Современная украинская литература
Евгений Маланюк (1897-1968)
Ты не погибнешь, мой народ,
Песенник, мудрец и гречкосей.
Потому что верю: судные дни не даром
Твой черный рай сняли пожаром,
И пламень слупами растет,
Соединяя с небом степь.
(Евгений Маланюк)
В истории украинской литературы XX века Евгению Маланюку принадлежит одно из самых заметных мест. Выдающийся поэт и литературовед, культуролог и автор художественных эссе и исторических исследований, пылкий патриот Украины и гуманист - таким предстает он перед читателями. Его филигранно совершенные и волевые рифмы, наполнены энергией героического подвига, искренний лиризм, преклонение перед идеалами красоты и гармонии как першочинними факторами поэтического искусства оказывали большое влияние украинскую лирику XX века.
«Я волю полюбил государственную» (Евгений Маланюк)
Евгений Маланюк родился 20 января 1897 года в поселке Архангород, которое расположилось над рекой Синюхой на Херсонщине (теперь Кировоградская область). Его семья принадлежала к национально-сознательных украинцев казацко-млечного происхождения. «В нашем старом, каменном из степного камня доме жилось «на два дома» - деда и отца. В первом доме царил дух веков, старинного быта, тысячелетних обычаев и обрядов и сознательного «украіноцентризму»,- вспоминал поэт. Отец Филимон Маланюк, был образованным человеком, проводил просветительскую работу на селе, ставил спектакли, организовал читальню. Мать, Гликерия, была дочерью серба, военного Якова Стоянова, увлекалась поэзией. От нее, как писал Евгений, унаследовал сердечность и любовь к искусству и ей посвятил поэму «Июль» (1931). Впоследствии поэт так схарактеризує себя: «Внук коренастого чумака, / Січовика бледный праправнук, - / Я закохавсь в громких веках, / Я волю полюбил государственную. / И сквозь бумаги, сквозь перо, Сквозь будние дни - богоданно / Рокоче запорожская кровь / Крепких поплечників Богдана».
Закончив Елисаветградское реальное училище в 1914 году, поступил в Петербургский политехнический институт, но с началом Первой мировой войны стал слушателем Военной школы в Киеве. 1916 года его в звании поручика направили на Юго-Западный фронт. После февральской революции 1917 года Маланюк перешел на сторону УНР, работал в Генеральном штабе Украины. В октябре 1920 года армия УНР интернированных в Польше, и Маланюк оказался в лагере у Калиша, где пробыл три года. Здесь он пришел к выводу, что в условиях национальной трагедии нужно завоевывать свободу Украине «уже не военным оружием, а лишь оружием искусства и культуры». Литература должна формировать у читателя национальное сознание и государственную волю, не теряя при этом художественной самобытности и не становясь иллюстрацией к партийной идеологии. в 1923 году Евгений Фили - монович выехал в Чехию, поступил в Украинской хозяйственной академии в Подебрадах на инженерный факультет, который успешно закончил, и работал в Варшаве. В 1929 году организовал литературную группу «Танк», редактировал журнал «Мы», впоследствии сотрудничал с «Вестником». Затем, по словам поэта, наступила « мрачная эпоха немецкой оккупации». После кратковременного пребывания в Праге Маланюк попал в Регенсбург, где преподавал математику и украинский язык в лагерной гимназии. Активно сотрудничал с МУРом. в 1949 году поэт переехал в Нью-Йорк, где работал и чернорабочим, и чертежником. Одновременно издавал сборника, литературоведческие работы, эссе, часто путешествовал, читал лекции и проводил авторские вечера. Был почетным председателем объединения украинских писателей в диаспоре «Слово».
В среде поэтов «Пражской школы» Маланюк утвердился как лирик, издав сборник «Стилет или стилос?» (1925), «Гербарий» (1926). В этих книгах он проявил себя как художник государственнического мышления, размышляет над уроками и причинами потери Украиной независимости. По новым условиям, которые сложились, поэт все-таки видел перспективы для государственной самостоятельности, а потому провозгласил активную концепцию искусства, обозначил ту роль, которую должна сыграть поэзия в борьбе за лучшую долю народа. Маланюк пишет о значении художника для своей нации. Название первого сборника символическая: стилет - небольшой кинжал с тонким трехгранным клинком, греческое слово стилос (палочка для письма) символизирует поэзию, которая как оружие должно служить Украине в ее борьбе за государственность. Так молодой поэт продолжил традиции Тараса Шевченко, Ивана Франко, Леси Украинки, в новом идейно-эстетическом измерении решая проблему художника.
Его творчество делится на два периода: первый охватывает 1925-1943 годы, когда, кроме названных сборников, выходят «Земля и железо» (1930), «Земная Мадонна» (1934), «Перстень Поликрата» (1939), «Избранные стихи» (1943); второй - в 1944 - 1968 гг.: сборники «Власть» (1951), «Пятая симфония» (1954), «Последняя весна» (1959), «Август» (1964).
Евгений Маланюк умер 16 февраля 1968 года. Похоронен на нью-джерському кладбище в Баунд-Брук, названном американскими украинцами «нашим Пантеоном».