ТЕОРИЯ
ЛИТЕРАТУРЫ
Содержание и
форма художественного произведения
ОБРАЗ -
форма познания реальной действительности в литературе и искусстве. Для науки
характерна другая форма - понятийная. В отличие от понятия, что воспринимается умом,
образ действует и на органы чувств, поскольку в нем предмет изображения предстает в
кон-конкретно-чувственной форме. Образ - конкретная и в то же время обобщенная картина,
созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение. Воспроизводя жизнь,
писатель воплощает свои идеалы в образы, которые влияют на читателей, даря им
эстетическое наслаждение. Влияние образа на эстетическое чувство обусловлен тем, что в
нем воплощено прекрасное. Существует несколько основных 'видов литературных образов.
1) Образ-персонаж
(герой, тип, характер, лирический герой) - самый распространенный вид образов, поскольку
основным предметом литературы является человек.
2) Образ-пейзаж
- картина природы, которая может выполнять различные функции: фон действия, средство раскрытия
внутреннего состояния героя, средство социальной характеристики.
3) Образ-интерьер
- картина вещей, которая может быть фоном действия, средством характеристики героя и др.
4) Образ-символ
(образ, идея) - образ обобщенного абстрактного понятия (Украина, судьба в
Шевченко).
Существуют еще
и другие классификации образов. Термин употребляется и в узком смысле - как
языковой художественное средство.
ТИП (от
гр. typos - отпечаток, образ, образец) - образ-персонаж художественного произведения, который
сочетает широкое социально-психологическое обобщение с яркой выразительностью
индивидуальных черт. Именно широким обобщающим значением отличается тип от
персонажа. За^ законами художественного творчества каждый персонаж должен быть типичным,
воплощать
в себе обобщенные черты конкретных людей. Различие между образом-типом и
персонажем заключается в масштабе обобщений. К образов-типов можно отнести
многочисленные образы, созданные классиками мировой и украинской литературы:
только Прометей, Гамлет, Дон Кихот, Дон Жуан, но и такие, как Гобсек, Евгений
Онегин, гоголевские помещики, купцы Островского, Цепкая из романа Панаса Мирного
«Разве ревут волы, как ясли полные».
ПРООБРАЗ,
или ПРОТОТИП - реальная историческая личность, факты жизни которого положено в основу
созданного писателем художественного образа. Соответствие между образом и
прототипом не бывает абсолютной, поскольку образ является определенным обобщением, произведением
творческой фантазии автора.
ТЕМА (от
гр. thema - то, что лежит в основе) - основной вопрос, которому посвящено произведение,
в более широком смысле - явления жизни, отраженные в произведении и выдвинутые в нем
проблемы. Характерной особенностью темы является ее социально-историческая обусловленность.
Писатель не придумывает темы, а берет их из самой жизни. Даже так называемые «вечные
темы» несут в себе отпечаток эпохи (родители и дети, трагедия любви, вызванная
враждой родителей, и т.д.). Важной особенностью темы является ее актуальность и
социальная значимость. То, о чем рассказывается в произведении, имеет глубоко интересовать,
волновать общество. Именно этим определяется непреходящая ценность произведений выдающихся
художников, включая таких украинских писателей, как Т. Шевченко, Леся Украинка,
И. Франко. В каждом, даже малом произведении, есть не одна тема, а несколько, что
объясняется сложностью жизни и невозможностью искусственно выделить какую-то одну
проблему. Благодаря такой багатотемності достигается раскрытие характеров
персонажей. Но при этом в произведении всегда есть главная тема. В повести М. Коцюбинского
«Fáta morgana» главная тема - борьба крестьян против социального угнетения,
но есть и другие темы: анархические настроения крестьян (Хома Гудзь), влияние рабочего
класса на сознание крестьян (Марко Гуща), родственные отношения (Андрей - Маланка),
любовь (Гафійка - Марко) и др. Тема органически связана с идеей произведения и вместе
с ней составляет его идейно-тематическую основу.
ИДЕЯ (от
гр. idea - понятие, представление) - основная мысль художественного произведения. Непосредственно,
как правило (кроме басен), не формулируется, а формируется всеми компонентами
образной системы. Следует различать замысел автора и идею: то, что хотел сказать
автор, и то, что «сказалось " в произведении» (Г. Добролюбов). Примеры такой
несоответствия: «Ревизор» Н. Гоголя, «Накануне» И. Тургенева и др. В большом
произведении может быть много идей, но среди них есть одна главная, которой подчинено
весь его смысл. В романе Л. Толстого «Война и мир» главная идея - народ есть
решающей силой войны.
КОНФЛИКТ
(от лат. conflictus - столкновение) - столкновение, борьба, что лежит в основе
сюжета и предопределяет его развитие. Различают следующие виды конфликта: социальный
(«Pata morgana» М. Коцюбинского), бытовой («Баба Параска и баба Палажка» И.
Нечуя-Левицкого), психологический («Гамлет» В. Шекспира), любовный («Талан» М.
Старицкого). В крупных произведениях обычно сочетаются различные конфликты. Конфликт
значительного социального значения иногда называют коллизией, а любовный - интригой.