Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС (конца XVIII - первых десятилетий XIX в. (1798-1840 гг.)
Григорий Федорович Квитка-Основьяненко (1778-1843 гг.)
Бурлескно-реалистические произведения
В творческом наследии Г. Ф. Квитки-Основьяненко есть восемь бурлескно-реалистических произведений, написанных на украинском языке. Это рассказы: «Салдацький патрет» (1833 г.), «Мертвецкая Пасха» (1834 г.), «Вот тебе и сокровище» (1837 г.), повесть «Конотопская ведьма» (1837 г.) и небольшие рассказы «Пархімове завтрак» (1841 г.), «На пущання, как завязано» (1841 г.), «Купирован разум» (1842 г.) и «Підбрехач» (1843 г.).
Бурлескно-реалистичные произведения Г. Квитки-Основьяненко по содержанию и форме приближаются к фольклорных образцов прозы и в бурлескной поэзии первой половины XIX века.
Самым популярным в народе был рассказ «Салдацький патрет», впервые напечатанное в 1833 году в альманахе «Утренняя звезда» в Харькове. Идейный замысел этого рассказа Цветок изложил в письме к редактору журнала «Современник» Плетнева в 1839 году: «Я написал «Марусю», и когда убеждали меня печатать, то я, боясь цеховых скалозубів, написал для них «Салдацький патрет», чтобы защитить себя от их насмешек и чтобы они поняли, что сапожнику нельзя понимать швейного дела». То есть «Салдацький патрет» по своему замыслу является защитой на заброску о неспособности писать на украинском языке глубокие серьезные произведения.
Лучшим юмористически-сатирическим произведением Квитки-Основьяненко есть повесть «Конотопская ведьма». Это произведение выделяется не только объемом, но и остротой и социальным содержанием сатиры, особенностью композиции и мастерством создания образов. Автор, мастерски переплетая реалистичные картины с фантастикой, сатирически изображает жизнь и быт казацкой старшины конца XVIII века. В одном из писем к П. Плетнева Цветок сообщает о купание ведьм. По мнению исследователя В. Гнатюка, такие расправы над людьми были обусловлены засухой и голодом. В отчаянии люди устраивали топки ведьм. Если женщину подозревали в ведьмовстве, то бросали ее в воду: когда держится на воде, не тонет, то считали за ведьму. По старинным убеждениям вода не принимает к себе нечистого, ибо освящена Божьим крещением.
Повесть - не только сатира на казацко-старшинницький устройство, но и произведение, тесно связан с фольклором.
Талантливый писатель-юморист Г. Квитка-Основьяненко создал ряд высокохудожественных сатирико-юмористических повестей, высмеяв в них отдельные общественные пороки и отрицательные человеческие черты и этим именно сделал значительный шаг на пути к критическому реализму.
Юмористически-сатиристичні произведения Г. Ф. Квитки-Основьяненко, не смотря на фантастические сюжеты, были построены на мотивах социального неравенства, критики Быта господ, произвола судопроизводства, были близкими к народной жизни и имели мудрого рассказчика из народа. В этом и заключался их большой успех у читателя.
|
|