II семестр
С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ (продолжение)
ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК 2
Урок 62. ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ. ЕКАТЕРИНА ПЕРЕЛІСНА «ЗАМЕРЗ»
Цель: ознакомить учащихся с творчеством Екатерины Перелісної; совершенствовать навыки сознательного выразительного чтения стихотворных произведений; развивать воображение, образное мышление; обогащать активный словарь учащихся; воспитывать любознательность, любовь к природе.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Прочитай, пойми!
КТО РЕШИТ СЛОВА?
За ручьем журчит село,
Небо
В солнышко взошло,
В ставку сплеснувся шпак,
В саду поет щупак,
Выпрыгнул на петуха плот,
Кукарекнул серый кот,
Села цветок
На пчелу,
Дуб старый
Спилил пыли...
Кто же
Решит слова?!
Вы
Не сможете случайно?
В. Шаройко
2. Читай, отвечай быстро: кто это или что это?
Свежее, прохладное, чистое - ... (воздух).
Жгучее, обжигающее, горячее - ... (солнце).
Настоящий, верный, искренний - ... (друг).
Чистое, безоблачное, голубое - ... (небо).
3. Работа над скороговоркой
Втихаря Вышла мышка из норы,
В шкряботушки Нос и ушки кверху.
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Игра «В художественном музее»
Дети выходят к доске, где размещена выставка их работ, комментируют каждый свою работу.
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Сегодня мы познакомимся с творчеством писательницы Екатерины Перелісної.
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Биографическая справка
- Екатерина Перелісна (Екатерина Федоровна Глянько-Попова) (1902 - 1995) - украинская поэтесса и писательница, автор многочисленных произведений для детей.
Родилась Екатерина 1902 г. в Харькове.
Училась в украинской гимназии им. Б. Гринченко в Харькове. В этой гимназии преподавали лучшие харьковские украинисты.
Произведения Екатерины Перелісної даже положены на музыку.
Ее ласковые стихи, как нежные солнечные лучики, согревают душу.
2. Проработка стихотворения Екатерины Перелісної «Замерз» (с. 65-66)
1) Работа над загадкой.
• Я ловлю насекомых, жучков,
Им маленьких червячков,
В теплый край я не летаю,
Под крышей дом имею.
Повторно чирикать - сел я на хлев,
Зовут меня... (воробей).
- Как живется горобчикові зимой? Прочитаем, как об этом в своем стихотворении говорит поэтесса.
2) Выразительное чтение стихотворения учителем.
- Какие картины возникли в вашем воображении во время слушания стихотворения?
Физкультминутка
3) Чтение стихотворения учениками.
4) Анализ содержания стиха с элементами выборочного чтения.
- Что услышала поэтесса в цвірінчанні воробушка? Найдите в тексте стихотворения восклицательные предложения.
- Для чего использует их автор? С какой просьбой обращается воробушек к ребенку?
- Докажите текстом, что поэтесса сочувствует горобчикові, переживает за него.
- Можно ли сказать, что стихотворение эмоциональное, то есть насыщенный чувствами, переживаниями?
5) Игра «Найди рифму».
Летит... (щебечет), закрывает... (ищет), повторно чирикать... (кинь), холодный... (голодный).
3. Игра «Рыбки»
Самостоятельное молчаливое чтение учащимися текста Виктора Терена.
- О ком вы прочитали текст? Как вы догадались, что писатель пишет про воробушка? Прочитайте описание птички.
Справочное бюро
Шапка - старинная длиннополая верхняя одежда, обычно из домотканого грубого сукна
- Какие слова помогают понять переживания писателя за птичку зимой?
- Какие строки из прочитанного текста и стихотворения «Замерз» подобные по смыслу?
VI. ИТОГ УРОКА
- Что нового узнали на сегодняшнем уроке?
- Какой вывод для себя сделали?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Представь, что зимой воробушек ежедневно прилетал к кормушке и подружился с тобой. Придумай и расскажи историю своей дружбы с птичкой.