Современная украинская литература
Русскоязычные поэты в Украине
Урок-итог
Завершая школьный курс изучения украинской литературы, вы убедились, что национальная литература тематически и жанрово богатая и разнообразная. Вклад украинской литературы в духовную сокровищницу человечества уникальный и неповторимый, как своеобразным и неповторимым был исторический путь Украины. Героические подвиги и свершения украинского народа, его жизненный опыт, философия, способ мышления, морально-художественный потенциал, высокий патриотизм нашли свое художественное воплощение в произведениях украинских писателей. Они находились на переднем крае духовного, национального, культурного и художественного развития, поддерживая дух свободы и гуманизма, призвали в трудные часа до борьбы с врагами, воспевали отвагу, мужество защитников Отечества, высоко ценя верность своей земле и самоотверженную любовь к Украине. Художники слова познавали настоящее и стремились заглянуть в будущее, открывая новые плоскости бытия, новые черты в национальном характере украинца, восхищаясь его душевной красотой, нравственной силой, альтруизмом, совісністю, обостренным чувством долга перед народом, одухотворенностью и поэтичностью натуры. Они воспитывали у читателя чистоту помыслов, благородство, достоинство, свободолюбие, стремление к высоким идеалам, учили ненавидеть деспотизм, любые формы проявления угнетения, духовного и физического рабства, осуждали безнравственность, преступление против совести и разума.
В XX веке украинская поэзия была современной по содержанию и форме. Ее пробирает гуманистический идеал как основа життєді - яння лирического героя, который в стихах Николая Зерова, Максима Рыльского, Евгения Плужника, Евгения Маланюка, Богдана Бойчука, Василия Симоненко, Николая Винграновского, Ивана Драча, Лины Костенко, Бориса Олийныка становится мерой Вселенной. Проблематика стихов «Розы и виноград» Максима Рыльского, «Тишина и гром», «Земное притяжение» Василия Симоненко, «Гранослов», «Тайна твоего лица», «Сонеты подольской осени» Дмитрия Павлычко освещается сквозь призму метафорического мышления, яркой образности, философской углубленности в тайны мира и космоса.
Лирика многих украинских художников XX века наполнена нежными чувствами и богатой гаммой переживаний. Особенно расцветает медитативная, пейзажная, урбанистическая, философская и интимная лирика. Обновляется жанр баллады, сонета, элегии, вводятся формы восточных народов: рубаи, хокку. Кроме того, украинская поэзия XX века отмечается особым лиризмом, раскрытием глубоких чувств и переживаний лирического героя. Поэтому немало стихотворений было положено на музыку, а некоторые стали народными песнями.
Особенно популярной среди народа есть «Песня о полотенце» Андрея Малышко. Поэт отразил всю гамму материнских чувств - грусти, щемящей прощания с сыном, когда он отправлялся в дорогу жизни, оставляя родной дом. Художник воссоздал материнскую величие и самоотверженную любовь в «Песне про рушник», которая получила всенародное уважение. Опираясь на фольклорные образы, традиции и обычаи народа, поэт описывает волнующую сцену: мать провожает сына в большой мир, дарит ему «на счастье, на судьбу» самое дорогое - вышитый рушник. В Украине еще с давних времен рушник был национальной святыней, символизируя согласие, благополучие, любовь, согласие, когда девушка дарила полотенца любимому, торжественно перевязывала полотенцем сватов во время помолвки, родных и крестных родителей во время свадьбы. Молодым, когда вступают в брак, полотенца кладут под ноги, чтобы было счастье. Им украшают дом, стол перед торжественными событиями. Собственноручно вышитые полотенце и рубашку подарила Андрею Малышко и его мать, отправляя сына на учебу в Киев. Всю жизнь поэт вспоминал это волнующее событие, с большой эмоциональной силой вылилась в прославленной песни. Произведение строится как монолог лирического героя, его искренняя исповедь, рассказ о родного человека в мире. В центре композиции - образ матери, красота ее поступка и души. Мать дарит сыну украинский рушник - символ ее любви и благословения. Красоту материнской души поэт раскрывает через выразительные детали. Труженица, она «ночей недоспала», чтобы вышить рушник, без которого не видит счастья своего ребенка. Лаконично, через выразительные эпитеты, автор рисует ее портрет: «И твоя верная материнская ласковая улыбка, И расстроенные глаза хорошие, голубые твои». Важную евфонічну функцию выполняет анафоричне «и», прием градации, песенная мелодичность, что ими усиливаются искренность чувств детей и величие матери-подвижницы, которой суждено было пережить разлуку с сыном, долгое ожидание. И главное - иметь верит в сыновью светлую судьбу: ведь полотенце является оберегом юноши! С образом матери лирический герой тесно связывает образ родной земли. В его воображении встают пастельные пространственные пейзажи: «росяниста дорожка», «зеленые луга и соловьиные рощи», «тихий шелест трав»в «щебетанье дубрав», которые всегда будут сопровождать героя дорогами жизни и вызывать светлые чувства.
В произведениях украинских художников затрагивались философские, морально-этические и эстетические проблемы и предлагалось их решения. Поучительным был их художественный опыт художников в изображении борьбы народа за национальное освобождение. Галерею образов борцов за свободу Украины изобразил немало художников. Они опоетизували героев, цель деятельности которых совпадает с за общенародных девизов угрожавших интересам: эти персонажи воплощают ответственность, активность, волю и ясную цель. Такими предстают Прокоп Клевер в новелле «Фавст» Григория Косынки, персонажи романов «Четыре сабли», «Всадники» Юрия Яновского. В предисловии к французскому переводу «Всадников» Луи Арагон увлекался лирико-романтическим стилем писателя, метафорической сконденсованістю образов, планетарністю видение.
В украинской литературе XX века отличается творческая личность Александра Довженко, чей вклад в духовную сокровищницу украинского народа и мира неоценим. Он относится к лирико-романтического стилевого течения в украинской прозе XX века. В своих новеллах, рассказах, кіноповістях он синтезировал традиционные средства эпического изображения действительности и человека (рассказ, сюжет, описания), лирики (лирические и философские отступления, монологи) и драмы (диалоги с полилогами) с приемами монтажа, свободного движения во всех координатах времени и пространства, с акцентом на зрительных, слуховых измерениях образов. Этой цели подчиняются сконденсированные формы повествования, в которой важную роль играет рассказчик-усезнавець, автобиографический рассказчик («Зачарованная Десна»), голоса героев. Довженко совместил документальную достоверность с репортажем наратора с места событий, элементы интеллектуальной и политической прозы, неоромантизм с неореалізмом. Художественное повествование построено в форме пересечения временных плоскостей, дежурство сегодня и вчера, завтра и позавчера. Вы знаете, что Довженко вошел в мировую культуру не только своими кинофильмами «Звенигора», «Арсенал», «Земля», «Щорс», «Иван», «Мичурин», но и бессмертными кіноповістями «Украина в огне», «Повесть пламенных лет», «Зачарованная Десна», «Поэма о море» и другими. В этих произведениях говорится о «могуществе человеческого духа» (Александр Довженко), изображена народ, что творит историю. В кіноповістях «Зачарованная Десна», «Украина в огне», «Повесть пламенных лет» особую композиционную роль играют монтаж, пришедший из поэзии, приемы разбивки статических кадров, синтез лирической патетики и всеобъемлющего восприятия картины мира, из фрагментов которой складывается целостный образ. Автор написал эпическую эпопею про украинский народ, который борется за свободу и утверждает духовные ценности, человеколюбие, жизнеутверждения. Эти черты национального характера воплощает Иван Орлюк, главный герой «Повести пламенных лет». Это многогранный характер украинца: сеятель хлеба и воин, защитник правды и страстная натура к добродетельности, мечтатель и влюбленный в родную землю воин. Его характер обрисован в русле неоромантической поэтики. Орлюк осуществляет необыкновенные подвиги, наделен чертами трудолюбия, выносливости, альтруизма, а еще - нежный мужчина, мужественный воин и сеятель. Это - воплощение души народа, украинского национального характера. События в произведении происходят с лета 1941 по весну 1945 года в пространстве от Сталинграда до Берлина. В произведении изображены украинское село над Днепром в период отступления армии, немецкой оккупации, во время освобождения и первой посевной. Закончив войну в Берлине, Орлюк возвращается в родное село, чтобы продолжить род на земле, женится на любимой Ульяной. Вітаїстичну концепцию жизни олицетворяет образ Матери-Земли, в целом Украины: «Нет, не прекратится бытие, лучшая из планет... Слава твоему хлебу, винограду и вину, слава прихода и ухода, весне и осени, дням и ночам, росе вечерней и утренней росе, любви и труда, и драгоценной крови, пролитой во имя свободы, во имя постижения главной тайны жизни на тебе - тайны нашей человеческой общности. Мы твои дети, и мы твоя мера: ты прекрасна!»
Довженко применил такие жанровые разновидности киноповестей: лирическая («Зачарованная Десна»), в которой активную функцию играет голос рассказчика-свидетеля, объединяя свои воспоминания в художественную целостность; экстенсивная («Поэма о море»), в которой сюжет является цепью событий, что развиваются напряженно, динамично; органическая («Повесть пламенных лет»), сюжет которой развивается органично, соответственно к развитию психологических, бытовых и идейных противоречий между героями; новелістична («Земля»), в которой сюжет, поступки героев умотивовуються, объективно описываются, но имеющаяся неожиданная развязка.
Важным достижением украинской литературы XX века является творчество Олеся Гончара. Его художественные открытия обогатили не только украинское, но и мировое писательство. С выходом его трилогии «Знаменосцы» европейские критики заговорили о писателе как выдающееся явление в осмыслении античеловечной войны, отмечая, что автор представил свою концепцию человека-гуманиста. Романист сумел с лирической задушевной теплотой и непосредственностью обрисовать многогранные характеры Юрия Брянского Шуры Ясногорской, Фомы Хаецкого, Евгения Черныша, Казакова и другие. Они у него земные, словно стоят рядом с читателями, призывая присмотреться к тем, что боролись за свободу народам Европы. Неслучайно Черныш произносит заветные слова: «Если нам, нам надо жить иначе... Жить дружнее, как-то теплее. С новым, более чутким отношением друг к другу». Этот человеколюбивый мотив борьбы как утверждение добра определяет пафос романа.
Новый этап прочтения войны представил автор в романе «Человек и оружие», художественно исследуя горькие и героические события 1941 года, когда в жестоких боях гибнут молодые люди - вчерашние студенты, защищая Родину от фашистской чумы. Будучи гуманистом, Олесь Гончар уже в названии отражает основные аспекты своей концепции войны и мира: оружие и человек - несовместимы, ведь войны уничтожают цивилизации, на войне гибнут молодые люди - цвет нации. Однако побеждают те, кто несет в себе высокую духовность, человечность, сосредоточенность. Романы «Человек и оружие» и «Циклон» Олеся Гончара - это дилогия, в которой действует главный герой Богдан Колосовский. Пройдя фашистский концлагерь на Холодной горе в Харькове, он в мирное время стал кинорежиссером, снимает фильм о своих друзьях, которые боролись с врагом, стремясь передать внутреннюю красоту своих собратьев. Его воспоминания становятся основой киносценария. Поэтому рассказ строится не по принципу хронологически последовательного изложения событий, а в форме пересечения временных плоскостей, дежурство наплывов, эпизодов, воспоминаний-видений. Такая композиция призвана осветить «преемственность человеческого в человеке».
Расцветает украинская историческая проза, в основе которой неразрывная вечная связь времен и эпох, стремление сквозь призму прошлого понять настоящее, познать его истоки, учесть уроки. Заметной является историческая романістика Павла Загребельного. В трилогии «Диво», «Первомост», «Смерть в Киеве» романист показал, по его словам, неразрывность времен, большое культурное наследие, оставленный нам историей, но который органично входит в наше время, формирует чувство красоты и величия. Особым новаторством обозначен роман «Чудо». Чтобы описать грандиозную картину бытия народа в течение веков, Павел Загребельный использовал композиционный прием смещение временных плоскостей: древность, построение Софии Киевской, Великая Отечественная война и современность. Идея романа - бессмертие народа в истории, искусстве, в титанической работы, мечты о свободном счастливую жизнь будущих поколений. Рассказчик-усезнавець рисует противоречивую эпоху Киевской Руси, Ярослава Мудрого, судьбе художника и народа, значение культуры и искусства в жизни общества. В романе поднимаются проблемы: народ и история, народ и искусство, народ и князь, князь и зодчий, христианская религия и византийская культура. Главный герой произведения - Сивоок, человек из народа. Он прошел большую жизненную дорогу: родился среди лесов Руси, мальчиком учился гончарства в деда Родимое, впоследствии - в византийских художников в Константинополе. Вернувшись в Киев, он соорудил удивительный собор - Софию Киевскую, создав бессмертный памятник народу и родной земле. Вопреки догматам византийской церкви, зодчий утверждает в красках отделок народную мифологию, любимые цвета русского простонародья. Образ Сивоока изображается многогранно, подается в развитии жизненного и духовного возмужания как нравственно устойчивой, цельной натуры с ясным мировоззрением. Важную роль играют внутренние монологи, душевные споры с самим собой и византийским Богом и его земными защитниками, несобственное прямая речь, поток сознания, помогают раскрыть эстетические идеалы и взгляды на жизнь Сивоока. Такими разнообразными оповідними средствами создается образ художника-философа, обладающего способностью предсказывать будущее. Он олицетворяет неиссякаемую творческую энергию народа, украинского искусства как средства самовыражения, а значит - бессмертие народа.
Художественно убедителен в романе «Чудо» образ Ярослава Мудрого. Как вы знаете, к этому образу обращался Иван Кочерга в драматической поэме «Ярослав Мудрый», в которой образ правителя несколько идеализированный. В романе Павла Загребельного образ русского князя изображено сквозь призму личных чувств, интимной жизни, быта, то есть в людиновимірному плане. Получив киевский престол, он меняется, становится суровым феодалом, заботясь не столько о государстве, как о своей славе. В образах Гордея-отца и Бориса-сына Отав воспроизведено духовных наследников Сивоока. Они живут в годы Великой Отечественной войны, стремясь любой ценой сохранить шедевр зодчества Киевской Руси для будущих поколений. Борис Отава считает, что чувство любви к родине вырастает и формируется в сердцах поколений в течение веков, а «не прививается одним махом, как оспа».
Уникальным явлением в украинском писательстве XX века являются романы в стихах «Маруся Чурай» и «Берестечко» Лины Костенко. Их объединяет историософское осмысление судьбы Украины на перекрестках истории, в сложных испытаниях на путях к независимого государства, а особенно - историческая память как залог интенсивного исследования нового, устремленного в будущее человечества. Оно не снимает вопрос связей с историей, моральными, духовными, экзистенциальными аспектами бытия. Рассматривая отдаленные события в истории Отечества сквозь призму современности, поэтесса органично сочетает ретроспективы с перспективами, описывая характер человека в ее глубинных, социально-исторических и нравственных измерениях. Отталкиваясь от легенды о Марусе Чурай, автора песен о свою эпоху, Лина Костенко показывает личную драму Маруси на фоне тогдашней украинской истории. Поэтесса вознеслась до глубоких философских обобщений, описывая жизнь в общенациональных масштабах и проблемах. Художественный мир его романов населяют все слои народа от простой девушки, мещан, крестьян, паломников к казацкой верхушки, в частности Богдана Хмельницкого. Гетман спасает Марусю Чурай от смертной казни: «Такую певицу покарать на горло, - да это же не что, а песню задушит». В глазах Ивана Искры Маруся - совесть народа, бессмертие которого воспевают ее песни: «Эта девушка не просто так - Маруся. / Это - наш голос. Это - песня. Это - душа».
Новые эстетические горизонты развития искусства слова, его пафос жизнеутверждения и человеколюбия, философичность, высокая духовность обеспечили украинской литературе мировое признание. Она стала заметным фактором мирового литературного процесса, активно способствуя творчества народов нашей планеты.