Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки литературного чтения в 2 классе

II семестр

 

С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ (продолжение)

 

ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК 2

 

Урок 58. АЛЕКСАНДР ОЛЕСЬ «В НЕБЕ ЖАВОРОНКИ ВЬЮТСЯ...»

 

Цель: дать учащимся представление о творчестве Александра Олеся; учить правильно, сознательно, выразительно читать стихотворные произведения; вырабатывать умение обосновывать свои суждения; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать любовь к художественному слову.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

 

II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

1. Работа над скороговоркой

У бабы баба села.

Баба бабе бубнила.

Бубнила с полчаса

Баба бабе новости.

2. Работа над чистомовкою

Че-Че-че - бабушка пирожки печет.

Ча-ча-ча - дай, бабушка, калача.

Па-па-па - рассыпана крупа.

Пе-пе-пе - котенок слепой.

По-по-по - река Лимпопо.

3. Слушайте, повторяйте, продолжайте!

Со-со-со - солнце, сорока, сода, солома.

Са-са-са - сад, сапа, сарай, сачок.

Су-су-су - сумм, сумка, сумерки, сушка.

Си - си-си - сетка, соль, сера, сеялка.

 

III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Ученики выполняют задания рубрики «Повтори и вспомни» (с. 59).

 

IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

- Сегодня мы начнем знакомство с творчеством известного украинского поэта Александра Олеся.

Александр Олесь - псевдоним известного поэта, сказочника, драматурга и переводчика Александра Ивановича Кандыбы. Родился он 4 декабря 1878 г. на Сумщине. Отец будущего поэта происходил из чумаков, а мать - из крепостных. Первой учительницей мальчика была мать. Она в 4 года научила сына читать и писать, а в 9 лет он написал свой первый стих. Дома у них был «Кобзарь», а поэзии с него мальчик знал наизусть. Александра Олеся называют королем украинской поэзии. 80 композиторов написали более 200 музыкальных произведений на слова этого художника.

- Послушайте одну из таких песен.

Звучит песня «Астры» (сл. Александра Олеся, муз. Андрея Селезнева, исполняет Андрей Селезнев).

 

V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа над загадкой

• Вверху дрожит серенькая точка

И песни поет гласные,

И жаль, что только весной.

Скажи скорее, без отговорок,

Что за птичка?.. (Жаворонок).

- Стихотворение, которое мы будем сегодня читать, Александр Олесь посвятил этой удивительной птице.

2. Выразительное чтение стихотворения учителем (с. 60)

- Какое время года описывается в стихотворении?

3. Словарная работа

1) Справочное бюро.

Мла - прозрачные испарения, движение которых едва заметный в жаркий день; марево.

2) Чтение столбиков слов на одном дыхании.

Играют звонят

вьются заливаются

смеются щебечут

выглядят трепетно

- Назовите слова с мягкими согласными звуками.

- Какие буквы обозначают мягкость этих согласных?

Физкультминутка

4. Работа в парах

Ученики в парах читают друг другу стихотворение.

- С какой интонацией читается стихотворение? (Радостно, приподнято, с восторгом)

5. Чтение стихотворения учащимися по строфами

6. Анализ содержания стиха с элементами выборочного чтения

- Прочитайте слова, которыми поэт описывает пение жаворонка, передайте голосом захвата.

- С чем поздравляют жаворонки своими песнями?

- Какие цветы трепетно выглядят с земли?

7. Игра «Отыщи рима»

Вьются... (смеются);

день... (песен);

поют... (приветствуется);

упали... (сказали);

в мгле... (с земли);

чудо... (трепетно).

8. Игра «Рыбки». Самостоятельное молчаливое чтение текста Олеся Гончара

- Какую особенность жаворонка описал Олесь Гончар?

- Какими словами?

- Выберите из двух текстов о жаворонков слова по образцу: вьются, заливаются, смеются... Запомните их.

 

VI. ИТОГ УРОКА

- С творчеством какого поэта начали знакомиться на сегодняшнем уроке?

Произведение поэта читали?

- Что нового узнали на уроке?

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1-я группа. По содержанию выделенных слов составьте рассказ на тему «Мир глазами подснежников».

2-я группа. Составьте рассказ на тему «Как поет жаворонок?».