Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ВНО по украинской литературе

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Теория стихосложения

СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - способы написания стихов, которые зависят от фонетических особенностей национального языка. По способу создания ритма стиха различают четыре основные системы стихосложения: метрическое, тоническое, силабічне и силабо-тоническое. (См. соответствующие статьи). В современной украинской поэзии преобладает силабо-тоническая система, хотя используются и различные формы тонической.

МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от гр. metron - мерка) - система стихосложения, характерная для языков, в которых есть краткие и долгие гласные (древнегреческий, латинский, древнеиндийская, с современных - арабский). Ритм в стихотворении создается правильным чередованием стоп, что состоят из равного количества длинных и коротких гласных.

СИЛАБІЧНЕ СТИХОСЛОЖЕНИЯ (от гр. syllabe - слог) - система стихосложения, характерная для языков, в которых нет существенной разницы между ударными и ненаголошеними гласными, а слова имеют постоянное ударение (французский, польский, чешский и др.). Эта система пришла из Польши в Украину, а из Украины - в Россию и оставалась господствующей на протяжении XVI - первой половины XVIII ст., пока не было доказано, что она есть чуждой украинскому и русскому языкам. Характерные признаки силлабического стихотворения: 1) ритм в строках образуется повторением слогов (преимущественно 11-13); 2) парное рифмовки; 3) женская рифма (влияние польского языка, где слова всегда имеют ударение на втором слоге от конца); 4) цезура в середине строки.

Добро есть Бог в небе, || усим тем керуєт,

Чей ся надо мной || хотя и раз змилуєт.

(О. Падальський)

Силабічним стихом писали известные украинские поэты Л. Баранович, С. Яворский, Ф. Прокопович, И. Некрашевич, Г. Конисский, Г. Сковорода и др. Под влиянием народной поэзии это стихотворение постепенно разрушался, приобретая признаки силабо-тоники. Реформу силлабического стиха в России осуществили В. Тредіаковський и М. Ломоносов в первой половине XVIII в.

ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от гр. tonos - ударение) - система стихосложения, в которой ритмоутворюючим элементом является тоническое ударение. Характерна для тех языков, где ударные гласные качественно отличаются от безударных и могут стоять в слове на любом месте (украинская, русская, немецкая и др.). В первичной своей форме тонический стих представлен в народной поэзии. Постепенно он проникает в литературную поэзию, приобретя новых черт и разновидностей (акцентный стих, тактовик, лесенка и т.д.). Характерные особенности современного тонического стиха:

1) Ритм в строках образуется повторением не слогов или стоп, а языковых единиц (слово или. несколько слов), которые несут тоническое ударение. Тоническое ударение - это выделение силой голоса определенных слов в соответствии с их смыслового значения и ритмомелодики стихотворения.

2) Рифмы выполняют вспомогательную, ритмоутворювальну функцию.

3) Большого ритмического и смыслового значение приобретают паузы.

СИЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от гр. syllabe - слог, tonos - ударение) - система стихосложения, характерна для языков, в которых слова имеют четкие грамматические ударения (украинская, русский, немецкий, английский и др.). Ритм в строке образуется повторением стоп с одинаковым количеством ударных и безударных слогов. Стопы бывают двух - и трискладові. Названия их заимствован из античного стихосложения: хорей (-U), ямб (U-), дактиль (-UU), амфібрахій (U-U), анапест (UU-). Самая распространенная стопа - ямб. Силабо-тонические стихи в украинской поэзии встречаются в творчестве И. Некрашевича, Г. Сковороды и других поэтов XVIII ст., но полный переход на силабо-тоника И совершил. Котляревский. Его «Энеида» написана чотиристопним ямбом. Широкие возможности новой системы использовали и предоставили ей большой выразительности поэты XIX-XX вв. Т. Шевченко, Леся Украинка, И. Франко, П. Тычина, Μ. Рыльский и др.

СТОПА (от гр. pes - нога, ступня) - ритмическая единица стиха, состоящая из равного количества длинных и коротких гласных - в античном стихосложении, ударных и безударных слогов - в силабо-тонічному стихосложении. Название происходит от древней традиции отбивать ногой (стопой) такт стихотворения.

ЯМБ (от гр. jambike - название музыкального инструмента) - в античном стихе - двухсоставная стопа, имеет короткий и длинный гласные звуки, в силабо-тонічному стихосложении - двухсоставная стопа с ударением на втором слоге.

Двостопний ямб:

Хвалил|ся кот,

Что он вброд перейдет Днепр. И как пошел -

И не пришел, Нет кота нигде.

(П. Воронько)

Тристопний ямб:

С тре|петно|й ти|ши, Словно в синей сне - четыре Ярославны в соборе на стене.

(О. Левада)

Четырехстопный ямб:

Певец | вели|кий, сын |наро|да,

Он и в неволе не молчал,

А вокруг лютилась непогода, И ворон сторожем летал.

(X. Алчевска)

П'ятистопний ямб:

Встают | мои | свитан|ки кор|чува|те, Жизни, и труд и помыслы мои,

Растет внук, ему на ручки

Кладут подарки седые соловьи.

(А. Малышко)

Шестистопний ямб:

Я не | люблю тебя, | нена|вижу я, | берку то!

За то, что в грудь ты прячешь сердце лютое...

(И. Франко)

Чаще всего поэты обращаются к четырехстопного ямба, очень гибкого и выразительного. П'ятистопним нерифмованным ямбом обычно пишут и переводят драматические произведения. Именно им написаны «Каменный хозяин» Леси Украинки, «Борис Годунов» А. Пушкина, переведенные пьесы В. Шекспира. Ямб - самый распространенный размер в украинской и русской поэзии.

ХОРЕЙ (от гр. choruios - танцевальный, от choros - хор) - в античном стихе - двухсоставная стопа, что имеет «длинный и короткий склады ( ), в силабо-тонічному стихосложении - двухсоставная стопа с ударением на первом слоге ( ). Хорей бывает разный - от двостопного к шестистопный. Количеством стоп в строке определяется тональность стихотворения: двостопний хорей передает динамику, напряжение, шестистопний - спокойную рассудительность.

Двостопний хорей:

Всех гу|кайте,

Всех созывайте...

Кто там сзади?

Шар -- гаду!

Кто там сзади?

(О. Олесь)

Тристопний хорей:

Тихо | стало | в роще:

Птичка не поет;

Грустно стало в доме:

Милой нет.

. Бобенко)

Четырехстопный хорей:

Гомон, | гомон, | суток по|рву,

А над полем все зарева,

А над полем все зарева,

Пожелтели буйные травы.

(А. Малышко)

П'ятистопний хорей:

Я что|дня с го|ры и|ду на | труд,

Через мост, сквозь белый промозглый дым,

Где внизу заливисто искрятся

Синие змейки - рельсы и провода.

(Забила)

Шестистопний хорей:

Василий|ки в | поле, | василий|ки в |поле,

и у тебя, милая, васильки из-под ресниц,

и рощи синеют ген на горизонте,

и синеет счастье в душе моей.

(В. Сосюра)

Чаще всего встречается четырехстопный хорей.

ДАКТИЛЬ (от гр. daktylos - палец, мера длины) - в силабо-тонічному стихи трискладова стопа с ударением на первом слоге (-UU).

Спи, мой ма|аленький, | спи, мой сы|нок...

Я розка|жу тебе | множество ка|зок.

(Александр Олесь)

В античной поэзии - трискладова стопа,

в которой первый слог долгий, а другие короткие.

АМФІБРАХІЙ (от гр. amphi - кругом, brachys - короткий) - в силабо-тонічному стихи - трискладова стопа с ударением на среднем слоге (U-U).

Нам зари | на лбу | положили | печать, и звезды нам светят | в дорогу.

(В. Сосюра)

В античном стихосложении - трискладова стопа с короткими гласными в крайних складах и длинным - в среднем.

АНАПЕСТ (от гр. anapaistos - обратный, отброшен назад) - в силабо-тонічному стихи - трискладова стопа с ударением на последнем слоге (UU-).

Наша цель | - человеческое щас|тя и во|ля,

Ум влад|ный без ви|х осной,

И братер|ство вели|ке вселенная|нет,

Свободная пра эта и виль|на любовь.

(И. Франко)

В античном стихосложении анапест - трискладова стопа, в которой третий состав длинный, а первый и второй короткие.

РИФМА (от гр. rhythmos - размеренность) - звуковой повтор в конце двух или нескольких стихотворных строк. Рима имеет ритмомелодійне и смысловое значение, придает стихотворению эмоциональной выразительности. Существуют различные принципы классификации рим. По созвучию звуков в клаузулы рифмы делятся на точные (полные) и неточные (неполные) (юр|боя - боя; хо|г-н ладный - сегодня). По месту ударения в клаузулы различают рифмы мужские - с ударением на последнем слоге (слова - председатель), женские - с ударением на втором слоге от конца (судьбы - тополя), дактилічні - на третьем слоге от конца (гимназическом - необычном), гіпердактилічні - с ударением на четвертом составе (родительской - дядьківського). В зависимости от структуры рифмы бывают простые и составные (пора - гора, сутками - до боя). По расположению в строках они делятся на парные, или смежные (аабб), перекрестные (абаб), кольцевые или окутаны (абба). Созвучность в начале строк принято называть начальной рифмой:

Мой туман,

Мои луки влажные,

Мои мечты,

Моя печаль,

Мои вечные тревоги.

(J. Муратов)

Созвучность слов в одной строке называют внутренней рифмой.

В современной поэзии распространена корневая рифма, в которой созвучны ударные корневые части слов: ветер - вещий, мыться - таможня, видеть - играть.

Стихотворение без рифмы называется белым стихом.

ВНУТРЕННЯЯ РИФМА - созвучие слов не в конце, а в середине строк. Самостоятельного значение внутренняя рифма, как правило, не имеет, но придает стихотворению определенной ритмомелодики.

Праздник победы!

Стали мы на ноги!

Многие и многие удивляются: откуда у нас соки? подвиги высокие! -

Враги гадают, чтобы народ погас.

(П. Тычина)

ЖЕНСКАЯ РИФМА - рифма, в которой ударение падает на второй слог от конца.

Дитя мое, ночи бессонные.

Дитя мое, ласковые ранки.

(Л. Костенко)

МУЖСКАЯ РИФМА - рифма, в которой ударение падает на последний слог. Называют ее еще твердой и ямбічною: палатка - камыш, позер - теперь, сны - весны.

МОНОРИМ (от фр. monorime - одна рифма) - стихотворение, в котором все строки имеют одинаковую рима. Часто встречается в восточной поэзии (в поэме ПИ. Руставели «Витязь в тигровой шкуре»). В украинской и русской поэзии используется преимущественно в сатирических и юмористических произведениях.

СТРОФА (от гр. strophe - поворот, изменение) - группа строк стихотворения, объединенных завершенной мнением, системой рим и интонацией. Название происходит от античной трагедии: песни хора делились на две части - строфа и антистрофа. Первая выполнялась, когда хор двигался по сцене слева направо, вторая - когда возвращался обратно. Классифицируются строфы по формальному признаку - количеству строк: двустишие (дистих), трехстишие (терцина), четверостишие (катрен), п'ятивірш, шестивірш (секстина), восьмистишие (октава), дев'ятивірш (нона), десятивірш (децима) и др. Кроме того, существуют особые строфічні построения: триолет, рондо, рондель, сапфічна строфа, сонет, онєгінська строфа и др.

СОНЕТ (от ит. sonare - звучать) - стихотворение, состоящее из 14 строк со схемой рифм абба - абба - ввг - дгд (возможны отклонения). Сонет возник в XIII в. в Италии и стал одной из распространенных форм мировой поэзии. Живучесть сонета объясняется не только совершенной формой, но и внутренней логикой развития содержания: первое четверостишие - тезис, второй - антитезис, заключительные два трехстишия - синтез, обобщение мнения. В украинской поэзии сонет появился в 30-х гг. XIX в. в творчестве поэтов-романтиков, позже к нему обращались почти все выдающиеся поэты XIX и XX ст. И. Франко создал циклы «Вольные сонеты» и «Тюремные сонеты». Цикл сонетов, состоящий из 15 произведений, принято называть венком сонетов. Авторами венков сонетов были украинские поэты В. Бобинський («Ночь любви»), А. Ведміцький («На грани»), Г. Терещенко («Слово и слава»), Г. Винграновский («Венок на берегу юности»), Д. Павлычко («Сонеты подольской осени») и др.

Сонеты пишутся п'ятистопним ямбом.

ВЕРЛИБР (от фр. verš libře - свободный стих) - разновидность стиха, в котором нет внутренней симметричности строк (повторение стоп, как в силабо-тонічному стихи, или складов, как в силабічному). Римоутворювальними элементами в нем есть смысловые части предложения - слово или группа слов. Существуют два вида свободного стиха: метрический верлибр, или дольник, и дисметричний верлибр, или фразовик (акцентный стих).

Первый - силабо-тонический с частично разрушенными стопами.

Свободно | ритмова|на мово, |

Лучшее | из земных | чудес,

Что слово | складываешь в слова,- |

Ты не | дар | небес!

(Д. Загул)

Размер стиха - амфібрахій, но некоторые стопы неполные.

Второй - тонический стих с разным количеством ритмических ударений в строках.

Земля, | слышу тебя!

Растешь | дубами | на косогорах

И мной | растешь...

Вот мое | сердце!

Пахнешь | целебным | хлебом

И источником | из долины...

Вода | прозрачная!

(М. Сингаівський)

Верлибр появился в европейской поэзии в конце XIX ст.