Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ВНО по украинской литературе

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Роды и виды литературы

ЭПОС (от гр. epos - слово, речь, рассказ) - один из трех основных родов литературы, наряду с лирикой и драмой. Эпос предполагает изображение внешних относительно автора явлений жизни. Автор выступает в роли стороннего наблюдателя, что позволяет ему широко изображать действительность во времени и пространстве, глубоко раскрывать внутренний мир персонажей. Основные эпические жанры современной литературы - рассказ, повесть, роман, новелла, очерк. К эпосу относятся также фольклорные жанры - сказка, легенда, былина, историческая песня и т.д.

НОВЕЛЛА (от ит. novella - новость) - небольшой повествовательный сочинение про необычную жизненную событие с неожиданным окончанием. Как жанр впервые появилась в итальянской литературе XIV-XV вв. в творчестве Дж. Боккаччо, Ф. Саккетті и др. Большого распространение получила в XIX-XX вв. в европейской и американской литературе. Известны новеллисты в украинской литературе - М. Коцюбинский, В. Стефаник, А. Тесленко, Ю. Яновский и др.

РАССКАЗЫ - небольшой повествовательный произведение, в котором изображается жизнь персонажа за короткий промежуток времени. Жанр рассказа - один из самых распространенных в литературе. Он требует особого мастерства писателя, умение лаконично и художественно ярко воссоздать характер человека и социальные явления.

ЭССЕ (от фр. essai - попытка, очерк, набросок) - небольшое прозаическое художественное произведение, литературно-критическая статья, статья философского или публицистического характера, отличающиеся подчеркнутой субъективностью авторского мнения, новизной толкование поставленным вопросам, образностью и афористичностью высказывания. Жанр эссе появился еще в античные времена, получил распространение в творчестве философов и писателей XVI-XVIII вв. (М. Монтень, Ф. Бэкон, Д. Дидро, Дж. Локк и др.), особенно в эпоху романтизма, который выдвинул на первый план личность автора. В XX в. к этому жанру обращались выдающиеся прозаики, поэты и философы в идейной борьбе с целью популяризации достижений науки и др. В украинской литературе эссе встречается в творчестве В. Винниченко, Есть. Маланюка, Ю. Липы, Ю. Шереха и др. Сравнительно недавно появились смешанные жанры романа-эссе и повести-эссе.

ПОВЕСТЬ - эпический повествовательный произведение, в котором картину жизни описаны полнее, чем в рассказе, но не так широко, как в романе. Повесть, конечно, имеет один сюжет, но более развернутый, «чем в рассказе. Кроме главного героя в ней действует ряд второстепенных персонажей. Жанр повести очень распространен в украинской литературе: «Николай Джеря» И. Нечуя-Левицкого, «Fáta morgana» М. Коцюбинского, «Борислав смеется» И. Франка, «Красота и сила». Винниченко и др.

РОМАН (от фр. román - сначала произведение, написанное одним из романских языков) - большой эпическое произведение, в котором описываются широкую картину общественной жизни. Для романа характерны: наличие многих сюжетных линий, изображение персонажей в сложных жизненных ситуациях, раскрытие динамики их внутреннего мира. По смыслу различают такие виды современного романа: социально-психологический, семейно-бытовой, исторический, философский, детективный, приключенческий, сатирический и др. Романный жанр возник еще в эпоху античности («Дафнис и Хлоя» Лонга, «Золотой осел» Апулея), приобрел новые черты в средние века (рыцарские романы и др.), но настоящего расцвета достиг в XVIII-XIX вв. Развитие романа в Украине приходится на XIX в. и связан с именами Есть. Гребенки, Г. Квитки-Основьяненко, П. Кулиша, И. Нечуя-Левицкого, Панаса Мирного и др. В XX в. роман стал ведущим жанром украинской прозы. Большой вклад в его развитие внесли А. Головко, П. Панч, М. Стельмах, В. Гончар, П. Загребельный, Ю. Мушкетик и др.

ЭПОПЕЯ (от гр. еророіїа - собрание песен, сказаний) - большой монументальное произведение. В античную эпоху вследствие циклизации сказаний, песен и легенд создавались большие поэмы о выдающемся историческом событии или героя («Илиада», «Одиссея» Гомера, «Энеида» Вергилия). Позже аналогичные процессы происходили и в эпохе европейских народов (французская «Песнь о Роланде»,немецкая «Песнь о Нибелунгах» и др.). Жанр поэтической эпопеи культивировался представителями классицизма. В новейшей литературе эпопеей стали называть крупные прозаические произведения, посвященные значительным событиям в жизни народа («Война и мир» Л. Толстого, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Знаменосцы» О. Гончара и др.).

ДИЛОГИЯ - (от гр. di - дважды и logos - слово) - произведение, состоящее из двух самостоятельных частей, в каждой из которых свой круг персонажей и завершены сюжетные линии. Например: дилогия Ю. Смолича «Рассвет над морем» состоит из романов «Чайки садятся на воду» и «на море погода». Дилогією в древней Греции назывались драмы из двух частей, откуда и происходит термин.

ТРИЛОГИЯ (от гр. trilogia) - три части одного произведения, имеющие различные названия,

но связанные общностью замысла и действующих лиц. Трилогіями могут быть большие эпические и драматические произведения (роман О. Гончара «Знаменосцы», который состоит из трех частей: «Альпы», «Голубой Дунай» и «Злата Прага»; в драматургии - историческая трилогия А. К. Толстого: «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис»).

ТЕТРАЛОГИЯ (от гр. tetralogik, tetra - четыре, logos - слово) - большое эпическое произведение, который состоит из четырех самостоятельных частей, объединенных общим идейным замыслу и общностью персонажей. В тетралогии каждая часть имеет свое название. Так, «Современная история» французского писателя А. Франса состоит из четырех романов: «Под городскими вязами», «Ивовый манекен», «Аметистовый перстень» и «Господин Беранже в Париже». В украинской литературе есть тетралогия Л. Смелянского, в которой говорится о четырех выдающихся украинских писателей - М. Коцюбинского, Лесю Украинку, И. Франко и Т. Шевченко: «Михаил Коцюбинский», «Красная роза», «Мужицкий посол» и «молодость Поэта».

ЛИРИКА (от гр. Иуга - струнный музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого в древней Греции исполнялись песни и стихи) - один из трех родов литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором внешний мир отражается через чувства, переживания и мысли автора. Отличается лаконизмом и смысловой емкостью в раскрытии жизненных явлений. По содержанию лирику принято разделять на гражданскую, философскую, интимную (любовную), пейзажную и др. Основные лирические жанры - стихотворение, песня, послание, элегия, сатира.

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - в литературоведении условное понятие, которое определяет носителя стремлений, мыслей и чувств, выраженных в лирическом произведении. Лирический герой не всегда тождественен автору, потому что воплощает в себе эстетические идеалы не только поэта, но и определенной эпохи, определенной человеческой общности. Термин употребляется в отношении поэзии и лирической прозы.

ОДА (от гр. udu - песня) - похвальный, торжественно-патетическое стихотворение, посвященное важной события или выдающейся личности. Как жанр лирической поэзии возник в древней Греции. В одах прославлялись боги, военные подвиги, победители на олимпийских соревнованиях. Большое распространение ога приобрела в европейских литературах в эпоху утверждения абсолютистской монархии (XIV - XVII вв.) в творчестве поэтов-класицистів. Теорию жанра разработал теоретик классицизма Н. Буало, который сформулировал строгие требования К оды.

В России расцвет оды приходится на XVIII в. (М. Ломоносов, В. Тредіаковський, Г. Державин и др.), на Украине значительного развития этот жанр не имел.

ПОСЛАНИЕ - стихотворное литературное произведение, написанное в форме обращения к определенному лицу или группы людей. Жанр послания довольно популярный в мировой поэзии, известный еще с времен античности. В украинской поэзии к нему обращались почти все выдающиеся поэты: Т. Шевченко «Гоголю», «марко Вовчок», «К Основьяненко», «И мертвым, и живым...», И. Франко - «Товарищам из тюрьмы», «Моем читателю», Леся Украинка «Товарищу на память», «Врагам» и др.

РОМАНС - небольшая песня о любви, что выполняется в музыкальном сопровождении. В Украине появился в начале XIX в. и стал одним из популярных жанров вокального искусства. Дань жанру отдали Л. Глебов, Леся Украинка, И. Франко, а также украинские поэты XX вв.

СТИХ - (от лат. versus - стих) - 1) Строка в стихотворном поэтическом произведении, основная ритмическая единица. В конце строки всегда является ритмическая пауза, которая может не соответствовать синтаксическим нормам. Стих-строка не следует отождествлять с предложением, поскольку в нем не всегда отзывается завершена мысль.

2) Поэтический произведение (Поэт написал стихотворение.).

3) Система стихосложение (Стихотворение Маяковского качественно отличается от стихотворения Пушкина.).

ГРАЖДАНСКАЯ ЛИРИКА - поэтические произведения, посвященные острым политическим проблемам общественного жизни. Существует параллельный термин - политическая лирика. Ведущие темы - свобода, защита прав человека, обличение несправедливого социального строя, призыв к борьбы. Классическим образцом гражданской лирики является творчество Т. Шевченко.

ПЕВОГОВОРКА - небольшой сюжетный юмористический стих, построенный на народном анекдоте. Певоговорка близка к басне, но в отличие от басни в ней действуют не животные, а люди, и в конце нет морали. Наиболее отчетливо представлен этот жанр в творчестве С Руданского, который издал три сборника «Співомовок». Наличие в сроке лексемы пение подчеркивает близость со-мовки до частушки.

ДУМА - украинская народная лиро-эпическая песня героического характера о историческое прошлое. Известная с XV в. Выполнялась народными певцами под аккомпанемент кобзы или лиры. Большинство дум посвящена борьбе с татарскими и турецкими поневолю-вачамы, тяжелой судьбы невольников, народно-освободительной борьбе под руководством Богдана Хмельницкого («Козак Голота», «Маруся Богуславка», «Самойло Кошка», «Хмельницкий и Барабаш», «Иван Богун» и др.). Глубокий исторический смысл, горячее авторское чувство и выразительность поэтики способствовали утверждению думы как жанра и ее влияния на украинскую и русскую поэзию (Т. Шевченко, К. Рылеев, М. Лермонтов, А. Малышко и др.).

БАЙКА - короткое, преимущественно стихотворное произведение дидактического содержания, который в аллегорической форме воссоздает жизнь людей. Чаще всего действующими лицами басен выступают животные. Рассказ о конкретном событии завершается поучительным выводом - моралью (устар. «силой»).

Байка - один из древнейших жанров литературы. Широко известным баснописцем древней Греции был Эзоп (VI-V вв. до н. э.), через что аллегорическую язык часто называют эзоповым. В Украине басни известны с XVII-XVIII вв. Автором прозаических басен был Г. Сковорода. Талантливые писатели XIX ст. - П. Гулак-Артемовский, Е. Гребенка, Л. Глебов. Жанр басни развивался и в XX в.

Байковый стихотворение - різностопний ямб, который называется свободным стихом.

БАЛЛАДА (от прованс. ballar - плясать) - стихотворное произведение с острым драматическим сюжетом, любовного, сказочно-фантастическом, легендарно-исторического, героико-патриотического содержания. У разных народов в разные времена термин имел разное значение. В средние века в Провансе (Франция) балладой называли народную танцевальную песню с рефреном. Позже в Италии она отделилась от танца, в творчестве А. Данте и Ф. Петрарки потеряла рефрен, приобретя признаки канцону. Во французской поэзии XIV-XV в. баллада стала формой обращения к определенной личности и приобрела канонических черт: три строфы, перекрестную рифмовку, обязательный рефрен. В английском и шотландском фольклоре бытовало баллада драматического содержания (несчастливое любовь, кровавая месть, предательство, легенда), которая оказала значительное влияние на европейскую литературу. Жанр баллады был распространен в творчестве поэтов-романтиков: Г. Бернса, С. Колдріджа - в Англии, В. Гюго - во Франции, Г. Бюргера, Ф. Шиллера, И.-В. Гете - в Германии, В. Жуковского - в России, А. Мицкевича в Польше. Преобладали фантастические сюжеты, связанные с народными легендами и преданиями. В украинской литературе к жанру баллады обращались Т. Шевченко («Причинная», «Русалка»), Л. Боровиковский («Маруся»), А. Метлинский («Смерть бандуриста»), С. Руданский («Ива»), Ю. Федькович («Рекрут») и др. В XX в. в сюжетах баллад украинских поэтов преобладает героическая тематика: «Три сыновья» П. Тычины, «Подвиг» Л. Первомайского, «Баллада о комвзвода» А. Малышко, «Партизанская баллада» П. Воронько и др.

ПОЭМА (от гр. poiema - произведение) - стихотворное произведение с четко определенным сюжетом. Эпический элемент - рассказ о событиях часто сочетается в поэме с лирическим - выражением авторских чувств. Учитывая соотношение этих элементов различают поэмы эпические, лиро-эпические и лирические. Чисто эпическими считаются древние поэмы, возникли на основе народных песен и сказаний: «Илиада», «Одиссея», «Песнь о Роланда», «Витязь в тигровой шкуре», и др. В процессе развития литературы жанр поэмы в разных литературных направлениях : классицизме, романтизме, реализме и др. - приобретал новые черты. Большую роль в его становлении в украинской литературе отыграл Т. Шевченко как автор романтических и реалистических поэм («Сон», «Кавказ», «Катерина», «Причинна», «Гайдамаки»). Поэма была одним из ведущих жанров украинской поэзии XX века. Представлена произведениями широкого идейно-тематического и стилевого диапазона: «Моисей» И. Франка, «Роберт Брюс» Леси Украинки, «Даниил Галицкий» М. Бажана, «Красная зима». Сосюры, «Прометей» А. Малышко и много других.

ВЕРТЕП (от старое лов. пещера) - народный кукольный театр, распространенный в Украине XVIII-XIX ст. Представлял собой ящик в виде двухэтажного домика с прорезями в полу, через которые вертепник управлял деревянными куклами. На верхнем этаже ставились инсценировки на религиозные темы, на нижнем - на бытовые темы сатирического и юмористического характера. Действующими лицами последних были моторный запорожец, ловкий солдат (москаль), бедный крестьянин, неумелый господин, ненасытный поп и др. Исполнителями и авторами вертепных драм выступали школьники и странствующие дьяки, позже - бродячие артисты. Благодаря широкому использованию фольклорного материала, социальной заостренности и народному юмору, ярком оформлению, исполнению песен и танцев вертеп получил большую популярность среди разных слоев украинского общества.

ШКОЛЬНАЯ ДРАМА - один из жанров церковной драматургии, которая возникла в странах Европы в XV-XVI в. при духовных школах. Согласно уставу этих школ театральные представления на религиозные темы были обязательной формой обучения. В Украине и в России школьная драматургия развивалась в XVII-XVIII вв. Произведения писали в религиозных праздников преподаватели духовных школ. Позже ведущее место заняли темы борьбы против католицизма и историческая. Одной из самых известных драм была трагикомедия Ф. Прокоповича «Владимир» (1705). Пьесы ставились в школьных театрах, которые действовали при школах.

ИНТЕРМЕДИЯ (от лат. intermedius - то, что находится посередине) - драматический жанр в средневековом театре, юмористическая сценка из народной жизни, которая выполнялась в антрактах между действиями драмы на серьезные религиозные темы. В Украине была распространена в XVII-XVIII вв. и имела острый социальный характер. Героями обычно были казак, солдат, бедный крестьянин, которые смеялись господ.

ДРАМА (от гр. drama - действие). 1) Драма - один из трех родов художественной литературы (наряду с эпосом и лирикой), в котором явления жизни раскрываются через самопроявления действующих лиц, их поступки и разговоры. Драматические произведения предназначены для сценического воплощения. Основные виды - трагедия, комедия, драма, интермедия, водевиль и т.д.

2) Драма - жанр драматургии, промежуточный между трагедией и комедией. Возникла в середине XVIII в. и с тех пор заняла видное место в мировой драматургии, поскольку наиболее адекватно отвечала содержания жизни, в котором всегда сосуществуют трагическое и комическое. Имеет немало разновидностей: социально-бытовая, психологическая, историческая, героическая, мелодрама и др. Классические образцы: «Эмилия Галотті» Г. Лессинга, «Гроза» А. Островского, «Назар Стодоля» Т. Шевченко, «Украденное счастье» И. Франка, «Дай сердцу волю, заведет в неволю» М. Кропивницкого и др.

ТРАГЕДИЯ (от гр. tragos - козел и udě - песня) - один из видов драмы, в основе которого лежит непримиримый конфликт необычного героя с непреодолимыми внешними обстоятельствами. Чаще всего герой погибает. Ранний расцвет трагедии приходится на V в. до н. э. в Греции. Самые известные авторы античных трагедий - Эсхил, Софокл и Еврипид. Глубокие мысли относительно теории трагедии оставил Аристотель в своей «Поэтике». Он считал, что действие трагедии должно быть важной и завершенной, призванной очищать человека от злых страстей через страх и сострадание. Новое подъем жанра приходится на эпоху Возрождения и связан прежде всего с творчеством В. Шекспира, который преодолел прямолинейность характеров, расширил «время» и «пространство» трагедии, соединил трагическое с комическим. Трагедия заняла видное место в драматургии классицизма, приобретя высокого гражданского пафоса, возвышенной патетики. В своем дальнейшем развитии этот жанр приблизился к драме, полной степени касается украинской и русской драматургии (пьесы М. Старицкого, М. Кропивницкого, И. Франка, «Борис Годунов» А. Пушкина, пьесы А. Островского, О. К. Толстого). В советское время появилась так называемая «оптимистическая трагедия» (под таким названием 1932 г. вышла пьеса Вс. Вишневского), трагический конфликт которой, с точки зрения теоретиков соцреализма, был качественно новый: гибель героя в финале не вызывает у зрителей печального настроения, поскольку все перекрывает «огромная уверенность в победе нового».

КОМЕДИЯ (от гр. comoidia, comos - веселая толпа и ode - песня) - один из видов драматических произведений, в которых изображается смешное в общественной жизни, поведении и характере людей. Основу комедии составляет юмор, который может иметь различную окраску - от развлекательного до острой сатиры. Одним из первых дал определение комедии Аристотель: «Комедия... является изображением по сравнению плохого в человеке, но недостатки воспроизводятся не во всей полноте, а лишь в той мере, в которой смешное является частью неподобного». В процессе исторического развития менялось представление о смешном, появлялись новые жанровые модификации. Различают два основных вида комедии: комедия ситуаций (интриги) и комедия характеров. Сюжет строится на первой случайных совпадениях обстоятельств, запутанной интриге, недоразумении персонажей и т.п. («Комедия ошибок» В. Шекспира, «Учитель танцев» Лопе де Веги). В комедии характеров комический эффект достигается изображением поведения персонажа с необычными страстями («Укрощение строптивой» В. Шекспира, «Тартюф» Ж. Мольера). Выделяют еще такие виды: бытовая комедия, лирическая комедия, сатирическая комедия, ко-медия настроений, комедия идей, трагикомедия и др. Первый образец украинской комедии И дал. Котляревский («Москаль-чар-ник»). Значительный вклад в ее развитие внесли Г. Квитка-Основьяненко, М. Старицкий, М. Кропивницкий, И. Карпенко-Карий И. Франко, М. Кулиш.

ДРАМАТИЧЕСКАЯ ПОЭМА - небольшая стихотворная пьеса. Например: «Маленькие трагедии» А. Пушкина, «Вавилонский плен», «В катакомбах» Леси Украинки и др.