Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ВНО по украинской литературе

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Содержание и форма художественного произведения

ОБРАЗ - форма познания реальной действительности в литературе и искусстве. Для науки характерна другая форма - понятийная. В отличие от понятия, что воспринимается умом, образ действует и на органы чувств, поскольку в нем предмет изображения предстает в кон-конкретно-чувственной форме. Образ - конкретная и в то же время обобщенная картина, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение. Воспроизводя жизнь, писатель воплощает свои идеалы в образы, которые влияют на читателей, даря им эстетическое наслаждение. Влияние образа на эстетическое чувство обусловлен тем, что в нем воплощено прекрасное. Существует несколько основных 'видов литературных образов.

1) Образ-персонаж (герой, тип, характер, лирический герой) - самый распространенный вид образов, поскольку основным предметом литературы является человек.

2) Образ-пейзаж - картина природы, которая может выполнять различные функции: фон действия, средство раскрытия внутреннего состояния героя, средство социальной характеристики.

3) Образ-интерьер - картина вещей, которая может быть фоном действия, средством характеристики героя и др.

4) Образ-символ (образ, идея) - образ обобщенного абстрактного понятия (Украина, судьба в Шевченко).

Существуют еще и другие классификации образов. Термин употребляется и в узком смысле - как языковой художественное средство.

ТИП (от гр. typos - отпечаток, образ, образец) - образ-персонаж художественного произведения, который сочетает широкое социально-психологическое обобщение с яркой выразительностью индивидуальных черт. Именно широким обобщающим значением отличается тип от персонажа. За^ законами художественного творчества каждый персонаж должен быть типичным,

воплощать в себе обобщенные черты конкретных людей. Различие между образом-типом и персонажем заключается в масштабе обобщений. К образов-типов можно отнести многочисленные образы, созданные классиками мировой и украинской литературы: только Прометей, Гамлет, Дон Кихот, Дон Жуан, но и такие, как Гобсек, Евгений Онегин, гоголевские помещики, купцы Островского, Цепкая из романа Панаса Мирного «Разве ревут волы, как ясли полные».

ПРООБРАЗ, или ПРОТОТИП - реальная историческая личность, факты жизни которого положено в основу созданного писателем художественного образа. Соответствие между образом и прототипом не бывает абсолютной, поскольку образ является определенным обобщением, произведением творческой фантазии автора.

ТЕМА (от гр. thema - то, что лежит в основе) - основной вопрос, которому посвящено произведение, в более широком смысле - явления жизни, отраженные в произведении и выдвинутые в нем проблемы. Характерной особенностью темы является ее социально-историческая обусловленность. Писатель не придумывает темы, а берет их из самой жизни. Даже так называемые «вечные темы» несут в себе отпечаток эпохи (родители и дети, трагедия любви, вызванная враждой родителей, и т.д.). Важной особенностью темы является ее актуальность и социальная значимость. То, о чем рассказывается в произведении, имеет глубоко интересовать, волновать общество. Именно этим определяется непреходящая ценность произведений выдающихся художников, включая таких украинских писателей, как Т. Шевченко, Леся Украинка, И. Франко. В каждом, даже малом произведении, есть не одна тема, а несколько, что объясняется сложностью жизни и невозможностью искусственно выделить какую-то одну проблему. Благодаря такой багатотемності достигается раскрытие характеров персонажей. Но при этом в произведении всегда есть главная тема. В повести М. Коцюбинского «Fáta morgana» главная тема - борьба крестьян против социального угнетения, но есть и другие темы: анархические настроения крестьян (Хома Гудзь), влияние рабочего класса на сознание крестьян (Марко Гуща), родственные отношения (Андрей - Маланка), любовь (Гафійка - Марко) и др. Тема органически связана с идеей произведения и вместе с ней составляет его идейно-тематическую основу.

ИДЕЯ (от гр. idea - понятие, представление) - основная мысль художественного произведения. Непосредственно, как правило (кроме басен), не формулируется, а формируется всеми компонентами образной системы. Следует различать замысел автора и идею: то, что хотел сказать автор, и то, что «сказалось " в произведении» (Г. Добролюбов). Примеры такой несоответствия: «Ревизор» Н. Гоголя, «Накануне» И. Тургенева и др. В большом произведении может быть много идей, но среди них есть одна главная, которой подчинено весь его смысл. В романе Л. Толстого «Война и мир» главная идея - народ есть решающей силой войны.

КОНФЛИКТ (от лат. conflictus - столкновение) - столкновение, борьба, что лежит в основе сюжета и предопределяет его развитие. Различают следующие виды конфликта: социальный («Pata morgana» М. Коцюбинского), бытовой («Баба Параска и баба Палажка» И. Нечуя-Левицкого), психологический («Гамлет» В. Шекспира), любовный («Талан» М. Старицкого). В крупных произведениях обычно сочетаются различные конфликты. Конфликт значительного социального значения иногда называют коллизией, а любовный - интригой.