ТЕОРИЯ
ЛИТЕРАТУРЫ
Теория стихосложения
СИСТЕМЫ
СТИХОСЛОЖЕНИЕ - способы написания стихов, которые зависят от фонетических особенностей
национального языка. По способу создания ритма стиха различают четыре основные
системы стихосложения: метрическое, тоническое, силабічне и силабо-тоническое. (См.
соответствующие статьи). В современной украинской поэзии преобладает силабо-тоническая
система, хотя используются и различные формы тонической.
МЕТРИЧЕСКОЕ
СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от гр. metron - мерка) - система стихосложения, характерная для языков, в
которых есть краткие и долгие гласные (древнегреческий, латинский, древнеиндийская, с
современных - арабский). Ритм в стихотворении создается правильным чередованием стоп, что
состоят из равного количества длинных и коротких гласных.
СИЛАБІЧНЕ СТИХОСЛОЖЕНИЯ
(от гр. syllabe - слог) - система стихосложения, характерная для языков, в которых
нет существенной разницы между ударными и ненаголошеними гласными, а слова
имеют постоянное ударение (французский, польский, чешский и др.). Эта система
пришла из Польши в Украину, а из Украины - в Россию и оставалась господствующей
на протяжении XVI - первой половины XVIII ст., пока не было доказано, что она есть
чуждой украинскому и русскому языкам. Характерные признаки силлабического
стихотворения: 1) ритм в строках образуется повторением слогов (преимущественно 11-13); 2)
парное рифмовки; 3) женская рифма (влияние польского языка, где слова всегда имеют
ударение на втором слоге от конца); 4) цезура в середине строки.
Добро есть
Бог в небе, || усим тем керуєт,
Чей ся надо
мной || хотя и раз змилуєт.
(О.
Падальський)
Силабічним
стихом писали известные украинские поэты Л. Баранович, С. Яворский, Ф.
Прокопович, И. Некрашевич, Г. Конисский, Г. Сковорода и др. Под влиянием
народной поэзии это стихотворение постепенно разрушался, приобретая признаки силабо-тоники.
Реформу силлабического стиха в России осуществили В. Тредіаковський и М. Ломоносов в
первой половине XVIII в.
ТОНИЧЕСКОЕ
СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от гр. tonos - ударение) - система стихосложения, в которой
ритмоутворюючим элементом является тоническое ударение. Характерна для тех языков, где
ударные гласные качественно отличаются от безударных и могут стоять в
слове на любом месте (украинская, русская, немецкая и др.). В первичной
своей форме тонический стих представлен в народной поэзии. Постепенно он
проникает в литературную поэзию, приобретя новых черт и разновидностей (акцентный стих,
тактовик, лесенка и т.д.). Характерные особенности современного тонического стиха:
1) Ритм
в строках образуется повторением не слогов или стоп, а языковых единиц (слово
или. несколько слов), которые несут тоническое ударение. Тоническое ударение - это выделение
силой голоса определенных слов в соответствии с их смыслового значения и ритмомелодики
стихотворения.
2) Рифмы
выполняют вспомогательную, ритмоутворювальну функцию.
3) Большого
ритмического и смыслового значение приобретают паузы.
СИЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ
СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от гр. syllabe - слог, tonos - ударение) - система стихосложения,
характерна для языков, в которых слова имеют четкие грамматические ударения (украинская,
русский, немецкий, английский и др.). Ритм в строке образуется повторением
стоп с одинаковым количеством ударных и безударных слогов. Стопы бывают
двух - и трискладові. Названия их заимствован из античного стихосложения: хорей (-U), ямб (U-), дактиль (-UU),
амфібрахій (U-U), анапест (UU-).
Самая распространенная стопа - ямб. Силабо-тонические стихи в украинской поэзии
встречаются в творчестве И. Некрашевича, Г. Сковороды и других поэтов XVIII
ст., но полный переход на силабо-тоника И совершил. Котляревский. Его
«Энеида» написана чотиристопним ямбом. Широкие возможности новой системы
использовали и предоставили ей большой выразительности поэты XIX-XX вв. Т. Шевченко, Леся
Украинка, И. Франко, П. Тычина, Μ. Рыльский и др.
СТОПА (от
гр. pes - нога, ступня) - ритмическая единица стиха, состоящая из равного
количества длинных и коротких гласных - в античном стихосложении, ударных и
безударных слогов - в силабо-тонічному стихосложении. Название происходит от
древней традиции отбивать ногой (стопой) такт стихотворения.
ЯМБ (от
гр. jambike - название музыкального инструмента) - в античном стихе - двухсоставная
стопа, имеет короткий и длинный гласные звуки, в силабо-тонічному стихосложении -
двухсоставная стопа с ударением на втором слоге.
Двостопний
ямб:
Хвалил|ся
кот,
Что он
вброд перейдет Днепр. И как пошел -
И не
пришел, Нет кота нигде.
(П.
Воронько)
Тристопний
ямб:
С
тре|петно|й ти|ши, Словно в синей сне - четыре Ярославны в соборе на стене.
(О. Левада)
Четырехстопный
ямб:
Певец |
вели|кий, сын |наро|да,
Он и в
неволе не молчал,
А вокруг
лютилась непогода, И ворон сторожем летал.
(X.
Алчевска)
П'ятистопний
ямб:
Встают |
мои | свитан|ки кор|чува|те, Жизни, и труд и помыслы мои,
Растет
внук, ему на ручки
Кладут
подарки седые соловьи.
(А.
Малышко)
Шестистопний
ямб:
Я не |
люблю тебя, | нена|вижу я, | берку то!
За то, что в
грудь ты прячешь сердце лютое...
(И. Франко)
Чаще всего
поэты обращаются к четырехстопного ямба, очень гибкого и выразительного.
П'ятистопним нерифмованным ямбом обычно пишут и переводят драматические произведения.
Именно им написаны «Каменный хозяин» Леси Украинки, «Борис Годунов» А.
Пушкина, переведенные пьесы В. Шекспира. Ямб - самый распространенный размер в
украинской и русской поэзии.
ХОРЕЙ (от
гр. choruios - танцевальный, от choros - хор) - в античном стихе -
двухсоставная стопа, что имеет «длинный и короткий склады ( ), в
силабо-тонічному стихосложении - двухсоставная стопа с ударением на первом слоге
( ). Хорей бывает разный - от двостопного к шестистопный. Количеством стоп
в строке определяется тональность стихотворения: двостопний хорей передает динамику,
напряжение, шестистопний - спокойную рассудительность.
Двостопний
хорей:
Всех
гу|кайте,
Всех
созывайте...
Кто там
сзади?
Шар --
гаду!
Кто там
сзади?
(О. Олесь)
Тристопний
хорей:
Тихо |
стало | в роще:
Птичка не
поет;
Грустно стало
в доме:
Милой
нет.
(А. Бобенко)
Четырехстопный
хорей:
Гомон, |
гомон, | суток по|рву,
А над полем
все зарева,
А над полем
все зарева,
Пожелтели
буйные травы.
(А.
Малышко)
П'ятистопний
хорей:
Я что|дня с
го|ры и|ду на | труд,
Через мост,
сквозь белый промозглый дым,
Где внизу
заливисто искрятся
Синие змейки
- рельсы и провода.
(Забила)
Шестистопний
хорей:
Василий|ки в
| поле, | василий|ки в |поле,
и у тебя,
милая, васильки из-под ресниц,
и рощи
синеют ген на горизонте,
и синеет
счастье в душе моей.
(В. Сосюра)
Чаще всего
встречается четырехстопный хорей.
ДАКТИЛЬ
(от гр. daktylos - палец, мера длины) - в силабо-тонічному стихи
трискладова стопа с ударением на первом слоге (-UU).
Спи, мой
ма|аленький, | спи, мой сы|нок...
Я розка|жу
тебе | множество ка|зок.
(Александр
Олесь)
В античной
поэзии - трискладова стопа,
в которой
первый слог долгий, а другие короткие.
АМФІБРАХІЙ
(от гр. amphi - кругом, brachys - короткий) - в силабо-тонічному стихи -
трискладова стопа с ударением на среднем слоге (U-U).
Нам зари |
на лбу | положили | печать, и звезды нам светят | в дорогу.
(В. Сосюра)
В античном
стихосложении - трискладова стопа с короткими гласными в крайних складах и длинным
- в среднем.
АНАПЕСТ
(от гр. anapaistos - обратный, отброшен назад) - в силабо-тонічному стихи -
трискладова стопа с ударением на последнем слоге (UU-).
Наша цель |
- человеческое щас|тя и во|ля,
Ум
влад|ный без ви|х осной,
И братер|ство
вели|ке вселенная|нет,
Свободная
пра эта и виль|на любовь.
(И. Франко)
В античном
стихосложении анапест - трискладова стопа, в которой третий состав длинный, а первый и
второй короткие.
РИФМА (от
гр. rhythmos - размеренность) - звуковой повтор в конце двух или нескольких стихотворных
строк. Рима имеет ритмомелодійне и смысловое значение, придает стихотворению эмоциональной
выразительности. Существуют различные принципы классификации рим. По созвучию звуков в
клаузулы рифмы делятся на точные (полные) и неточные (неполные) (юр|боя - боя;
хо|г-н ладный - сегодня). По месту ударения в клаузулы различают рифмы мужские
- с ударением на последнем слоге (слова - председатель), женские - с ударением на
втором слоге от конца (судьбы - тополя), дактилічні - на третьем слоге от
конца (гимназическом - необычном), гіпердактилічні - с ударением на четвертом
составе (родительской - дядьківського). В зависимости от структуры рифмы бывают
простые и составные (пора - гора, сутками - до боя). По расположению в строках они
делятся на парные, или смежные (аабб), перекрестные (абаб), кольцевые или
окутаны (абба). Созвучность в начале строк принято называть начальной
рифмой:
Мой туман,
Мои луки
влажные,
Мои мечты,
Моя печаль,
Мои вечные
тревоги.
(J.
Муратов)
Созвучность
слов в одной строке называют внутренней рифмой.
В современной
поэзии распространена корневая рифма, в которой созвучны ударные корневые части
слов: ветер - вещий, мыться - таможня, видеть - играть.
Стихотворение без
рифмы называется белым стихом.
ВНУТРЕННЯЯ
РИФМА - созвучие слов не в конце, а в середине строк. Самостоятельного
значение внутренняя рифма, как правило, не имеет, но придает стихотворению определенной
ритмомелодики.
Праздник
победы!
Стали мы на
ноги!
Многие и
многие удивляются: откуда у нас соки? подвиги высокие! -
Враги
гадают, чтобы народ погас.
(П. Тычина)
ЖЕНСКАЯ РИФМА
- рифма, в которой ударение падает на второй слог от конца.
Дитя мое,
ночи бессонные.
Дитя мое,
ласковые ранки.
(Л.
Костенко)
МУЖСКАЯ
РИФМА - рифма, в которой ударение падает на последний слог. Называют ее еще твердой и
ямбічною: палатка - камыш, позер - теперь, сны - весны.
МОНОРИМ
(от фр. monorime - одна рифма) - стихотворение, в котором все строки имеют одинаковую рима.
Часто встречается в восточной поэзии (в поэме ПИ. Руставели «Витязь в тигровой
шкуре»). В украинской и русской поэзии используется преимущественно в
сатирических и юмористических произведениях.
СТРОФА (от
гр. strophe - поворот, изменение) - группа строк стихотворения, объединенных завершенной
мнением, системой рим и интонацией. Название происходит от античной трагедии: песни
хора делились на две части - строфа и антистрофа. Первая выполнялась, когда
хор двигался по сцене слева направо, вторая - когда возвращался обратно.
Классифицируются строфы по формальному признаку - количеству строк: двустишие
(дистих), трехстишие (терцина), четверостишие (катрен), п'ятивірш, шестивірш
(секстина), восьмистишие (октава), дев'ятивірш (нона), десятивірш (децима) и др.
Кроме того, существуют особые строфічні построения: триолет, рондо, рондель,
сапфічна строфа, сонет, онєгінська строфа и др.
СОНЕТ (от
ит. sonare - звучать) - стихотворение, состоящее из 14 строк со схемой рифм абба -
абба - ввг - дгд (возможны отклонения). Сонет возник в XIII в. в Италии и стал
одной из распространенных форм мировой поэзии. Живучесть сонета объясняется не только
совершенной формой, но и внутренней логикой развития содержания: первое четверостишие -
тезис, второй - антитезис, заключительные два трехстишия - синтез, обобщение мнения. В
украинской поэзии сонет появился в 30-х гг. XIX в. в творчестве
поэтов-романтиков, позже к нему обращались почти все выдающиеся поэты XIX и
XX ст. И. Франко создал циклы «Вольные сонеты» и «Тюремные сонеты». Цикл
сонетов, состоящий из 15 произведений, принято называть венком сонетов.
Авторами венков сонетов были украинские поэты В. Бобинський («Ночь любви»), А.
Ведміцький («На грани»), Г. Терещенко («Слово и слава»), Г. Винграновский
(«Венок на берегу юности»), Д. Павлычко («Сонеты подольской осени») и др.
Сонеты
пишутся п'ятистопним ямбом.
ВЕРЛИБР
(от фр. verš libře - свободный стих) - разновидность стиха, в котором нет
внутренней симметричности строк (повторение стоп, как в силабо-тонічному стихи,
или складов, как в силабічному). Римоутворювальними элементами в нем есть смысловые
части предложения - слово или группа слов. Существуют два вида свободного стиха:
метрический верлибр, или дольник, и дисметричний верлибр, или фразовик
(акцентный стих).
Первый -
силабо-тонический с частично разрушенными стопами.
Свободно |
ритмова|на мово, |
Лучшее |
из земных | чудес,
Что слово |
складываешь в слова,- |
Ты не |
дар | небес!
(Д. Загул)
Размер стиха
- амфібрахій, но некоторые стопы неполные.
Второй -
тонический стих с разным количеством ритмических ударений в строках.
Земля, |
слышу тебя!
Растешь |
дубами | на косогорах
И мной |
растешь...
Вот мое |
сердце!
Пахнешь |
целебным | хлебом
И источником
| из долины...
Вода |
прозрачная!
(М.
Сингаівський)
Верлибр
появился в европейской поэзии в конце XIX ст.