II семестр
С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ (продолжение)
ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК 2
Урок 58. АЛЕКСАНДР ОЛЕСЬ «В НЕБЕ ЖАВОРОНКИ ВЬЮТСЯ...»
Цель: дать учащимся представление о творчестве Александра Олеся; учить правильно, сознательно, выразительно читать стихотворные произведения; вырабатывать умение обосновывать свои суждения; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать любовь к художественному слову.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Работа над скороговоркой
У бабы баба села.
Баба бабе бубнила.
Бубнила с полчаса
Баба бабе новости.
2. Работа над чистомовкою
Че-Че-че - бабушка пирожки печет.
Ча-ча-ча - дай, бабушка, калача.
Па-па-па - рассыпана крупа.
Пе-пе-пе - котенок слепой.
По-по-по - река Лимпопо.
3. Слушайте, повторяйте, продолжайте!
Со-со-со - солнце, сорока, сода, солома.
Са-са-са - сад, сапа, сарай, сачок.
Су-су-су - сумм, сумка, сумерки, сушка.
Си - си-си - сетка, соль, сера, сеялка.
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Ученики выполняют задания рубрики «Повтори и вспомни» (с. 59).
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Сегодня мы начнем знакомство с творчеством известного украинского поэта Александра Олеся.
Александр Олесь - псевдоним известного поэта, сказочника, драматурга и переводчика Александра Ивановича Кандыбы. Родился он 4 декабря 1878 г. на Сумщине. Отец будущего поэта происходил из чумаков, а мать - из крепостных. Первой учительницей мальчика была мать. Она в 4 года научила сына читать и писать, а в 9 лет он написал свой первый стих. Дома у них был «Кобзарь», а поэзии с него мальчик знал наизусть. Александра Олеся называют королем украинской поэзии. 80 композиторов написали более 200 музыкальных произведений на слова этого художника.
- Послушайте одну из таких песен.
Звучит песня «Астры» (сл. Александра Олеся, муз. Андрея Селезнева, исполняет Андрей Селезнев).
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа над загадкой
• Вверху дрожит серенькая точка
И песни поет гласные,
И жаль, что только весной.
Скажи скорее, без отговорок,
Что за птичка?.. (Жаворонок).
- Стихотворение, которое мы будем сегодня читать, Александр Олесь посвятил этой удивительной птице.
2. Выразительное чтение стихотворения учителем (с. 60)
- Какое время года описывается в стихотворении?
3. Словарная работа
1) Справочное бюро.
Мла - прозрачные испарения, движение которых едва заметный в жаркий день; марево.
2) Чтение столбиков слов на одном дыхании.
Играют звонят
вьются заливаются
смеются щебечут
выглядят трепетно
- Назовите слова с мягкими согласными звуками.
- Какие буквы обозначают мягкость этих согласных?
Физкультминутка
4. Работа в парах
Ученики в парах читают друг другу стихотворение.
- С какой интонацией читается стихотворение? (Радостно, приподнято, с восторгом)
5. Чтение стихотворения учащимися по строфами
6. Анализ содержания стиха с элементами выборочного чтения
- Прочитайте слова, которыми поэт описывает пение жаворонка, передайте голосом захвата.
- С чем поздравляют жаворонки своими песнями?
- Какие цветы трепетно выглядят с земли?
7. Игра «Отыщи рима»
Вьются... (смеются);
день... (песен);
поют... (приветствуется);
упали... (сказали);
в мгле... (с земли);
чудо... (трепетно).
8. Игра «Рыбки». Самостоятельное молчаливое чтение текста Олеся Гончара
- Какую особенность жаворонка описал Олесь Гончар?
- Какими словами?
- Выберите из двух текстов о жаворонков слова по образцу: вьются, заливаются, смеются... Запомните их.
VI. ИТОГ УРОКА
- С творчеством какого поэта начали знакомиться на сегодняшнем уроке?
Произведение поэта читали?
- Что нового узнали на уроке?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1-я группа. По содержанию выделенных слов составьте рассказ на тему «Мир глазами подснежников».
2-я группа. Составьте рассказ на тему «Как поет жаворонок?».