ТЕОРИЯ
ЛИТЕРАТУРЫ
Виды комического
ЮМОР (от
англ. humour - причуда, нрав; лат. humor - влага) - разновидность комического, изображение
жизнь в беззлобно-добродушному, шутливом тоне. В отличие от сатиры, которая
отмечается негативным пафосом, юмор не отрицает изображаемое, а подвергает
осмеянию лишь определенные его стороны. Юмор присущ многим жанрам украинского
фольклора (анекдоты, поговорки, частушки, песни и т.д.). Мастера юмора - И.
Котляревский, М. Гоголь, Л. Глебов, С. Руданский, Остап Вишня, С. Олейник, П.
Глазовой и др.
ИРОНИЯ (от
гр. еігопеіа - насмешка, притворство) - один из разновидностей комического,
скрытая насмешка или стилистический прием, когда лицо или явление притворно
одобряются или осуждаются с целью добиться противоположного эффекта. Признак иронии
-, двойной смысл, причем истинным является не прямо высказанный, а противоположный.
Это правду
вы говорите, сударь! Все босоногие и голодные - Пьяницы, лодыри, воры И люди ни на
что не годные...
(А.
Бобенко)
САТИРА (от
лат. satura - смесь) - 1) Вид лирической поэзии в античной литературе и
литературе классицизма, стих, что высмеивает определенные негативные явления. 2) Произведения разных
жанров, в которых в острой форме разоблачаются отрицательные общественные явления. Сатира
осуждает старое, исторически обречено, показывает его внутреннюю никчемность и
выражает новые потребности общественного развития. Поэтому она всегда была могучей
оружием политической борьбы. Выдающиеся писатели-сатирики разных времен Ф.
Рабле, М. Сервантес, Дж. Свифт, Вольтер, Г. Гейне, Г. Салтыков-Щедрин, М.
Гоголь, В. Маяковский и др. В украинской литературе - Т. Шевченко, И.
Котляревский, И. Франко, Остап Вишня, С. Олейник и др.
ИНВЕКТИВА
(от. лат. invehi - бросаться, нападать) - вид сатиры, распространенный в литературе и
ораторском искусстве в эпоху античности, резкое обличительное высмеивание определенной
лица или группы лиц. Выдающимися мастерами инвективы в античные времена были Архилох,
Катулл, Марциал и др. Как оригинальный жанр инвектива вошла в новейшей
литературы. Значительное место занимает в творчестве Т. Шевченко, И. Франка и других
украинских писателей.
САРКАЗМ
(от гр. sarkasmos - терзания) - злая и едкая ирония, откровенный проявление ненависти
и презрения к изображаемых явлений или лиц. Яркий пример сарказма - поэма Т.
Шевченко «Кавказ», в которой заклеймена власть имущих.
По закону
апостола Вы любите брата! Суєслови, лицемеры, прокляты Господом!
ГРОТЕСК
(от фр. grotesque - смешной, необычный; ит. grotta - грот, пещера) - тип
художественной образности, в основе которого лежит крайняя мера условности в воспроизведении
жизнь, когда изображаемая действительность предстает невероятной, аномальной, странной. Для
гротеска характерно намеренное карикатурное искажение форм и сущности предметов,
сочетание реального и фантастического, трагического и комического, нормального и
абсурдного. Как средство художественного обобщения гротеск раскрывает алогизм жизненных
явлений, а следовательно, широко применяется в сатирических произведениях. Термин происходит от причудливых
рисунков, найденных Рафаэлем (XVI ст.) в подземных римских гротах. Образцы
гротеска в литературе - «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, «Нос» М. Гоголя,
«История одного города» М. Салтыкова-Щедрина, поэма «Сон» Т. Шевченко, «Доктор
Бессервіссер» И. Франка и др.
БУРЛЕСК
(от ит. burla - шутка) - юмористическая переделка определенного произведения, что
характеризуется несоответствием содержания форме: «высокий», героико-патриотический
содержание передается пониженным, иногда вульгаризованим стилем, и наоборот - обыденный,
«низкий» - высоким, возвышенно-героическим. Яркий образец - поэма И.
Котляревского «Энеида», которая была переработкой одноименной эпической поэмы
римского поэта Вергилия. Сохраняется основной сюжет оригинала, но в образах
богов, греков и троянцев воссозданы типичные украинские характеры. Подобные произведения
известны с античных времен. Элементы бурлеска присутствуют в украинских обрядовых
играх и песнях. Значительное распространение получил бурлеск в XVII-XVIII вв. в произведениях
семинаристов и странствующих дьяков, в школьной драме и вертепе. В них доминирует
церковная тематика, часто* юмор сочетается с сатирой. От тех времен дошло
немало анонимных и авторских произведений. Средства бурлеска использовали в своей
творчества Т. Шевченко (поэма «Сон»), С Руданский, П. Кулиш, Л. Глебов и др.
БУФФОНАДА
(от ит. buffonáta - шутовство, комическая выходка) - вид юмора в
театральных спектаклях, основанной на гротескных приемах грубого комизма.
Ведет начало от народного театра (итальянская комедия масок, русский театр
скоморохов, украинские интермедии и др.). Элементы буффонады встречаются в
пьесах В. Шекспира, П. Кальдерона, Же. Б. Мольера, М. Гоголя, Г.
Квитки-Основьяненко, М. Кропивницкого. Как самостоятельный жанр существует в цирковых
спектаклях, иногда используется драматургами («Фараоны» А. Коломийца).