Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
11 класс

Украинская литература 1920-1930 годов

 

Павел Тычина (1891 - 1967)

 

Гениальный певец украинского возрождения»(Василь Барка)

 

Павел Тычина воспел духовное и национальное возрождение народа, его свободолюбие и государствообразующей роли. Поэт участвовал в многотысячном митинге на Софийской площади во время провозглашения независимости Украины. Тогда во всех церквях Киева одновременно забили в колокола: Украиной распространился золотой гомон свободы. Пережив глубокое потрясение от этого радостного события, художник изобразил ее в поэме «Золотой гомон» (1917), передав приподнятое настроение народа от торжественной акции.

В названии произведения мастерски сочетаются звук и цвет, отдаленные ассоциации: медные колокола становятся золотыми (в переносном смысле), ведь предвещают золотой гул свободы - независимость Украины, которая для народа является самой дорогой, золотой. Тема сочинения - описания масштабности большого события в жизни Украины, в результате которой осуществляется вековая мечта многих поколений о независимое государство, народ становится участником созидания новой истории Отечества.

Межпредметные параллели. Однако вскоре Украина оказалась перед суровыми испытаниями. 25 декабря 1917 года в Харькове советскую власть провозгласили большевики, заявив, что признают Украинскую республику как федеративную часть Российской советской социалистической республики и призывали вести борьбу с Центральной Радой. Так началась гражданская война, длившаяся три года. В январе 1918 года Красная армия во главе с генералом Михаилом Муравьевым наступала на Киев. Командование украинской армии послало ей навстречу гайдамаков, а также и несколько сотен киевских гимназистов. Бои были неравные. В окружение попал отряд из 300 гимназистов, которые мужественно оборонялись и все погибли возле станции Круты. Тридцать героев Крут были перезахоронены на Аскольдовой могиле в Киеве.

Эти события легли в основу поэзии Тычины «Памяти тридцати» (впервые опубликовано в газете «Нова Рада» в марте 1918 года, которую поэт редактировал). Любовь к Родине, самопожертвование молодых патриотов ради ее свободы поразили Павла Тычину. Идея произведения - утверждение патриотизма и гуманизма, осуждение жестокости, террора, классовой ненависти. По жанру это стихотворение-реквием. Его пробирает скорбно-патетическая тональность: поэт с глубокой грустью повествует о гибели «мучнів - украинцев, / Славных, молодых». Тычина их воспринимает как «украинский цвет», элиту народа. Поэт осознал драматический путь Украины: «По кровавой по дороге Нам идти в мир». Яркие эпитеты (славных, молодых), метонимия (предателя рука), библейские образы, в частности Каина - символа убийцы, кровопролития и подлого предательства - рисуют драматическую картину братоубийственной войны. Поэт мастерски применил кольцевую композицию, оппозиционные пары, антитезу: великолепной природе, красоте мира («Цветет солнце, играет ветер / И Днепр-река») противопоставлены образы пролитой крови, предательства: «На кого завзявся Каин? / Боже, покарай! - / Более всего они любили / Свой любимый край». В этих строках утверждается патриотическая идея: любить Отчизну, отдать за ее свободу жизнь - это наивысшая этическая и духовная ценность человека.

«Открывайте двери» (1918). Павел Тычина был великим гуманистом. Он с болью в сердце обрисовал драматизм событий в Украине, крах иллюзий мирного решения сложных вопросов суток. Для Тычины революция была средством воплощения мечты народа о свободе, справедливое общество, достаток. Однако вскоре революция показала другую сторону своего лица: жестокость, кровопролитие, голод. Изображены в стихотворении картины удивляют своей эмоциональной силой. По жанру это - поэтическая миниатюра, в которой им прессионистическими и експресіоністськими образами воссозданы драматические события эпохи: революция предстает в образе невесты, что перекликается с картиной Эжена Делакруа «Свобода на баррикадах». Лирический повествователь призывает открывать дверь и встречать невесту - «голубую лазурь», что символизирует святость, чистоту, величие, красоту. Прекрасная мгновение все замерло, притихло. Все в ожидании: что принесет долгожданная невеста-революция. Художник применяет прием контраста: «Одчинились двери - горобина ніч! / Одчинились двери - / Все пути в крови!» Желанная революция - невеста стала опасной для жизни человека, залила родную землю невинной кровью. И только дождь оплакивает разрушенную Отчизну, которую покрыла черная ночь горя. Многогранный образ революции возникает из стихотворения «Дума о трех братьях», в которой использованы достижения

 

Эжен Делакруа. Свобода на баррикадах. 1850

 

поэтического эпоса и изображен победу национально-освободительной борьбы. Ритм и внутренняя рифма является важной составляющей всесторонней конкретизации чувств и настроений героев.