Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

ГАЛЯТОВСКИЙ ИОАННИКИЙ (г. нар. невод. - 12.01. 1688) - писатель, культурно-образовательный и церковный деятель.

Образование получил в Киево-Могилянской академии. Работал ее преподавателем, в 1659 - 1664 гг. - ректором. С 1669 г. и до конца жизни был архимандритом Елецкого монастыря в Чернигове. Автор сборника проповедей «Ключь разумннія» (три вещания: IC, 1659; Л., 1663, 1665), сборников рассказов - чудес «Небо новое» (Л., 1665, 1666; Могилев, 1677), рассказов - легенд «Скарбница потребная» (Новгород-Северский, 1676).

теологического трактата «Души людей умерлыхь» (Чернигов, 1687) и ряда полеміко - богословских трактатов публицистического характера, написанных книжным украинским и польским языками. Три из них - «Беседа Белоцерковская» (Новгород-Северский, 1676), «Старая Церковь» (Новгород-Северский, 1678) и «Фундаменты» (Чернигов, 1683) - направлены против католицизма и унии. Наиболее отчетливо социальные и религиозные противоречия изображены в «Фундаментах». В трактатах «Лебедь» (Новгород-Северский, 1676) и «Алькоран» (Чернигов, 1683) отстаивается идея общеславянского единения в борьбе против турецко-татарской агрессии. И. Галятовский осуждал иудаизм («Мессия правдивый» - К., 1659), язычество («языческие Боги» - Чернигов, 1686), а также различные другие отступления от православного вероучения («София мудрость» - Чернигов, 1686).

На посту ректора Киево-Могилянской академии. Галятовский достойно продолжал дело своих предшественников, в частности политического, образовательного и церковного деятеля и писателя Лазаря Барановича. Много сделал для возрожденном учебного заведения, разрушенной после военных действий в Украине в 50-х годах XVII ст., заботился о том, чтобы обучение было на уровне высшей европейской школы. Преподаватели коллегии выступали организаторами борьбы против католической экспансии и унии, за укрепление православия, что в тогдашнем понимании было собственно пропагандой патриотизма, утверждением национальной и государственной целостности украинского народа.

Значительное место в духовной жизни украинцев той эпохи занимала полемически-публицистическая проповедь, которая переросла религиозные рамки и стала активным средством идеологического воздействия на население. В курсе риторики, который Галятовский преподавал в академии, сформулированы принципы построения проповеди. Осознание необходимости развития нового типа казань побудило писателя к созданию специального пособия для составления проповедей. Так в 1659 г. появился сборник проповедей «Ключь разумєнія» и прилагаемый к ней первый украинский курс гомилетики «Наука, или способ зложеня казаня», где изложены теоретические основы украинской схоластической проповеди. Рост национального самосознания украинцев в середине

XVII в. и пробуждение интереса к живой мысли требовали от проповеди не только утверждать в вере и морально наставлять прихожан, но и расширять их представления о мире, давать определенные знания, заинтересовывать слушателей.

В «Науке...» изложены общие гомілетичні руководство по составлению проповедей, даны образцы создания похоронных проповедей на смерть людей разного положения, возраста, пола, представлены рекомендации относительно воскресных проповедей и на праздники. Структурно проповедь, за Галятовським, должен состоять из трех частей: екзордіуму (вступления), нарации (изложения проповедь, основной его части) и конклюзії (заключительной части). Проповеди, собранные в «Ключ разумєнія», должны были служить образцами для казнодіїв, а рассказы - легенды и рассказы - чуда сборников - материалом для укладки новых казань. Одно из основных требований, которые ставил Галятовский перед проповедниками, заключалась в том, чтобы ответственности было понятным и интересным. Для этого он советует читать книги «и что хорошое вычитаєш, записывай себе и к своему казаня апплєкуй».

И. Галятовский - представитель типично барочных форм и стилистических приемов, которые господствовали в украинской литературе второй половины XVII в. Его труды написаны украинским литературным языком, что в значительной степени приближается к народноразговорного, и на польском.

Лит.: Сумцов II. Ф. Иоанникий Галятовский //Киев. старина. 1884. № 1-4; История украинской литературы: В 8 т. К., 1967. Т. 1; Константин Беда. Иоанникий Галятовский и его «Ключи разумєнія». Издание Украинского католического университета им. св. Климента папы. Рим, 1975; Величко С. Летопись: В 2 т. К., 1991. Т. 2; Макаров А. М. Свет украинского барокко. К, 1994.

И. Чепига