ВОРОБКЕВИЧ СИДОР (ИСИДОР) (псевд. - Даниил Миака, Сирота из Буковины, Исидор В. и др.; 05.05.1836, Черновцы - 19.09.1903, там же) - писатель и композитор, редактор, культурный деятель, педагог, дирижер.
Правнук литовского шляхтича Скульского Млаки где Оробко. Происходил из семьи учителя богословия. С 10-летнего возраста его, уже сироту, в г. Кицмане воспитывал священник - дед и бабушка - носители украинского фольклора. Еще тогда увлекся романтикой казачества, которая позже стала объектом литературных писаний. В гимназический период (в Черновцах затем закончил еще духовную семинарию) начал собирать народнопісенну творчество Буковины; ее мелічні образцы давали импульс собственном компоновке. С 1861 г. был священником в горных приходах. Кроме выполнения пастырских обязанностей, и дальше призбирував песни, читал украинскую классику, установил связи с Я. Головацким, Бы. Дідицьким и др. Начинает и сам писать стихи и прозу. 1863 г. в сборнике «Галичанин» состоялся дебют лирика: цикл «Мысли из Буковины» представлял не только любимый романтический жанр поэта, но и патриотическое чувство его относительно малой родине и ее красоты. С Тех Пор С. Воробкевич стал автором в журналах «Правда», «Заря», «Вечерниці» и др.
Оживлением деятельности мастера слова и музыки обозначенный период после переезда в Черновцы, где он получил должность учителя пения. Первый духовой музыка на Буковине получал образование в Вене, затем руководил хорами, имел титул профессора богословия в Черновицком университете и сан архіпресвітера-ставрофора. Был воспитателем одного из основателей румынской музыки Ч. Порумбеску и украинского композитора и музыковеда Есть. Мандичевського, автором учебников пения для народных школ. Написал около ста мелодий на собственные тексты («Над Прутом», «Заиграй ты, цыган старый»), снарядил прекрасной музыкой поэзии Т. Шевченко («Проходят дни» и Др.), И. Франко («Ой ты, девушка, из ореха зернышко»), Г. Шашкевича, Ю. Федьковича. Был первым председателем Русского литературного общества, инициатором создания журнала «Буковинская звезда», издателем альманаха «Русская изба» (1877), представитель идеи единения всех украинских земель, что укрепилась после посещения Киева 1874 г.
«Один из первых жаворонков новой весны нашего народного возрождения» (И. Франко), Воробкевич-лирик отличается богатством жизненных наблюдений, простотой высказывания. Хороший знаток быта различных этносов Буковины, тонкий романсист и эпик-баладник, он сочетал романтические черты с реалистичными. Источником эпических «дум» о батальные события из жизни казачества XV - XVII вв. были авторская «любовь к неньке - Украине, казачеству», «степям, курганам - могилам», историографические труда. Большинство произведений до сих пор не перепечатывалась учитывая их якобы художественную слабость. Однако в пользу их свидетельствуют батальная динамика, лиро-драматическая стихия и действенный патриотизм («Муравей», 1865), казацкий юмор изложения («Казак Торба», 1871), галерея героических образов Подковы, Нечая, Наливайко.
С. Воробкевич создал и значительные по объему поэмы «Нерон», «Клеопатра», «Иван Грозный». Доброе мастерство проявил поэт в жанрах лирического «портретирования» («Марийка с Розтік», «Хорошая василек»), элегии («Старая мельница»), песни (цикл «Песни без названий»), романса («Девушка чернобровая»), мысли, что оспаривает личную или социальную скорби (цикл «Мысли»), рассказы («Окаменевшая богачка»). Обогатил поэзию совершенными пейзажами, осветив и новое антиномию «цивилизация - природа» («Плакучий лес»). Короной лирики есть стихи о любви к родному краю («Моя Буковина», «То наши дорогие высокие Карпаты», «Буковина дорога!»), возрождение «русинов» («Збудилась Русь», «Русская песнь»), преданность «языке родной, родному слову» («Родной язык»). Именно такого рода писания Воробкевича «были обще известные... будили любовь и до всего народа, и к более тесному отечества, Буковины, скрепили духа земляков в тяжелые времена, указывали на судьбе народа» (А. Маковей), воспитывали молодежь. «Запоздалым» романтиком Воробкевич остался верным козакофільству (поэмы «Паволоцкий полковник» и «Иван Орленко», эпический стих «Смерть и гроб Бы. Хмельницкого», напечатанные в «Буковинском православном календаре» на 1889-1891 гг.), «поэтическом язычеству» народа (баллады «Русалка Черемша», 1889 и «Вівчарева полонина», 1893), культивируя и библейские мотивы, эстетически трансформируя кобзарские «напевы» (архивный цикл «В память нашим кобзарям»), 1901 г. во Львове благодаря И. Франко вышла единственная прижизненная сборник поэта «Над Прутом».
Художественную прозу С. Воробкевича составляют рассказы и повести романтического и реалистического плана. Тематика ее довольно разнообразна - наделены фольклорно-этнографическими аппликациями исторические коллизии («Турецкие пленники»), реалистичный срез гуцульского жизни («Суженая», «Идиллия», «Елена»), сатирические рассказы про сельскую власть, пастырей («Амброзий Остапкевич», «Выдрессированный конь»), повестки из жизни интеллигенции («Кто виноват?», «Что объединяет людей?»). Борьба южных славян против турецкого кормиги отражается в героико - романтическом рассказе «Месть черногорца», цикле «Из несчастной Болгарии», балладе «Драгоманка». До лучших эпических произведений писателя принадлежит цикл юмористических рассказов о «странные порядки и чудные обычаи» городка Безглуздів и его «мудрых жителей», объединенных общим заголовком «Сміховинки» («Почему Яремко Головатый стал начальником Безглуздова», «Как безглуздівці ставили мельница» и др.). Проза Воробкевича - своего рода связующее звено регионального словесности между Ю. Федьковичем и О. Кобилянской.
В 70 - 80-е годы С. Воробкевич написал 18 пьес для театра общества «Русская беседа». Они удивительно песенные и музыкальные (имеют непременные песенные вставные «номера», что иногда заживали самостоятельного существования), нередко дидактические («Убогая Марта»). Из-под пера драматурга вышли также первые украинские оперетки: «Три грации» (1874), «Золотой мопс» (1879), «молодая Госпожа из Боснии» (1880), «Господин мандатор», популярная мелодрама «Гнат Приблуда» (обе - 1882). Одним из первых он драматично воспроизвел жизнь и соревнования рабочих («Блудный сын»). Его пьесы были репертуарными, имели успех, но в свет не выходили. До многих из них он создал и либретто, и музыку.
С. Воробкевичу относятся и музыковедческие статьи (цикл «Наши композиторы» - о М. Вербицкого, М. Глинку и др.), очерк «Мошул Николай Сучавский» (о знаменитого скрипача), три тома духовных проповедей.
Лит.: Гнатюк В. Изидор Воробкевич // Лет,- наук. вісн. 1903. Т. 24. Кн. 8; Загайкевич М. П. Музыкальная жизнь Западной Украины второй половины XIX ст. К., 1960; Франко И. Предисловие (к изд.: Данило Млака (Изидор Воробкевич) над Прутом) // Франко И. Собр. произведений: В 50 т. К., 1982. Т. 33; Бондарь М. П. Поэзия послешевченковской эпохи. К., 1986.
В. Погребенник