СОВРЕМЕННЫЙ
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС
(Общая
характеристика)
Период
1956-1964 гг. получил в СССР название «хрущевской оттепели». Первый секретарь ЦК
КПСС М. Хрущев в 1956 г. на XX съезде КПСС сделал попытку спасти коммунистическую
идеологию путем отказа от массовых репрессий, острой критики сталинизма и
ослабление идеологического давления. Вернулись живыми из сталинских лагерей Бы.
Антоненко-Давидович, В. Мисик, 3. Тулуб. В УССР в это время появились новые
журналы «Березиль» (с 1956 г. до 1991 г. «Флаг»), «Вселенная» (1958), «Слово и
время» (с 1957 г. до 1990 г. «Советское литературоведение»). Были изданы произведения
некоторых уничтоженных в сутки террора писателей (И. Микитенко, Г. Косынка, М. Кулиш,
М. Зеров, Есть. Плужник, В. Свидзинский, Б.-И. Антоныч и др.) и изъятых на
долгие годы украинских классиков (М. Драгоманов, Μ. Костомаров, Б.
Гринченко, А. Олесь, М. Старицкий). Но остались нереабілітованими М.
Волновой, К. Ураган, М. Ивченко, Г. Михайличенко, Г. Чупринка, не печатались
произведения В. Под могильного, не всех классиков было возвращено в литературе (П.
Кулиш, В. Винниченко, Б. Лепкий), под строгим запретом оставались ученые и
писатели эмиграции. Однако и такие меры стали толчком к творческому
оживления и развития украинской литературы.
Ослабление
идеологического давления способствовало определенному творческому подъему художников старшего
поколения: М. Рыльского (сам поэт назвал это эпохой своего «Третьего цветения»),
М. Бажана, Л. Первомайского, А. Малышко и других поэтов старшего поколения. В.
Сосюра написал автобиографический роман «Третья рота» и поэму «Расстрелянное
бессмертие» (которые были напечатаны лишь в конце 1980-х гг.)• Тема сталинских
репрессий стала одной из ведущих в романах О. Гончара «Человек и оружие» (1960),
М. Стельмаха «Правда и кривда» (1961), Л. Первомайского «Дикий мед» (1963),
поэмы М. Бажана «Полет сквозь бурю» (1964).
В начале
1960-х гг. появилось новое поколение молодых поэтов и писателей, которые получили
общее название «шестидесятники». Это были поэты: Д. Павлычко, Л. Костенко, И.
Драч, В. Симоненко, В. Коротич, Бы. Олейник, М. Винграновский, И. Жиленко, Г.
Третьяков, М. Сингаевский; прозаики: Ю. М шкетик, Есть. Гуцало, В. Дрозд, Ю.
Щербак, В. Шевчук, Гр. Тютюнник, Г. Иванычук; критики: И. Дзюба, И. Светличный,
М. Коцюбинская, Есть. Сверстюк и др. Шестидесятники сделали попытку освободиться из
лап тоталитарной идеологии и утвердить в украинской литературе
гуманистические ценности, возродить национальную культуру. По мнению современной
исследовательницы Н. Зборовского, шестидесятничество встал в украинской истории
литературы как «дволике, переходное явление». Поскольку большинство художников значительной
степени оставалось в плену советских иллюзий, то разрушить старый
«соцреалистический» миф и создать современный национальный им так и не удалось.
Мировоззренческая раздвоенность между советским и украинским привела к дальнейшему
конформизма и отсутствия принципиально новых художественных идей. Как отмечает Н.
Зборовская, «характерным признаком провала в прозе было отсутствие полноценного
реалистического романа в украинской литературе второй половины XX в.
Поэты-шестидесятники
стремились обновить поэзию, связав украинские национальные традиции с
модернистскими художественными достижениями отечественной и мировой литератур.
Поэзия 1960-х гг. стремилась к синтезу, к взаимодействию с публицистикой и наукой,
особенно с философией и другими формами искусства. Притча и баллада - любимые
жанры шестидесятников. В украинской поэзии появились такие разновидности восточного
стихотворения, как газель и рубаи.
Все это мало
цель-создать интеллектуальный дискурс на национальной почве, выйти за
пределы утилитарно-провинциальной ограниченности, на которую обрекала украинскую культуру
колониальная сущность соцреализма. В прозе 60-70-х гг. в значительной мере усилился
психологизм, что свидетельствовало о переносе центра внимания из сферы социального и
публичного к частному и индивидуальному. Ярче всего психологическая
тенденция украинской прозы проявилась в интеллектуально-мифологических произведениях В.
Шевчука и реалистично-импрессионистической новеллистике Гр. Тютюнника. Ведущей
признаком произведений Гр. Тютюнника стало трагическое одиночество его героев, что проиграли
борьбу с социумом вследствие своей душевной незащищенности и доброты.
Интересными попытками украинского интеллектуально-психологического романа стали произведения
Г. Андрияшика «Люди из страха» (1965), «Домой нет возврата» (1969), «Полтва»
(1969).
Популяризации
украинской литературы способствовали исторически-психологические романы П. Загребельного
«Чудо» (1968), «Первомост» (1972), «Евпраксия» (1975), «Роксолана» (1980), «Я,
Богдан» (1983). Писатель стремился расширить пределы российской исторической
мифологии и развить государственную идею, предложив авантюрно-гипотетическое
прочтение истории. Это сочеталось с глубоким раскрытием психологии
персонажей, философской проницательностью, оригинальным композиционным построением.
Интересным
явлением стала условно-аллегорическая, т. н. «странная» проза, что использовала элементы
мифологического мышления, начало которому положил роман О. Ильченко «Казацкому роду
нет переводу» (1959). Это были произведения «Катастрофа» (1968) и «Ирий» (1974).
Дрозда, «Хроника города Ярополя» (1968) Ю. Щербака, «Жбан вина» (1968) Г.
Федорива, дилогия «Лебединая стая» (1971) и «Зеленые мельницы» (1976). Земляка и
др.
Шестидесятники
выступали как определенная культурно-идеологическая оппозиция системе, что влекло,
разумеется, недовольство со стороны власти. С середины 1960-х гг. начались аресты
украинской интеллигенции. 1965 г. попали за решетку И. Светличный, Есть. Сверстюк,
И. Калинец, В. Стус, В. Захарченко, В. Марченко и др. Новая волна арестов
прошла 1972 г. Одновременно были осуждены официальной критикой за отступления от
советской идеологии и пропаганде
националистических
идей такие произведения, как «Собор» О. Гончара, «Мертвая зона», «Семейный очаг» Есть.
Гуцало, «Мальвы» Г. Иваничука, «Полтва» Г. Андрияшика, «Меч Арея» И. Билыка и
др. Фактически, эти произведения были изъяты из литературного процесса того периода.
Уволили с работы или лишили возможности печататься Бы.
Антоненко-Давидовича, Μ. Лукаша, Г. Кочура, Михайлину Коцюбинскую, В.
Голобородько, В. Іванисенка и др. Многие из тех, кто дебютировал в шестидесятые,
вынуждены были на долгие годы замолчать (В. Шевчук, Л. Костенко) или писать
«покаянные письма». Произведения замалчиваемых и заключенных художников распространялись в
машинописах («самиздат») или выходили за рубежом, где действовало несколько украинских
издательств.
Для
украинцев, как и для многих народов мира, в той или иной мере не является чужим
явление эмиграции. Граждане нашего государства выезжали со своей земли из разных
причинам, но в основном из экономических и политических.
Среди
эмигрантов было много талантливых писателей, художников, композиторов,
ученых. Время эмиграции был еще и время революционных событий, порой украинского
возрождение - удивительным, радостным, тревожным. На литературном небосклоне
появились революционные романтики, символисты, модернисты, футуристы. Что не поэт
- то новая форма, новая концепция художественного развития. Многие из них эмигрировал
в Чехословакии, в частности в Прагу, потом там возникла так называемая поэтическая
«Пражская школа».
Чешский
литературовед Микулаш Неврлый сказал: «»Пражскую школу» образовали художественно
самые талантливые послереволюционные поэты, большинство из которых еще недавно с оружием в
руках боролась за украинскую державу и после падения УНР оказались за
рубежом. Идейно и тематически к ней принадлежали Ю. Дараган, Есть. Маланюк, Олег
Ольжич, Л. Мосендз, Юрий Клен, Юрий Липа, О. Лятуринская, Н. Левицкая-Холодная,
О. Телига, Галина Мазуренко, О. Степанович, А. Гарсевич. Это не группа, объединенная
организационно,- это поэты, которые писали в эмиграции в Праге и Подебрадах».
Срок
«Пражская школа» условный, потому что это не была группа, объединенная организационно-
уставом, идеологической и политической платформой.
В творчестве
писателей «Пражской школы» звучат ностальгические мотивы к историческому
прошлого Украины. Означенный новый лирический герой в поэзии - сознательный к
национального долга, твердый в убеждениях, решительный, волевой.
Поэзия
представителей «Пражской школы» имеет высокий эстетический уровень, она проникнута
новаторскими поисками и по стилю является синтезом реализма/ неоромантизма,
символизма и других новейших достижений модернизма.
Оксана
Лятуринская - писательница, скульптор, художник, эссеист и переводчик. В эмиграции
с 1924 года: сначала жила в Чехословакии, а затем в Германии и СЕЛА,
умерла в 1970 году в Миннеаполисе.
Первая ее
сборник имеет название «Гусли» (1938). Поэтесса погружалась в проукраинскую сутки.
Она избегала стилизации. Для Оксаны Лятуринской как будто не существовало временных
границ, поскольку историческая протяженность «сжималась» в одной точке лирического
сюжета.
Історіософічні
мотивы являются центральными и для Олега Ольжича, сына прославленного украинского лирика
Александра Олеся. Археолог по специальности, он углублялся в праісторичну сутки
(сборник «Рінь», 1935). Также ему принадлежат сборники «Башни», «Подзамче», «Гали»,
«Оно выросло с искания и разлуки».
Лирический
герой его стихов - тверд в убеждениях борец за национальную идею, сильная
человек. Для поэтического стиля В. Ольжича характерны высокая культура и
самобытность образного мышления.
В средоточии
тематического разнообразия единой поэтического сборника Юрия Клена «Каравеллы» (1944)
символом історіософічних размышлений также представала Украина в широкой исторической
протяженности - от Киевской Руси до периода большевистских экспериментов над
Украиной.
В своей
лирике поэт сочетал мотивы западноевропейской рыцарской романтики, античной
героики, украинской барочной и «неоклассической» культуры.
Самой весомой
в активе Юрия Клена считается неоконченная эпопея «Пепел империи» (1943-1947)
- художественный документ высокого гуманизма, в котором с убедительной силой раскрыто
природу все равно античеловеческих тоталитарных систем - большевистской и
нацистской, указано на их общую, опасную для мира сущность, завбачено
неизбежность краха империй зла, на обломках которых должно возникнуть, возродиться, словно
феникс из пепла, новая Украина.
Юрий Клен
(Освальд Бургард) создал также несколько психологических новелл («Акация », «
Яблоки », « Медальон »), очерков, его перу принадлежат и мастерские переводы
произведений мировой классики.
Елена
Телига - мужественная участница национально-освободительного движения, антифашистского подполья
- трагически погибла в Бабьем Яру. Она продолжила и развила традиции Леси
Украинки. В ее стихах «Лето», « Мужчинам », « Вечерняя песня » удивительно
соединились женская нежность и мужество мужчины-борца.
Евгений
Маланюк - известный миру талантливый поэт, искусствовед, литературный
критик.
В его
поэзии ощутимое национальное корни. Самые известные сборники - «Стилет и стилос»,
«Гербарий», «Земля и железо», «Земная Мадонна», «Август» и другие, изданные в
разных уголках мира.
О чем бы
он не писал, его взгляды обращены к Украине, родному народу. Свою задачу
поэт видит в том, чтобы сформировать национальное сознание. И делает он это,
прибегая, с одной стороны, до бескомпромиссного суда над слабым, недостойным в
национальном характере, истории, а с другой - возвеличивая все достойное, высокое,
что в нем есть.
Взгляды Есть.
Маланюка легли в основу эстетической концепции «Пражской школы». В ней не
снимались, а наоборот, подчеркивались вопросы ответственности писателя за
судьбу нации, литература признавалась как равновелика, непідлегла другим (политика,
религия, педагогика) сферам духовной жизни.
В лице Есть.
Маланюка счастливо соединились поэт-трибун и поэт-лирик. Ему принадлежат и изысканная
любовная лирика, и пейзажные зарисовки, полные философских размышлений о «мир
греховный».
Ю. Дараган
не разворачивает перед читателем конкретных сюжетов из прошлого (кроме разве поэмы
«Мазепа»), он воспевает стихию природы, пройняту духом языческих представлений
древних русичей. Поэзии Дарагана полны ассоциаций, воспоминаний о «забытый
край», они нежные и жалобные, а вместе с тем твердые, как сталь. Дараганівська
лирика восстанавливала героический эпос (былины, думы, исторические песни и т.д)
киево-русских и казацких времен. Сборка Ю. Дарагана «Колчан» содержала «все
элементы, которые впоследствии развивать остальные поэтов эмиграции: яркий историзм,
варяги, дикая степь, солнечный Даждьбог, настроения изгнанника» - так писал о ней
западноукраинский поэт Богдан-Игорь Антонич.
Самые яркие
історіософічні озарение находим мы в творчестве А. Степановича, автора
самобытных сборников «Стихотворения» (1927), (1938). В своем активе он углублялся в
осмысление исторической судьбы Украины, в которой перекрещивались языческое и
христианское мировоззрение. В его работах встречаются стихи с органическим
воссозданием колорита киево-русского вещания, к примеру «Из летописи».
В
литературе эмиграции интересным явлением стало появление в конце 1950-х гг.
«Нью-Йоркской группы поэтов (Б. Рубчак, Бы. Бойчук. Ю. Тарнавский, Эмма
Андиевская, Вера Вовк, Патриция Акулина (кстати, ирландка по происхождению) и
др.). В своем творчестве они стремились отойти от публицистической
заангажированности украинской эмигрантской поэзии и вернуться к эстетическим
истоков искусства, опираясь на принципы философии экзистенциализма и эстетику
сюрреализма. В это время плодотворно работали И. Багряный (повесть «Огненное
круг», 1954, романы «Маруся Богуславка», 1957 и «Человек бежит над пропастью»,
1964), В. Барка (роман «Желтый князь», 1963), В. Самчук (романная трилогия
«Ост», 1948-1982, романы «Чего не лечит огонь», 1959, «На твердой земле»,
1967, «по Следам пионеров», 1980, мемуары «Пять по двенадцать», «На белом
лошади», «На коне вороном», «Планета Ди-Пи») и другие.
1970-е гг.
в украинской советской литературе обозначены жестким политическим диктатом.
Реалистично-психологические тенденции 1960-х гг. заменялись заангажированной за
канонам социалистического реализма произведениями. Н. Зборовская считает, что компромисс
между реализмом и соцреализмом, романтизмом и соцреализмом в пользу последнего
способствовал утверждению «монументального эпического стиля» в русской прозе этого
периода. Объектом монументального эпоса стала советская эпоха суток
научно-технической революции. Яркими образцами таких произведений стали романы
«Разгон» (1976) П. Загребельного и «Твоя заря» (1980) А. Гончара. Благодаря
идейной единства героической биографии центрального персонажа с историей
советского общества личное и государственное в таких произведениях ототожнювалось.
Основой героического самоопределения такого персонажа (что маскируется
духовно-этической проблематикой) стала защита социалистического мировоззрения.
Среди
художественно ценных произведений этого периода можно назвать поэтические сборники «Сонеты
подольской осени» (1973) Д. Павлычко; «Над берегами вечной реки» (1977),
«Неповторимость» (1980), исторический роман в стихах «Маруся Чурай» (1979) Лины
Костенко; драматическую поэму И. Драча «Дума об учителе» (1977). В прозе - романы
«Лебединая стая» (1971) и «Зеленые мельницы» (1976). Земляка; сборники рассказов
«Родительские пороги» (1972) и «Корни» (1976) Гр. Тютюнника; повести.
Гуцало «Школьный хлеб» и «Сельские учителя» (1982); роман «Рубеж» (1983) Ю.
Мушкетика, «Местечковые истории» (1983) A. Димарова, «Спектакль» (1984).
Дрозда и др.
Начало
«перестройки» в СССР и Чернобыльская катастрофа 1986 г. дала новый толчок для
развития «критического» и «документального» реализма в украинской литературе.
Этим обозначены поэмы Б. Олейника «Семь» (1987) и И. Драча «Чернобыльская
Мадонна» (1988), документальная повесть Ю. Щербака «Чернобыль» (1987),
роман B. Яворивского «Мария с полынью в конце века» (1987).
«Перестройка»
(1986-1991 гг.) примечательная прежде всего постепенным снятием запрета с исторических
личностей (И. Мазепы, М. Игру-сапожного, С Петлюры и др.), полным раскрытием
спецсховів и возвращением литературного творчества многих писателей (М.
Кулиша, М. Хвылевого, В. Пидмогильного, В. Винниченко (лучшие романы которого и
до сих пор не переизданы), Есть. Маланюка. В. Самчука, И. Багряного, В. Барки, Бы.
Антоненко-Давидовича, В. Стуса и др.). Существенные изменения произошли в украинском
литературоведении после знакомства с запрещенными трудами украинских ученых
нач. XX ст. (М. Игру-сапожного, С Ефремова, М. Зерова) и литературоведов
диаспоры (Д. Чижевского, Ю. Шереха-Шевелева, Г. Костюка, И. Кошелівця, Г.
Грабовича и др.)
С конца
80-х годов писатели Украины принимают активное участие в политической и культурной
борьбе за государственную независимость. По инициативе писательской общины
создаются Общества украинского языка им. Т. Г. Шевченко, Народный Рух
(И съезд которого открывал О. Гончар), происходит массовый выход из рядов
КПСС творческой интеллигенции, которая участвует в создании и деятельности политических
партий и т.д.
После
провозглашение независимости Украины 24 августа 1991 г. окончательно отменяются
любые ограничения для самовыражения художника. В последнее время к литературному
лексикон вошло понятие «украинская литература после 1991 года», которым стали
обозначать постсоветскую литературную эпоху, которая совпала с вхождением в историю
нового поколения украинских писателей. «Дев'яностівці», в отличие от
немного старших « восемь-десятников », формировались в условиях национальной депрессии.
В основу эстетики писателей-«дев'яностівців» легли разочарование национальной
идеей, обществом, самим человеком. В это время внезапно исчезли идеологические
привязные ремни, что дало литературе интересные произведения молодого поколения творческой
интеллигенции. Вообще, литература последних десятилетий XX в. является весьма
высокохудожественным, а ее авторы удостоены различных премий.
В прошлое
отходят партийно-идеологический контроль над литературой, соцреалізмівська
закомплексованность писательского творчества, а зато активизируются
раскованность художественного мышления, интеграция в мировой литературный процесс с
его философско-эстетическим разнообразием.
Художественная
сознание современных художников претерпит глобальных изменений и переориентации,
происходит переоценка жизненных и эстетических ценностей - в конце концов,
завершается еще одна литературная эпоха, и на наших глазах возникает и формируется
новое качество художественного слова.
Последнее
время появились новые журналы: «Хроника 2000», «Световид», «Основа», «Знак»,
«Башня», «Степь» и др. Вернулись в Украину диаспорные издания «Современность»,
«Украинское слово». Коренным образом обновились журналы «Отечество», «Днепр», «Киев»,
«Колокол» («Октябрь»), «Березиль» («Знамя»).
Сегодня
авторы не имеют ограничений в выборе стиля или формы.
В
литературном процессе можем выделить три основные стилевые направления:
1) Традиционная
народническо-реалистичная течение. Представители: Анатолий Димаров, Василий
Захарченко, Юрий Мушкетик, Борис Олийнык, Дмитрий Павлычко, Роман Иваничук.
2) Модернистское
течение. Представители: Василий Барка, Николай Винграновский, Василий Голобородько,
Иван Драч, Оксана Забужко, Лина Костенко.
3) Постмодернистская
течение. Представители: Валерий Шевчук, Иван Андрусяк, Николай Бабак, Юрий
Андрухович, Степан Процюк, Андрей Охримович, Евгений Пешковский.
В советские
времена были не только запрещены писатели, но и запрещенные произведения на определенную
тематику. За последние 10 лет к читателям пришли роман «Северин Наливайко»
Николая Винграновского, «Берестечко»» Лины Костенко, «Иерусалим на горах» Романа
Федорива, «Прибутни люди» Василия Захарченко. Духовное обнищание нашего
общества, крик души - такие темы доминируют в повестях и романах Оксаны
Забужко, Юрия Андруховича, Павла Загребельного (роман «Голая душа»).
Появляются
новые массовые объединения, как: «Бу-Ба-Бу», «Пропала грамота», «Червона фіра»,
«Псы святого Юра» и т.д.
Поэзия 90-х
гг. очерчена в единой плоскости жанра ведущих художественно-философских направлений.
Развивается авангардная лирика. Примером может служить «Пропала грамота».
их сборник с таким названием вышла в свет в 1991 году.
Поэзия
конца 90-х обозначена именами И. Бондаря-Терещенко, А. Гордона, И. Павлюка, С.
Процюка, В. Слабчука и др.
Эстетические
искания видим и у лучших представителей поэзии девяностых с харьковского літгурту
«Червона фіра» во главе с С. Жаданом. Его считают незаурядной поэтической
индивидуальностью.
Поэзия
конца XX в.- это поэзия новой эпохи - эпохи эстетической свободы.
Ю.
Андрухович - одна из самых заметных, самых противоречивых и интересных фигур в
современном украинском литературном процессе. Он имеет в творческом багаже такие
сборники: «Небо и площади», «Центр», «Экзотические птицы и растения», является автором
повести «Рекреации» (1992), романа «Московиада» (1993) и «Перверзия» (1996).
Участник літгурту «Бу-Ба-Бу».
Особый
интерес вызывает роман писателя «Московиада». Это яркий образец литературы
постмодернизма. С первых строк бросается в глаза сквозная его признак -
анти-идеологичность. Читателю об этом говорит и место, и время, и окружение,
описанные в произведении.
С первых
эпизодов видно, что речь в романе идет о нечто грандиозное, а это, как видим дальше,
Российская империя, СССР, «Третий Рим». Автор показывал только один майский день
1991 года (накануне путча?), но сумел представить полную картину жизни людей в
хаосе рабства. Каждый в этой стране живет настоящим (не случайно очерчена лишь
одна сутки). События этого дня не измеряются ни содержательностью, ни полезностью, ни
перспективностью. Так автор подводит нас к пониманию причин, которые заставили людей
быть рабами своих поступков. Это - абсурд идеологии. Ведь только заидеологизированность
заставила повиноваться тому, чему бы никогда не смирился, слушаться тех, кого бы никогда
не слушался. Герои даже не пытались разобраться в том, что творится, и
главный герой одинок в попытке понять окружающий мир.