Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки литературного чтения в 2 классе

II семестр

 

С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ (продолжение)

 

ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК 1

 

Урок 57. ЛЕСЯ УКРАИНКА «БАРВІНОЧКУ МОЙ КРЕСТООБРАЗНЫЙ...»

 

Цель: совершенствовать технику чтения стихотворных произведений, выразительность, артистичность чтения; развивать умение анализировать прочитанное, давать ответы на вопросы; воспитывать любовь к художественному слову.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

 

II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

1. Читайте, добавляя склады!

Имели - ... ()

воро - ... ()

воро - ... (и)

лимо - ...(над)

бузы - ... ()

мор - ... (ква)

маши - ... ()

лопа - ... (и)

сыновья - ... (эта)

Читайте. Старайтесь понять, о чем идет речь!

ШКОДЛИВЫЙ ЦАП

На огороде цап, цап

Капусточку хап, хап,

Бородкой трусь, трусь,

Капусточку хрусь, хрусь,

Ратичками туп, туп,

Капусточка хруп, хруп,

А за козлом дед, дед

С батурой кто-то, кто-то.

Цап как скоче: брик, брик,

На всю деревню крик,

На синяки дует, дует,

Восклицает: «Е! ме!»

За ним Рябко и: «Гав! Гав!

Вот тебе, чтобы не воровал».

- Прочитайте еще раз, сохраняя ритм.

 

III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Игра «Кто лучше?»

Конкурс на лучшее чтение наизусть отрывка из стихотворения Леси Украинки «С гор на долину...».

 

IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

- Отгадайте загадку.

• Зеленые листья, зеленый ковер,

Зима скрыла под снегом белым.

Весна наступила и солнце греет -

Зеленый ковер весь синеет. (Барвинок)

- Рассмотрите эту замечательную растение. (Демонстрация слайда или рисунка.) Из барвинка и калины в древности делали свадебные венки. Каждая девушка собственноручно сажала и выращивала барвинок себе на венчик. О барвинок сложено много песен, легенд. Послушайте одну из легенд.

Жили когда-то давно муж с женой в любви и согласии. А самой большой радостью для них был их сынок по имени Бар. В скором времени он вырос хорошим парнем. Много девушек имели себе на уме отдаться за него. Сохло сердце за Баром у одной девушки, которая имела за маму ведьму. Посватался Бар к другой, которая называлась Венка. Никакая ворожба ведьмы не могла разбить той любви.

И вот пришел день свадьбы. Счастливые молодожены стояли на воротах для родительского благословения и ждали той минуты, чтобы пойти к святой церкви к браку.

Вдруг невесть откуда гадалка со своей дочерью. Гадалка стала перед молодыми, провозгласила свое проклятие и окропила их черным вонючим настоем какого-то зелья. За минуту на месте, где стояли Бар и Венка, уже никого не было. Бросились люди к гадалке, она взмахнула руками и взлетела черной вороной. Бросились к ее дочери, а та взлетела до облаков серой галкой. Упала матушка Барова на то место, где стоял ее сын, и оросила землю слезами. И произошло чудо: на глазах у всех из земли проросло зеленое зелье, украшенное мелким голубым цветом...

А назвали его барвинок. И тянется он к домам, к родительским могилам. Каждая девушка вплетает его в свой свадебный венок.

- Послушайте, с какой любовью описывает барвинок Леся Украинка.

Физкультминутка

 

V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. ПРОРАБОТКА СТИХОТВОРЕНИЯ ЛЕСИ УКРАИНКИ «БАРВІНОЧКУ МОЙ КРЕСТООБРАЗНЫЙ...» (с. 59)

1. Выразительное чтение стихотворения учителем

- Как поэтесса обращается к барвинка?

2. Словарная работа

1) Справочное бюро.

Крестообразный - который имеет вид креста или отдельные элементы в форме креста.

2) Чтение столбиков слов «эхом» за учителем.

Зеленый сажала

обильный растила

весной сдашься

барвіночку крещатый

- Прочитайте слова, которые называют признак предмета; действие предмета.

3. Выразительное чтение стихотворения учениками

4. Анализ содержания стиха с элементами выборочного чтения

- Найдите в прочитанном отрывке из произведения Леси Украинки слова, которыми поэтесса описывает барвинок.

- Какие слова указывают на то, что поэтесса очень любит этот цветок?

- Как вы думаете, почему автор использует именно слово растила, а не вырастила!

5. Игра «Подбери рифму»

Мелкий... (обильный); весной... (мне).

 

VI. ИТОГ УРОКА

- С каким произведением Леси Украинки познакомились на сегодняшнем уроке?

- Что нового узнали о барвинок?

- Тарас Шевченко в своих произведениях тоже не обошел вниманием этот волшебный цветок. Послушайте, с какой любовью он пишет о барвинок.

«БАРВИНОК ЦВЕЛ И ЗЕЛЕНЕЛ...»

Барвинок цвел и зеленел,

Славься, розстилався;

И недосвіт перед миром

В садик укрався.

Испробовал веселые цветы,

Избил... Поморозил...

Жаль того барвіночка

И недосвіта жаль!

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Отвечать на вопросы учебника «Повтори и вспомни» (с. 59).