ТЕОРИЯ
ЛИТЕРАТУРЫ
Роды и
виды литературы
ЭПОС (от
гр. epos - слово, речь, рассказ) - один из трех основных родов литературы,
наряду с лирикой и драмой. Эпос предполагает изображение внешних относительно автора
явлений жизни. Автор выступает в роли стороннего наблюдателя, что позволяет ему
широко изображать действительность во времени и пространстве, глубоко раскрывать внутренний
мир персонажей. Основные эпические жанры современной литературы - рассказ, повесть,
роман, новелла, очерк. К эпосу относятся также фольклорные жанры - сказка,
легенда, былина, историческая песня и т.д.
НОВЕЛЛА
(от ит. novella - новость) - небольшой повествовательный сочинение про необычную жизненную
событие с неожиданным окончанием. Как жанр впервые появилась в итальянской
литературе XIV-XV вв. в творчестве Дж. Боккаччо, Ф. Саккетті и др. Большого
распространение получила в XIX-XX вв. в европейской и американской литературе.
Известны новеллисты в украинской литературе - М. Коцюбинский, В. Стефаник, А.
Тесленко, Ю. Яновский и др.
РАССКАЗЫ
- небольшой повествовательный произведение, в котором изображается жизнь персонажа за короткий
промежуток времени. Жанр рассказа - один из самых распространенных в литературе. Он
требует особого мастерства писателя, умение лаконично и художественно
ярко воссоздать характер человека и социальные явления.
ЭССЕ (от
фр. essai - попытка, очерк, набросок) - небольшое прозаическое художественное произведение,
литературно-критическая статья, статья философского или публицистического
характера, отличающиеся подчеркнутой субъективностью авторского мнения,
новизной толкование поставленным вопросам, образностью и афористичностью
высказывания. Жанр эссе появился еще в античные времена, получил распространение в
творчестве философов и писателей XVI-XVIII вв. (М. Монтень, Ф. Бэкон, Д.
Дидро, Дж. Локк и др.), особенно в эпоху романтизма, который выдвинул на первый план
личность автора. В XX в. к этому жанру обращались выдающиеся прозаики, поэты
и философы в идейной борьбе с целью популяризации достижений науки и др. В
украинской литературе эссе встречается в творчестве В. Винниченко, Есть. Маланюка,
Ю. Липы, Ю. Шереха и др. Сравнительно недавно появились смешанные жанры романа-эссе
и повести-эссе.
ПОВЕСТЬ -
эпический повествовательный произведение, в котором картину жизни описаны полнее, чем в
рассказе, но не так широко, как в романе. Повесть, конечно, имеет один сюжет,
но более развернутый, «чем в рассказе. Кроме главного героя в ней действует ряд
второстепенных персонажей. Жанр повести очень распространен в украинской литературе:
«Николай Джеря» И. Нечуя-Левицкого, «Fáta morgana» М. Коцюбинского,
«Борислав смеется» И. Франка, «Красота и сила». Винниченко и др.
РОМАН (от
фр. román - сначала произведение, написанное одним из романских языков) - большой
эпическое произведение, в котором описываются широкую картину общественной жизни. Для романа
характерны: наличие многих сюжетных линий, изображение персонажей в сложных
жизненных ситуациях, раскрытие динамики их внутреннего мира. По смыслу
различают такие виды современного романа: социально-психологический,
семейно-бытовой, исторический, философский, детективный, приключенческий,
сатирический и др. Романный жанр возник еще в эпоху античности («Дафнис и Хлоя»
Лонга, «Золотой осел» Апулея), приобрел новые черты в средние века (рыцарские романы
и др.), но настоящего расцвета достиг в XVIII-XIX вв. Развитие романа в
Украине приходится на XIX в. и связан с именами Есть. Гребенки, Г.
Квитки-Основьяненко, П. Кулиша, И. Нечуя-Левицкого, Панаса Мирного и др. В XX
в. роман стал ведущим жанром украинской прозы. Большой вклад в его
развитие внесли А. Головко, П. Панч, М. Стельмах, В. Гончар, П. Загребельный,
Ю. Мушкетик и др.
ЭПОПЕЯ (от
гр. еророіїа - собрание песен, сказаний) - большой монументальное произведение. В
античную эпоху вследствие циклизации сказаний, песен и легенд создавались большие
поэмы о выдающемся историческом событии или героя («Илиада», «Одиссея» Гомера, «Энеида»
Вергилия). Позже аналогичные процессы происходили и в эпохе европейских
народов (французская «Песнь о Роланде»,немецкая «Песнь о Нибелунгах»
и др.). Жанр поэтической эпопеи культивировался представителями классицизма. В
новейшей литературе эпопеей стали называть крупные прозаические произведения, посвященные
значительным событиям в жизни народа («Война и мир» Л. Толстого, «Тихий Дон» М.
Шолохова, «Знаменосцы» О. Гончара и др.).
ДИЛОГИЯ -
(от гр. di - дважды и logos - слово) - произведение, состоящее из двух самостоятельных
частей, в каждой из которых свой круг персонажей и завершены сюжетные линии.
Например: дилогия Ю. Смолича «Рассвет над морем» состоит из романов «Чайки
садятся на воду» и «на море погода». Дилогією в древней Греции назывались
драмы из двух частей, откуда и происходит термин.
ТРИЛОГИЯ
(от гр. trilogia) - три части одного произведения, имеющие различные названия,
но
связанные общностью замысла и действующих лиц. Трилогіями могут быть большие
эпические и драматические произведения (роман О. Гончара «Знаменосцы», который состоит из
трех частей: «Альпы», «Голубой Дунай» и «Злата Прага»; в драматургии -
историческая трилогия А. К. Толстого: «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор
Иоаннович», «Царь Борис»).
ТЕТРАЛОГИЯ
(от гр. tetralogik, tetra - четыре, logos - слово) - большое эпическое произведение,
который состоит из четырех самостоятельных частей, объединенных общим идейным
замыслу и общностью персонажей. В тетралогии каждая часть имеет свое название.
Так, «Современная история» французского писателя А. Франса состоит из
четырех романов: «Под городскими вязами», «Ивовый манекен», «Аметистовый
перстень» и «Господин Беранже в Париже». В украинской литературе есть тетралогия Л.
Смелянского, в которой говорится о четырех выдающихся украинских писателей -
М. Коцюбинского, Лесю Украинку, И. Франко и Т. Шевченко: «Михаил
Коцюбинский», «Красная роза», «Мужицкий посол» и «молодость Поэта».
ЛИРИКА (от
гр. Иуга - струнный музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого в древней
Греции исполнялись песни и стихи) - один из трех родов литературы (наряду с
эпосом и драмой), в котором внешний мир отражается через чувства, переживания
и мысли автора. Отличается лаконизмом и смысловой емкостью в раскрытии
жизненных явлений. По содержанию лирику принято разделять на гражданскую,
философскую, интимную (любовную), пейзажную и др. Основные лирические жанры - стихотворение,
песня, послание, элегия, сатира.
ЛИРИЧЕСКИЙ
ГЕРОЙ - в литературоведении условное понятие, которое определяет носителя стремлений, мыслей
и чувств, выраженных в лирическом произведении. Лирический герой не всегда тождественен
автору, потому что воплощает в себе эстетические идеалы не только поэта, но и определенной эпохи,
определенной человеческой общности. Термин употребляется в отношении поэзии и лирической прозы.
ОДА (от
гр. udu - песня) - похвальный, торжественно-патетическое стихотворение, посвященное важной
события или выдающейся личности. Как жанр лирической поэзии возник в древней Греции. В
одах прославлялись боги, военные подвиги, победители на олимпийских соревнованиях.
Большое распространение ога приобрела в европейских литературах в эпоху утверждения
абсолютистской монархии (XIV - XVII вв.) в творчестве поэтов-класицистів. Теорию
жанра разработал теоретик классицизма Н. Буало, который сформулировал строгие требования К
оды.
В России
расцвет оды приходится на XVIII в. (М. Ломоносов, В. Тредіаковський, Г. Державин
и др.), на Украине значительного развития этот жанр не имел.
ПОСЛАНИЕ -
стихотворное литературное произведение, написанное в форме обращения к определенному лицу или
группы людей. Жанр послания довольно популярный в мировой поэзии, известный еще с
времен античности. В украинской поэзии к нему обращались почти все выдающиеся
поэты: Т. Шевченко «Гоголю», «марко Вовчок», «К Основьяненко», «И мертвым, и
живым...», И. Франко - «Товарищам из тюрьмы», «Моем читателю», Леся Украинка
«Товарищу на память», «Врагам» и др.
РОМАНС -
небольшая песня о любви, что выполняется в музыкальном сопровождении. В Украине
появился в начале XIX в. и стал одним из популярных жанров вокального
искусства. Дань жанру отдали Л. Глебов, Леся Украинка, И. Франко, а также
украинские поэты XX вв.
СТИХ - (от
лат. versus - стих) - 1) Строка в стихотворном поэтическом произведении, основная ритмическая
единица. В конце строки всегда является ритмическая пауза, которая может не соответствовать
синтаксическим нормам. Стих-строка не следует отождествлять с предложением, поскольку в
нем не всегда отзывается завершена мысль.
2) Поэтический
произведение (Поэт написал стихотворение.).
3) Система
стихосложение (Стихотворение Маяковского качественно отличается от стихотворения Пушкина.).
ГРАЖДАНСКАЯ
ЛИРИКА - поэтические произведения, посвященные острым политическим проблемам общественного
жизни. Существует параллельный термин - политическая лирика. Ведущие темы - свобода,
защита прав человека, обличение несправедливого социального строя, призыв к
борьбы. Классическим образцом гражданской лирики является творчество Т. Шевченко.
ПЕВОГОВОРКА
- небольшой сюжетный юмористический стих, построенный на народном анекдоте.
Певоговорка близка к басне, но в отличие от басни в ней действуют не животные,
а люди, и в конце нет морали. Наиболее отчетливо представлен этот жанр в творчестве
С Руданского, который издал три сборника «Співомовок». Наличие в сроке лексемы
пение подчеркивает близость со-мовки до частушки.
ДУМА -
украинская народная лиро-эпическая песня героического характера о историческое прошлое.
Известная с XV в. Выполнялась народными певцами под аккомпанемент кобзы или лиры.
Большинство дум посвящена борьбе с татарскими и турецкими поневолю-вачамы,
тяжелой судьбы невольников, народно-освободительной борьбе под руководством Богдана
Хмельницкого («Козак Голота», «Маруся Богуславка», «Самойло Кошка»,
«Хмельницкий и Барабаш», «Иван Богун» и др.). Глубокий исторический смысл,
горячее авторское чувство и выразительность поэтики способствовали утверждению думы как жанра
и ее влияния на украинскую и русскую поэзию (Т. Шевченко, К. Рылеев, М.
Лермонтов, А. Малышко и др.).
БАЙКА -
короткое, преимущественно стихотворное произведение дидактического содержания, который в аллегорической
форме воссоздает жизнь людей. Чаще всего действующими лицами басен выступают
животные. Рассказ о конкретном событии завершается поучительным выводом - моралью
(устар. «силой»).
Байка -
один из древнейших жанров литературы. Широко известным баснописцем древней
Греции был Эзоп (VI-V вв. до н. э.), через что аллегорическую язык часто называют
эзоповым. В Украине басни известны с XVII-XVIII вв. Автором прозаических басен был
Г. Сковорода. Талантливые писатели XIX ст. - П. Гулак-Артемовский, Е. Гребенка,
Л. Глебов. Жанр басни развивался и в XX в.
Байковый
стихотворение - різностопний ямб, который называется свободным стихом.
БАЛЛАДА (от
прованс. ballar - плясать) - стихотворное произведение с острым драматическим сюжетом,
любовного, сказочно-фантастическом, легендарно-исторического, героико-патриотического
содержания. У разных народов в разные времена термин имел разное значение. В средние века
в Провансе (Франция) балладой называли народную танцевальную песню с рефреном.
Позже в Италии она отделилась от танца, в творчестве А. Данте и Ф.
Петрарки потеряла рефрен, приобретя признаки канцону. Во французской поэзии XIV-XV
в. баллада стала формой обращения к определенной личности и приобрела канонических черт: три
строфы, перекрестную рифмовку, обязательный рефрен. В английском и
шотландском фольклоре бытовало баллада драматического содержания (несчастливое
любовь, кровавая месть, предательство, легенда), которая оказала значительное влияние на
европейскую литературу. Жанр баллады был распространен в творчестве
поэтов-романтиков: Г. Бернса, С. Колдріджа - в Англии, В. Гюго - во Франции, Г.
Бюргера, Ф. Шиллера, И.-В. Гете - в Германии, В. Жуковского - в России, А.
Мицкевича в Польше. Преобладали фантастические сюжеты, связанные с народными
легендами и преданиями. В украинской литературе к жанру баллады обращались Т.
Шевченко («Причинная», «Русалка»), Л. Боровиковский («Маруся»), А. Метлинский
(«Смерть бандуриста»), С. Руданский («Ива»), Ю. Федькович («Рекрут») и др.
В XX в. в сюжетах баллад украинских поэтов преобладает героическая тематика: «Три
сыновья» П. Тычины, «Подвиг» Л. Первомайского, «Баллада о комвзвода» А. Малышко,
«Партизанская баллада» П. Воронько и др.
ПОЭМА (от
гр. poiema - произведение) - стихотворное произведение с четко определенным сюжетом. Эпический
элемент - рассказ о событиях часто сочетается в поэме с лирическим - выражением
авторских чувств. Учитывая соотношение этих элементов различают поэмы
эпические, лиро-эпические и лирические. Чисто эпическими считаются древние поэмы,
возникли на основе народных песен и сказаний: «Илиада», «Одиссея», «Песнь о
Роланда», «Витязь в тигровой шкуре», и др. В процессе развития литературы жанр
поэмы в разных литературных направлениях : классицизме, романтизме, реализме и др.
- приобретал новые черты. Большую роль в его становлении в украинской литературе
отыграл Т. Шевченко как автор романтических и реалистических поэм («Сон»,
«Кавказ», «Катерина», «Причинна», «Гайдамаки»). Поэма была одним из ведущих
жанров украинской поэзии XX века. Представлена произведениями широкого
идейно-тематического и стилевого диапазона: «Моисей» И. Франка, «Роберт Брюс»
Леси Украинки, «Даниил Галицкий» М. Бажана, «Красная зима». Сосюры,
«Прометей» А. Малышко и много других.
ВЕРТЕП (от
старое лов. пещера) - народный кукольный театр, распространенный в Украине XVIII-XIX
ст. Представлял собой ящик в виде двухэтажного домика с прорезями в
полу, через которые вертепник управлял деревянными куклами. На верхнем
этаже ставились инсценировки на религиозные темы, на нижнем - на бытовые темы
сатирического и юмористического характера. Действующими лицами последних были
моторный запорожец, ловкий солдат (москаль), бедный крестьянин, неумелый господин,
ненасытный поп и др. Исполнителями и авторами вертепных драм выступали школьники
и странствующие дьяки, позже - бродячие артисты. Благодаря широкому использованию
фольклорного материала, социальной заостренности и народному юмору, ярком
оформлению, исполнению песен и танцев вертеп получил большую популярность среди
разных слоев украинского общества.
ШКОЛЬНАЯ ДРАМА
- один из жанров церковной драматургии, которая возникла в странах Европы в XV-XVI
в. при духовных школах. Согласно уставу этих школ театральные представления на
религиозные темы были обязательной формой обучения. В Украине и в России школьная
драматургия развивалась в XVII-XVIII вв. Произведения писали в религиозных праздников
преподаватели духовных школ. Позже ведущее место заняли темы борьбы против
католицизма и историческая. Одной из самых известных драм была трагикомедия Ф.
Прокоповича «Владимир» (1705). Пьесы ставились в школьных театрах, которые действовали
при школах.
ИНТЕРМЕДИЯ
(от лат. intermedius - то, что находится посередине) - драматический жанр в
средневековом театре, юмористическая сценка из народной жизни, которая выполнялась
в антрактах между действиями драмы на серьезные религиозные темы. В Украине была распространена
в XVII-XVIII вв. и имела острый социальный характер. Героями обычно были
казак, солдат, бедный крестьянин, которые смеялись господ.
ДРАМА (от
гр. drama - действие). 1) Драма - один из трех родов художественной литературы (наряду с
эпосом и лирикой), в котором явления жизни раскрываются через самопроявления
действующих лиц, их поступки и разговоры. Драматические произведения предназначены для
сценического воплощения. Основные виды - трагедия, комедия, драма, интермедия,
водевиль и т.д.
2) Драма -
жанр драматургии, промежуточный между трагедией и комедией. Возникла в середине XVIII
в. и с тех пор заняла видное место в мировой драматургии, поскольку
наиболее адекватно отвечала содержания жизни, в котором всегда сосуществуют трагическое и
комическое. Имеет немало разновидностей: социально-бытовая, психологическая, историческая,
героическая, мелодрама и др. Классические образцы: «Эмилия Галотті» Г. Лессинга,
«Гроза» А. Островского, «Назар Стодоля» Т. Шевченко, «Украденное счастье» И.
Франка, «Дай сердцу волю, заведет в неволю» М. Кропивницкого и др.
ТРАГЕДИЯ
(от гр. tragos - козел и udě - песня) - один из видов драмы, в основе
которого лежит непримиримый конфликт необычного героя с непреодолимыми внешними
обстоятельствами. Чаще всего герой погибает. Ранний расцвет трагедии приходится на V в.
до н. э. в Греции. Самые известные авторы античных трагедий - Эсхил, Софокл и
Еврипид. Глубокие мысли относительно теории трагедии оставил Аристотель в своей
«Поэтике». Он считал, что действие трагедии должно быть важной и завершенной,
призванной очищать человека от злых страстей через страх и сострадание. Новое
подъем жанра приходится на эпоху Возрождения и связан прежде всего с
творчеством В. Шекспира, который преодолел прямолинейность характеров, расширил «время» и
«пространство» трагедии, соединил трагическое с комическим. Трагедия заняла видное место в
драматургии классицизма, приобретя высокого гражданского пафоса, возвышенной
патетики. В своем дальнейшем развитии этот жанр приблизился к драме, полной
степени касается украинской и русской драматургии (пьесы М. Старицкого, М.
Кропивницкого, И. Франка, «Борис Годунов» А. Пушкина, пьесы А. Островского,
О. К. Толстого). В советское время появилась так называемая «оптимистическая
трагедия» (под таким названием 1932 г. вышла пьеса Вс. Вишневского), трагический
конфликт которой, с точки зрения теоретиков соцреализма, был качественно новый: гибель
героя в финале не вызывает у зрителей печального настроения, поскольку все перекрывает
«огромная уверенность в победе нового».
КОМЕДИЯ
(от гр. comoidia, comos - веселая толпа и ode - песня) - один из видов
драматических произведений, в которых изображается смешное в общественной жизни, поведении и
характере людей. Основу комедии составляет юмор, который может иметь различную окраску
- от развлекательного до острой сатиры. Одним из первых дал определение комедии
Аристотель: «Комедия... является изображением по сравнению плохого в человеке, но недостатки
воспроизводятся не во всей полноте, а лишь в той мере, в которой смешное является частью
неподобного». В процессе исторического развития менялось представление о смешном,
появлялись новые жанровые модификации. Различают два основных вида комедии:
комедия ситуаций (интриги) и комедия характеров. Сюжет строится на первой
случайных совпадениях обстоятельств, запутанной интриге, недоразумении персонажей и т.п.
(«Комедия ошибок» В. Шекспира, «Учитель танцев» Лопе де Веги). В комедии
характеров комический эффект достигается изображением поведения персонажа с
необычными страстями («Укрощение строптивой» В. Шекспира, «Тартюф» Ж.
Мольера). Выделяют еще такие виды: бытовая комедия, лирическая комедия, сатирическая
комедия, ко-медия настроений, комедия идей, трагикомедия и др. Первый образец
украинской комедии И дал. Котляревский («Москаль-чар-ник»). Значительный вклад
в ее развитие внесли Г. Квитка-Основьяненко, М. Старицкий, М. Кропивницкий,
И. Карпенко-Карий И. Франко, М. Кулиш.
ДРАМАТИЧЕСКАЯ
ПОЭМА - небольшая стихотворная пьеса. Например: «Маленькие трагедии» А. Пушкина,
«Вавилонский плен», «В катакомбах» Леси Украинки и др.