Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ЗНО и ДПА по украинской литературе

IV. Литература XX вв.

 

Тема 37. Василий Стус

 

Василий Семенович Стус (имел псевдоним Василий Петрик) - украинский поэт с трагической судьбой; литературовед, переводчик. Принадлежал к «шестидесятников»

- поколение новаторов, что пробуждало национальное самосознание, бескомпромиссно освещало социальные противоречия.

Автор поэтических сборников «Зимние дерева», «Свічав зеркале», «Палимпсесты», «Веселое кладбище», «Дорога боли» и др.

Имя Василия Стуса вошло в историю как символ духовной несокрушимости противопоставление тоталитарному режиму, фактор национального самосознания (на премьере фильма С. Параджанова «Тени забытых предков» В. Стус встал и провозгласил смелое слово в защиту невинно осужденных).

Большую часть своей жизни (прожил 47 лет скитался по тюрьмам и лагерям за непокорность и смелые демократические взгляды.

«Поэзия В. Стуса - насквозь человеческая и человечна, она полна подъемов и падений, одчаїв и вспышек радости, проклятий и прощень, криков боли и скрежетал зціплених зубов, зіщулень в себе и розкривань беспредельности мира» (Ю. Шевелев).

Особенности творчества:

- «целостность и всеохватность... патриотизма» (М. Коцюбинский);

- поэзия интенсивного забора (через вынуждены негативные обстоятельства жизни), присутствие «самособоюнаповнення» (авторское); ограниченность и повторяемость тематического материала компенсируются большой экспрессивностью;

- тематика произведений - в основном медитативные размышления над тем, как живет и должен жить человек, неугасимая любовь к Украине, протест против преследований, притеснений всего украинского;

- проявление экзистенциальных мотивов (осмысливаются глубинные основы человеческого бытия, причины его трагической неустроенности и абсурдности выражения поэта несхитності и веры);

- в первых сборниках («Зимние деревья», «Веселое кладбище») - осмысление болезненных проблем национального развития, стремление вписаться в освободительные традиции родной культуры; отрицание духовной интеллектуальной удушья, трагическое прозрение, историософские взгляды на судьбу Украины, поиск гармонии в мире, беспокоящий взгляд на мир и на себя, сочетание благородных порывов души с разочарованиями, самовипробування и интимность чувств, жестокость современности, глубокие мифологические намеки и горькие исторические реалии; любимый жанр - философская или лирическая медитация (с признаками элегии, иронического рассказа, сатиры), стихотворение-рассказ, лирический образок, этюд.

- своеобразный репортаж из «кладбища расстрелянных иллюзий» - сборник «Веселое кладбище»;

- образ утраченной Украины (и в личном ракурсе, и в национальном), мотивы тоски по украине, родной домом (поздние сборки);

- изображения картин национального упадка;

- внешний мир предстает в философских размышлениях о человеке и мире.

Образно-смысловые комплексы поэзии В. Стуса:

- неологизмы, напівнеологізми ( в основе - архаичные или малоупотребляемые словоформы);

- словообразование с «само-» (еамобїль, самозамкнений); «все» («всепроривайся», «усевитончуваний вопль»);

- повтор-градация, повтор-исчерпание одного или близких по значению слов («ты же тени тень»);

- создания слов с помощью префиксов крайней збільшеності или уменьшительности (с целью нагнетания) («к малейшего піднігтя»);

- применение кличної формы к абстрактных понятий;

- применение верлибра и др.

Медитация (от лат. «размышление») - поэтическое размышление над проблемами жизни и смерти, над сущностью человеческой души.

Палимпсест - старинная рукопись, обычно пергаментная, на котором вытирали первоначальный текст, чтобы написать на нем новый.

Верлибр (свободный стих) - один из видов стихов, ритмичная единство которого основывается на относительной синтаксической завершенности строк. Не делится на строфы, строки имеют разную длину, разное количество ударений, произвольно расположенных.

«Как хорошо то, что смерти не боюсь»

Философия стоицизма (устойчивости в жизненных испытаниях), которую исповедовал В. Стус, отраженная в его стихотворении «Как хорошо то, что смерти не боюсь», в частности в таких словах: «смерти не боюсь», «не спрашиваю, тяжкий мой крест», «перед вами, судьи, не клонюся». В этом контексте христианское представление о судьбе как крест, который несет человек, находит свое художественное воплощение. Оно созвучно с видением автором собственной судьбы, с его готовностью принять все, что принесет жизнь («не спрашиваю, тяжелый мой крест»),

А глагольные формы «не спрашиваю», «не боюсь», «не клонюся» выполняют общую функцию - отрицание страха перед смертью, испытаниями, палачами. Однако приведенные выше цитаты не является голой бравадой поэта, ведь в его душе существовала прочная национально - патриотическая и морально-этическая основа стоицизма. Автор декларирует уверенность, что его жертвенность необходима Украине («в смерти с родным краем поріднюсь»), констатирует личную моральную чистоту («не набрался скверны, проклятия, раскаяние», «страждущее и неплохо лицо», «честно гляну»), декларирует позицию борца.

Для Стуса христианская идея смерти-воскресения к вечной жизни набирает личностного трактовка как возвращение после смерти к своему народу (имеется в виду получение места в духовном пространстве Украины). Составляющие извечной антитезы « жизнь - смерть» поэт объединяет в единое понятие («в смерти обернусь к жизни») под общим знаменателем: смерть ради отечества - шаг к вечной жизни. Поэтому процитированная метафора включена в контекст патриотического звучания и ассоциативно связывается с другим словообразом («в смерти с родным краем поріднюсь»). Итак, «в смерти повернусь к жизни» и «смерти с родным краем поріднюсь» приближенные в смысловом плане и означают вечную жизнь в памяти народа возможно через самопожертвование для него. Такое самопожертвование дает право поэту не только назвать себя сыном народа, но и сопоставлять свои внутренние качества с его духовностью, которая есть, по мнению в. Стуса, высшим морально - этическим мерилом («честно взгляну в твои честные глаза»).

В целом стихотворение «Как хорошо то, что смерти не боюсь я» вполне очерчивает гражданское кредо поэта-борца, дает читателю представление об патриотическое направление автора.

Идейно-художественный анализ стихотворения «О, земля потеряна, явись!..»

В стихотворении «О, земля потеряна, явись» Родина видится лирическому герою затерянным раем, обителью для тела и духа.

Внутренняя структура поетизму «земля» расстраивается при этом по образцу «небесной обители», «живой воды» - мифологем, которые противостоят мотива смерти, воплощенном в сочетаниях «пролийся мертвом мне», «в далеких пожизненных эрах мои растаяли следы».

Поэзия начинается обращением к отечества, оформленным в элегически-торжественном ключе, и насыщается глаголами в форме повелительного наклонения: «явись», «простелися», «верни», «отдай», «произнеси». Первые строфы напоминают молитвенную просьбу: лирический герой воспроизводит свою землю со зболілої души, в поисках духовной опоры в возвращении «в дни забытые» - это источник его силы в жизненных испытаниях.

Родина видится крестьянской страной с «безберегістю полей», «синими полями», «запахом винниц». Цвет и чувство, звук и цвет, свет и тень переливаются одно в одно: «синие нивы, в сумм пойняті», «месяжний перекличка шмелей», «радуга голосов». Пластические образы создают впечатление легкости, непроизвольности: «приходят гуси к воде», «голубей вільготні лети», «солнца плещутся в озерах», «рассвета тени пелехаті». Звуковые образы зм'якшено, приглушенно: «нашепти молельщиц», «плеск крыльев», «всплеск волн». Так создается впечатление эфемерности, почти хрупкости картин, что появились в воображении («у страдающего сне»: они - полузабытые, и ежесекундно могут исчезнуть в воображении).

Лирическая кульминация стихотворения - воспоминание о любимой жене, окрашен мягкой эротикой: «испеченные жаром уста», «ты - и грешная и святая». Жена - самый болезненный момент в упоминании лирического героя о родную землю. Лексичий мотив белого цвета («лебединя», «пшеничные белые руки») создает впечатление чистоты, окутывает женский образ ореолом поклонения.

Находясь в системе взаимодействия, художественные средства поэзии формируют ее идею: в разлуке с родной землей по-настоящему раскрывается ее сущность, значение в жизни. В трудные минуты она поддерживает человека иллюзией пребывания рядом с ней, дает силы и вдохновение не сломаться, сохранить душу уязвимой на красоту и тепло. Земля, где родился, и есть настоящим раем для человека, находящегося в разлуке с ней:

В земля потеряна, явись - хотя бы во сне страдающего

И лазурно простелися, . пролийся мертвому мне.

(Анализ подано за пособием

А.И. Бондаренко, А.И. Бондаренко)