IV. Литература XX вв.
Тема 36. Григор Тютюнник (1931 -
1980)
Григор Михайлович
Тютюнник принадлежит к
тех писателей-новелістів, которые в обычных будничных реалиях жизни видели их
глубинную сущность, закономерность общественных процессов. Он ввел в украинскую
литературу целый ряд новых художественных типажей, плодотворно продолжил стефаниківську
линию в прозе (глубоко психологического анализа) и во многом обновил жанр
новеллы, расширив ее изобразительные возможности, обогатив средствами анализа
психологических состояний и настроений человека.
Перу писателя принадлежат четыре
десятки рассказов и новелл, пять повестей, несколько очерков, рецензий,
киносценарий по роману «Водоворот», произведения для детей.
Особенности творчества Григора
Тютюнника:
- в небольшом по объему произведении
(рассказе, новелле) умело раскрывал внутренний мир героев;
- проза полна богатством
ассоциаций, живых народных типов, психологическим, философским содержанием;
- любимый жанр писателя -
рассказы;
- тематика касается проблем
украинского села («Перед грозой», «На пепелище»), процессов миграции сельских
жителей в города («Сын приехал», «Оддавали Катрю»);
- главные герои - простые люди,
незаметные, с особой душевной структурой, ощущением мира, его
многокрасочность; в произведениях для детей - дети, опаленные войной (повесть «Осада»,
«Климко», «Огонек далеко в степи»);
- красной нитью проходит проблема
бездуховности, потребительства, отступничества от родного, проблема человеческого существования
на земле;
- в произведениях почти нет отступлений,
сразу представляются яркие жизненные диалоги, событие является завязкой произведения;
- автор не моралист: он дает
право читателю самому оценивать героев;
- особое внимание автор обращает на
язык героев;
- «вялость» сюжета и др.
«Три кукушки с
поклоном»
Жанр: новелла. В определенной мере
автобиографическое произведение (упоминание о репрессированного в 1937 г. отца).
Посвящение
«Посвящено Любви Всевышний».
Написано под влиянием услышанной песни
«Летела зозуля через мою хату» в исполнении слепого бандуриста.
Объяснение названия:
1) чтобы лишить мучений человека, которому не
могли ответить взаимностью в любви, через старца или ребенка передавали
«три кукушки с поклоном», что означает: «Забудь, оставь, оставь, отпусти»;
2) кукушка гнезда не строит, т.е.
человек должен понимать: любовь обречено.
Сюжетная основа
В произведении представлена жизненная
ситуация - любовный треугольник (Марфа Яркова - Михаил (отец рассказчика) -
Соня).
Новелла содержит яркие детали -
«папина сосна» как память об отце, человеке, невинно загубленную (для родственников и
односельчан), символ родного дома, трепетная надежда на возвращение (для Михаила).
Чтобы глубже, многограннее обрисовать
фигуры главных героев, автор прибегает к портретных деталей, например, в
образе матери: «меня встречает мама, радуется, плачет и подставляет мне для поцелуя
синие губы».
Особенности композиции:
- три сюжетные линии, связанные одним
чувством человека;
- является обрамление;
- в каждом фрагменте есть другой
главный герой, но центр - Марфа.
Краткое
пересказ произведения
Рассказчик выходит из-за клуба в новеньком
дешевом костюме («три вагона кирпича разгрузил с ребятами-однокурсниками, то и
куиив») и с чемоданчиком в руке.
И
первое, что видит, - хата Карпа Яркового. А перед ней - ровными строчками на
желтом песке молоденькие сосны. На крыльце стоит Марфа Яркова и провожает
молодого человека глазами. Она без платка, видно пышные седые волосы. Когда ее
косы сияли на солнце золотом, теперь уже не сияют. Видимо, волосы умирает
раньше, чем сам человек... Парень подходит ближе и вежливо здоровается с тетей.
Марфа шевелит губами и провожает его взглядом дальше, пока тот не войдет в
большие сосны, «те, что твой папа сажал, как в деревне говорят». Дома встречает парня
мама и подставляет для поцелуя губы. Он рассказывает куцые студенческие новости и
спрашивает, чоуо это тетя Марфа Яркова так на него смотрит. Мать вздыхает, долго
молчит, а потом говорит: «Она любила твоего папу. А ты на него похож...
Марфа (тогда ее в деревне за маленький рост звали «маленькой Марфой») сердцем слышала,
когда от папы приходит письмо». Слышала его, пожалуй, еще издалека. И ждала. Придет
до почты, сядет на порожке - тонесенька, хрупкая, в вышитой сорочині - и
сидит, сияет золотыми кудрями: сбежала от молотилки или от косаря, за которым
вязала. Когда с почты почтальон выходил, однорукий дядя Леонтий, - высоченный, худющий,
- Марфа вскакивала и тихо спрашивала, заглядывая в глаза: «Дяденька Левку, а од
Мышка есть письомце?» Почтальон отвечал, что нет.
«- Не врите, дяденька, есть...
- Ну - есть! Есть... так не тебе, а Софии.
- Дяденька Левку! Дайте, я его хоть в
руках подержу...»
Почтальон отнекивается, мол, чужие
письма никому давать не можная Потом, глядя на заплилі. слезами глаза девушки,
оглядывается вокруг, немічно вздыхает и манит Марфе за почту, дает письмо и
приказывает, чтобы никому не говорила, потому что его за это выгонят с работы.
«- Hi-ни-ни, дядечку! - вплоть похлинається от искренности Марфа» и
хватает листа, прижимает его к груди, целует.
«- Чернила слезами не размажь, - говорит
Левко и одвертається: ждет. Марфа, если поблизости не видно людей, нескоро отдает
ему письмо; млея с ним на груди, и шепчет, шепчет:
- Ну вот видите, ничего я ему и не
сделала... Теперь несите Софии... Спасибо, дяденька, родненький...» И дает Левкове
пожмаканого рубля, прося выпить за здоровье Мышка. Потом Марфа птицей летит
да работу, а ветер сушит - не высушит слезы в ее глазах. Парень спрашивает у
матери, кто это ей рассказывал - не дядя Лев? Мать ответила, что сама это
видела и слышала, потому что тоже убегала за Марфой следом с работы. Потому и каждый раз первая
угадывала, когда папа обзовется.
«- И вы на нее злились?
- В горе, сыну, ни на кого сердца
нет. Именно горе.
- А как же то - она угадывала, а вы
- нет?
-- Как знать, сынок. Сердце у всех людей
не одинаковое».
Марфа намного моложе была за папу
парня. Ему тридцать три, а ей девятнадцать. Два года прожила она со своим
Карпом и нажилась за сто. Возлюбленный же ее как-то и не старел. «Сокол был, статный
такой, смуглый, глаза так и пекут, чорнющі. Глянет, было, - просто посмотрит и все, а
в груди так и потерпне». А последний раз, как мама видела папу (ходила в Ромны,
их туда повезли), то уже не пекли, а только нежили, потому что такие грустные были.
«Смотрит ими - как из тумана» . Они, Карп и Марфа, продолжала мать, к нам
на посиделки ходили. И говорили, бывало, втроем или пели потихоньку. Папа
баритоном, мама - вторым, а Марфа первую ведет. А Карп все в потолок смотрит. Или
в усы дует - разрыхляет. То мать ему галушек в миску (он кушать очень любил) - ешь,
Карпе! Он и тьопає, как за себя бросает. Только сопит. Товстопикий был,
товстоногий. И рыжий, как старая солома. Марфа против него словно перепелочка.
Глянет, бывало, как он над галушками работает, вздохнет посреди песни и
отвернется. Только слезы в глазах стоят - как будто две свечки-голубые. К
папы... Мать увидит, а он затулиться ладонью надбровия и поет. Или к сыну
в колыбель улыбнется и приколисуе легонько. «Ты, Михаил, - говорю, - хоть бы
разочек на нее взглянул. Видишь, как она к тебе светится ».
А он: «Зачем человека мучить, как
она и так мучается». Глаза мамины при этом рассказе сухие, голос не дрогнет:
ее воспоминания уже окаменели от боли. Последнее письмо от папы: .
«София! Соню!
Глянул на себя в зеркальце -
весь седой. Думал, что иней. Больше не буду Смотреть. Часто снится мне моя
работа. Как будто делаю окна, двери, столы, скамейки. И так руки засверблять, что
вырезаю ребятам ложки на дозвіллі. еда вкусная, «вдягачка» обычная, крестьянская.
Сю ночь снилась мне моя сосна... а за ней реки синее крыло...
Соню!
Не суди меня горько. Но я никому не
говорил неправды и сейчас не скажу: я слышу каждый день, что где-то здесь возле меня ходит
Марфина душа несчастная. Соня, сходи к ней и скажи, что я послал ей, как пел на
ярмарках Зінківських бандуристочка сліпенький, послал три кукушки с поклоном, и
не знаю, перелетять они Сибирь неісходиму, а упадут ли от мороза. («Сибирь
неісходиму» было нерешительной рукой зачеркнуто густыми черными чернилами, а вверху той
же рукой написано: «Сибирь неісходиму».) Лестница, моя единственная в мире Соню!
Может, она позовет свою душу обратно, и тогда ко мне хоть на минутку придет
забвения. Обнимаю тебя и несу на руках люльку с сыном, пока и буду жить...» Когда
это было, давно уж прошло, а сын до сих пор думает, как они так слышали друг друга - Марфа и папа? А еще думается ему: «Почему они не
поженились, так друг друга слыша?»
«Тогда не было бы тебя...» - шумит
большая «папина сосна».