Современная украинская литература
Эмиграционная литература
После поражения В HP в 1921 году немало украинцев оказалось в эмиграции в Чехословакии. Тогдашний президент этой страны Томат Масарик способствовал тому, чтобы украинцы могли получить здесь образование на родном языке. За 30 км от Праги, в Подебрадах, было открыто Украинскую хозяйственную академию, к которой сразу же вступило 300 студентов. В Праге функционировали Высший педагогический институт имени Михаила Драгоманова, Украинский свободный университет, Украинская художественная студия. Здесь расцветало искусство слова. Юрий Дараган, Евгений Маланюк, Леонид Мосендз, Олег Ольжич, Оксана Лятуринская, Елена Телига, Наталья Левицкая-Холодная, Олекса Стефанович, Юрий Липа, Юрий Клен и другие, объединенные мировоззренческими принципами, государственническими убеждениями и художественными предпочтениями, составили «Пражскую школу» поэтов. По своему стилю ее участники были неоромантиками, но философской погруженностью и любовью к классическим формам споріднювалися с киевскими неоклассиками. «Пражане» сформулировали свою концепцию человека. Это - духовно сильный, национально сознательный украинец. Свободолюбие, мужество, чувство ответственности за судьбу родины, истинный патриотизм - основной пафос их творчества.
Юрий Дараган (1894-1926) - родоначальник школы, имел большое влияние на ее творчество поэтов именно историософской мотивам. По мнению Богдана-Игоря Антонича, поэзия Дарагана «содержит в себе все элементы, которые впоследствии развивать остальные поэтов эмиграции: яркий историзм, варяги, дикая степь, солнечный Даждьбог, настроения изгнанника». Родился он в Елисаветграде 16 марта 1894 года в семье украинца (по специальности инженера) и грузинки. Обучение в Тираспольском реальном училище прервала Первая мировая война. Дараган служил поручиком российской армии, но после провозглашения УНР поступил в украинского войска. После поражения УНР его интернировали в лагеря Калішу и Шеп'юрне (Польша), где он заболел туберкулезом. В 1923 году поступил в Украинского педагогического института в Праге. Военный плен и болезнь обессилили и истощили молодой организм, и поэт скончался 17 марта 1926 года, похоронен в Праге.
Дараган вошел в историю украинской литературы в сборнике «Колчан» (1925). Это название точно передает силу его стихов, которые напоминают тугие стрелы попадают в цель. В то же время название определяет тематическое круг сборки и выражает философию борьбы и жизнеутверждения. Поэзия Дарагана питалась несколькими источниками: участии художника в освободительной борьбе за государственность Украины, осмыслением ее истории, а с эстетической стороны - модерновыми стилями, прежде всего символизмом. Определенное влияние на художественные искания Дарагана имели «Солнечные кларнеты Павла Тычины, от которого поэт научился изящной живописности, зрительной эффектности и омузичення слова, что расширяет свои выразительные возможности («Уплыло, ушло, угасло... / И дня нет - ушел куда-то, / И вечер на высокое прягло / Смуглым парнем схиливсь... / Кажется темный явор ляхом... / Кажется, так давно - давно / Курит мой виз млечным путем / Туманом, серебром и вином»). Сила переживаний усиливается то фактами из истории Украины, то библейскими образами («Из летописи дней бегущих», «В Праге»). Мотивы стихов Дарагана достигают времен Даждьбога, когда даже сама природа была насыщена языческим духом и мифами («Даждьбог пугает белые лошади», «Слово о походе Игореве»). В поэме «Мазепа» поэт изображает гетмана как мудрого государственника, эрудита, полиглота, мецената, мужественного патриота, стремящегося обрести независимость Украине, но трагически погибает.
Тема Украины является центральной темой лирики Дарагана. Об этом свидетельствуют циклы «Эхо прошлого», «Дикое поле», «Серебряные трубы», «Запорожье», в которых художник творит поэтический и вдохновенный образ Отечества. Она приходит к нему в снах и наяву, в воспоминаниях и известиях земляков. За ней он тоскует, ее образ лелеет в сердце как самое дорогое идеал. Во многих стихах Дарагана возникает образ мужественного и закаленного в боях украинца, который гордится славным прошлым народа и подражает подвиги своих предков.
Леонид Мосендз (1897-1948) счастливо соединил в себе таланты поэта, прозаика, критика, переводчика с английского, немецкого и французского языков и ученого-химика, признанного в Европе изобретателя, который одним из первых разгадал тайну «тяжелой воды». Родился он 20 сентября 1897 года в городе Могилеве - Подольском (ныне Винницкой области) в семье служащего Марка Мосендза, предки которого были греческими поселенцами в Украине. Его мать, Мария Лясковец, была дочерью лесничего из Костополя на Ровенщине. Родители и дед Осип имели большое влияние на формирование мировоззрения Леонида, о чем писатель впоследствии напишет в поэме «Волынский год». в 1915 году юноша окончил Винницкую учительскую семинарию. Во время Первой мировой войны находился в царской армии, а когда лидеры УНР призвали украинцев защищать свободу Отечества, он пошел в войска Петлюры. В 1922 году он переехал в Подєбрад и учился на химико-технологическом факультете Украинской хозяйственной академии. Получив
Леонид Мосендз
высшее образование в 1928 году, работал ассистентом кафедры химии, а в 1931 году защитил докторскую диссертацию по проблемам переработки нефти. В 1945 году из Братиславы Леонид Маркович уехал в Австрию, в 1946 - в Швейцарии. Поэт лечился от туберкулеза в санатории, выдержал несколько операций, последняя из которых оказалась роковой. Это произошло 13 октября 1948 года в Швейцарии.
Творческий диапазон Леонида Мосендза очень широкий. Его перу принадлежат сборники новелл «Человек покорный» (1937), «Возмездие» (1939), повесть «Засел», роман «Последний пророк», юмористический сборник (совместно с Юрием Кленом) «Дияволичні параболы» (1947), сборник стихов «Зодиак» (1941). Лейтмотив поэзии Мосендза - возрождение Украины после Первой мировой войны. Глубокие чувства и переживания высказано в скорбно-патетической «Балладе о собрата». Это своеобразный реквием павшим за независимую Украину. Величественная идея побратимства наполняет народные песни и думы, произведения Николая Гоголя, Тараса Шевченко и Леси Украинки. Для Мосендза побратимство - это родство не только по крови, но и по духу. Собрат - это и названный брат, и товарищ по борьбе, сподвижник, который всю свою жизнь беречь память о павших за идею украинской государственности. По жанру произведение Мосендза - баллада, написанная секстинами. Поэт органично соединивший эпическое повествование о драматических событиях и лирические признания, описывая величие и трагизм борьбы за свободу родины. Он изобразил обобщенный образ собрата, чорнобрового и стройного сына «золотых полей» и «белых домов». С друзьями по оружию поэт проходит сложными путями побед и поражений и памятью грядущих поколений клянется не забыть павших борцов за свободу.
Название сборника «Зодиак» символизирует космическую идею бесконечности времени и пространства, глубинной связи всего сущего на Земле со Вселенной. Сходные мотивы находим в стихотворениях «В космическом оркестре»Павла Тычины, «Зодиак» Николая Зерова. Мосендз идет дальше и создает мифологический образ Праматери Рода из космического океана, которая льет «уже моего рода вечное море». Поэт одним из первых почувствовал космичности своего народа и нации. Это было современное мироощущение человека XX века (венок сонетов «Юношеская весна»). «Венок» структурно и тематически объединяет 15 сонетов, из которых последний, что называется «магистраль», строится с первых строк всех предыдущих, является идейно-концептуальным и формально завершающим произведением всего цикла. Мало кто из украинских поэтов в этой рафинированной форме достигал вершин мастерства. Мосендзу удалось: четкое построение сонетних строф у него подчиняется драматургии развития мыслей и чувств, логике развития лирического сюжета, что воплощает идею непобедимости человеческого духа в познании бытия. Философская идея цикла оптимистична: «Там, где отвага с верой идут - там препятствий нет и не будет».
Мосендз творил «научной» поэзии, в ее образную ткань включал философские мотивы, понятия и лексику из точных наук, расширяя эстетическое поле лирики. Этим путем в 60-е годы шли Иван Драч, Николай Винграновский и их последователи.
Олег Ольжич (1907-1944) - талантливый поэт, публицист, политический деятель, археолог. Родился 8 июля 1907 года в Житомире в семье поэта Александра Олеся. В 16 лет Олег Кандыба жил в Украине. Его отец был полпредом УНР в Будапеште, а с приходом большевиков в Украину вынужден был эмигрировать. Олег вместе с матерью в 1923 году переехали к отцу в Берлин, позже семья поселилась вблизи Праги. в 1924 году будущий поэт поступил в Карлов университет на археологическое отделение. В 1930 году Ольжич получил диплом доктора археологических наук. Его пригласили работать до Украинского свободного университета, Чешского национального музея, впоследствии - к Гарвардского университета. Во время Второй мировой войны поэт был руководителем отделов ОУН на Правобережной Украине. В 1941 году он приехал в Киев, где организовывал подпольные группы, движение сопротивления фашистам. В мае 1944 года Олег Ольжич достался Львова, где гестаповцы арестовали его и вывезли в концлагерь Заксенхаузен. Узника жестоко пытали, однако он остался несокрушимым борцом за свободу своего народа, заявив врагам: «Украинские земли является жизненным пространством для украинского народа. Поэтому любого оккупанта били и будем бить!» Фашисты расстреляли его 9 июня 1944 года.
Сборками «Рінь» (1935), «Башни» (1940), «Підзамчя» (1946) Ольжич вошел в литературу как поэт рациональной лирики, которая отрицала сентиментально-слезливое воспевание жизни и образ пассивного, безвольного человека. По воспоминаниям современников, Олег закалял свою волю и считал, что именно сильная духом, целеустремленная личность нужна будущей возрожденной Украине. Это и определило характер его эстетических исканий, «энергичную дикцию» его произведений, их интеллектуальный и эмоциональный уровни. В поэзии «Захочешь - и будешь...» поэт воспевал волевого человека, верил в ее внутренние неограниченные возможности: «В человеке, запомни, / Лежит невідгадана сила. / Срослась опасность с отважным жизнью, Как с телом смертельника крылья». Экспрессивность достигается метафорами, антитезами, ритмикой п'ятистопного ямба, точными рифмами. Опираясь на классические формы, художник выстраивает чеканную фразу, создает яркий образ воина за свободу.
Метафорическое название сборника «Башни» символизирует вершины Духовности, к которым стремится его герой, полон действия и решимости защищать Отечество. По-новому трактует художник понятие героического, что сочетает в себе и храбрость, и отвагу сердца, а главное -
Олег Ольжич
сильный заряд духовности, которая ведет борцов к обновлению мира. Наиболее отчетливо поэт описывает героические характеры в поэмах «Городок 1932» и «Неизвестному Воину», посвященных подпольной борьбе украинских патриотов за права родного народа в Польше.
Совершенством отличается последняя сборка Олега Ольжича«Підзамчя», в которой художественной глубиной он приближается к киевских неоклассиков. Ольжич творил поэзию высокой культуры, стремясь преподнести украинскую лирику на новую ступень. Он обогатил ее конденсацией волевых мотивов, интеллектуальным струей, воскресил героизм и героическую этику украинца.
Елена Телига (1907-1942) - поэтесса и революционерка, яркая личность, волевая, энергичная и красивая женщина, которая свою жизнь посвятила борьбе за независимую Украину. Родилась 21 июля 1907 года в Петербурге, где ее отец Иван Он работал профессором политехнического института. Во время революции родители вернулись в Киев и принимали активное участие в создании Украинского государства. Подвергаясь преследованиям от большевиков, в 1923 году вместе с мамой Елена эмигрировала в чехословакию. В Праге закончила педагогический институт, познакомилась с поэтами «Пражской школы». Выйдя замуж за донского казака, бандуриста, старшину войска УНР Михаила Телигу, переехала в Варшаву, где учительствовала в украинской школе, иногда зарабатывала как манекенщица. С 1932 года стихи Елены Телиги появлялись в журнале «Вестник». С началом Второй мировой войны поэтесса возглавила литературно-художественное общество «Зарево» в Кракове. Когда фашисты оккупировали Украину, Елена Телига в сентябре 1941 года прибыла в Ровно, а с октября уже действовала в Киеве. За жестоких условий оккупационного режима организовала литературно-художественная жизнь, возглавила Союз писателей Украины, редактировала украинский журнал « Літаври». Ее как украинскую патриотку и главу СПУ 9 февраля 1942 года гестаповцы арестовали, а 21 февраля этого же года вместе с другими борцами расстреляли в Бабьем Яру.
Только посмертно вышли сборники Телиги «Душа на страже» (1946), «Флаги духа» (1947), «Пламенные границы» (1977). В Украине в 1991 году увидел свет «Сборник ее стихов и статей, а в 1999 - сборник «О край мой». 2006 года в Киеве опубликованы «Избранные произведения», куда вошли ее стихи и статьи. Художественное творчество Елены Телиги небольшой, но искусно совершенный. Поэтесса тщательно шлифовала каждое слово, чтобы тончайшее воссоздать мир
Елена Телига
чувств лирической героини. Телига относится к виднейших украинских поэтесс, которые сформировали образ нового человека, борца за независимую Украину. Поэтесса провозгласила героизм как высшую добродетель, ориентир жизни и творчества.
Поэзия «Пломінний день» проникнута виталистическое концепцией жизни как деяния. Голос лирической героини взволнован: «День прозрачный мерцает, словно пламень, / И душа моя горит сегодня. / Хочу жить, жизнь не сломит, / Рваться вверх или летите в бездну». Ярко-красный цвет пламени символизирует глубокие чувства лирического персонажа. Ассоциативная цепь образов развивается и углубляется, особенно когда слово-пламя слышит толпа, но в условиях неверия острым словом является Украина. Пассивности, закостенелости, «равнодушно-неприветливой земли» поэтесса противопоставляет активную позицию гуманиста, который осознает, что в битве за человечность нужно утверждать благородное, смелое и доброе начала. Когда героиня ставит на алтарь свободы свои интересы, рвения, веру, пламенное слово, ее душа «играет и трогается на пути большие». Она верит, что слово-клич «сорвется ввысь / И, словно флаг, в солнце затрепещет». Для достижения художественной выразительности автор употребляет аллегорические и метонімічні образы. Призывы сравниваются с соколом, что сближает родственные души борцов. В этой атмосфере лирическая героиня готова встать на бой со злом.
Жаждой активного действия проникнуто стихотворение «Современникам», который поражает искренностью чувств и афористичным мышлением: «Не надо слов! Пусть будет только дело! / Его делай - спокойный и строгий». По жанру это - поэзия-обращение, медитация, которая имеет своего адресата - современников и себя самого. Поэтесса формулирует лаконичные призывы, возвышенные интонации. Композиционно произведение построено как диалог лирических субъектов. Героиня стремится к гармонии чувств и мыслей, что представляется женщиной как «святой союз», когда «душа и тело, счастье с острой болью» идут в паре. Ее стоицизм и жизнелюбие поражают:«моя боль звенит, зато когда смеюсь, То смех мой рвется источником на волю!» Нежность души и суровость времени определяют этико-героическую позицию лирической героини, которая осознает свое призвание:«Ветрами и солнцем Бог мой путь наметил, / И там, где надо, - я твердая и суровая». Жить во имя Отечества - жизненное кредо Елены Телиги.
Неоромантизм определяет стилевую палитру произведений Телиги, предопределяет ее эстетическую концепцию человека. По убеждению поэтессы, родной край от неволи может спасти новый тип украинца, который умеет жить и творить для своей нации.
Поэтесса обращалась к жанру поэзии-миниатюры, медитации, стихотворения-обращения, оды. Интересна поэзия-метафора «Радость», что передает настроения ожидания, встречи с мальчишкой - «неунывающим вітроганом » . Этот образ символизирует необычный мир радости, что вытесняет нынешнее время и утверждает духовную целостность души героини. Смежное рифмовки, п'ятистопний хорей, глагольные формы передают движение, изменение, восхищение красотой, что существует в мире.
Мир поэзии Елены Телиги можно разделить на несколько тематических полей. Прежде всего, это жизнерадостное поле, ведь доминантой духовности поэтессы были оптимистичные настроения: «Поверь: неизвестное что-то в неизвестное время Тебя встретит радостным - живи!»
Тематическое поле беспокойства охватывает и гражданскую и интимную лирику. Активная жизненная позиция - идеал поэтессы. Даже в интимной «Вечерней песни» лирическая героиня Елены Телиги, прощаясь с любимым, снаряжая его в поход, говорит ему напутственные слова: «Тебе же подарю оружие: / Поцелуй острый, как нож, / Чтобы имел ты в железном свисте / Для крика и мовчань - / Уста решительные, как выстрел, / Твердые, как лезвие меча».
Таким же целостным очерчивается в лирике поэтессы тематическое поле выбора. Бескомпромиссная позиция предопределяет жизнь героини, идеал, поиск гармонии, цель будущего и неумолимую смерть в борьбе, которую она смело принимает как борец. Через то Дмитрий Донцов назвал Телигу «поэтессой огненных границ».
Олекса Стефанович ( 1899-1970) - один из поэтов «Пражской школы», который больше всего ценил самодостаточность искусства. Родился 5 октября 1899 года в селе Милятин (теперь Ровенской области) в семье православного священника. в 1919 году окончил Волынскую духовную семинарию в Житомире. 1922 года Стефанович эмигрировал в чехословакию, где и окончил философский факультет Пражского Карлова университета (1928), одновременно изучал филологические науки в Украинском свободном университете. в 1932 году защитил докторскую диссертацию, но не имел постоянной работы и жил затруднительно. В 1944 году Стефанович оставил Прагу, выехав в Германию. в 1949 году поэт поселился в США, в городе Буффало. Жил одиноко, очень тосковал за Украиной. «Мой Крест - мой груз, моя дорогая», - говорил художник себе, находясь в забвении и самовідчуженні. Умер 4 января 1970 года в доме для пожилых людей.
Печататься Алексей Стефанович начал с 1923 года в эмигрантских журналах «Новая Украина», «Радуга», «Украинский студент», а впоследствии - в львовском «Литературно-научном вестнике». В Праге поэт издал сборник «Стихотворения» (1927), «Стефанос И» (1938). Стефанович был чрезвычайно скромным и требовательным
Олекса Стефанович
к себе человеком, а потому следующие сборники «Стефанос II», «Кінецьсвітнє» и «Фрагменты» вошли только в «Собраны произведения» (1975), что их после смерти поэта издал в Торонто поэт Богдан Бойчук. Современники вспоминают, что он очень тщательно шлифовал свои стихи. Как талантливого художника, его привлекали совершенная версифікація, мелодика строк, изящество и смысловая весомость образов. Он был тонким мастером ритмомелодики, изысканных рифм, в том числе и внутренних, доводя до виртуозности асонансне и алітераційне звучание поэзии: «В серебре луны серебряные лебеди. / Серебряные лебеди в серебряной воде» («Вот высоко стал месяц в небе»).
В художественном мире Стефановича важную роль отведено образам древней украинской истории и мифологии. Интересную интерпретацию дал поэт «Плача Ярославны», где изображен величественный в своей трагичности образ Ярославны: «Слышишь? Кукушкой хочет взлететь, / Хочет в даль куда-то... / Слышал то стоны женское ветер, / 3 стен поднявшись, донес. / Я бы, - говорит, - в зелень его перенесла, / В зелень из кровавых луж! / Дайте мне вы для синевы весла! / О, не даете... Почему же?..». Обращается художник и к времен казачества, воспевая Петра Дорошенко и Богдана Хмельницкого как государственных мужей («Дорошенко», «Богдана встречают»). их святой завет о независимой Украине приняли герои Базара и Крут.
Поэзия «Крути» (1933) - одна из жемчужин лирики Стефановича, созвучна «Памяти тридцати» Павла Тычины. Художник драматическими красками изображает бой, создает динамические образы и напряженные картины. Украинские патриоты мужественно выдерживают бешеные атаки врага, но нет патронов, силы неравны: «Как захлебывались пением вы, Так захлебнулись кровью». Героизируя подвиг молодежи, поэт верит, что кровь пролита не зря, память трагедии под Крутами будет бить в набат, будить совесть каждого украинца. Главная идея произведения - вера в победу идеалов, за которые боролись юные патриоты: «Сходят нам ваши невгасні солнца, /Звонят сердца ваши вечные, Ваши апрельские, майские сердца, / кровавым Криком - воскресни!»
Образ Весны, символ национальной революции, когда Украина обрела независимость, - это Тичинин образ, но у Стефановича он символизирует тяжелую судьбу Отечества в XX веке. В сонете «Багряная пирамида» поэт изображает окровавленную, «и/ пурпуре от ран» Украину, образ которой возникает в стихотворениях «До Базара», «В Броды», «Вечная слава». Свидетелем трагической украинской истории выступает златоверхий Киев в одноименной поэзии.
Оксана Лятуринская
Оксана Лятуринская (1902-1970) - талантливая поэтесса, скульптор, художник, переводчик. Родилась 1 февраля 1902 года на хуторе близ местечка Вишневец (ныне Кременецкого района Тернопольской области) в семье военного офицера. Училась в Кременецкой украинской гимназии, удивляя учителей многогранной одаренностью. В 1919 году умерла мать Оксаны макар, оставив ее под опекой деспотичного отца. Не выдержав невыносимой жизни, Оксана зимой сбежала из дома в Германию, а в 1924 году нелегально приехала в Чехо-Словакии, где училась на философском факультете Карлова университета и в Украинской студии пластического искусства в Праге. Уже в начале 30-х годов она состоялась как художница и скульптор. Его скульптуры отличаются синтезом монументальных форм с модерными композициями, художественную вес имеют бюста Тарасу Шевченко, портреты выдающихся украинцев. Лятуринская работала в искусстве керамики, создала ряд чудесных писанок. Одновременно печатала стихи в журналах «Вестник», «Пробоем», вошла в круг поэтов «Пражской школы». Сборника «Гусли» (1938), «Княжа эмаль» (1941) увидели света Праге, сборник «Радуга» (1956) - в США. Ее перу принадлежат книга новелл «Материнка» (1946), сборник стихов для детей «Бедрик» (1956). Умерла Лятуринская 13 июня 1970 года в Миннеаполисе (США). Своим учителем поэтесса считала Павла Тычину, от которого научилась благозвучию стиха, умение опираться на народную символику.
Как художник Лятуринская развивалась в русле символизма, ее стихи отличаются высокой культурой мышления и чувств. Чаще всего поэтесса обращалась к лирических миниатюр. Емко, выразительно, экспрессивно передается мир чувств лирической героини: «Темнеет тенями божница, / И темно смотрят Святые. / Скорбно-изможденные лица, / Как пергаментові письма. / Что-то не велит душе молится, / Прибежать под святой покров. / И грезится: языков слез колодец, словно Божьи муки и кровь бога». Когда героиня стоит перед строго-скорбными ликами святых, она видит Украину в образе грозной Девы с мечом, представляет ее Богиней, которой приносят вечные жертвы, Девой-сфинксом, перед которой она падает, умоляя свободы родной земли. Лирическая героиня - дочь порабощенной нации, поэтому, достигая зрением в древности, видит волевые натуры, которые защищают свободу. Тема боевого рыцарства звучит во многих стихах автора («Не соколы вылетали», «Не знаешь лозунги - боронись!»). Украинский рыцарь из миниатюры «И зрине конь в высь» воспринимает смерть на поле брани как почетный итог своей жизни. Когда воин появится в боевом снаряжении перед святым Юрием, и тот спросит: «Что имел над жизнь дороже? / Что на земле достиг?», то рыцарь гордо скажет: «Я воин был, Побідоносче, / донес свой золот-стяг». За этот подвиг он будет находиться среди рыцарей неба.
Поэтический образ родного края - сквозная тема творчества Лятуринской. Стихотворение «Волынские майолики» пропитан пронизанный щемящей тоской по отчей землей, голос которой говорит через тысячи лет древлянським духом, неповторимой красотой, звуком гуслей, пышной радугой.
Юрий Липа (1900-1944) - талантливый поэт и прозаик, политолог, публицист, медик. Свою неуемную энергию, творческие способности он направил в единственное русло - служить Украине. Это был сын известного украинского писателя Ивана Липы. Родился Юрий 5 мая 1900 года в Одессе. От отца унаследовал любовь к родному языку и искусства. В период освободительных соревнований 1917-1921 годов Юрий Липа был казаком вооруженного отряда морской пехоты, впоследствии - заместителем командира Одесской сечи. После поражения УНР оказался в эмиграции, окончил медицинский факультет Познанского университета (1929), работал ассистентом на кафедре медицинской Варшавского университета. Организовал художественное объединение «Сонцесвіт». В годы Второй мировой войны Юрий Иванович жил в селе Буки возле Яворова, был врачом. 18 августа 1944 года поэт погиб.
Творческий диапазон художника очень широк. Юрию Липе принадлежат сборник новелл «Блокнот» (1936), исторический роман о событиях из эпохи Хмельнитчины «Казаки в Московии» (1934), ряд публицистических работ, эссе, исследований истории Украины.
Юрий Липа опубликовал три сборника стихов «Светлость» (1925), «Строгость» (1931), «Верую» (1938). В его поэзии масштабно очерчивается образ Украины. По мнению художника, в соревнованиях за свободу и государственность украинцы должны идти своим путем, а не надеяться на помощь западных или восточных соседей, ведь они имеют большие потенциальные возможности «переплавить руду в металл» и занять достойное место в геополитическом пространстве («Знак этот рунический»). Поэт обращается к героических моментов в украинской истории, в частности к битвам 1649 года под Лоєвом и Киевом, когда литовский князь Ян Радзивилл ужаснулся от невиданной энергии украинцев. В медитациях, балладах Липы отсутствуют настроения растерянности. Произошла переоценка прошлого родины, видение путей, которые могут возродить Украину. Это обусловило восклицательные интонации поэта, который чувствует себя в осаде: «Имя современного - мы, / Имя будучини - чин, / Кто остановится - тот служит тьме, / Кто в походе - победитель он, / Он
Юрий Липа
подлетит, как орел, Он сольет все, / Что из глубоких источников / День нам несет» («Ежедневный бой»).
Юрий Липа стремится пробудить национальное самосознание читателей, поэтому его поэзии полемические, пересыпанные неожиданными сопоставлениями, ассоциациями. Негативные явления отчаяния, безволию в душе украинца после поражения УНР он назвал «пораженчеством», которое считал более опасным, чем победа захватчиков. Художник призывает лелеять душу человека, что является условием защиты и сохранения государства.
В художественном мире лирики Липы органично соединились образы эпохи Владимира Мономаха, барочная пластика времен Ивана Мазепы, а стиль его, по словам Евгения Маланюка, характеризуется ясностью высказывания, целесообразностью образа и динамичной бережливостью предложения. Такая лирика напоминает графику.
Поэты «Пражской школы» дополнили и преподнесли украинскую литературу на высокую ступень развития, ведь обращались к тем, идей и образов, в советской Украине запрещенных. Тематические горизонты их произведений широкие, охватывают античные и средневековые мотивы, которые перекликаются с болезненными проблемами XX века. Библейские сюжеты оттеняются образами современников, борцов за волю Украины. Национальная проблематика, гуманистический пафос и волевое напряжение произведений «пражан» служили идейным оружием в борьбе за суверенную Украину.