Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

ИОАННИКИЙ ВОЛКОВИЧ (гг. р. и см. невод.) - деятель Львовского братства.

В 1630 - 1631 гг. священник и проповедник в Львовской братской церкви Успения Богородицы, учитель школы Львовского братства. Автор декламации «Розмышлян[н]есть в муцє Христа, Спасителя нашего» («Смугаыи трєны в смугньш день страстей Христа, спасителя нашего» и «Bестьpшє на радостный день воскресенія Христа, Спасителя нашего»), изданной в 1631 г. «Розмышлян[н]есть...» занимает особое место в истории украинской литературы и театра. Это - первая известная украинская религиозная драма. Ее постановка была осуществлена учениками львовской Ставропигийской школы. Спектакль состоялся, очевидно, на дворе Успенской церкви. Материальную поддержку спектакля, вероятно, обеспечивал купец Гавриил Маркович Лантиш (это фамилия видим и среди исполнителей «Розмышлян[н]я...»; видимо, речь идет о сыне мецената, который мог в то время учиться в Ставропигийской школе; другие исполнители - Георгиевич и Буневський).

По мнению исследователей Иоанникий Волкович, работая над «Розммшлян[н]ем...» ориентировался на известную византийскую драму «Христос пасхон» («Христос-страстотерпец», которая приписывается Григорию Богослову; и язык и метрика произведения свидетельствуют о написании его в XI - XII вв.). Как и византийский образец, сочинение Иоанникия Волковича состоит из двух частей: первая посвящена страданиям Христа, вторая - его воскрешению. Однако, перерабатывая для нужд украинской школы «Христа-страстотерпца», драматург не мог пренебрегать требованиями иезуитской теории драмы, которая в начале XVII в. приобретала распространения и влияния в Украине. В частности, запрещалось показывать на сцене Бога - Отца, Иисуса Христа, Матерь Божью. Вместо них выступали аллегорические персонажи - Сила Божья, Милость Божья и др. (существовали справочники с описаниями аллегорических персонажей, что ими пользовались в XVII - XVIII вв. постановщики спектаклей).

В драме Иоанникия Волковича действуют Души набожные, Вестники, Милость Божья, Ангел, Радость церкви, Милосердіє Бог, Разум, Память, Воля, Звитязтво, Триумф, Крест, Копье, Трость, Гвозди, которыми был прибит к кресту Иисус, Отрочата. Драматического действия в «Розмышлян[н]и...» мало (в связи с этим произведение часто называют декламацией). Все события происходят за сценой, а об их ход мы узнаем из рассказов Вестников: один повествует, что «связанного Иисуса к Аннаша порвали», другой - что «пред Кіафою Иисус предстоит: где Петр смєлый учителя ся своей запираєт», потом идет рассказ, что «Иисуса юж к Пилату отдано», «иж с господина ся насмєвают» и др. Душа побожная воспроизводит «плач Пречистои панны».

Вторая часть «Розмышлян[н]я...» посвящена триумфа по случаю воскресения Сына Божьего. С барочной пышностью и изысканностью рассказывается об орудиях пыток Иисуса Христа: крест, на котором распяли Сына Божьего, подается как лестница на небо, как мост, по которому мы будем введены в земле обетованной, как древо, что нас возвеличило; копье пробил в теле Иисуса Христа отверстие, через которое можем «латво осматривать, какой милости господин рачил к нам палаты»; гвоздь становится оружием, которым могут защищаться христиане, и др.

«Розмышлян[н]есть...» демонстрирует незаурядную версифікаційну сноровка Иоанникия Волковича: здесь и тринадцятискладник, и сапфічна строфа, что, конечно же, урізноманітнювало ритмический рисунок драматического текста во время исполнения перед аудиторией. Ценными в этом плане являются случаи членения одной строки на более мелкие отрезки, которые произносились разными исполнителями, что также увиразнювало звучания текста со сцены.

Лит.: Возняк М. Диалог Йоаникія Волковича с 1631 г. // ЗНТШ. 1920. Т. 129; Резанов В. И. Драма украинская. 1. Старинный украинский театр. К., 1926. Вып. 1; Украинская поэзия XVII ст. (первая половина). К., 1988.

М. Судимая