молодой художник выполнил рисунок по теме, которая была объявлена для конкурса на получение золотой медали. Тогда же по инициативе И. Сошенко и В. Григорьевича (конференц-секретаря Академии) Шевченко было разрешено посещать учебные классы Общества поощрения художников. Сошенко познакомил Тараса со своими близкими друзьями, учениками Академии художеств А. Мокрицким, П. Петровским, Г. Михайловым. Благодаря А. Мокрицкому Шевченко еще до освобождения из крепостничества познакомился с К. Брюлловым и неоднократно бывал у него в мастерской.

Положительное влияние на молодого художника имела дружба с Евгением Гребенкой, который не только помогал юноше материально, но и знакомил с литераторами столицы. В эти же годы Шевченко настойчиво овладевал и поэтическое мастерство. Из многочисленных попыток пера этого периода до нас дошла только баллада «Причинная».

Весной 1837 г. К. П. Брюллов занялся делом выкупа Шевченко из крепостничества, привлекая к этому Жуковского, которому понравились стихи молодого поэта. В ходатайствах о выкупе Шевченко приняли участие композитор М. Віельгорський и художник А. Венецианов.

Это выдающееся событие в жизни будущего художника произошла 22 апреля 1838 г. С тех пор основным в его жизни стало обучение в Академии искусств. В письме к брату Никиты от 15 ноября 1839 г. Тарас укажет: «Учусь рисовать, зарабатываю... никому не кланяюсь и никого не боюсь, кроме Бога, - большое счастье быть свободным...».

Учась живопись, Шевченко слушал лекции по общим предметам - физиологии, физики, зоологии, французского языка. Невыразимой тоской за Украиной полны его письма к родным. Обращаясь к брату Никите, Тарас просил писать на родном языке, чтобы хоть на бумаге быть ближе к дому. В этот период, по определению Евгения Маланюка, «и сознание его, и его творчество представляют редкий в истории культуры пример органического, сплошного роста личности и ее мировоззрения - вверх». Этот рост прослеживается в высшем проявлении мировоззрения Тараса Шевченко - его литературном творчестве, периодизация которой впервые обосновал Иван Франко, поделив ее на четыре периода:

1) раннее творчество (1838-1843 гг.);

2) жизнь и поэтическое творчество периода « Трех лет » (1843-1847 гг.);

3) жизнь и поэтическое творчество периода ссылки (1847-1857 гг.);

4) последние годы жизни и поэтического творчества (1857-1861рр.).

В конце 1839 года Есть. Гребенка познакомил Шевченко со своим земляком - помещиком П. Мартосом. Работая над портретом Мартоса, Шевченко поведал помещику о свои поэтические попытки. Тот смог оценить дарование Тараса, и впоследствии, вместе с Гребенкой, способствовал изданию произведений молодого поэта. В сборник под названием «Кобзарь», изданной в мае 1840 года, вошли Восемь произведений: «Думы мои, думы мои...», «Перебендя», «Катерина», «Тополя», «Думка» («Зачем мне черные брови...»), «К Основьяненко», «Иван Подкова» и «Тарасова ночь».

Общественные круги царской России по-разному восприняли появление сборника. Единодушие критиков оказалась только в одном - выход «Кобзаря» было признано эпохальным явлением. Все семь рецензий (пять журнальных и две газетные) отмечали на большом поэтическом таланте автора. Однако шли споры о языке произведений. Три издания негативно высказались о украинский язык, которым были написаны сочинения, как о отмершую говор. Журналы «Современник», «Отечественные записки» и «Маяк» отметили положительное значение языка автора, которая идет от его сердца. «Эти стихотворения принесли бы честь любому имени во всякой литературе... Мы уверены, что не только Украина, но и мать ее, великая Россия, примет, как детей своих разумных, цветистых деток любезного нашего кобзаря.»

Большинство современников Шевченко с восторгом восприняли выход «Кобзаря» . А в 1841 году. Гребенка издал альманах «Ласточка», куда вошли еще пять произведений Тараса Шевченко. Все напечатанные произведения доказали большой поэтический талант Шевченко и его способность к

жанрового разнообразия в сочетании двух творческих методов - реализма и романтизма.