ТЕОРИЯ
ЛИТЕРАТУРЫ
Литературные
стиле
БАРОККО (от
лат. barocco - причудливый, капризный) - направление в европейском искусстве и
литературе в период между Возрождением и классицизмом (XVI-XVIII вв.). Это была
сложная и противоречивая переходная эпоха в социальной и духовной жизни народов,
которая характеризовалась разрушительными войнами, хаотическим состоянием общества,
острой борьбой идей Возрождения и Средневековья, становлением новых представлений
о человеке и мире. Барокко как эстетическая система было очень сложным и
многоликим, однако мало определенные общие черты: тяжести до резких контрастов,
чрезмерную метафоричность, алегоризм и емблематичність, склонность к красочного
риторизму. В разных странах барокко утверджувалося в разные времена. Сперва - в
Италии (конец XVI - начало XVII вв.). В XVII в. стало господствующим в большинстве
стран Европы. Вершинные достижения литературы барокко связанные с творчеством Д. Марино
(Италия), П. Кальдерон (Испания), Дж. Мильтона (Англия), А. Грідіуса
(Германия). В украинской литературе черты барокко появились в начале XVII в.
в творчестве И. Вышенского, М. Смотрицкого, К. Саковича. Развитие его усилился
после открытия Киево-Могилянской академии (1632). Барочный стиль присущ
плеяде украинских писателей того времени: Л. Барановичу, И. Максимович, И.
Величковському, С. Яворскому и др. Философия и эстетика барокко отчетливо
оказались в творчестве Г. Сковороды.
КЛАССИЦИЗМ
(от лат. classicus - образцовый) - направление в европейской литературе и
искусстве XVII-XVIII вв. Теоретические принципы классицизма сформулировал французский
поэт, критик и теоретик литературы Н. Буало (1636-1711) в поэтическом трактате
«Искусство поэзии». Он выдвинул три основных принципа: подражание природе,
подражание античным образцам, соответствие требованиям разума. Разработаны Буало
правила обобщали художественную практику определенной исторической эпохи, открывали новые
подходы к воспроизведению действительности, но в то же время тормозили развитие литературы.
Ориентация на античность, предоставление преимущества разума над чувством, ограничения
творчества изображением прекрасного - все это приводило к отрыву от литературы
жизнь, придавало ей вне-исторического, сугубо рационалистического характера.
Основными жанрами классицизма были трагедия, комедия, ода, сатира, басня, эпическая
поэма. В каждой стране классицизм имел свои особенности. Так, российские и
украинские писатели обращались преимущественно не к античности, а к национальной
истории, придавали большого веса жанра сатиры.
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
(от фр. sentiment - чувство, чувствительность) - художественный метод и направление в
литературе конца XVIII ст., возникший как реакция на рационализм классицизма.
Термин происходит от названия романа английского писателя Л. Стерна «Сентиментальное
путешествие» (1786). Сентиментализм называют еще преромантизмом, поскольку он имел
некоторые характерные черты романтизма - прежде всего культ чувства, стремление раскрыть
внутренний мир человека, преодолеть рационалистическую прямолинейность в изображении
действующих лиц. Герои произведений писателей-сентименталістів - не цари и
полководцы, а люди низших сословий, которые изображаются в сфере семейной жизни, в
обычных человеческих отношениях. Акцент делается на психологии героев, их
чувствах и страстях, на неповторимом и индивидуальном в каждом из них.
Однако чувствительность героев часто имеет чрезмерный, слезливый характер.
Популярными
жанрами были роман, повесть, роман в письмах, путешествие, исповедь. Выдающиеся
представители направления: в Англии - Л. Стерн, С. Ричардсон, во Франции - Ж. Ж.
Руссо, в Германии - И. В. Гете, в России - Г. Карамзин. В Украине, по мнению Д.
Чижевского, сентиментализм как направление не приобрело самостоятельного значения, хотя
определенные черты его проявились в творчестве Г. Квитки-Основьяненко («Маруся», «Искренняя
любовь», «Несчастная Оксана» и др.), И. Котляревского («Наталка-Полтавка»), Есть.
Гребенки («Рас-види пирятинця», «Записки студента») и др.
РОМАНТИЗМ
(от фр. romantisme) - художественный метод и направление, утвердившийся в европейской
литературе в конце XVIII - начале XIX вв. Эстетическая теория романтизма по
всеми основными положениями противостояла эстетике классицизма. Теоретики
классицизма рассматривали литературу как подражание природе, а для романтиков она
была средством выражения внутрен-него мира художника; классицизм ориентировался на
античное искусство, тогда как романтики считали, что литература должна отражать
жизни своего народа; культа разума романтики противопоставили культ чувства.
Философская основа романтизма - сенсуализм (от лат. sensus - чувство), который
провозгласил главным средством познания мира чувства. Для романтиков характерно
неприятие существующей действительности, стремление в мир мечты и фантазии, выдвижение на
первый план исключительных героев и сюжетов, доминирование в произведениях
субъективно-оценочных элементов. Основой для построения образа в них становится не
предмет, а субъект, не реальная действительность, а личность автора. Романтизм
открыл важную закономерность художественного творчества, которая осталась вне
вниманием предшественников. Вместе с тем он не поднялся до понимания того, что
литература представляет собой единство изображаемого (объект) и выраженного (субъект).
Важный вклад романтиков в теорию и практику литературы - идея народности,
которая стала одним из ведущих принципов эстетики реализма.
Первыми
теоретиками романтизма были немецкие писатели братья Шлегелі, в России -
украинский писатель, критик и журналист Орест Сомов, который в 1817 г. окончил
Харьковский университет и переехал в Петербург. В журнале «Соревнователь
просвещения и благотворения» 1823 г. он опубликовал цикл статей «О
романтическую поэзию», где впервые сделал попытку определить главные черты нового
направления. Романтизм в украинской литературе представлен творчеством Т.
Шевченко, Харьковской школой поэтов-романтиков и др.
Попытки
определить типологию российского и украинского романтизма по идейно-политическими
признакам - революционный и реакционный, активный и пассивный и т.д. - оказались
непродуктивными.
РЕАЛИЗМ
(от лат. realis - вещественный, материальный) - художественный метод и направление,
утвердился в литературе во второй четверти XIX в. и отличается качественно новыми
принципами отражения действительности. Формирование реализма происходило на фоне
успехов философии, политической экономии, естествознания, психологии, эстетики
и других наук, которые значительно расширили представления о закономерностях развития
природы и общества. Благодаря реализма литература обогатила свои познавательные
возможности, углубилась в исследования жизни, сущности человека и социальных
отношений. Термин бытовал в средние века в философии. В 50-е годы XIX в. он
был переосмыслен и применен к литературе французскими писателями
Ж. Шанфлері и Л. Дюранти. Последний издавал журнал под названием «Реализм».
Правда
жизнь - главный принцип реализма: объектом изображения стало человеческая жизнь в
всех его проявлениях. Если представители классицизма и романтизма ограничивались
изображением только идеального, то писатели-реалисты стали показывать
настоящая жизнь. Коренным образом изменился герой литературного произведения: место исключительной
личности заняла обычный человек - чиновник, купец, дворянин, крестьянин -
представители всех слоев общества.
Крайне
важным было открытие дуалистической природы человека - социальной и биологической:
характеры героев стали развиваться не по воле автора, а в соответствии с их
социально-психологической сущности. Утвердился как закон реализма принцип
саморазвития характеров. Более глубокого понимания вступил принцип историзма: отныне
человек предстает не только представителем определенной социальной среды, но и
субъектом истории, участником исторического потока. Все это придало картинам жизни и
образам героев широкомасштабного обобщения и типичности.
В разных
национальных литературах реализм имеет свои особенности. Для украинской и
русской литератур XIX в. характерен критический пафос в воспроизведении
социальной действительности, через что их реализм часто называют критическим реализмом.
В советские времена официальная наука ввела искусственный термин социалистический
реализм.
Определенные
реалистические тенденции были свойственны литературе и предыдущих эпох. Поэтому срок
реализм применяется для атрибуции методов античной, средневековой и других
литератур - мифологический реализм, реализм эпохи Возрождения, просветительский
реализм и т.д.
МОДЕРНИЗМ
(от фр. moderně - современный) - термин, возникший в начале XX в. и
определял новейшие течения в литературе и искусстве, которые противопоставляли
себя традиции и искали новых средств художественного воспроизведения действительности.
Модернизм не имел единых философско-эстетических основ и был представлен рядом
относительно самостоятельных течений и группировок: экспрессионизм, футуризм, кубизм,
акмеизм, імажинізм, сюрреализм и др. Однако, несмотря на идейно-художественные и стилевые
отличия каждой из этих течений, всем им свойственна определенная мировоззренческая и
социо-культурная общность: ощущение дисгармонии мира, протест против
антигуманных общественных отношений и несвободы художника, неприятие существующего
искусства. Характерным для них является обращение к философским концепциям, в центре
которых были проблемы индивидуального сознания,- к рациональному волюнтаризма
Шопенгауэра и Ницше, інтуїтивізму Бергсона, психоанализа Фрейда, міфофілософії
Юнга и др. В художественных произведениях писателей-модернистов мир предстает преимущественно
жестоким и абсурдным, а человек - одинокой и обреченной (Ф. Кафка, Дж. Джойс,
М. Пруст, В. Вульф и др.). В поисках путей осмысления действительности они
пытаются возродить миф как первооснову человеческого мышления.
Модернистские
течения были достаточно широко представлены в русской и украинской литературах.
Сторонники их выступали против «натурализма» реалистической литературы,
отстаивали лозунг «чистого искусства». В Украине в начале XX в. сформировались
две модернистские группы - во Львове и Киеве. Центром львовской группы было
издательство «Молодая муза». В нее входили П. Карманский, В. Пачевский, Бы.
Лепкий, С. Твердохлеб и др. Свои произведения они публиковали в журнале «Мир»
(1906-1907). В Киеве писатели-модернисты А. Товкачевський, М. Сриблянский,
М. Евшан и другие группировались вокруг журнала «Украинская хата» (1910-1914).
Некоторые модернистские новации использовали в своем творчестве писатели-реалисты
(М. Коцюбинский, А. Кобылянская, В. Стефаник и др.). Модернизм вообще и
украинский в частности - явление сложное, противоречивое и еще недостаточно изучен.
Хронологические рамки модернизма четко не определены. Одни связывают его с
литературой всего XX в., другие - относят лишь до первой половины этого
века, называя более поздние модификации постмодернизмом.
НЕОРОМАНТИЗМ
(от гр. neos - новый и романтизм) - условное название эстетических тенденций в
европейской литературе конца XIX - начала XX в. их смысл заключался в возрождении
определенных черт эстетики романтизма, что нашло воплощение в культе героики, прославлении
мужества, утверждении нового героя - мужественного человека, жизнь которого связана с
риском и необычными приключениями. Выразительно оказался неоромантизм в Англии,
в творчестве Г. Киплинга, Г. Стивенсона, А. Конан-Дойла, Г. Честертона, Ε.
Войнич. В России влиянием неоромантизма обозначена творчество Л. Андреева, Д.
Мережковского, М. Горького и др. В украинской литературе сторонником
неоромантизма была Леся Украинка, которая считала, что реалистическое «фотографирование»
действительности не соответствует задачам литературы, призванной бороться за обновление
жизни. Лирический герой ее поэзии - бескомпромиссный борец за светлое будущее,
готов преодолевать любые препятствия на пути к избранной цели.
НЕОКЛАССИЦИЗМ
(от гр. neos - новый и классицизм) - название сравнительно узкой течения в
европейской литературе XIX-XX вв., которая ориентировалась на эстетику классицизма. В
разных странах неоклассицизм имел свои национальные особенности. Самой известной в
Франции была группа поэтов «Парнас», образовавшейся после выхода в свет сборника
«Современный Парнас» (1866). В группу входили Ш. Леконт де Лиль, Т. Готье, К.
Мендес, П. Верлен, С. Малларме и др. Программным для них были «Античные стихи»
(1852) Ш. Леконта де Лиля. В России сторонниками классицизма в середине XIX
в. стали представители так называемой «легкой поэзии» А. Майков, Η. Щербина,
позже - символисты И. Анненский, В. Брюсов, К. Бальмонт, Вяч. Иванов. От
классицизма они восприняли увлечение античностью, использование мифологических тем
и образов, а также отстранения от современности, которое нашло выражение в
декларировании теории «чистого искусства». Поэзии неоклассицизма присущ культ
художественной формы - пластичность образов, изысканность языка, отточенность ритмов.
СИМВОЛИЗМ
(от фр. symbolisme, гр. symbolon - знак, символ) - направление в европейской
литературе конца XIX - начала XX вв. Основы эстетики символизма заложены в
70-х годах XIX в. французскими поэтами П. Верленом, А. Рембо, С. Малларме и
др. Теоретическим основанием были философские концепции А. Шопенгауэра, Есть.
Гартмана, Ф. Ницше и других философов. Символисты пытались проникнуть за
помощью символов в мир «вещей в себе», находящихся за пределами чувственного
восприятие. Символ они признавали за художественное орудие, дійовіше от образа.
Именно он, по их мнению, позволяет преодолеть повседневность и добраться
надчасової идеальной Красоты. Рассматривая искусство как интуитивное познание мира
через раскрытие аналогий, символисты считали, что в содержании произведения должен быть
тайный подтекст, а в обиду - ряд значений. Исходя из утверждения А.
Шопенгауэра о том, что музыка является трансцендентальное искусство, наиболее приближенное
к миру тайного, они придавали большое значение благозвучия поэзии. Несмотря
идеалистическую сущность эстетических позиций, творчество выдающихся
писателей-символистов утверждала общечеловеческие идеи добра, красоты и
свободы, воспитывала уважение к извечным культурных и христианских ценностей.
Символизм в
России имел свою специфику и представлен многочисленной группой талантливых
писателей, таких, как О. Блок, В. Брюсов, Андрей Белый, К. Бальмонт, И.
Анненский, В'яч. Иванов, Д. Мережковский и др. Представителями символизма в
Украине были Г. Чупринка, А. Неприцкий-Грановский, М. Жук, О. Романова, Елена
Журлыва и др.
ИМПРЕССИОНИЗМ
(от фр. impression - впечатление) - направление в изобразительном искусстве, литературе
и музыке конца XIX - начала XX вв. Сформировался во французской живописи 70-х
гг. XIX ст. Название происходит от картины К. Моне «Импрессия. Восход солнца» (1873). Представители
напрямую не отрицали объективную реальность мира, но считали, что она может
быть воспроизведена художником во многих аспектах. Новым было их стремление не только
зафиксировать мгновенное впечатление от жизненного явления, но и подчеркнуть его
изменчивости, текучести, скоротечности. В литературе импрессионизм оказался в
усиленном психологізмі, воспроизведении мгновенных впечатлений и смены настроений, в
подчеркнутому вниманию к цветов и звуков. Поэтику импрессионизма использовали
Г. Мопассан, А. Чехов, Б. Пруст, М. Коцюбинский и др.
ЭКСПРЕССИОНИЗМ
(от фр. expression - выражение) - направление в европейском искусстве и
литературе 10-20-х годов XX ст., одно из течений авангардизма. Теоретическая
основа - философия інтуїтивізму А. Бергсона, согласно которой цель искусства - не
отражение действительности, а «выражение» неповторимого авторского видения ее. Для
писателей-экспрессионистов характерно лирико-субъективное осмысление
действительности. Экспрессионизм возник в Германии и Австрии, где имел влияние на
изобразительное искусство, музыку, театр и литературу. В российской и украинской
литературах он не сложился в отдельное течение, хотя проявления его ощутимы в
творчества А. Чехова, Л. Андреева, Μ. Хвылевого, В. Винниченко, Μ.
Кулиша и др. Современное литературоведение преодолевает однозначное негативное отношение
к художественной практики представителей этого течения.
НЕОРЕАЛИЗМ
(от гр. neos - новый и realis - вещественный) - течение в киноискусстве и литературе,
возникшая в Италии после Второй мировой войны. ее представляли писатели,
кинорежиссеры и сценаристы Дж. Де Сантис, Л. Висконти, К. Лидзани и др. Своеобразным
манифестом их стал фильм Г. Россе лени «Рим - открытый город» (1945).
Характерные особенности неореализма - пафос суровой правды, достоверность
изображения, уважение к простому человеку, использование простонародного языка,
приближение художественного кино к документальному. В литературе представителями
неореализма были А. Моравиа, В. Пратоліні, К. Леви, Э. Де Филиппо и др. их
произведениям присущи документализм, ощутимое лирическое «я» писателя, который является
свидетелем или участником описываемого, приемы кинематографичности.
ФУТУРИЗМ
(от лат. futurum - будущее) - одно из течений в литературе начала XX вв.
Основоположником был итальянский писатель Маринетти, который в 1909 г. опубликовал
«Первый манифест футуризма», где призвал освободиться от литературы прошлого и
создать «динамическую литературу будущего», что будет воспевать вместо человека
технику и машины. В своих более поздних манифестах он определил принципы поэтики
футуризма: разрушение норм морфологии и синтаксиса, звукоподражания,
использование образов-символов и т.д. Футуризм культивировал анархизм, пренебрежение к
существующих норм морали, эгоцентризм. Впоследствии его последователи появились в
многих странах Европы. В России футуризм был представлен группой поэтов и
художников, объединившихся вокруг альманаха «Садок судей» (1910). К группе
входили В. Хлебников, В. Каменский, братья Бур люки, позже к ним присоединился
В. Маяковский. В манифесте «Пощечина общественному вкусу» (1913) футуристы призывали
«додушить» буржуазную культуру, «сбросить с парохода современности» Пушкина,
Толстого, Достоевского, творить новый язык и новую литературу. Большого значения
они предоставляли словообразования, что сказалось на языке их произведений. Российский
футуризм имел несколько направлений - кубофутуризм, егофутуризм и др. После Октябрьской
революции ведущей стала группа Маяковского ЛЕФ (позднее - РЕФ), которая постепенно
меняла свои эстетические позиции и после смерти поэта прекратила свое существование.
Футуризм в
украинской литературе связан с деятельностью М. Семенко, который в течение
1914-1919 гг. издал 11 футуристических сборников. Автор придерживался основных
принципов эстетики футуризма: отказ от традиций, эгоцентризм, формалістичне
экспериментаторство, словообразование и т.д. Особенностью украинского футуризма было
подчеркнутое противопоставление урбанистической культуры «деревенской» поэзии. С
инициативы Семенко возникли группы «Фламинго» (1919), «Аспанфут» (1922-1924),
«Комункульт» (1924), «Новая генерация» (1927-1931). К футуристам в Украине
некоторое время принадлежали Г. Шкурной, А. Слисаренко, В. Ярошенко, М. Бажан, Ю.
Яновский и др.
СЮРРЕАЛИЗМ
(от фр. surrealisme - надреалізм) - направление в искусстве и литературе, возникшее
в 20-х гг. XX в. во Франции. Сюрреализм основывается на философии інтуїтивізму,
восточных мистико-религиозных учениях и на фрейдизме. Эстетические принципы направления
изложена в «Манифестах сюрреализма» А. Бретона. Сюрреалісти призвали
освободить человеческое «Я» от «пут» материализма, логики, морали, традиционной
эстетики, которые они считали порождением буржуазной цивилизации. По их мнению,
художнику следует опираться на опыт бессознательного выражения духа - сновидения, галлюцинации,
бред, чтобы проникнуть по ту сторону человеческого сознания, постичь бесконечное и
вечное. К группе сюрреалистов входили писатели Ф. Супово, Г. Дено, Т. Тцара, художники
Г. Арп, Ж. Мерно и др. Определенный
время до нее
примыкали Л. Арагон, П. Елгоар, П. Шкассо, С. Далее. Как направление сюрреализм
прекратил свое существование, хотя отдельные художники продолжают работать в
сюрреалистической манере. Приемы сюрреализма (изображение сверхреального, мистические
мотивы, элементы фантастики) используются в «театре абсурда».
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
(от лат. existe-ntia - существование) - одно из течений в философии и эстетике XX
ст. Основные идеи изложены в книгах К. Ясперса «Психология мировоззрений» (1919)
и М. Хайдеґґера «Бытие и время» (1927). Своими предшественниками экзистенциалисты
считали С. Кьеркегора и Ф. Ницше. Как течение экзистенциализм сформировался после
Второй мировой войны во Франции. Его представители Г. Марсель, Ж. П. Сартр, С.
где Бевуар, А. Камю и др.- выступали одновременно как философы и писатели.
Философско-эстетические взгляды каждого из них имели свои отличия, но общим
было понимание абсурдности бытия, признание незащищенности человека во враждебном ей
мире, стремление понять причины трагической неустроенности жизни. В центре
их внимания - одинокая человек, переживающий тревогу, страх, муки совести и
видит выход для себя во внутренней свободе. Ведущие жанры творчества -
философский роман, «театр идей». Характерные черты - сочетание жизненной конкретики
с мифом и притчевою алегоричністю, усиленный интерес к подсознательному в человеке.
Экзистенциализм
имел сторонников в немецкой литературе (Е. Носсак, А. Döblin), английском (А.
Мердок, В. Голлдінг), испанском (М. де Унамуно), американской (Н. Мейлер, Дж.
Болдуин), японской (Кобо Абэ) и др. В украинской литературе повлиял на
писателей 20-х годов - В. Подмогильного, И. Багряного, Т. Осьмачку и др.
ПОСТМОДЕРНИЗМ
(от лат. post - после и φρ. moderně - современный, новейший) -
направление в современной философии, искусстве, литературе и эстетике, возникший на
почве модернизма. Единой теории генезиса и сущности модернизма нет. Срок
распространился в конце 60-х годов XX в. для обозначения определенного менталитета,
особенностей мировосприятия и миропонимания человека постиндустриального периода.
Философские основы постмодернизма впервые освещены в труде французского
философа Же. Ф. Лиотара «Постмодернистский удел». Основной смысл концепции
Лиотара - ощущение исчерпанности истории, эстетики, искусства. Современный мир, на
его мнению,- это варьирование и сосуществование всех - и древних, и новых -
форм бытия. Постмодернизм как направление в современном литературоведении опирается
на теорию и практику структурализма. Его сторонники оперируют такими
нетрадиционными понятиями, как «мир как хаос», «мир как текст»,
«интертекстуальность», «кризис авторитетов», «авторская маска», «двойной код»,
«пастиш» (произведение как самопародія) и др. Литература, по их представлениям, является не
отражением действительности, а пересказом мифов, которые существуют в виртуальной
реальности. Главное в ней не истина, а слово, которое как элемент текста представляет
собой новую реальность. Произведение предстает сув'яззю мифов, архетипов, цитат, аллюзий.
«Мы живем в эпоху,- утверждает С. Аверинцев,- когда все слова уже сказаны». Для
научной эстетики позаісторичне толкования литературных явлений, отрицание
связей литературы с конкретной исторической действительностью является неприемлемым. Однако
она использует отдельные подходы и приемы изучения литературы, предложенные
теоретиками постмодернизма, в частности структурирование произведения, інтертекстуальні
связи, элементы мифопоэтики и т.д. В современной художественной практике понятие
постмодернизм распространяется на различные авангардистские течения.