ТЕОРИЯ 
ЛИТЕРАТУРЫ 
Виды комического
ЮМОР (от 
англ. humour - причуда, нрав; лат. humor - влага) - разновидность комического, изображение 
жизнь в беззлобно-добродушному, шутливом тоне. В отличие от сатиры, которая 
отмечается негативным пафосом, юмор не отрицает изображаемое, а подвергает 
осмеянию лишь определенные его стороны. Юмор присущ многим жанрам украинского 
фольклора (анекдоты, поговорки, частушки, песни и т.д.). Мастера юмора - И. 
Котляревский, М. Гоголь, Л. Глебов, С. Руданский, Остап Вишня, С. Олейник, П. 
Глазовой и др.
ИРОНИЯ (от 
гр. еігопеіа - насмешка, притворство) - один из разновидностей комического, 
скрытая насмешка или стилистический прием, когда лицо или явление притворно 
одобряются или осуждаются с целью добиться противоположного эффекта. Признак иронии 
-, двойной смысл, причем истинным является не прямо высказанный, а противоположный.
Это правду 
вы говорите, сударь! Все босоногие и голодные - Пьяницы, лодыри, воры И люди ни на 
что не годные...
(А. 
Бобенко)
САТИРА (от 
лат. satura - смесь) - 1) Вид лирической поэзии в античной литературе и 
литературе классицизма, стих, что высмеивает определенные негативные явления. 2) Произведения разных 
жанров, в которых в острой форме разоблачаются отрицательные общественные явления. Сатира 
осуждает старое, исторически обречено, показывает его внутреннюю никчемность и 
выражает новые потребности общественного развития. Поэтому она всегда была могучей 
оружием политической борьбы. Выдающиеся писатели-сатирики разных времен Ф. 
Рабле, М. Сервантес, Дж. Свифт, Вольтер, Г. Гейне, Г. Салтыков-Щедрин, М. 
Гоголь, В. Маяковский и др. В украинской литературе - Т. Шевченко, И. 
Котляревский, И. Франко, Остап Вишня, С. Олейник и др.
ИНВЕКТИВА 
(от. лат. invehi - бросаться, нападать) - вид сатиры, распространенный в литературе и 
ораторском искусстве в эпоху античности, резкое обличительное высмеивание определенной 
лица или группы лиц. Выдающимися мастерами инвективы в античные времена были Архилох, 
Катулл, Марциал и др. Как оригинальный жанр инвектива вошла в новейшей 
литературы. Значительное место занимает в творчестве Т. Шевченко, И. Франка и других 
украинских писателей.
САРКАЗМ 
(от гр. sarkasmos - терзания) - злая и едкая ирония, откровенный проявление ненависти 
и презрения к изображаемых явлений или лиц. Яркий пример сарказма - поэма Т. 
Шевченко «Кавказ», в которой заклеймена власть имущих.
По закону 
апостола Вы любите брата! Суєслови, лицемеры, прокляты Господом!
ГРОТЕСК 
(от фр. grotesque - смешной, необычный; ит. grotta - грот, пещера) - тип 
художественной образности, в основе которого лежит крайняя мера условности в воспроизведении 
жизнь, когда изображаемая действительность предстает невероятной, аномальной, странной. Для 
гротеска характерно намеренное карикатурное искажение форм и сущности предметов, 
сочетание реального и фантастического, трагического и комического, нормального и 
абсурдного. Как средство художественного обобщения гротеск раскрывает алогизм жизненных 
явлений, а следовательно, широко применяется в сатирических произведениях. Термин происходит от причудливых 
рисунков, найденных Рафаэлем (XVI ст.) в подземных римских гротах. Образцы 
гротеска в литературе - «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, «Нос» М. Гоголя, 
«История одного города» М. Салтыкова-Щедрина, поэма «Сон» Т. Шевченко, «Доктор 
Бессервіссер» И. Франка и др.
БУРЛЕСК 
(от ит. burla - шутка) - юмористическая переделка определенного произведения, что 
характеризуется несоответствием содержания форме: «высокий», героико-патриотический 
содержание передается пониженным, иногда вульгаризованим стилем, и наоборот - обыденный, 
«низкий» - высоким, возвышенно-героическим. Яркий образец - поэма И. 
Котляревского «Энеида», которая была переработкой одноименной эпической поэмы 
римского поэта Вергилия. Сохраняется основной сюжет оригинала, но в образах 
богов, греков и троянцев воссозданы типичные украинские характеры. Подобные произведения 
известны с античных времен. Элементы бурлеска присутствуют в украинских обрядовых 
играх и песнях. Значительное распространение получил бурлеск в XVII-XVIII вв. в произведениях 
семинаристов и странствующих дьяков, в школьной драме и вертепе. В них доминирует 
церковная тематика, часто* юмор сочетается с сатирой. От тех времен дошло 
немало анонимных и авторских произведений. Средства бурлеска использовали в своей 
творчества Т. Шевченко (поэма «Сон»), С Руданский, П. Кулиш, Л. Глебов и др.
БУФФОНАДА 
(от ит. buffonáta - шутовство, комическая выходка) - вид юмора в 
театральных спектаклях, основанной на гротескных приемах грубого комизма. 
Ведет начало от народного театра (итальянская комедия масок, русский театр 
скоморохов, украинские интермедии и др.). Элементы буффонады встречаются в 
пьесах В. Шекспира, П. Кальдерона, Же. Б. Мольера, М. Гоголя, Г. 
Квитки-Основьяненко, М. Кропивницкого. Как самостоятельный жанр существует в цирковых 
спектаклях, иногда используется драматургами («Фараоны» А. Коломийца).