II семестр
С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ (продолжение)
ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК 3
Урок 65. ОЧАРОВАЛА ВСЕ ЗИМА. НИКОЛАЙ ВОРОНОЙ «СНЕЖИНКИ»
Цель: ознакомить учащихся с творчеством выдающегося мастера поэтического слова Николая Вороного; совершенствовать навыки сознательного выразительного чтения стихотворных произведений; формировать у учащихся умение анализировать, обобщать, делать выводы из прочитанного; развивать связную речь; воспитывать любовь к художественному слову.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Работа над скороговоркой
Утром Ульяна Уласа
Вмиг умивать взялась.
Улас убегал, уворачивался:
Вчера уже умывался.
Ю. Кругляк
2. Игра «Пенек»
Котик белка щука
котик ветка щука
корзина белка щука
котик белка щека
котик белка щука
3. Игра «Добавь слог - образуй слово»
Ми - ...(месяц) ми - ...(нус) го - ...(мин) го - ...(лос)
ми - ...(кроб) ми - ...(ра) - ...(нчар) го - ...(лка)
ми - ...(ністр) ми - ...(сто) го - ...(пак) го - ...(луб)
ми - ...(раж) го - ...(ра)
4. Работа над пословицей
- Прочитайте пословицы. Как вы его понимаете?
(Хочешь быть счастливым - не будь ленивым.)
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Работа в группах
Ученики в группах рассказывают свои рассказы о зиме. Выбирают лучший рассказ и рассказывают перед всем классом.
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- На сегодняшнем уроке мы познакомимся с произведениями выдающегося мастера поэтического слова Николая Вороного. Его произведения чрезвычайно мелодичные, проникновенные, полные любви к родной земле.
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Биографическая справка
- Николай Кондратьевич Вороной родился 7 декабря 1871 г. в семье ремесленника на Екатеринославщине (ныне Днепропетровская область). Когда мальчику было полгода, семья переехала в Харьков. Сначала он учился в Харьковском, а затем в Ростовском реальном училище. Первые стихи Вороной начал писать, еще учась в Харьковском реальном училище. В 1893 г. он напечатал первое стихотворение «Не печалься, девица».
2. Проработка стихотворения М. Вороного «Снежинки» (с. 68-69)
1) Выразительное чтение стихотворения учителем.
- Какая картина возникла в вашем воображении во время слушания стихотворения?
Физкультминутка
2) Словарная работа.
Сюда |
ветерок |
пушиночки |
зеленью |
вродились |
одеялом |
лучистой |
дурнесенький |
прибратись |
злючою |
|
|
Чтение слов «эхом» за учителем.
- Прочитайте слова - названия предметов, названия действий; названия признаков.
- Прочитайте слова скороговоркой, «дождиком».
3) Чтение стихотворения «цепочкой» по строфами.
- Проследите, как меняется настроение снежинок от веселого до сонного. Почему так происходит?
4) Игра «Диктор телевидения».
Читать стихотворение, периодически отрывая взгляд от текста, чтобы посмотреть на зрителей.
- Назовите ласкательные слова, которые поэт употребляет в стихотворении. О чем это свидетельствует?
5) Анализ содержания стиха с элементами выборочного чтения.
- С чем сравнивают себя снежинки? Прочитайте.
- О чем беспокоятся снежинки?
6) Работа в группах.
Подобрать из стихотворения:
1-я группа - слова - названия предметов;
2-я группа - слова - названия признаков;
3-я группа - слова - названия действий.
7) Игра «Найди рифму».
Сніжиночки... (пушиночки);
воды... (сюда);
носились... (крутились);
зимы... (мы);
баиньки... (матушки);
малые... (земли);
буйнесенький... (дурнесенький);
нас... (время);
блідная... (бидная);
сухая... (кожуха);
нагреем... (накроем);
снежком... (пушком);
злючою... (пахучей);
в сне... (весной);
колосистої... (лучистой);
урожай... (край).
VI. ИТОГ УРОКА
- Какое стихотворение читали на сегодняшнем уроке?
- Кто его автор?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выразительно читать стихотворение.