Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ВНО по украинской литературе

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Поэтический синтаксис

ИНВЕРСИЯ (от. лат. inversio - перестановка) - одна из фигур поэтической речи, нарушения традиционного порядка слов в предложении с целью выделения найзначущого слова. Например: «Спас людей, что их собирались именно вішать фашисты» (П. Тычина). Подлежащее фашисты поставлено в конец предложения, чтобы подчеркнуть преступность их действий.

ТАВТОЛОГИЯ (от гр. tauto - то же самое, logos - слово) - повторение тождественных по значению слов с целью усиления эмоциональности и ритмичности речи. Часто встречается в народной поэзии.

Идет богач, идет дукач - пьяные валяется, С нашей голотоньки насмехается.

Катились повозки с горы, а в долине стали, Любились, любились и уже перестали.

Иногда повторяются однокореневД слова: внизу-долиной, рано пораненьку и др.

АНТИТЕЗА (от гр. antithesis - противопоставление) - стилистическая фигура, в которой противопоставляются жизненные явления, мысли, образы с целью раскрытия их сущности.

В счастье человеческого два равных есть крылья . Розы и виноград, красивое и полезное.

(М. Рыльский)

Принцип антитезы широко используется в художественной литературе. Так, Т. Шевченко противопоставляет «райской» сельской природе тяжелую жизнь людей в поэзии «Если бы вы знали, паничі».

АНАФОРА (от гр. anaphora - вынесение вверх, вверх) - єдинопочаток, фигура поэтической языка, когда в начале предложений или строк повторяются одинаковые слова или синтаксические конструкции, а также предложения в начале строф.

Каждая птица имеет свой голос, каждое поле имеет свой колос, каждое дело - свои начинания, каждая сказка - свои причины.

(Л. Костенко)

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - фигура поэтического языка, что усиливает экспрессивность высказывания: речевой оборот, сформулированный в форме вопроса, не требующего ответа.

Так где же наше оружие?

Где войско в рядах?

Чьей же се крів'ю

Политый нам путь?

(Леся Украинка)

РИТОРИЧЕСКИЙ ОБРАЩЕНИЕ - фигура поэтического языка: оборот речи, сформулированный в форме обращение к читателю, воображаемого слушателя, предмета или абстрактного понятия.

Мечтает, не предай! Я так долго к тебе тосковала...

(Леся Украинка)

АЛЛИТЕРАЦИЯ (от лат. ad - к и littera - буква) - фонетическое средство: повторение согласных для усиления интонационной и смысловой выразительности. Широко применяется в поэзии.

Наступление чудовищ. Упрямство убийц. Топот сапог. Ближе. Крепчает. Углубляется. Тяжчає.

(М. Бажан)

Повторением согласных те, ли, бы, же, ш здесь создается выразительный звуковой образ зловещего марша фашистского войска.

АСОНАНС (от лат. assonare - співзвучати) - 1) Повторение одинаковых гласных звуков в стихи с целью придания благозвучия.

И день идет, и ночь идет.

(Т. Шевченко)

2) Неточная рима, в основе которой созвучие ударных гласных звуков.

Вот так живу: как обезьяна среди обезьян. Лбом проигрышным с клеймом печали все бьюсь об твердые каминные стены, как их раб, как раб, как жалкий раб.

(В. Стус)

ФИГУРЫ ПОЭТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА (от лат. figura - внешний вид, образ) - синтаксические средства художественной выразительности. Функция их заключается в использовании возможностей синтаксиса для усиления выразительности и эмоциональности художественного языка. Самые распространенные фигуры - повторение, градация, риторические вопросы, инверсия, антитеза, безсполучниковість, багатосполучниковість т.д.