Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ВНО по украинской литературе

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Композиция художественного произведения

КОМПОЗИЦИЯ (от лат. componere - складывать, сочетать) - построение литературного произведения, соотношение всех его компонентов, что создает целостную картину и способствует выявлению главной идеи. Различают внешние элементы композиции - разделение произведения на части и внутренние группировки и расстановку персонажей. Иногда в значении композиции употребляется термин архитектоника.

СЮЖЕТ (от фр. sujet - предмет) - система событий в художественном произведении, в ходе которых раскрываются характеры персонажей и главная идея. Поскольку события подаются в развитии, в основе сюжета лежит конфликт. Конфликты бывают разнообразны: социальные, любовные, психологические, производственные и т.д. В художественном произведении, как правило, есть разные виды конфликтов. Классический сюжет имеет такие элементы: экспозиция - выходные сведения о героях, которые мотивируют их поведение в условиях конфликта; завязка - событие, которое кладет начало конфликта; кульминация - наивысший момент в развитии действия; развязка - событие, что развязывает конфликт; эпилог - сообщения о событиях после развязки. Большое эпическое произведение конечно имеет несколько сюжетных линий. В лирических произведениях основу сюжета составляет развитие мысли или чувства по схеме градации. Кульминацией в таких произведениях есть конец стихотворения, где делается вывод.

ЭКСПОЗИЦИЯ (от лат. expositio - объяснение) - один из элементов сюжета произведения, первобытные сведения о героях, которые мотивируют их поведение при возникновении конфликта. В новелле М. Коцюбинского «Кони не виноваты» - это описание обстановки в семье барина-либерала Малины накануне крестьянского бунта.

ЗАВЯЗКА - элемент сюжета, следующий после экспозиции,- событие кладет начало конфликта. В новелле М. Коцюбинского «Кони не виноваты» - это появление в имении помещика-Малины крестьян, которые требуют отдать им землю.

КУЛЬМИНАЦИЯ (от лат. culmen - вершина) - элемент сюжета, наивысший момент в развитии действия. После кульминации наступает развязка. В новелле М. Коцюбинского «Кони не виноваты» - это конец колебаний барина-либерала Малины по применению войска, которое прибыло для подавления крестьянского выступления. В больших багатосюжетних произведениях бывает несколько кульминаций.

РАЗВЯЗКА - элемент сюжета, событие, которое развязывает конфликт.

ПРОЛОГ (от гр. pro - перед и logos - слово - вступительное слово) - вступительная часть в структуре произведения, в которой автор знакомит читателя с событиями, положенными в основу сюжета, со своими размышлениями о них. Иногда писатель называет вступительную часть прологом (например, И. Франко в поэме «Моисей»), но чаще она не имеет названия (поэма Т. Шевченко «Иван Подкова»). В поэме Т. Шевченко «Гайдамаки» есть два прологи: один лирический, без названия, второй - исторический, под заголовком «Интродукция» (от лат. introductio - введение).

В античной драматургии прологом назывался начало трагедии до появления хора. В прологе автор обращался к зрителям и объяснял мифы, которые составляли основу сюжета. Такую же функцию виконував. пролог и в средневековых драмах-мистериях.

ЭПИЛОГ (от гр. epilogos, epi - после, logos - слово) - один из элементов сюжета, заключительная часть произведения, где рассказывается о событиях, произошедших после развязки. Как правило, автор подает ее под соответствующим названием.

ФАБУЛА (от лат. fabula - басня, рассказ) - термин, который не имеет однозначного толкования и часто употребляется как синоним слова сюжет. Некоторые литературоведы различают эти понятие, считая фабулой систему событий в их причинно-временной последовательности, а сюжетом - изложение этих событий в произведении.

ЛИРИЧЕСКИЙ ОТСТУПЛЕНИЕ - форма авторской речи, позасюжетний элемент композиции, когда автор отступает от сюжетного повествования и выражает свои мысли, чувства, настроения, связанные с изображаемым в произведении. Лирические отступления, делая повествование интимной, доверчивой, искренней, усиливают эмоциональное воздействие на читателя. Особенно часто встречаются в лиро-эпических произведениях. В поэме «Гайдамаки» Т. Шевченко часто обращается к читателям, рассказывает о своей жизни.

Извините, люди добрые,

Что казацкую славу

Так наугад рассказываю,

Без книжного дела.

Так дед когда рассказывал -

Пусть здоров будет!