Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
11 класс

Современная украинская литература

 

Осип Туринский (1880-1933)

 

«Нес людям из бездны ада и тьмы святое и огненное слово» (Роберт Плэн)

 

Тема Первой мировой войны как глобального преступления империализма нашла отражение в произведениях Ольги Кобылянской, Леся Мартовича, Марка Черемшины, Василия Стефаника, Мирослава Ирчана, Юрия Смолича, а с особой силой она воссоздана в повести «Вне границ боли» (1917) Турянского.

Межпредметные параллели.

Повесть «Вне границ боли» в европейском писательстве занимает такое же важное место, как «Огонь» Анри Барбюса, «На Западном фронте без перемен» Эриха Марии Ремарка, «Марш Радецкого» Йозефа Рота. Осип Турянский одним из первых поднял вопрос жизни и смерти в духе философии экзистенциализма, что найдет свое продолжение в прозе Валерьяна Под могильного.

Идейный пафос произведения. Повесть «Вне границ боли» осуждает войну и милитаризм, утверждает непобедимость человеческого духа, силу разума и воли к жизни. Произведение пронизывает гуманистическая идея, которую автор определил так: «Любовь к жизни и к его высших ценностей победит смерть». Ознакомившись с книгой в рукописи, Петр Карманский писал к автору: «Ваше произведение - это самая мощная из известных мне картин на фоне мировой катастрофы не только в нашей, а ii во всей европейской литературе». На его взгляд, идея повести - это «протест против европейского последнего преступления, это скрик одчаю чувствительной душе, мужа и отца, а одновременно выражение веры в человека, который Вам удалось так просто, так мощно выразить словами «есть солнце в жизни», подчеркивая експресіоністський характер повести, глубокую веру художника в идею христианской любви. Австрийский критик Роберт Плэн отнес повесть «Вне границ боли» к шедеврам мировой литературы. Поэтика экспрессионизма предопределяет структуру и рассказ произведения. Повесть пронизывает антивоенный пафос, осуждение империалистической войны, что принесла Европе кровопролитие, смерть невинных людей.

Повествовательная манера повести. Начинается произведение передним словом, в котором автор готовит читателя к восприятию дальнейшего повествования как невымышленной истории. Воспроизведено напряженную гамму чувств, которые он пережил, находясь на войне и в сербском плену. Следовательно раскрыты мотивы написания повести как протеста против антигуманной сущности войны. Художественную картину построено на рассказы об ужасах войны, падение и духовное возвеличивание человека.

Вступительную часть ведет наратор-усезнавець, подавая обобщенную картину событий, происходивших в албанских горах. Рассказчик словно с высоты птичьего полета осматривает горные хребты, где разворачивается борьба между жизнью и смертью. Приемы поэтического обобщения используются рассказчиком в изображении пленников. Сначала видим массу людей, объединенных общим испытанием, это обобщенный образ - они. Через такую множественность рассказчик воспроизводит фатальность судьбы каждого, кто попал в водоворот войны. Конкретные эпизоды, как убийство стражем пленного, который не имеет сил идти дальше, имеют повторяющийся характер, когда единичное обобщает типичные ситуации.

В целом в повести использовано першоособову рассказ: свидетель событий рассказывает о группе пленных, которым удалось сбежать во время перехода в горах, и они оказались перед новыми, не менее грозными вызовами - холодом и голодом. Читатели узнают, что рассказчик - один из семи участников дальнейших событий, их историю описывает герой Оглядівський, который поочередно представляет читателям каждого из присутствующих. Однако в его рассказ о собратьях врываются собственные переживания, которые переходят в видение. Сознание других персонажей для него остается скрытой, он лишь передает внешние проявления их страданий или высказывает свои догадки о их душевное состояние. Важную роль играют монологи действующих лиц, которые часто переходят в бред. Благодаря такому повествовательном приему не только разворачивается реалистичная картина, а и выскажу ются чувства и мысли, происходит переоценка собственного бытия, нравственных принципов. Именно поэтому в повествовании Оглядівського постепенно увиразнюються образы жены и ребенка. Отдельные сцены-воспоминания сливаются с действительностью и достигают пика в конце произведения, в грезах Оглядівського.

Субъективность повествования, ее экспрессивность позволяет нараторові правдиво, с точки зрения человека, находящегося в пограничной ситуации, воссоздать эмоциональное напряжение момента, а также высказать собственную оценку, что выливается в гневную инвективу империалистической войне, укор человечеству, которое безразлично наблюдает мировую бойню. Под влиянием рассказчика моделируется время истории, который передает исключительно настоящий момент; воспоминания о прошлом всплывают только в разговорах героев. Рассказчик не замечает течения времени, только раз вспоминает, что прошло десять дней, как они ничего не ели. Финальным аккордом повести есть драматическая сцена спасения Оглядівського, которая передается через крайне истощенную сознание персонажа: «Сон или явь? Как сквозь мглу мерещится мне: лед... какие-то холодные руки... вода... я в воде... Это сон... Какой-то голос зовет...». Детали своего спасения герой узнает со слов Василия Романишина, а о судьбе его товарищей красноречиво свидетельствует фигура умолчания.

Жанровые особенности повести. По жанру «Вне границ боли» - это лирическая повесть-поэма. В художественной структуре произведения преобладает лирическое начало, обусловленное першоособовою языком преподавания форме, но существующее и эпическое начало: повествование о трагических событиях Первой мировой войны. Поскольку в произведении сочетаются лирическое и эпическое начала, как в поэме, и повесть, проникнутая лиризмом, написана ритмизованной прозой с использованием инверсии,

 

 

Василий Верещагин. Апофеоз войны. 1871

 

что приближает рассказ к народному эпосу и придает особой экспрессии, то автор отнес ее к жанру повести-поэмы. Как и в других жанровых разновидностях повести, в произведении Туринского наряду с развертыванием событийной основы важную роль играет выражение эмоций, переживаний, мыслей героя, связанных с описанием войны как мировой драмы, в которой гибнут тысячи людей. Характерным признаком повести Турянского является сочетание лиризма с достоверностью, документальностью изображенных событий. Картины войны чередуются с размышлениями рассказчика о личной ответственности перед женой и детьми, которые ждут его с войны. Поэтому центр тяжести переносится на раскрытие характера, психики лирического героя, через восприятие которого раскрывается картина мира. С этой целью автобиографический рассказчик мастерски применяет такие оповідні приемы, как психологизм, художественные ретроспекции и пролепсиси (забегание вперед во времени, описание будущих событий).

Сюжетно-композиционная организация. Композиционное своеобразие повести Осипа Турянского определяют вступление и пять частей. В ней имеется композиционное обрамление: начинается произведение реквиемом по погибшим и завершается мыслью о умерших собратьев. Горе Оглядівського подчеркивает его тоска за товарищами: «Вдруг из моих глаз продрались две крупные, тяжелые слезы, горячие, как кровь. И покатились по знуждованім лице, словно два камня по высохшей, бурей укатано, громами разрытой земли». Повістяр мастерски применяет описания, бред, наплывы, диалоги и монологи, вставные эпизоды, песню, исполненную перед смертью слепым Штранцінгером, колыбельную, которую спел Николич. Автор использовал фрагментарную композицию, представляет собой разновидность кинематографического монтажной построения. Повесть состоит из микрочастиц: «путь смерти» - показ колонны из шестидесяти тысяч пленных, которые передвигаются по заснеженным албанскими хребтами; «танец смерти» - эпизод, в котором семеро пленных до полного истощения танцуют вокруг куста, чтобы из одежды мертвого зажечь костер; «страна Солнца» - бред обездоленных воинов про счастливую страну и гармонию в мире; «Рождественские праздники» - картина-образ персонажа, который оказывается возле дома, наблюдая через окно, как жена с детьми встречает Сочельник; «песня вечности» - песня-гимн скрипача Штранцінгера победе человечности над безумием голода; «путешествие мертвецов» - картина, в которой истощенные пленные уходят в ирреальные измерения мира.

Сюжет повести однолинейный и концентрический, то есть события в ней развиваются в причинно-следственных связях. Имеются все сюжетные компоненты: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка. В общем сюжет разворачивается с глубокой психологической напряженностью и достоверностью, что дает автору возможность проследить все этапы борьбы героев за жизнь, победу человеческого над антилюдяним миром.

Повістяр - тонкий мастер показа персонажей в пограничных ситуациях выбора, который встает перед каждым из них. Он описывает, как воля к жизни руководит поступками людей, которым постоянно грозит смерть. Убив жестокого конвоира, пленные отходят в сторону от дороги и останавливаются над пропастью. Единственное спасение от холода - костер можно разжечь только одеждой кого-то из товаришів. их спор, кто должен стать жертвой, решит танец смерти: костер зажгут из одежды того, кто первый упадет. Этот танец смерти символизирует инстинкт и волю к жизни. Здесь еще действует закон человеческой морали, ибо смертники не набрасываются друг на друга, а ждут смерти более слабого.

Согревшись у огня, они поняли, что их преследует еще более страшный враг - голод. Инстинкт самосохранения и омраченный ум толкает Сабо утолить голод людоїдством, к чему он учит товарищей, которые тоже хотят выжить, ведь труп Бояна лежит рядом. Однако человеческое начало побеждает и в этих трагических обстоятельствах. Героев озаряет просветление, и они восстают против животного инстинкта, побеждают свою слабость, их дух торжествует. Однако физические силы покидают героев, их земной путь завершается. Настоящим апофеозом гуманному началу в человеке стала «песня жизни», которую в последний раз смог заиграть на скрипке Штранцінгер.

Система персонажей. В повести действуют семеро товарищей по недоле, которые принадлежат к разным национальностям: Оглядівський и Добровский - украинцы, Пшилуський - поляк, Сабо - венгр, Штранцінгер - австриец, Бояне и Николич - сербы. Они изображены в духе экспрессионистской поэтики как герои - символы, почти аллегории, носители гуманистической идеи переживание за человека и судьбу мира. Автор стремился, чтобы, читая произведение, «каждый должен узнать себя во всех». Он считал, что суть катастрофы, какой была Первая мировая война, можно понять через предельную условность, яркость пера и красок, крик души героев, их деформацию сознания и мистический ракурс (видение, наплывы). Однако рассказчик индивидуализирует каждого героя через речь как представителя определенной социальной прослойки. В частности, в Сабо ругательная речь, состоит из грубых высказываний: «мировая сволочь», «собачья личина». Вещание Дубровского характеризует его как образованного человека, его высказывания окрашены иронией: «просим милости», «многоуважаемое панство», «отборными салоновими движениями». Речь скрипача Штранцінгера - это речь интеллигента, мечтателя, символізована и афористичная: «Люди не злые, не добрые... только несчастливые и счастливые».

 

 

Аристарх Лентулов. Победная битва

 

Образ Оглядівського многогранный, окутанный теплом и сочувствием. Он, как и все пленные, впадает в депрессию, но стоически пытается ее преодолеть. В такие тяжелые минуты перед ним встают символы солнца и матери с ребенком, которые являются святыми величинами украинца. Герой-рассказчик исповедует високоетичні идеалы своего народа, идею христианской морали, любви и согласия, братства людей. Находясь в предсмертном состоянии, он созерцает свою жизнь, чувствует неразрывность с родной землей, на которой «золотой колос кланяется на приветствие, а синее небо мило и дружелюбно смеется». Через эти ментальные национальные цвета и образы раскрывается мечтательная душа пленника. Рассказчик-персонаж, находясь среди снежных вершин албанских гор, отмечает роль родного языка, который помогает ему выжить, мобилизовать внутреннее «Я», вывести из состояния бессознательного: «Украинское слово медленно приводит меня все больше к жизни». Правда, автор наделяет Оглядівського идеей «украинского двоедушие» - в нем соединяются душу героя, борца прометеевского типа, но и душу раба. Однако эту раздвоенность ему помогают преодолеть высокие духовные принципы семьи. Образы жены и маленького сына, чувства любви, уважения и ответственности за семью помогают ему выжить в тяжелых условиях зимнего похода.

Образ Оглядівського обрисовано в динамике чувств и настроений. По своему психологическому типу он - интроверт, погруженный во внутренний мир, наполненный видениями, интуитивными предсказаниями, иллюзиями, которые вызывают у него любовь, веру и надежду. Волю к жизни питает высокая и благородная идея. Слабый физически Оглядівський (прототипом которого является автор) победил роковую смерть потому, что в самые тяжелые минуты думал не о себе, а о сыне и жене, которые становятся символами жизни. «Вне границ боли» - название символичное: оказавшись в невероятно трагических ситуациях, на грани выживания, Оглядівський верит в силу любви жены и сына, которые в его глазах являются светлой звездой, которая ведет его к победе. Он преодолевает тяжелые обстоятельства и выходит победителем в поединке со смертью, утверждая активный гуманизм, общечеловеческие ценности.