Литература 70 - 90-х годов XIX века
Иван Нечуй-Левицкий
(1838-1918)
Смех сквозь слезы
Как вам уже известно, повесть «Кайдашева семья» 1879 года было опубликовано во львовском журнале «Правда». Второй раз автор издал повесть в 1887 году в Киеве, несколько изменив начало и сделав развязку счастливой: груша засохла, братья помирились и, наконец, в семье воцарилась гармония. Однако каждый читатель осознавал искусственность такого примирения, ведь по характеру члены одиозной семьи были отнюдь не пригодными для бесконфликтного сосуществования. Причиной изменений в произведении стало то, что художник не пытался показать украинцев мелочными, сварливыми, чем ему несправедливо упрекали отдельные современники. Внимательный читатель понимал, что семья Кайдашей не типичная модель крестьянской семьи, ведь вызывает закономерный осуждение односельчан. Однако в таких явлениях, как змізерніння человеческой души, консерватизм и отсталость крестьянства, писатель усматривал угрозу для украинской нации морального и духовного убожества. Поэтому поднял эту проблему в социально-бытовой повести «Кайдашева семья», стремясь произвести на читателей морализаторский вылил. Написана повесть в русле поэтики реализма.
Реализм (лат. realism - действительный) - художественное направление XIX века, изображал типичные характеры в типичных обстоятельствах, стремясь к глубокому и панорамного изображения жизни в ее закономерностях и противоречиях. Его основные признаки: социальная обусловленность характера человека, изображение пагубного влияния антигуманного мира на поступки и судьбы героев; историзм в воспроизведении явлений действительности (видение исторической перспективы, взаимодействие прошлого, настоящего и будущего); психологизм, воспроизведения внутреннего мира героев; гуманизм, сострадание и протест против всех форм социального и духовного порабощения человека.
Эти приметы реализма нашли свое воплощение в произведениях Нечуй-Левицкого.
Современный литературовед Ростислав Мищук отмечал: «Писатель в своих повестях 70-80-х годов детально показал змізерніння личности, доминирование Кайдашей, старосветских батюшек и матушок преимущественно эгоистических характеров, отсутствие глубоких жизненных инициатив, которые бы давали широкий простор мыслям и чувствам. Это поглощение человека бытом воспринято было Нечуй-Левицким как большая угроза человеческой индивидуальности». В «кайдашевій сім'ї» писатель заговорил не только об упадке изначально высокой роли отца в украинском обществе, не только показал зло, которое поселилось в человеческом сердце и дало страшные плоды, не только прибег к описанию контрастных пар литературных героев, чтобы подчеркнуть типичные образы украинских крестьян, но и, несмотря сатиричність художественного текста, показал, по словам литературоведа Владимира Панченко, «людей, которые не смеются», ведь искреннего смеха, казацкого, ментального, в повести практически нет: «Произведение «населенный» очень серьезными, даже мрачными людьми. Лишь иногда пробует шутить Лаврин, а Матрена и Кайдашиха если и смеются, то разве что со злостью. Им не до смеха, поскольку они - участники великой семейно-бытовой войны, которой не видно конца».
Виктор Полтавец. Иллюстрации к повести «Кайдашева семья»
Конечно, Нечуй-Левицкий вместе с художественными персонажами смеется сквозь слезы, ведь показывает разрушение традиционных устоев жизни украинского крестьянства, нравственный упадок и духовную деградацию порабощенного народа.
В произведении четко очерчено место событий. Семигори - не плод творческого воображения, а хорошо знакомый писателю населенный пункт, ведь в детстве Ваня часто гостил у родственников из этого села, знал многих местных теток и дядек, не раз встречался с членами семьи Мазуров, которые проживали на углу Соленом возле церкви и прославились беспокойным нравом, постоянными передрягами в семье. Семья Мазуров, которых по-уличному звали Кайдашами, и стала прототипом семьи литературных персонажей в торгово-сатирической повести. Позаимствовал из реальной жизни писатель и злосчастный холм, на котором часто ломались телеги. Даже фамилия сватов Мазуров - состоятельных Довбишів - сохранил, а их языкастую дочь тоже перенес в повесть, изобразив скорую на расправу Матрену, да еще и для проявление капризного характера наделил ее «сердце с перцем».
Повесть «Кайдашева семья» не только социально-бытовая, но и сатирическая. Как зауважуває литературовед Нина Крутикова, « комические действия Кайдашей, изображены Нечуй-Левицким с теплой, сочувствующей улыбкой, будто «изнутри», из самого хорошо знакомого и близкого крестьянской среды... Главное же для писателя не «смех ради смеха», а верность жизненной правде. Из серии забавных событий вырастает реальная и трагическая по своей сути картина жизни крестьянства, которое попало из крепостнического ига в тупик новых пореформених отношений». Художник оказался большим знатоком отношений в патриархальной крестьянской семье, тонко заметил последствия барщины в характерах Омелька Кайдаша и его жены Маруси, сделав их на старость ущербными людьми: кабак для главы семейства в силу его все большей водочной зависимости стал единственным местом, где он чувствовал себя комфортно, а попытки его жены «стать госпожой» хотя бы в собственной семье и превратить невесток на бесправных батрачек привели к позору на все село. Яркая цитата свидетельствует жестокость Кайдашихи и ее стремление к власти: «Она стояла над душой у Мотри, словно есаула на барщине, а сама не бралась и за холодную воду». Еще в молодости переняла Маруся от господ лицемерности и подобострастие, показную чопорность и чванство. Называя сначала Матрену «медовыми словами» - сердечком, золотцем, ребенком, свекровь быстро сбрасывает лицемерную маску, яростно ругается, «пламенем дышит», обзывает невестку кобылой, занозой т.д. Мотря искалечила старую мать. Впоследствии морально деградировали когда поэтические натуры Лаврин и Мелашка, что повлекло ущербне воспитание внуков.
Авторская позиция в повести в основном нейтральная или скрытая, иногда осуждающе-ироничная, однако в старых Кайдашей писатель неоднократно проявляет сочувствие и понимание. Не может и читатель не жалеть престарелому Емелю, на которого поднял руку Карп, а младший сын вообще перестал считать отца главным в семье. Неблагодарный Карп перед всем селом навсегда подорвал Кайдашей авторитет, хотя именно отец дал ему крышу над головой, построив дом через сени, благодаря отцовской стельмахуванню семья постоянно имела денежные поступления. Емеля, как умел, пытался примирить жену со старшей невесткой, искренне жалел Матрену, беспокоился, чтобы она пообедала, несмотря на ссору, наконец, отделил Карпа, отдав ему значительную часть собственного хозяйства. Вызывает читательскую привязанность и Маруся Кайдашиха, когда ночью встает забавлять своего первого внука, хотя за день тяжело наробилася по хозяйству. Даже тогда, когда Мотря настраивала своих детей против родной бабушки, Кайдашиха все же любила всех внуков, угощала их сладостями, ласкала. Емелина внезапная смерть и Марусине увечье - страшный следствие нежелание сыновей в отношениях с родителями оказаться добрее, не насмехаться над ним, а понимать и прощать возрастные недостатки старушек.
Представителей младшего поколения Кайдашей Нечуй-Левицкий изобразил неоднозначно. Понурый нравом Карп, который с детства не умел улыбаться, и прагматичная, сварливая, скупая, хоть и чрезвычайно трудолюбивая Мотря стоят друг друга в браке, которое возникло не столько из любви, сколько по расчету. Мотря импонировала Карпу прежде всего физической силой, Карп же нравился Мотри тем, что гордый парень обратил внимание именно на нее. Ухаживания Карпа к девушке показано грубым, фривольным, однако на высокие чувства, «куслива, как муха в спасовку», Довбишівна и сама была не способна. Багацкая дочь и до собственных родителей не проявляла ни малейших сантиментов, повышала голос на мать, а в семье мужа с первого супружеского дня начала бесконечную войну со свекром и свекровью. Даже отделившись от старых Кайдашей, молодая пара не пыталась жить хотя бы в добрососедском мире с ними. Следовательно, дело не в индивидуализме и ментальном стремлении молодой семьи к отделению. Если бы Матрена и Карп проживали даже далеко от родителей, вряд ли эта семья отличалась бы толерантными взаимоотношениями. Характеры Карпа и Мотри дают повод предполагать, что они не стерпели бы друг другу и малейшей вины, ведь и тогда, когда их внимание было приковано к вражде с родственниками, Карп время от времени набрасывался на жену, упрекал ее избытком «перца» в удаче, а Мотря грубо отвечала мужу.
Лаврентий детства был полной противоположностью брату. Веселый, шутливый, доброжелательный, мечтательный парень оказался способным на искренние, глубокие чувства, влюбившись в Мелашку с первого взгляда. Он вел себя романтично, поехав не к мельнице, как планировал, а вслед за девушкой. Разговор между влюбленными пересыпана народнопісенними оборотами, нежностью. Мелашка Лаврінові выдалась невиданной красавицей, ее убогая обитель - лучшим домом в деревне, ее родители - найпоряднішими людьми в мире. Юный Кайдаш, в отличие от брата, на первое место ставит не приданое будущей жены, не ее физическую силу, крайне нужную для выполнения тяжелой работы в хозяйстве, а человеческую красоту во всех ее проявлениях. Кайдашиха не отказывала Лаврина от бракосочетания с дочерью бедных Балашів, которые отнюдь не были ровней состоятельным Кайдашам. Несмотря на маленький рост и физическую хрупкость, хорошо воспитанный в родительской семье Мелашка старалась во всем угодить свекрови, добросовестно выполняла любую работу. В трудные минуты Мелашку спасала ее любовь к Лаврина, его сочувственное, нежное отношение к жене. Если бы Кайдашиха не унижала невестку, не надривала непосильным трудом ее здоровья, Мелашка бы любила старую, как родную мать. Решение не возвращаться в Семигори из Киева возникло в Мелашки спонтанно, от отчаяния, что снова придется ежедневно терпеть свекрушині безосновательные насмешки и издевательства. К тому же, Киев очаровал крестьянку красотой храмов, златоверхими куполами церквей. В конце Мелашка вернулась в Семигори только из любви к Лаврина, который таки разыскал жену в Киеве и уговорил примириться. К чести Кайдашихи, она в знак примирения купила невестке лучшую одежду и в дальнейшем относилась к ней, как к родному ребенку. Лишь безосновательные претензии Мотри заставили Мелашку сначала обороняться, а впоследствии уподобиться старшей невестке. Не лучше жизнь и сделало Лаврина, который стал безжалостным, грубым и нанес отцу самому больному морального удара - перестал признавать отца главой семьи, что повлекло душевную драму и беспросветное пьянство старого: «Был я когда-Кайдаш, а теперь перевелся на маленького Кайдашця». Закономерна в невыносимых условиях семейной вражды деградация Мелашки и Лаврина достигает своего апогея на последних страницах повести, а это означает, что процесс уже необратим, некогда прекрасные телом и душой личности окончательно потеряли свои лучшие черты.
«Кайдашева семья» принадлежит к числу наиболее известных произведений Ивана Нечуя-Левицкого. Написанная более ста лет назад, повесть остается актуальной и поучительной для новых поколений наших современников. Ее сатирический струя, направленная против бытового зла, беспричинной ненависти, мелочного стяжательства, неблагодарности, способен воспитывать людей, склонных к подобного в реальной жизни. Ведь еще гениальный Николай Гоголь писал: «Смех - великое дело: он не отнимает ни жизни, ни имения, но перед ним виновный - как связанный заяц». Очень высоко «Кайдашеву семью» оценил Максим Рыльский: «Ни одна литература мира, сколько мне известно, не имеет такого правдивого, остроумного, человечного, солнечного, хоть несколько и захмареного тоской по лучшей жизни, произведения о крестьянстве... Здесь все выполняет свою определенную автором роль, ведет свою художественную партию, как инструмент в хорошем оркестре или хоре».
Значительную роль в повести играет сочная украинская речь, богатая меткие сравнения (складная, как писанка; моргнет, будто огнем сипне; сало шипело, как змея; горшок заверещал под ножом, словно щенок; у меня два сына, как два соколы), яркие эпитеты (святая земля, розовый мир), обращение с отчетливо фольклорным окраской (сердце мое; моя втіхо; моя деточка; будь же пригожих, как рожа, веселая, как весна, рабочая, как пчела), вызывают у читателей целые цепочки ассоциаций. Чрезвычайно удачные, яркие у Нечуя-Левицкого описания природы. Именно в них часто оказывается и отчетливая авторская позиция художника, влюбленного в родной край. Наблюдения по колористике произведений писателя дали право Ивану Франко назвать автора «Кайдашевой семьи» «великим артистом зрения».