Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС (конца XVIII - первых десятилетий XIX в. (1798-1840 гг.)

Григорий Федорович Квитка-Основьяненко (1778-1843 гг.)

«Маруся»


К сентиментально-реалистических произведений Г. Квитки-Основьяненко принадлежат семь повестей: «Маруся» (1834 г.), «Хорошо делай, хорошо будет» (1837 г.), «Козырь-девка» (1838 г.), «Искренняя любовь» (1839 г.), «Божьи дети» (1840 г.), «Сердешна Оксана» (1841 г.) и «Перикотиполе» (1843 г.).

Повесть «Маруся» появилась в 1834 году в результате полемики Г. Цветки с теми представителями официальных кругов и критики, которые скептически утверждали, будто украинском языке невозможно создать что-то такое, что было бы «и обычное, и ніжненьке, и разумное, и полезное». «Маруся» стала фактом утверждения украинской художественной прозы на народно-разговорной основе.

Основной замысел уезде «Маруся» заключается в изображении простых людей, их внешней и внутренней красоты, ума, глубоких чувств, гармонии жизни с природой и трудом, что придает им морального превосходства над господами.

Такому идейному замыслу соответствуют тема, сюжет, композиция и образы повести.

Тема повести - жизнь простого народа, его труд, быт и обычаи.

В основе сюжета лежит любовь девушки-крестьянки, дочери состоятельных родителей, до парня-наемника, сироты, назначенного в рекруты. Чтобы откупиться от солдатчины, парень идет на заработки, но, вернувшись, находит возлюбленную мертвой. В отсутствие Василия Маруся простужается и умирает. С горя парень уходит в монастырь, где умирает от тоски по любимой.



Образы произведения Маруся

Маруся - главная героиня повести, наделенный лучшими человеческими качествами: красивая, честная, послушная, трудолюбивая, уважительная, религиозная. ее портрет - народный идеал красоты: Высокая, прямесенька, как стрелочка, чорнявенька, глазенки - как терновые ягодки, бровоньки - как на шнурочке, личиком красная, как господская рожа, что в саду цветет, носочек так себе пряменький, с горбинкой, а губоньки - как цветочки расцветают, и меж ними зубоньки - как будто жорнивки, как одна, на ниточке нанизаны». Особо отмечено, что Маруся «до всякого дела неусыпное».

В духовном мире Маруси самое важное - чувства. Автор раскрывает внутренний мир героини в любви к Василию. Внешняя и духовная красота Маруси идеализированные писателем, в обрисовке его образа очень ощутимый фольклорный влияние: краснеет, «как калина», встрепенулась, «как рибонька», «когда бы ей крылья, полетела бы на край света».

Маруся искренне и нежно любит Василия, ее внутренний мир полон чувств, душевной красоты. Девушка стремится к счастью. Послушная и покорная, она решилась умолять отца выдать ее замуж за Василия: «Папочка, миленький, милый, лебедику! Матушка моя родимая! Утінко моя, перепелочка, голубочко! Не губите своего ребенка; дайте мне, бідненькій, еще на свете пожить! Не разлучайте меня с моим Василечком». Но имущественное неравенство и солдатчина стали непреодолимым препятствием к их бракосочетания.

Василий идет на заработки, чтобы освободиться от солдатчины, а Маруся тяжело за ним сокрушается, ночей не досыпает, однако волю родителей - не встречаться с Василием к сватовству без ведома родителей - выполняет.

Речь Маруси ласковая, високопоетична, соотносится с языком народной песни и сказки. Героиня часто использует слова из песен: перепелочка, сизый голубочок, милый, лебедику, казак мой и другие.

В образе Маруси есть противоречие между морально-дидактическими наставлениями Г. Цветки и реальным изображением жизни. Влюбившись в Василия, Маруся, которая считала вечеринки и встречи с ребятами грехом, перестает вести аскетическую жизнь. Этот образ глубоко лирическим, трогательным, однако он не имеет четко выраженных типичных черт характера. Но, несмотря на это, Маруся является одним из лучших персонажей украинской прозы.



Василий

Образ Василия гармонирует с образом Маруси. Василий - бедный крестьянский парень, сирота, работает свитником в городе. Он умный, красивый, трудолюбивый и религиозный. Портрет его обрисован в фольклорном духе: «Парень хороший, русый, чисто підголений; чуб чепурной, уси казацкие, глаза веселенькие, как звездочки: на виду румяный, моторный, обычный...» Василия уважают взрослые, с ним хотят дружить молодежи, хотя и сирота, однако он до всякой работы способен. Умственные способности Василия оказались в том, что он быстро научился грамоте у купца.

Василий влюбился в Марусю с первого взгляда и чувствовал себя чрезвычайно счастливым, когда узнал, что это любовь взаимна. Автор пользуется фольклорными оборотами для выражения Василием своих чувств: «Марусенько, моя лебідочко, зірочко моя, рибочко, перепелочка!.. Я будто в раю!»

Василий нравился родителям Маруси, но препятствием на пути бракосочетания стояла солдатчина. Мольбы Маруси и Василия кончились договоренности между непреклонным отцом Маруси и Василием: Наум отдаст за него дочь при условии, что тот заработает себе на найомщика и таким образом откупится от солдатчины. Василий повинуется судьбе и идет в батраки к купцу.

Василий возвращается с заработков, но Марусю застает уже неживой. Увидев Марусю в гробу, Василий «жалобно закричал, застонал, побледнел как смерть, и тут же и упал, как неживой!..». Большая чувствительность и переживания присущи Василию. Он тяжело воспринял смерть любимой, даже хотел покончить жизнь самоубийством, но нашел другой выход: постригся в монахи печерского монастыря. Вскоре после пострижения Василий умирает в монастыре под именем отца Венедихта.

В образе парня воплощены глубокие переживания от потерянного счастья.

О. Гончар, исходя из «народных критериев», писал: «В образе Василия писатель пытался воплотить характерные черты лучшего парня, такого парня, который был бы достойным Маруси»



Наум Дрот и его жена Настя

В образе Наума Дрота Цветок показал идеального, на его взгляд, крестьянина.

«Наум Дрот был парень на все село, где жил. Отцу и матери послушный, старшим себя покорный, границ обществом друг, ни полслова никогда не солгал, водки не впивавсь, пьяниц не терпел, с ленивыми не водивсь, а к церкви - да хоть бы и маленький праздник, только поп в колокол, он уже и там... Когда прочує которую бедность, наделит по своей силе и совет добрый даст.

Счастливую и зажиточную жизнь было у него с женой Настей, их заботило лишь то, что не было детей, и не знали они, кому достанется их добро после смерти. А в них было и воликів пар пять, была и кляча, были и батраки; было чем и отбывать барщину, и в дорогом ходить; была и нивка одна и вторая, еще дедовская, а третью он сам уже купил, так ему было чем орудовать».

Наум желал счастья своему единственному ребенку, поэтому, хоть и уважал Василия, и за бедняка, что имел в рекруты идти, дочку не отдал.

Семья Проводов очень религиозная, этим и объясняется пассивность героев, их невмешательства в собственную судьбу: Наум во всем надеялся на «волю божью», и Марусю так научил.

В семье Наума Дрота никогда не было семейных ссор, а только взаимное уважение и почет. Однако Наум был непоколебим в своих намерениях, и в семье царили патриархальные нравы: дочь и жена конечно его слушались. Настя говорит: «Он мне закон, а не я ему». А Маруся про отца так говорит: «осилила, не осилила, а когда отец без шуток и чуть ли не сердитый, то надо встать».

Жена Наума Настя - трудолюбивая, религиозная, любящая мать, добрая и покорная. Она желала счастья для Маруси, хотела выдать ее замуж за Василия, но покорилась воле мужа. Образ Насти раскрыт не так широко, как образы других героев.

Смерть Маруси стала тяжелой потерей для родителей. На похоронах дочери Настя раздает ее приданое сиротам и бедным девушкам, раздает свечи подружкам и умоляет: «Засвітіте их, проводіте мою Марусеньку и ведайте: как горят ваши свечечки, так горит мое сердечко от тоски великой, пряча одним одну доченьку, утешение мое... а сама остаюсь при старости, как билиночка в поле, и слізоньками умываясь».



Художественные особенности повести

Нужны художественные средства для создания повести «Маруся» Цветок нашел частично в песенном фольклоре, богатом на описания чувств, частично в сентиментальной литературе конца XVIII - начала XIX века, на которой формировались его идейно-эстетические вкусы, а также литературные предпочтения Квитчиной жены Анны Григорьевны, которая имела значительное влияние на его творчество.



Теория литературы

Сентиментализм (с французского- «чувствительность») - литературное направление второй половины XVIII - начала XIX века, характеризовавшийся особым вниманием к духовному миру человека, которая по своим моральным качествам противостоит бездуховном существованию представителей высших классов. Сентиментализм возник в Англии с появлением романа Л. Стерна «Сентиментальное путешествие», который и дал название новому литературному методу.

В европейской литературе сентиментализм развивался во второй половине XVIII века, в русской литературе он появился чуть позже и был связан с творчеством М. Карамзина.

Описывая в основном быт, семейную жизнь обычного человека из средних и низших слоев населения, сентименталісти свою задачу видели в том, чтобы разжалобить, растрогать читателя. Они акцентировали внимание на глубоких чувствах и страстях героев, их переживаниях, вызванных несчастной любовью, трагическими обстоятельствами, в частности смертью героя.

Чтобы глубже раскрыть внутренний мир героев, писатели-сентименталісти прибегают к лирических отступлений, часто изображают пейзажи и ведут рассказ от первого лица.

В форме рассказа старожила харьковской окраине Грицько Основьяненко автор подает трогательную историю чистой и верной любви, которая заканчивается трагически.

В любви, внезапной смерти Маруси и смерти Василия от тоски нет ни художественной, ни жизненной правды, ибо нет их психологической мотивации. Вместо мотивации событий автор использует средство сентиментализма - предсказания сердца. Трагизм развязки (смерть Маруси) будто предполагается, когда уже после счастливого сватовства Маруся, провожая Василия на заработки, неожиданно говорит: «На кладбище меня покидаешь, на кладбище меня и найдешь!» Такие намеки, мотивы предсказания сердца были достаточно характерны для сентиментальной манеры письма Г. Квитки-Основьяненко.

Черты сентиментализма в повести «Маруся» сочетаются с чертами реализма. Реалистично изображает писатель будни крестьян, впервые в украинской литературе показывая трудовую деятельность земледельца.

Но полнота и богатство жизни народа, его реалистическое видение и восприятие не всегда вписываются в выбранную художественную форму, тогда и появляются живописные картины украинской природы, красочное описание свадьбы, мелодичная речь.

Повесть «Маруся» насыщенная точным описанием народных обычаев и обрядов, детальным воспроизведением быта. Широкое использование жизненного материала, постоянное обращение к народному творчеству придают ей национального колорита.



Оценка повести критиками

Повесть «Маруся» является лучшей среди прозаических произведений Г. Ф. Квитки-Основьяненко, и она завоевала положительные отзывы как украинской, так и российской критики. «Грицька Основьяненка, - отмечал М. Полевой, - после его «Маруси» мы причисляем к нашим выдающихся современных писателей».

П. Плетнев писал: «Его «Маруся» в своем роде такая же высочайшее совершенство, как и любое из бессмертных произведений прекрасного давности... Мы хотели бы поделиться таким сокровищем не только со всей Россией, но и с Европой».

О. Афанасьев-Чужбинский высоко ценил влияние «Маруси» на читателей: «Кто из нас, малороссиян, не плакал, читая эту замечательную повесть, эту простую, непримхливу драму, но драму, которая расшевелит найзачерствілішу душу...»

В. Белинский именно на примере «Маруси» разрабатывал и углублял «такой важный момент теории реализма, как типізуючий способ изображения». Он отмечал недостаток индивидуализации образов «Маруси» и ее растянутость, однако заметил: «Хотя если бы сам автор дал право выбрасывать из его повести все, что кажется вам лишним, - вы не нашли бы строки, который бы можно было выбросить».

Сам Г. Квитка-Основьяненко в письме к П. Плетнева пишет о популярности «Маруси» в народного читателя и замечает, что охотно присоединяется к тем, кто считает, что ему не нужно другой эпитафии как «Он написал "Марусю"».