Современная украинская литература
Богдан-Игорь Антоныч (1909-1937)
В поисках гармонии
До каждого человека приходит пора, когда нужно покидать родной дом и отправляться в мир. Такое время наступило и для лирического героя поэзии «Дороги», перед которым «развернулась земля, словно книжка (дороги, дороги, дороги). / Зашумела трава и притихла, / простелилась вам юность под ноги». Метафоры и развернутое сравнение моделируют необычное восприятие мира героем, перед неизвестностью которого даже притихшая трава. Стихотворение имеет линейно-поступательную композицию: повествование ведется как динамичная серия рефлексий и образов, в каждой строфе вторая строка - это вставленная композиционно единица, с помощью которой акцентируются ключевые фразы или слова: («над нами, за нами, под нами»), (дороги, дороги, дороги»). Перед взором героя открываются «только небо и только пшеница» - символы национальных цветов Украины, пространственная даль, которая искрится, а также неизвестность, которая приветствует его ветрами. Смущает цветовая палитра символизирует жизнерадостное мировосприятие героя. В его воображении возникает неповторимая картина мира, проникнутая виталистическое идеей: «Голубизна, золотистость и зелень / (овраги, поляны, кручи)». / Розспівались тайно: дзинь-дзелень, / сверчки в клевере пахучий». Полон надежды и новых впечатлений, познаний, соревнований, утверждений, лирический герой, в котором угадываются черты автора, изображается как человек модерна XX века с верой в светлое будущее. Он уподобляется античному Антею, который черпает духовную силу из родной земли, колодца и из космоса, обращаясь к странному мідянорогого месяца (неологизм Антонича), чтобы он открыл юноше тайны бытия и смысл жизни. Заключает рефлексии лирического «Я» последняя строфа, которая является своеобразной кульминацией в освещении главной идеи стихотворения: «Ибо в дорогах обольстительная красота И (о, зелень! о, юность, о, мечтает!). / Наша молодость, будто природа / колосистим еще летом созреет». Подчеркивают эстетическую картину мира художественные тропы (яркие эпитеты, метафоры, повторы, сравнения, риторические оклики, аллитерации по и асонанси), а также тристопний анапест с перекрестным римуванням.
В творческой индивидуальности Антонича поражают сочетание лиризма с философским осмыслением проблем бытия, новизна взглядов на украинский мир и его историю, достигает пракорни славянства. Уже первый сборник «Приветствие жизни» показала, что художник преодолел консерватизм поэтической традиции, экспериментируя в системе стихосложения, строфіки и поэтики.
Поэтическое слово Антонича упругое, колоритное и звучное, как У Тычины. Однако наблюдается родство с тогдашними польскими (Юлиан Тувим) и французскими (Поль Элюар, Жак Превер, Луи Арагон) поэтами, в частности увлечение сюрреализмом с его установками усложненности, неожиданного сочетания воображения и реальности. Художественный мир Антоныч творит на диалектической взаимосвязи противоположных явлений, процессов, времен и пространств - вечного и скоропреходящего, сознательного и бессознательного, материального и духовного. В построении сборки художник использовал принцип циклизации- «Срывы и крылья», «Бронзовые мышцы», «Витражи и пейзажи», что станет основой компоновки следующих сборников.
Антоныч создал оригинальную концепцию мира, характерным признаком которой является поиск утраченной гармонии, единства человека и космоса, человека и природы. Он открыл неизведанные сферы поэзии, новые образы и мотивы. Прежде всего, художник органично соединил сказку, миф и реальность, настоящее и давноминулий времена. С этой целью он использовал украинские мифологические, фольклорные богатства, которые синтезировал в новые образные сплавы.
Поэтический образ родины. С большой любовью и поэтическим вдохновением Антоныч воспел свою родную Лемковщину. «Моя страна верховинная, - / нет, не забыть твоих черемушек, / когда над ними месяц льется - / овсяным калачом/» (« Черемушки»). Образы нетронутой, дикой красоты горной природы чередуются с удивительным языческим миром обитателей этого края, их песнями, поверьями, колдовством, гаданиями, обрядами освящения.
Особенно это заметно в его пейзажной лирике, которая выходит за узкие тематические рамки и приобретает философское звучание. Антоныч умело соединил лемковский колорит с общенациональными образами и символами, скажем, тополя и тополя: «Коровы молятся солнца, / что пламенным сходит маком. / Стройная тополь тоньше и тоньше, / словно дерево становилось бы птицей. / Из гор яворове листьев несется, / купель, и петух, и колыбель. / Вливается день до долины, / словно свежее молоко в миски» («Село»). Природа Лемковщины выступает в поэзии Антонича естественной составляющей национальной жизни, которую лирический герой словно видит изнутри.
В настоящем шедевре лирики - поэзии «Рождество» - Антонич христианскую мистерию проецирует на Лемковщину, с ее языческими поверьями и поклоніннями. В украинской среде разыгрывается библейское действо, ибо лемки уподобляются к волхвам: «Пришли лемки в крисанях / и принесли месяц круглый», то есть подарили хлеб. Действительно, на Рождество лемки с хлебом и святой водой обходят дворы и освящают его. Языческий лунный знак - «золотой орех» -оказывается в ладони Марии, которая только догадывается, какие испытания придется выдержать ее Сыну.
Уже в первом сборнике, полной жизнелюбия, полнокровной героем зажила природа - то ласковая, то строгая, то красочная - окружающей среды, хорошо известное Антонычем с детства. В его стихах поле пахнет «мужицким потом», «осень переехала во поле телегой золотым ». Пейзажная живопись сочетается с чисто лирическим
Анатоль Яблонский. Мать Божья. 1954
реживанням природы. В следующих сборниках сближения объективного и субъективного начал растет и сливается, потому что в «Зеленой Евангелия» лирическое «Я» входит в вещи и явления, благодаря приему метаморфозы уподобляется с кустом, травой, хрущем и т.д. Поэтому пейзаж выстраивается не только как конкретное описание, а и неповторимое видение, оценка того, что характеризует мир лирического героя и что нельзя охватить одномоментным восприятием: «Весна, как будто карусель, / на карусели белые лошади. / Горное село в садах морель, / и месяц, словно тюльпан, красный». Поэт смоделировал свою мироздание, свой Космос, свой миф, тяготея к философской интерпретации мира и бытия. В поэтической миниатюре «Зеленая Евангелия» он изображает такую неповторимую поэтическую картину: «Стол ясеновий, на столе / славянский дзбан, в дзбані солнце. / Ты поклоняйся лишь земли, / земли стобарвній, словно сон этот!» Мифопоэтическом ощущение мира, что так смущает исследователей творчества Антонича, достигает украинской мифологии, в которой превращение человека в растение - вещь обычная: «Лисы, львы, ласточки и люди, / зеленой зари червь и листья материи законам подвержены неизменным, / как небо более нами синее и серебристое! / Я понимаю вас, зверьки и растения, / я слышу, как шумят кометы и растут травы. / Антоныч тоже звереныш печальное и кудрявые».
В этой поэзии с помощью эпитета зеленая Антоничу «червь и листьев» приобретают пантеїстичних рис, что ведет к синкретического восприятия. Александр Потебня называл синкретическими эпитетами те, которые соответствуют слиянию чувственных восприятий, что их первобытный человек выражал нередко одними и теми же понятиями. В старофранцузькому эпохе встречаем «зеленые щиты», а в украинских песнях - «зеленые пути широких». Мерилом таких художественных определений становились этнографические предания, которые дошли до нашего времени, воплотившись в поэзии Антонича: «Зеленый бог буйство и роста / сотрет в пепел мои кости, / чтобы вырастало, чтобы кипело / опьяняющих растений зеленое тело» («Зеленая вера»).
«Автопортрет» по жанру - медитация. Художник размышляет над своими пракоренями. Восхищаясь древними обычаями и обрядами предков, поэт замечал в их мировосприятии синтез двух миров - язычества и христианства. В автобиографической «Элегии о певучие двери» лемкам-юношам гадает «древняя Лада», они же «моление шлют Христу и Духу». Этот дуалистический, неповторимо-яркий мир вобрал в себя и поэт. Его «христианство» охватывает и язычество, и присуще ему радостное восприятие мира, конкретно-чувственное отношение к природе. Такое жизнеутверждающее мировосприятие отразила Антоничева лирика.
В медитации «Автопортрет» центральным образом является солнце, которому поклонялись наши древние предки как Даждьбогу. Прекрасный образ солнца, впервые увиденный над родным селом, пробудил в душе Антонича художника. От родной земли поэт взял вдохновение и жажду творчества, прокладывая своей поэзией «мостик» между временами и поколениями: «Мои песни - над рекой времени калиновый мост, /я - влюбленный в жизнь язычник» («Автобиография»). Такая самохарактеристика имело для него принципиальное значение. Вглядываясь в свою душу, лирический герой «Автопортрета» пытается понять смысл своего восхищения красотой и «солнцепоклонничества»: «Я, солнцу жизнь продав / за сто червонцев безумие, / захвачен язычник всегда, поэт весеннего похмелья».
Язычество поэта не только обусловлено субъективными предпочтениями художника, но и стремлением осветить свой идеал, свое духовное измерение, нарисовать ситуацию, похожую на первоначальную, осветив ее своими мыслями и чувствами. Таким было его эстетическое видение и понимание мира и человека. В основе Антоничевого мироощущения лежит та картина мироздания, в которой есть место и эллинском ощущению бытия как гармонии, и первобытное, языческое видение мира, и духовно-активное его освоение, неотделимо от разумного проникновения в его тайны. В то же время этот мир достраивает и « космизм» Павла Тычины, космическое мировосприятие, присущее нашим современникам.
Свои обиды Антоныч строит на полісемантичних (многозначных) принципах, когда внешний признак переходит во внутреннюю, что достигает психологического параллелизма народной поэзии: «Растет Антонич, и растет трава, / и зеленеют кудрявые ольхи. / Ой, наклонись, наклонись только, / услышишь найтайніші из всех слова. / Из всех самая странная речь гаевая: / в ружье ночи вложил кто-то звезды-шары, / на вільхах месяц розклюють кукушки, / растет Антонич, и растет трава» («Весна»).
Природа одухотворюється и поглощается по-молодецки заколдованной и жизнерадостной душой лирического героя раскрывается через весну, «апрельский дождь», персонифицированные «звезды-шары». Автор обращается к весне, словно к ровесницы. Герой испытывает душевное смятение от разбитого голубого неба, которое сравнивает со стеклянным дзбаном. Вообще, душа поэта открыта всему прекрасному, что есть в природе. Месяц у него уподобляется чабану («Над лугом облака кудрявые, как овцы, что пасет их месяц»), а «быки рогами солнце колют, когда оно заходит» («Запад»). Но так или иначе Антоничеве понимание природы достигает давности, первооснов мира, мифа, перед которыми он склоняет голову.
Поэтическое мышление Антонича - мифологическое, погруженное в универсальные истины. В древние времена, считал поэт, человечество было зрелым в смысле красоты, разнообразия жизни. Погружение современного художника в миф, в его мотивы вызвано тоской по красоте, за гармонией. Поэтому в его поэзии постоянными являются уподобление, превращение лирического «Я», метаморфозы, поиск первичных источников и символов.
Сознание автора поэзии «Вишни» достигает глубин временных слоев, доходит до корней верований и появления мифов, находя их поэтическое выражение. Эстетически художник ориентируется на психологическое перевоплощение, олицетворение, уподобление лирического героя явлениям природы. Тогда мир человека и мир природы сливаются, миф объясняет настоящее. Не случайно Антоныч провозглашал, что для него давнее, первобытное существует теперь, что, по его мировосприятием «горят, как костер, предрассудки прошлых веков». Он видел, как языческая богиня Лада варила в глиняном дзбані красное зелье поэзии, когда поэт писал стихотворение о солнце как «прабога всех религий». Главная идея произведения - бессмертие человеческой души, что может путешествовать во времени и пространстве. Эта идея близка древнеиндийской философии, согласно которой человек после смерти может перевоплощаться в душу рожденного ребенка, животного или птицы: «Антоныч был хрущем и жил когда-то на вишнях». Поэзия «Вишни» Антонича удивляла его современников необычным взглядом на мир. Автор стихотворения создал эстетическую реальность по своим законам мировоззрения, уподобив себя хрущеві. С помощью приема метаморфозы поэт подчеркнул преемственность традиций Тараса Шевченко, который слово поставил на страже народа. Скромный Антоныч высоко ценит этот монолитный художественный мир, чувствуя себя маленьким рядом с гением, «хрущем», которого воспел Кобзарь в знаменитых строках: «Садок вишневый коло хаты, / Хрущі над вишнями гудуть». Украину автор «Вишен» называет «пышной и библейской», то есть страной с древней историей и культурой, «цветастым родиной вишни и соловья». В тогдашней лирике, в частности авангардистській, эти традиционные символы национального бытия считались архаичными, не соответствующими требованиям індустріалізованої эпохи. Зато Антоныч считал, что архетипни образы не теряют своей свежести и вдохновляют на поэтическое творчество: «Где вечера из Евангелия, где рассветы, где небо солнцем привалило белые села, / цветут вдохновленные вишни кучеряво и пьяно, как за Шевченко, снова поят песню хмелем». Миф, архетипни образы нужны Антонычу для того, чтобы глубже познать бытие и человека, весомость поэтического слова.
Предметно-мифический мир Антонича творят бессмертные образы, которые будоражат воображение и возбуждают мысль. Его глубинное проникновение в смысловое богатство слова отражающей плоскости сознательного и подсознательного человека. Художник отталкивался от современной поэзии суток, опирался на опыт Павла Тычины, Максима Рыльского, Николая Бажана, Евгения Плужника, Михаила Семенко, но искусно талантливо творил собственный художественный мир, в котором гармонии отводится важное место. Богатство образов, звуков, красок символизируют красоту мира и духовное богатство лирического героя. За Антонычем, в Украине произошли грозные катаклизмы, вызванные Первой мировой войной, революцией и братоубийственными соревнованиями, вследствие чего гармония отступила от человека. И поэт стал на защиту гармонии. Художник большого гармоничного таланта, он тяготел к совершенству и победе добра над злом, красоты и гуманистического идеала. В эстетике Антонича гармония связана с философией жизнеутверждения: «Чтобы жить лучше, шире, выше! / О, больше света! Больше солнца! / потому что суть тебе дана и открытая: / цвести и гореть, в пустоту мира / с красотой идти, чтобы лучше жить» («Две главы из литургии любви»).