IV. Литература XX вв.
Тема 35. Олесь Гончар (1918 - 1995)
Олесь (Александр)
Терентьевич Гончар
родился 3 апреля 1918 года в селе Сухая, теперь Кобеляцкого района Полтавской
области. После окончания школы поступил в Харьковский техникум журналистики.
С 1937 года О. Гончар начал печататься в украинской прессе. 1938 года он
поступил на филологический факультет Харьковского университета.
В первые дни войны ушел добровольцем
на фронт в составе студенческого батальона. Участвовал во многих боях. Был
дважды ранен. Летом 1942 года в районе Белгорода, будучи контуженным,
попал в плен - Харьковский, затем Полтавский лагерь военнопленных.
Оттуда с партией военнопленных был вскоре направлен немцами на
сельхозработы в совхоз «Передовик» Кишеньковский района Полтавской
области. Здесь, работая на уборке хлеба, кирпичном заводе животноводческой
ферме, принимал активное участие в деятельности подпольной антифашистской организации,
созданной при совхозе с рабочих и военнопленных. В сентябре 1943 года
с приходом Красной Армии снова пошел на фронт. На фронте писал стихи, которые
публиковались в дивізійній газете.
После войны окончил 1946 года
Днепропетровский университет, учился в аспирантуре Института литературы им.
Т. Г. Шевченко АН УССР.
Творчество
Уже первый роман Олеся Гончара
«Знаменосцы» вошел в историю украинской литературы сразу же после его
публикации в журнале «Отчизна» (1946 -1948 годы). Произведение дважды отмечен
Сталинской премией (за «Альпы» и «Голубой Дунай» - 1948 года; за «Злату
Прагу» - 1949 года).
В течение 50-х годов О. Гончар
выступает с рассказами (сборники «Юг» (1951), «Новеллы» (1954), «Чарикомиші»
(1958), «Маша с Верховины» (1959)), повестями «Никита Братусь» (1951), «Чтобы
светился огонек» (1955) и романами «Таврия» (1952) и «Перекоп» (1957).
Новым шагом в творческой эволюции
писателя стал роман «Человек и оружие» (1960; Государственная премия УССР им. Т. Г.
Шевченко, 1962) о студенческий батальон в кровопролитных боях 1941 года.
Ленинской премией СССР был отмечен роман в новеллах «Тронка» (1963).
Этапным для О, Гончара стал роман
«Собор» (1968).
Позже выходили романы «Циклон»
(1970), «Берег любви» (1976), «Твоя заря» (1980; Государственная премия СССР за 1982
год), повесть «Бригантина» (1973), новеллы «На косе», «Кресафт», «За миг
счастье», «Гений в обмотках», «Ночь мужества», «Народный артист», «Corrida», «Черный Яр» (1986), а также литературно-критические и
публицистические статьи, очерки, собранные в книгах «О нашем писательстве» (1972) и
«Писательские размышления» (1980), «Чем живем» (1991).
Художественно-стилевой
направление, которого держался Олесь Гончар, - поэтический реализм.
Особенности творческой манеры
О.Гончара:
- органическое сочетание реализма с
романтическим видением мира;
- планетарність художественного мышления;
- публицистичность;
- философское углубление в
самые сложные проблемы современности;
- поэтичность, лиричность образов и
рассказы;
- поиски положительного идеала;
- обращение к народному творчеству;
- символичность;
- основным объектом исследования является
человек, его внутренний мир.
Характерной особенностью произведений А.
Гончара являются:
- юмор;
- прозрачность и глубокое смысловое
нагрузка художественного слова;
- лаконизм высказывания;
- свежие, своеобразные образы-символы;
- неологизмы.
«За миг счастья»
Идейное содержание новеллы
По мнению І.Фоміної, «ключевым словом
в новелле Олеся Гончара «За миг счастья» как раз и есть МИГ: миг закохання, миг -
как вспышка молнии и чувств в двух, таких оддалених сердцах: мадярки и
украинца, мгновение - как смерть Саши, то есть миг смерти - расплаты... за любовь!»
Таким образом, в новелле О. Гончара «За
миг счастья» художественно осмысливается красота и сила любви, подается обобщенный
образ мгновения жизни, философия героя говорит о том, что человеческое счастье относительное и
кратковременное. Возможно, человек и живет на земле ради этого прекрасного мгновения, хоть
и часто платит очень высокую цену.
Краткий пересказ новеллы
Было первое послевоенное лето. Зеленели
виноградники и сверкали первые снопы. Путем из военного лагеря к
городка тюпають артиллерийские лошади, но не везут пушку, как всегда, а
бочку-водовозку. Высоко на ней сидит Саша Диденко в пилотке набакиреній, в
медали на всю грудь. О демобилизации думает, не иначе. Потому что все в эти дни
живут только мыслями о том, что скоро домой, а там каждого ожидает любовь. В
каждого - своя, а у кого-то просто неизвестна, туманная. Насвистывает, напевает бравый
водовоз, пшеничный чуб напустив на лоб. Лето горит, дышит, хмелить парня.
С радости он гогокає во все горло. В голову лезет всякое, что слышал о ласки
фронтовые, о знакомства в медсанбате. А он знал только пушку, за боями
никогда на девушек оглядываться.
На поле возле жнив'яному
невивершеного полукіпка вдруг что-то мелькнуло, как живое пламя. Жница вышла из-за
копны, поглядывает на путь солдата соблазнительным взглядом. Красная кофточка полыхает
на ней. Волос темнеет, свободно спадая на плечи. Блестят загорелые ноги. Женщина
пьет из кувшина воду и весело улыбается до водовоза, словно подзуживает, приглашает к
себя. Появляются еще двое или трое девушек и давай шутить, немного поддразнивать солдата,
соблазнять намеками. А он смотрит только на ту одну, которая не участвует в их
бесстыдных вихилясах.
Саша бросает вожжи, встает с телеги и
направляется к жниц. Те с визгом разбегаются, только та, в красной кофточке,
остается стоять. Смотрит глазами, в которых бездна страсти и нежности.
«Ничто не боялось его, все как будто ждало этого момента, этой встречи с ним, будто
даже долгожданным». Указала на кувшин - пей, мол. Солдат не стал, начал
спрашивать, как ее зовут. Отвечала, что Лори, Лариса. Золотую соломинку от нечего делать
крутила в руках. Диденко осторожно забрал ее, потом взял ее маленькую руку в свою
большую, грубую. Не сопротивлялась, смотрела так, будто всю жизнь ждала именно его. В
черной волны волос увидел серебряную нить седины. С какого горя, которого грусти
она? «И наполнился еще горячее чувством к ней, желанием защитить, приютить
ее». Руку не хотелось выпускать из своей, бездна глаз соблазняла, а
густо-вишневые губы были так доверительно близкие. Солдат прильнул к ним. А она
будто и ждала этого порыва, «віддарювала его жаркими поцелуями спраглості,
благодарности и отваги».
Вдруг она ужаснулась, вскрикнула
ему в предостережение. «К ним приближалась смерть в виде незнакомого, черного, в
жилетке, с блестящим серпом в руке мужа. Это был ее муж, он приближался
с чувством безумной правоты, с сумасшедшей мутью в глазах. Диденко вспомнил,
что видел недавно, как один их солдат лежал на винограднике затоптанный, с
перерезанным горлом. И выхватил тяжелый трофейный пистолет. Раздался выстрел.
Того же дня Диденко уже сидел на
гауптвахте. Первый, кто его допрашивал, был уверен, что причиной всему -
вино, но солдат сказал, что это действительно хмель, и не тот, о котором они думают.
И замолчал.
Симпатии часовых, конечно же, были
на стороне заключенного. Передавали ему и сигареты и еду, слушали бесконечные
рассказы о его Ларисочку. И уже совместно воспроизводили легенду ее жизни:
отдано за нелюбимого, наверное, бесприданница. Завязал старый жмикрут мир
молодому. Вот и збурунилась ее душа, когда увидела этого белокурого артиллериста.
«Слышали раньше ребята, что любовь меняет человека, что в любви душа человеческая
расцветает, а тут это чудо происходило на их глазах. Был, как все, их друг и
вдруг из обычного стал необычным, стал щедрым, богатым, богаче
царей, королей! И это был их Саша Диденко! Словно напоен волшебством, только и
жил он теперь своими золотыми видениями, этими снопами, ее красотой, только и
ждал, когда выйдет с гауптвахты и вновь гейне к своей цыганочки (так он свою
мадярочку называл)».
Мечтал о свадьбе. Но закон
запрещал вступать в брак с иностранками.
Старый ревнивец умер в больнице, и
дело получило широкую огласку в стране. Говорили о бесчинствах оккупационных
войск. Шли депутации, требовали виновнику высшей кары. А тут еще и выборы.
Лариса кричала, что это ее вина, но только заступничество священника спасло
ее от самосуда.
Диденко приговорили к расстрелу. На
караул заступили молодые, и к заключенному никого не допускали. Приходила Лариса,
но ей тоже не позволили приблизиться. Только в другие смены удалось встретиться
влюбленным. Бойцы без слез и умиления не могли смотреть на это свидание. Приговор
подали на апелляцию, но пришел ответ - все остается в силе. Комбата
поручили выслушать последнее слово. Диденко сказал, что ни о чем не сожалеет.
За полчаса осужденного расстреляли
в овраге, и только пронзительный женский скрик всколыхнул тишину над виноградниками.
Чуда не случилось. Произошло все, что должно было произойти.