Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ЗНО и ДПА по украинской литературе

IV. Литература XX вв.

 

Тема 35. Олесь Гончар (1918 - 1995)

 

Олесь (Александр) Терентьевич Гончар родился 3 апреля 1918 года в селе Сухая, теперь Кобеляцкого района Полтавской области. После окончания школы поступил в Харьковский техникум журналистики. С 1937 года О. Гончар начал печататься в украинской прессе. 1938 года он поступил на филологический факультет Харьковского университета.

В первые дни войны ушел добровольцем на фронт в составе студенческого батальона. Участвовал во многих боях. Был дважды ранен. Летом 1942 года в районе Белгорода, будучи контуженным, попал в плен - Харьковский, затем Полтавский лагерь военнопленных. Оттуда с партией военнопленных был вскоре направлен немцами на сельхозработы в совхоз «Передовик» Кишеньковский района Полтавской области. Здесь, работая на уборке хлеба, кирпичном заводе животноводческой ферме, принимал активное участие в деятельности подпольной антифашистской организации, созданной при совхозе с рабочих и военнопленных. В сентябре 1943 года с приходом Красной Армии снова пошел на фронт. На фронте писал стихи, которые публиковались в дивізійній газете.

После войны окончил 1946 года Днепропетровский университет, учился в аспирантуре Института литературы им. Т. Г. Шевченко АН УССР.

Творчество

Уже первый роман Олеся Гончара «Знаменосцы» вошел в историю украинской литературы сразу же после его публикации в журнале «Отчизна» (1946 -1948 годы). Произведение дважды отмечен Сталинской премией (за «Альпы» и «Голубой Дунай» - 1948 года; за «Злату Прагу» - 1949 года).

В течение 50-х годов О. Гончар выступает с рассказами (сборники «Юг» (1951), «Новеллы» (1954), «Чарикомиші» (1958), «Маша с Верховины» (1959)), повестями «Никита Братусь» (1951), «Чтобы светился огонек» (1955) и романами «Таврия» (1952) и «Перекоп» (1957).

Новым шагом в творческой эволюции писателя стал роман «Человек и оружие» (1960; Государственная премия УССР им. Т. Г. Шевченко, 1962) о студенческий батальон в кровопролитных боях 1941 года. Ленинской премией СССР был отмечен роман в новеллах «Тронка» (1963).

Этапным для О, Гончара стал роман «Собор» (1968).

Позже выходили романы «Циклон» (1970), «Берег любви» (1976), «Твоя заря» (1980; Государственная премия СССР за 1982 год), повесть «Бригантина» (1973), новеллы «На косе», «Кресафт», «За миг счастье», «Гений в обмотках», «Ночь мужества», «Народный артист», «Corrida», «Черный Яр» (1986), а также литературно-критические и публицистические статьи, очерки, собранные в книгах «О нашем писательстве» (1972) и «Писательские размышления» (1980), «Чем живем» (1991).

Художественно-стилевой направление, которого держался Олесь Гончар, - поэтический реализм.

Особенности творческой манеры О.Гончара:

- органическое сочетание реализма с романтическим видением мира;

- планетарність художественного мышления;

- публицистичность;

- философское углубление в самые сложные проблемы современности;

- поэтичность, лиричность образов и рассказы;

- поиски положительного идеала;

- обращение к народному творчеству;

- символичность;

- основным объектом исследования является человек, его внутренний мир.

Характерной особенностью произведений А. Гончара являются:

- юмор;

- прозрачность и глубокое смысловое нагрузка художественного слова;

- лаконизм высказывания;

- свежие, своеобразные образы-символы;

- неологизмы.

«За миг счастья»

Идейное содержание новеллы

По мнению І.Фоміної, «ключевым словом в новелле Олеся Гончара «За миг счастья» как раз и есть МИГ: миг закохання, миг - как вспышка молнии и чувств в двух, таких оддалених сердцах: мадярки и украинца, мгновение - как смерть Саши, то есть миг смерти - расплаты... за любовь!»

Таким образом, в новелле О. Гончара «За миг счастья» художественно осмысливается красота и сила любви, подается обобщенный образ мгновения жизни, философия героя говорит о том, что человеческое счастье относительное и кратковременное. Возможно, человек и живет на земле ради этого прекрасного мгновения, хоть и часто платит очень высокую цену.

Краткий пересказ новеллы

Было первое послевоенное лето. Зеленели виноградники и сверкали первые снопы. Путем из военного лагеря к городка тюпають артиллерийские лошади, но не везут пушку, как всегда, а бочку-водовозку. Высоко на ней сидит Саша Диденко в пилотке набакиреній, в медали на всю грудь. О демобилизации думает, не иначе. Потому что все в эти дни живут только мыслями о том, что скоро домой, а там каждого ожидает любовь. В каждого - своя, а у кого-то просто неизвестна, туманная. Насвистывает, напевает бравый водовоз, пшеничный чуб напустив на лоб. Лето горит, дышит, хмелить парня. С радости он гогокає во все горло. В голову лезет всякое, что слышал о ласки фронтовые, о знакомства в медсанбате. А он знал только пушку, за боями никогда на девушек оглядываться.

На поле возле жнив'яному невивершеного полукіпка вдруг что-то мелькнуло, как живое пламя. Жница вышла из-за копны, поглядывает на путь солдата соблазнительным взглядом. Красная кофточка полыхает на ней. Волос темнеет, свободно спадая на плечи. Блестят загорелые ноги. Женщина пьет из кувшина воду и весело улыбается до водовоза, словно подзуживает, приглашает к себя. Появляются еще двое или трое девушек и давай шутить, немного поддразнивать солдата, соблазнять намеками. А он смотрит только на ту одну, которая не участвует в их бесстыдных вихилясах.

Саша бросает вожжи, встает с телеги и направляется к жниц. Те с визгом разбегаются, только та, в красной кофточке, остается стоять. Смотрит глазами, в которых бездна страсти и нежности. «Ничто не боялось его, все как будто ждало этого момента, этой встречи с ним, будто даже долгожданным». Указала на кувшин - пей, мол. Солдат не стал, начал спрашивать, как ее зовут. Отвечала, что Лори, Лариса. Золотую соломинку от нечего делать крутила в руках. Диденко осторожно забрал ее, потом взял ее маленькую руку в свою большую, грубую. Не сопротивлялась, смотрела так, будто всю жизнь ждала именно его. В черной волны волос увидел серебряную нить седины. С какого горя, которого грусти она? «И наполнился еще горячее чувством к ней, желанием защитить, приютить ее». Руку не хотелось выпускать из своей, бездна глаз соблазняла, а густо-вишневые губы были так доверительно близкие. Солдат прильнул к ним. А она будто и ждала этого порыва, «віддарювала его жаркими поцелуями спраглості, благодарности и отваги».

Вдруг она ужаснулась, вскрикнула ему в предостережение. «К ним приближалась смерть в виде незнакомого, черного, в жилетке, с блестящим серпом в руке мужа. Это был ее муж, он приближался с чувством безумной правоты, с сумасшедшей мутью в глазах. Диденко вспомнил, что видел недавно, как один их солдат лежал на винограднике затоптанный, с перерезанным горлом. И выхватил тяжелый трофейный пистолет. Раздался выстрел.

Того же дня Диденко уже сидел на гауптвахте. Первый, кто его допрашивал, был уверен, что причиной всему - вино, но солдат сказал, что это действительно хмель, и не тот, о котором они думают. И замолчал.

Симпатии часовых, конечно же, были на стороне заключенного. Передавали ему и сигареты и еду, слушали бесконечные рассказы о его Ларисочку. И уже совместно воспроизводили легенду ее жизни: отдано за нелюбимого, наверное, бесприданница. Завязал старый жмикрут мир молодому. Вот и збурунилась ее душа, когда увидела этого белокурого артиллериста. «Слышали раньше ребята, что любовь меняет человека, что в любви душа человеческая расцветает, а тут это чудо происходило на их глазах. Был, как все, их друг и вдруг из обычного стал необычным, стал щедрым, богатым, богаче царей, королей! И это был их Саша Диденко! Словно напоен волшебством, только и жил он теперь своими золотыми видениями, этими снопами, ее красотой, только и ждал, когда выйдет с гауптвахты и вновь гейне к своей цыганочки (так он свою мадярочку называл)».

Мечтал о свадьбе. Но закон запрещал вступать в брак с иностранками.

Старый ревнивец умер в больнице, и дело получило широкую огласку в стране. Говорили о бесчинствах оккупационных войск. Шли депутации, требовали виновнику высшей кары. А тут еще и выборы. Лариса кричала, что это ее вина, но только заступничество священника спасло ее от самосуда.

Диденко приговорили к расстрелу. На караул заступили молодые, и к заключенному никого не допускали. Приходила Лариса, но ей тоже не позволили приблизиться. Только в другие смены удалось встретиться влюбленным. Бойцы без слез и умиления не могли смотреть на это свидание. Приговор подали на апелляцию, но пришел ответ - все остается в силе. Комбата поручили выслушать последнее слово. Диденко сказал, что ни о чем не сожалеет.

За полчаса осужденного расстреляли в овраге, и только пронзительный женский скрик всколыхнул тишину над виноградниками. Чуда не случилось. Произошло все, что должно было произойти.