ВЛАДИМИР МОНОМАХ (1053 - 19.05Л125) - великий князь киевский.
Сын великого князя Всеволода Ярославича (из династии Игоревичей) и дочери византийского императора Константина IX Мономаха. Государственный и политический деятель, за время правления которого Киевская Русь достигла расцвета: стабильности внутри государства, высокого международного авторитета. Имел династические связи с княжескими, королевскими родами многих государств Европы, был высокообразованным человеком, хорошо знал отечественную и зарубежную культуру, продолжал традиции Владимира Великого и Ярослава Мудрого.
Известны три его произведения - «Поучение детям», «Граматка к Олегу Святославичу», «Молитва». Они являются образцами художественной словесности, построенные на основе отечественных произведений, в частности историософской (летописное) и проповеднической прозы и поэзии. «Поучение детям» - произведение дидактически-педагогического содержания.
Первым из названных произведений написано «Граматку до Олега Святославича» (1096 или начало 1097 г.). По форме это письмо - документ, обусловлен событиями семейно-государственной жизни. Автор письма - не только князь, отец, а и поэтически мыслящая натура, для которой реальные события (братоубийственные войны) является поводом для широких философско-этических обобщений, выраженных в яркой поэтической форме. В общем «Граматка...» написана ритмизованной прозой, которой и была тогдашняя поэзия. Это видно от зачина («О, многострадальный и печальный! Много борешься ты, душа (моя) сердцем и одоліваєш ты сердце мое») к комментариям событий и философских размышлений и выводов («Потому что все мы тленны есть...»; «А мы что есмо? Люди грешные, злые, сегодня живы, а завтра мертвы, сегодня в славе и почестях, а завтра в гробе и в беспамятства»). Все в произведении проникнутое лирическим чувством, желанием прикоснуться не только (и не столько) к сознанию, сколько к сердцу адресата. Отсюда и ярко выявлена поэтическая форма лирического обращения или отступления, болезненного переживания, метафоричности, сознательно культивируемой образности («Когда же заботились дитя мое и твое пред тобою, то было бы тебе, увидев кровь его и тело, как цвет нерозквітлий, как того агнеця закланного...»; «и сядет она, как горлица на сухом дереве...»). Анализ произведения убеждает, что «Слово о полку Игореве» опиралось на большое києворуську литературную традицию, в том числе и творчество Владимира Мономаха.
Еще в «Граматці...» и «Молитве» Владимир Мономах усиленное внимание уделяет проблемам смысла жизни, совести и сердца, благородству человека («Не подражай злодеев, не ревнуй творящим беззаконие»; «что на тебя пошел к Чернигову ради плохих, ибо за это каюсь. Ведь об это я словами перед братьями сожалел и снова осе (тебе) сказал, потому что я человек»; «А душа мне своя лучча от всего мира своего»).
«Поучение детям», написанное, как думает большинство исследователей, 1117 г., после путешествия в Ростов, стало синтезом государственной и философско-литературного творчества автора. По жанру - это послание (в будущем им будут пользоваться Иван Вышенский, Т. Шевченко, И. Франко, П. Тычина, А. Довженко) с ярко выраженной педагогической целью. В нем и на самом деле воплощена целая концепция воспитания: от семейного до родового и государственного и от религиозно-философского или практически-жизненного.
Не в меньшей степени поражают синтез формы и содержания. Автор последовательно придерживается принципа: воспитывать (поучати) на основе жизненных фактов, естественной реакции на предопределенный ход событий (что найдет продолжение в философии Г. Сковороды и П. Юркевича, педагогике и Т. Шевченко и И. Франко, Леси Украинки и М. Грушевского). Отсюда его педагогика благотворительности, «философии сердца».
Однако внутренняя структура этого «послания» философско-поэтическая: она наснажена размышлениями, переживаниями, сравнениями, метафорами, богатством других поэтических тропов. Концентрами и этого произведения является самовыражение («Сидя на санях, помыслил я в душе своей...»; «Чего печальна ты, душа моя? Чего смущающий меня?») и стремление пробудить в человеке человека («человеко - бога»). Этим и обусловлено, что произведение написано в ярко выраженной лирической манере с наклоном к філософізму. Именно рассуждения отца и руководителя государства о человеке как вуза цель жизни обусловливает не только документализм произведения, яркость, убедительность фактов (сюжета), но и постоянное стремление пробудить душу и совесть читателя, привлечь его внимание к проблемам жизни и смерти, добра и зла, чести и позора, красоты и уродства, земного (телесного) и небесного (духовного) в человеке. «Что есть человек, что ты помнишь его?», «Как небо создано, или солнце, как, или месяц, или звезды как, и тьма, и свет?», так же «сему чуду мы удивляемся: как из земли создал ты человека, которые разнообразные образы человеческих лиц! Если бы и весь мир собрать, - не все на одну подобие, а каждый со своим образом лица», - вот основа мысли Владимира Мономаха. Глубина философии и предопределяет глубину и напряжение эстетического переживания, богатство поэтических тропов, художественное совершенство стиля «Поучение детям».
Закономерно, что произведения Владимира Мономаха стали неисчерпаемым источником украинской педагогики, философии, поэзии и прозы.
Лит.: Летопись Руский. К., 1989; Кононенко П. Национальное образование // Образование. 1992. 25 апреля; Кононенко П. От корней до кроны. К„ 1993.
П. Кононенко