ТЕОРИЯ
ЛИТЕРАТУРЫ
Композиция
художественного произведения
КОМПОЗИЦИЯ
(от лат. componere - складывать, сочетать) - построение литературного произведения,
соотношение всех его компонентов, что создает целостную картину и способствует
выявлению главной идеи. Различают внешние элементы композиции - разделение произведения
на части и внутренние группировки и расстановку персонажей. Иногда в значении
композиции употребляется термин архитектоника.
СЮЖЕТ (от
фр. sujet - предмет) - система событий в художественном произведении, в ходе которых
раскрываются характеры персонажей и главная идея. Поскольку события
подаются в развитии, в основе сюжета лежит конфликт. Конфликты бывают
разнообразны: социальные, любовные, психологические, производственные и т.д. В художественном
произведении, как правило, есть разные виды конфликтов. Классический сюжет имеет такие элементы:
экспозиция - выходные сведения о героях, которые мотивируют их поведение в
условиях конфликта; завязка - событие, которое кладет начало конфликта; кульминация -
наивысший момент в развитии действия; развязка - событие, что развязывает конфликт;
эпилог - сообщения о событиях после развязки. Большое эпическое произведение конечно
имеет несколько сюжетных линий. В лирических произведениях основу сюжета составляет развитие
мысли или чувства по схеме градации. Кульминацией в таких произведениях есть конец
стихотворения, где делается вывод.
ЭКСПОЗИЦИЯ
(от лат. expositio - объяснение) - один из элементов сюжета произведения, первобытные
сведения о героях, которые мотивируют их поведение при возникновении конфликта. В
новелле М. Коцюбинского «Кони не виноваты» - это описание обстановки в семье
барина-либерала Малины накануне крестьянского бунта.
ЗАВЯЗКА -
элемент сюжета, следующий после экспозиции,- событие кладет начало конфликта.
В новелле М. Коцюбинского «Кони не виноваты» - это появление в имении помещика-Малины
крестьян, которые требуют отдать им землю.
КУЛЬМИНАЦИЯ
(от лат. culmen - вершина) - элемент сюжета, наивысший момент в развитии действия.
После кульминации наступает развязка. В новелле М. Коцюбинского «Кони не виноваты» -
это конец колебаний барина-либерала Малины по применению войска, которое прибыло
для подавления крестьянского выступления. В больших багатосюжетних произведениях бывает
несколько кульминаций.
РАЗВЯЗКА -
элемент сюжета, событие, которое развязывает конфликт.
ПРОЛОГ (от
гр. pro - перед и logos - слово - вступительное слово) - вступительная часть в структуре
произведения, в которой автор знакомит читателя с событиями, положенными в основу сюжета,
со своими размышлениями о них. Иногда писатель называет вступительную часть
прологом (например, И. Франко в поэме «Моисей»), но чаще она не имеет названия
(поэма Т. Шевченко «Иван Подкова»). В поэме Т. Шевченко «Гайдамаки» есть два
прологи: один лирический, без названия, второй - исторический, под заголовком «Интродукция»
(от лат. introductio - введение).
В античной
драматургии прологом назывался начало трагедии до появления хора. В прологе автор
обращался к зрителям и объяснял мифы, которые составляли основу сюжета. Такую же
функцию виконував. пролог и в средневековых драмах-мистериях.
ЭПИЛОГ (от
гр. epilogos, epi - после, logos - слово) - один из элементов сюжета, заключительная
часть произведения, где рассказывается о событиях, произошедших после развязки. Как
правило, автор подает ее под соответствующим названием.
ФАБУЛА (от
лат. fabula - басня, рассказ) - термин, который не имеет однозначного толкования и
часто употребляется как синоним слова сюжет. Некоторые литературоведы различают эти
понятие, считая фабулой систему событий в их причинно-временной последовательности, а
сюжетом - изложение этих событий в произведении.
ЛИРИЧЕСКИЙ
ОТСТУПЛЕНИЕ - форма авторской речи, позасюжетний элемент композиции, когда автор
отступает от сюжетного повествования и выражает свои мысли, чувства, настроения,
связанные с изображаемым в произведении. Лирические отступления, делая повествование интимной,
доверчивой, искренней, усиливают эмоциональное воздействие на читателя. Особенно часто
встречаются в лиро-эпических произведениях. В поэме «Гайдамаки» Т. Шевченко часто
обращается к читателям, рассказывает о своей жизни.
Извините,
люди добрые,
Что казацкую
славу
Так
наугад рассказываю,
Без книжного
дела.
Так дед
когда рассказывал -
Пусть
здоров будет!