Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС (конца XVIII - первых десятилетий XIX в. (1798-1840 гг.)

Григорий Федорович Квитка-Основьяненко (1778-1843 гг.)

Формирование литературно-эстетических взглядов


Мировоззрение писателя формировалось в сложных общественно-политических и культурных условиях. Вели кий влияние на него имели просветительская русская литература конца XVIII - начала XIX века (произведения И. Крылова, В. Капниста, Д. Фонвизина и М. Карамзина) и представители украинской литературы, в частности Г. Сковорода и И. Котляревский.

Жизнь и творчество Григория Квитки пришлись на времена обострения классовых противоречий, в литературе доминирующими стали сатирические тенденции. Сильными они были и в творчестве писателя. Мастерства сатирического изображения человеческих пороков Г. Цветок учился в украинского писателя-философа Г. С Сковороды, влияние которого ощутимо сказался на его творчестве.

Одним из примеров такой сатиры являются акростихи и Сатирические стихи, вышедшие в «Харьковском Демокриті» и «Украинском вестнике» (1816-1818 гг.). «Писатель стремился художественным словом повлиять на воспитание дворян в духе высокой морали. Он пытался писать так, чтобы была "нравственная цель"».

Исходя из такого понимания общественной роли литературы, он ставил перед ней морально-дидактические задачи, и направил острие своей сатиры против безнравственности.

Стремление к народности и реализма, характерное для украинской литературы от Котляревского до Шевченко, был определяющим и для творчества Григория Квитки.

До начала 30-х годов XIX века писатель писал на украинском языке и использовал фольклор для написания своих произведений. Персонажей Цветок брал из повседневной жизни. В повести «Маруся», например, описание главной героини связано с народно-песенными образами.

Во многих сентиментально-реалистических произведениях Г. Цветки довольно сильно чувствуется гуманизм, сострадание тяжелом положении простого люда. Писатель осуждал жестокое отношение господ, сельской власти к крепостным, к деревенской бедноты. Однако народность произведений Цветки специфическая, отличная от романтиков. Увлекаясь народом, писатель не обожает, а критикует его невежество, пороки, которые стремится искоренить.

Несмотря на противоречивый характер идейно-эстетических взглядов Григория Квитки-Основьяненко, в понимании основных проблем эстетики (общественного значения и задач литературы и идейно-художественных принципов отражения действительности) он приближался к передовой в его время реалистической эстетики. А творческое наследие Цветки, особенно «малороссийские повести», стала весомым вкладом в развитие украинской литературы дошевченківського периода.



ЭТО ИНТЕРЕСНО

Т. Шевченко высоко оценил лучшие произведения Квитки-Основьяненко.

В первые годы своего творчества положительно оценивает общественную деятельность и талант Г. Квитки-Основьяненко, восхищается его произведениями: «Любите меня так, как я люблю вас, не видя вас отродясь... Ваша Маруся так мне о вас рассказала, что я вас навылет знаю». Поэт даже посвятил ему свое стихотворение - послание «К Основьяненко», в котором называет писателя отцом.

Но впоследствии Т. Шевченко критически отозвался о творчестве Г. Цветки: «Покойный Основьяненко очень хорошо присматривался на народ, и не прислушивался к языку, потому что, может, не слышал его И в люльке от матери».