II семестр
С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ (продолжение)
ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК 2
Урок 60. АЛЕКСАНДР ОЛЕСЬ «БЕГА ЗАЙЧИК-СКАКУНЕЦЬ»
Цель: совершенствовать навыки сознательного выразительного чтения стихотворных произведений; учить учащихся ориентироваться в тексте, подбирать рифмы; обогащать словарный запас; побуждать детей к творчеству; воспитывать любовь к языковому богатству.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Работа над чистомовкою
Ма-ма-ма - пришла к нам зима.
Ло-ло-ло - сугробы намело.
Эм-эм-эм - саночки возьмем.
Дем-дем-дем - на горку пойдем.
Ам-ам-ам - ой, весело нам.
2. Работа над скороговоркой «дождиком»
Ехал декабрь телегой,
Вез мешок мороза,
К морозу льда,
А до льда - снега.
3. Игра «Отгадай предмет по признакам»
Белый, пушистый, мягкий - ... (снег).
Холодная, лютая, морозная - ... (зима).
Злой, трескучий, февраль - ... (мороз).
4. Игра «Молния»
Снег, зима, иней, мороз, метель, холод, суховей, метель.
- Какое слово «лишнее»?
- Каким одним словом можно объединить все эти слова?
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Конкурс на лучшее чтение стихотворения.
Время года посвятил свое стихотворение Александр Олесь?
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
1. Работа над загадкой
• Чудо-сани прилетели,
Скакуны в тех санях белые.
В тех санях сидит царица
Білокоса, белолицая.
Рукавом машет,
Серебром все покрывает. (Зима)
- Какие слова вам помогли отгадать загадку?
2. Упражнение «Микрофон»
- За что вы любите зиму? Расскажите.
Зима - прекрасная пора года. Мы любим ее за скрипучий белый снег, морозец, который щиплет за нос и щеки, за чудесные зимние развлечения.
Александр Олесь очень любил природу, наблюдал за ее жизнью. Свои наблюдения отразил в замечательных стихах.
Сегодня мы прочитаем еще одно стихотворение поэта.
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Выразительное чтение учителем стихотворения А. Олеся «Бега зайчик-скакунець» (с. 63)
- Назовите главную героиню стихотворения. (Зима)
2. Словарная работа
1) Справочное бюро.
Помело - метла.
Уют - тихое место, защищенное от ветра.
2) Чтение слов «эхом» за учителем.
Скрылся поскорей
скакунець увидела
тарелке остался
забіліла спрятался
Физкультминутка
3. Игра «Пчелки»
Самостоятельное напівголосне чтение учениками стихотворения, каждый в своем темпе.
- Найдите в стихотворении слова, которыми описываются действия зимы.
- Какой вы ее представляете?
- Чем подобные характеры зимы и весенней воды в прочитанных вами стихах?
4. Игра «Узнай героя»
• Не я хожу, а прыгаю,
Потому что неровные ноги имею.
Через поле наугад Перегнал бы я коня. (Заяц)
• Красноватой шубку имеет,
Она прыгает По веткам.
Хотя сама имела на рост,
И имеет большой хвост,
Как ожерелье, глазки...
Кто это? Попробуй отгадать! (Белка)
• Серая шубка из перьев,
На морозе он живой.
Не орел этот попрыгунчик.
Кто это, дети?.. (Воробей)
- Как зима догоняет зайца?
- Где он от нее спрятался?
- Что зима сделала для белки?
- Как вы представляете картину, нарисованную словами воробьи в снежной тарелке?
5. Работа по содержанию рисунка
- Рассмотрите рисунок. Какие краски на нем преобладают?
- Какие строки стихотворения проиллюстрировал художник?
VI. ИТОГ УРОКА
- С каким произведением познакомились на сегодняшнем уроке?
- Кто его автор?
- Какое время года изобразил поэт в своем стихотворении?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ