Современная украинская литература
Евгений Маланюк (1897-1968)
Лирика трагического оптимизма
Ключ к пониманию идейно-эстетических исканий и картины художественного мира Маланюка кроется в его оригинальной концепции культуры. Поэт имел свои взгляды относительно формирования украинской нации. В эссе «Очерки по истории нашей культуры» (1954) осветил свое понимание культуры украинского народа, наполнив его глобальными измерениями. Еще от VII в. до н.э. земли нынешней южной Украины были северной частью античной Эллады, от которой происходят римская и западноевропейская цивилизации. Греческая культура оказала на нас и позитивное, и негативное влияние. Положительной унаследованной традицией является стремление украинцев к красоте, что проявляется в народных песнях, одежде (знаменитые наши вышиванки), писанках, танцах и т.п., в глубоких чувствах нравственности, духовности, что прослеживаются в семейно-бытовых традициях, в уважении к человеческой личности. Негативное влияние Эллады на жителей Украины заключается в том, что чрезмерное увлечение красотой породило «нежную душевную мирность», альтруизм, не сформировало «военной готовности», чтобы защитить себя и свои земли. Это и дало право Маланюкові называть Украину, вслед за немецким историком Иоганном Гердером, «Новой Элладой», «Степной Элладой»: «Неодолимая соняшна заглада - / Века, века - одна голубая ока! / Куда же дела, Степная Елладо, / Варяжскую сталь и византийскую медь? » («Варяжская баллада»).
На взгляд Маланюка, украинцам «привили чувство меча и государства» варяги. В результате сочетания кроткой эллинской культуры и воинственности варягов и возникла Киевская Русь. Опять-таки, варяги как завоеватели не смогли заложить в основу функционирования государства конституционно-правового фактора. В раздроблении и междоусобных войнах князей Маланюк видел причину упадка Киевской Руси как государства.
В результате освободительных соревнований 1917-1920 годов после трех веков неволи появилась независимая Украина. Этот период несвободы Отечества Маланюк называет «ночью безгосударственности», которая внесла негативный элемент к менталитету украинца - «клеймо раба», что и сыграло роковую роль в пореволюційній ситуации. Поэтому самым большим несчастьем для Украины поэт считал появление типа малоросса, который формировался в условиях неволи и имел комплекс неполноценности. В эссе «Малороссийство» (1959) поэт раскрывает причины и последствия этого явления, которое нивелирует любое лицо. Этом типичные автор противопоставлял тип «мазепинця» - человека, который имеет национальное достоинство, уважает свою культуру и защищает государственность Украины. Поэтому и центральным образом лирики Маланюка стал волевой, національносвідомий украинец.
«Стилет или стилос?». Оригинальной оказалась и эстетическая концепция Маланюка. Он продолжил традиции Тараса Шевченко, Пантелеймона Кулиша, Михаила Старицкого, Ивана Франко, Леси Украинки, которые подчеркивали общественную значимость поэзии. Концепция искусства Маланюка - общественно активная; задача поэта - служить Украине, воплощать общенациональные идеи: «Какое нации вождя нет, Тогда вожди ее поэты! / Мицкевич, Пушкин недаром / Творили вечные мифы и цели. И Давали форму чувством, / Растили и лелеяли надежды, /И стало вечностью жизни / их в форме Польше и России...».
Поэт поставил слово на страже украинской культуры и государственности, формирования нового типа украинца. «Стилет или стилос? - не понял. Двояко / Колеблются трагические весы. / Не бросив в глубь надежный якор, / Плыву и плыву мимо берега красоты», - так художник уже в первом сборнике раздумывает над миссией художника и его призванием, которое ни при каких обстоятельствах не допускает фальши или конъюнктуры. Стилет и стилос, оружие и перо, сила и красота сливаются в едином образе, символизирующие борьбу за идеалы народа, осознанный выбор и жертвенное служение красоте и правде. Эту проблематику Маланюк нарушает в таких стихотворениях, как «Молитва», «Надпись на книге стихов», «Зерову», «Кулиш» и других. Главная идея этих произведений - поэт должен бескомпромиссно служить народу, формировать сознание нации.
Поэзия Маланюка национально-органическая. В ней сочетаются неоклассическая гармония и неоромантика, символика и патетика. В его художественной картине мира на вершине пирамиды находятся Бог, высшая правда и справедливость, а поэт - это избранник Божий, который несет слово Господа украинцам. Для Маланюка поэтическое слово является действенным средством, что творит свободолюбивый дух нации, подчиняется задачам будущего возрождения Украины.
Личностно-гражданская лирика. Поэзия Маланюка проникнутая экзистенциальными мотивами, вызванными его мытарства в эмиграции, минутами отчаяния и гнева, страдания и одиночества. Однако, избрав судьбу изгнанника, художник имеет ясную цель: жить для Украины, ее культуры, быть полезным нации.
Цикл стихов «Под чужим небом» (1920) состоит из пяти частей. Находясь на чужбине, лирический герой тоскует по родным краем, его охватывает экзистенциальное чувство одиночества. Первая часть стиха имеет художественное обрамление, констатацию отчуждения героя: «Чужие: и земля, и небо здесь, и люди» и завершение: «Чужая земля, чужие и мрачные люди». Поэт прибегает к художественной условности, применяет прием смещения времени-пространства: он переносится в древние времена и видит, как «кровный край кона в последней муке, / Дикарь над ним заносит ятаган, / А он бешеный боль терпит». Антитеза - основной композиционный прием развертывания лирического сюжета. Чувствуя непреодолимую ностальгию по Отчизне, герой отрицает парижские брюки, престарые пражские улицы, противопоставляя им сельские пейзажи, «материнские руки», «старую солому родных крыш» как милые его сердцу: «Там свист херсонского пространства! Там ветер с хрустальных волн! /А здесь: в окне опустишь штору - И пьешь, одинокий, смертный боль». Подчеркивают образ родного края «гук весны и ветер, веселый ветер светлых лет». На этом фоне ностальгия изгнанника приобретает всемирных масштабов. Пылкая любовь к Отчизне предстает в снах и воспоминаниях, в образах степи, лугов, мельниц на холме. Метафора и эпитет хрустальный (т.е. чистый, родниковый, животворный) очерчивают яркий образ родного края. С особой тоской и щемящей болью в сердце герой Маланюка признается в своих муках, невозможности вернуться на Родину: «Несу тут страшный свой экзамен / И знаю, что жизнь пройдет. / И мать, сидя на завалинке, / Уже не выжидают меня». Субъективные впечатления и переживания лирического героя развиваются на фоне топосов реки Синюхи, серой крыши под дождями и наклонной дома старушки матери, которая прислушивается к лай Бровка, ожидая возвращения сына. Образ изгнанника и мир его чувств и переживаний домальовуються в последней части цикла. Лирический герой подытоживает свои рефлексии, задавая риторические вопросы: «По каким еще дорогам искать причинной судьбы? / Перекатной блуждать в каких степях?». Судьба пилигрима неутешительная, но духовной опорой в жизненных испытаниях становится украинская песня, которая звучит для него, будто хорал.
Творчество Маланюка полна автобиографическими мотивами, образами родных, друзей по перу и оружию. Часть европейских поэтов проявляла захват коллективным «мы», в котором растворялась лицо, художников уже не интересовал неповторимый мир человека. Немецкий поэт Иоганнес Бехер в сборнике «Серые колонны» провозглашал: «Я зрікаюсь своего имени. Меня зовут - товарищ». Такая тенденция наблюдалась и в советской украинской лирике того времени, в которой из всех граней человеческого «я» вперед выдвигали «классовое сознание». Маланюк зато утверждал духовное богатство человека, открытость лирических чувств. Автобиографические мотивы Маланюка имели большое значение, поскольку помогали понять нравственный мир героя, его душевные порывы. Так окреслювався неповторимый мир его общественно-личностной лирики.
Евгений Маланюк расширил тематические, образные и жанровые горизонты украинской поэзии. Он создавал самобытную поэзию, эстетически ориентированную на мировую культуру, но взлелеянную на национальной почве. Маланюк выработал собственный поэтический стиль, который питался античными источниками, высокохудожественными достижениями классиков украинской барочной культурой (проповедническая риторика) и модерными (неоромантизм, символизм, экспрессионизм) художественными течениями. Характерные черты лирики Маланюка определил Иван Дзюба: «Маланюкова поэзия останется... доказательством строгой силы украинского слова, его способности быть не только мелодичным, нежным, красочным, гибким, изобретательным, - ай сгустком воли и мысли, что концентрируются в жгучее чувство».