ТЕОРИЯ 
ЛИТЕРАТУРЫ 
Композиция 
художественного произведения 
КОМПОЗИЦИЯ 
(от лат. componere - складывать, сочетать) - построение литературного произведения, 
соотношение всех его компонентов, что создает целостную картину и способствует 
выявлению главной идеи. Различают внешние элементы композиции - разделение произведения 
на части и внутренние группировки и расстановку персонажей. Иногда в значении 
композиции употребляется термин архитектоника.
СЮЖЕТ (от 
фр. sujet - предмет) - система событий в художественном произведении, в ходе которых 
раскрываются характеры персонажей и главная идея. Поскольку события 
подаются в развитии, в основе сюжета лежит конфликт. Конфликты бывают 
разнообразны: социальные, любовные, психологические, производственные и т.д. В художественном 
произведении, как правило, есть разные виды конфликтов. Классический сюжет имеет такие элементы: 
экспозиция - выходные сведения о героях, которые мотивируют их поведение в 
условиях конфликта; завязка - событие, которое кладет начало конфликта; кульминация - 
наивысший момент в развитии действия; развязка - событие, что развязывает конфликт; 
эпилог - сообщения о событиях после развязки. Большое эпическое произведение конечно 
имеет несколько сюжетных линий. В лирических произведениях основу сюжета составляет развитие 
мысли или чувства по схеме градации. Кульминацией в таких произведениях есть конец 
стихотворения, где делается вывод.
ЭКСПОЗИЦИЯ 
(от лат. expositio - объяснение) - один из элементов сюжета произведения, первобытные 
сведения о героях, которые мотивируют их поведение при возникновении конфликта. В 
новелле М. Коцюбинского «Кони не виноваты» - это описание обстановки в семье 
барина-либерала Малины накануне крестьянского бунта.
ЗАВЯЗКА - 
элемент сюжета, следующий после экспозиции,- событие кладет начало конфликта. 
В новелле М. Коцюбинского «Кони не виноваты» - это появление в имении помещика-Малины 
крестьян, которые требуют отдать им землю.
КУЛЬМИНАЦИЯ 
(от лат. culmen - вершина) - элемент сюжета, наивысший момент в развитии действия. 
После кульминации наступает развязка. В новелле М. Коцюбинского «Кони не виноваты» - 
это конец колебаний барина-либерала Малины по применению войска, которое прибыло 
для подавления крестьянского выступления. В больших багатосюжетних произведениях бывает 
несколько кульминаций.
РАЗВЯЗКА - 
элемент сюжета, событие, которое развязывает конфликт.
ПРОЛОГ (от 
гр. pro - перед и logos - слово - вступительное слово) - вступительная часть в структуре 
произведения, в которой автор знакомит читателя с событиями, положенными в основу сюжета, 
со своими размышлениями о них. Иногда писатель называет вступительную часть 
прологом (например, И. Франко в поэме «Моисей»), но чаще она не имеет названия 
(поэма Т. Шевченко «Иван Подкова»). В поэме Т. Шевченко «Гайдамаки» есть два 
прологи: один лирический, без названия, второй - исторический, под заголовком «Интродукция» 
(от лат. introductio - введение).
В античной 
драматургии прологом назывался начало трагедии до появления хора. В прологе автор 
обращался к зрителям и объяснял мифы, которые составляли основу сюжета. Такую же 
функцию виконував. пролог и в средневековых драмах-мистериях.
ЭПИЛОГ (от 
гр. epilogos, epi - после, logos - слово) - один из элементов сюжета, заключительная 
часть произведения, где рассказывается о событиях, произошедших после развязки. Как 
правило, автор подает ее под соответствующим названием.
ФАБУЛА (от 
лат. fabula - басня, рассказ) - термин, который не имеет однозначного толкования и 
часто употребляется как синоним слова сюжет. Некоторые литературоведы различают эти 
понятие, считая фабулой систему событий в их причинно-временной последовательности, а 
сюжетом - изложение этих событий в произведении.
ЛИРИЧЕСКИЙ 
ОТСТУПЛЕНИЕ - форма авторской речи, позасюжетний элемент композиции, когда автор 
отступает от сюжетного повествования и выражает свои мысли, чувства, настроения, 
связанные с изображаемым в произведении. Лирические отступления, делая повествование интимной, 
доверчивой, искренней, усиливают эмоциональное воздействие на читателя. Особенно часто 
встречаются в лиро-эпических произведениях. В поэме «Гайдамаки» Т. Шевченко часто 
обращается к читателям, рассказывает о своей жизни.
Извините, 
люди добрые,
Что казацкую 
славу
Так 
наугад рассказываю,
Без книжного 
дела.
Так дед 
когда рассказывал -
Пусть 
здоров будет!