II семестр
С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ (продолжение)
ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК 2
Урок 63. ПОЭТИЧЕСКИЕ КАРТИНЫ ЗИМЫ. ЕКАТЕРИНА ПЕРЕЛІСНА «МЕТЕЛЬ»
Цель: продолжить ознакомление учащихся с творчеством Екатерины Перелісної; совершенствовать навыки сознательного выразительного чтения стихотворных произведений; учить видеть и понимать прекрасное в природе, в жизни, в поэзии; развивать умение делиться своими впечатлениями о прочитанном; воспитывать любовь к художественному слову.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Работа над скороговоркой
Выбежал Гришка на дорожку,
На дорожке сидит кошка.
Взял с дорожки Гришка кошку -
Пусть кошка поймает мышку.
2. Читайте, отвечайте: какой? какая? какое?
Дом - ...
лев - ...
пирог - ...
белка - ...
звезда - ...
бабушка - ...
яблоко - ...
дерево - ...
солнце - ...
3. Читайте, думайте, дополняйте!
Слушают, пишут - ... (сидят, идут, читают).
Ластится, царапается - ... (радуется, играется).
4. Игра «Добавь слово»
Ластится (кто?) - ... (собака).
Звенит (что?) - ... (звонок, ручей).
Веет (что?) - ... (ветер).
Грохочет (что?) - ... (гром).
Мигает (что?) - ... (молния).
Рисует (кто?) - ... (художник).
Ползет (кто?) - ... (гадюка).
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Конкурс на лучший рассказ о дружбе с птичкой.
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
В небе туча пролетала,
Белый пух порозсипала.
Это на санях ехала
Метель-Вьюга.
- Что вы можете сказать о слова вьюга, метель? (Это слова, близкие по значению.)
- Подберите еще близкие по значению слова к словам метель и вьюга. (Метель, хуга, метель, метель, метелица...)
Упражнение «Микрофон»
- Что вы знаете о віхолу? Расскажите.
- Сегодня мы прочитаем, как описывает в своем стихотворении віхолу поэтесса Екатерина Перелісна.
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Выразительное чтение стихотворения учителем (с. 66-67)
- Какие картины возникали в вашем воображении во время слушания стихотворения?
- Какое настроение у этого стихотворения? (Веселый, шутливый)
2. Словарная работа
Метель ехала
напакованные побігайчики
рисованные разогнались
закружилась испугались
Чтение слов «буксиром» за учителем; в парах; скороговоркой.
Физкультминутка
3. Чтение стихотворения учащимися «цепочкой» по строфами
4. Игра «Актеры»
По заданию учителя прочитать стихотворение:
а) восторженно;
б) удивленно;
в) сердито.
5. Анализ содержания стиха с элементами выборочного чтения
- К кому ехала метель?
- На чем она ехала? Которые были саночки?
- Кто был запряжен в саночки?
- Как поэтесса объясняет, почему началась метель?
- Можно ли назвать стихотворение «Метель» сказкой? Почему?
6. Игра «Подбери рифму»
Метель... (ехала);
рисованные... (напакованные);
зайчики... (побігайчики);
разогнались... (испугались);
схватились... (закрутились);
метель... (заехала).
7. Игра «Незнайка Читает»
Учитель читает отрывки из стихотворений Екатерины Перелісної, умышленно допуская ошибок. Ученики должны их заметить и исправить.
• Снег-снежок
С неба (облаков) летит,
Землю закрывает.
Замерз воробей,
Щебечет -
Крошек (зернышек) ищет.
• Сани разогнались
Зайчики спрятались (испугались),
Метель схватилась,
В поле потерялась (закрутилась).
8. Чтение стихотворения Н. Забилы
- Какие особенности снежинок подчеркивает поэтесса?
9. Работа в группах. Игра «Кто лучше опишет снежинку?»
VI. ИТОГ УРОКА
- Чему научил вас сегодняшний урок?
- Что нового вы узнали сегодня?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Составить рассказ о зиме.