Изображение жизни и быта украинского
крестьянства в повести Г.ф.квитки-Основьяненко "Маруся"
Украинские повести и рассказы Цветки
мастерски написанные в форме живой, подробного рассказа человека из народа мудрого старожила
с харьковской окраины Грицька Основьяненка. Перевоплощение в рассказчика из народа
дало писателю возможность видеть и оценивать жизненные явления с позиций
простого крестьянина, свободно пользоваться народным говором и фольклорными
материалами.
Повесть "Маруся". Картины крестьянского быта переданы
с большой достоверностью и любовью. Читая ее, погружаешься в истинный мир народного
быта. В центре повествования- "происшествие трогательное": на пути к
единение двух влюбленных - крестьянской девушки Маруси и парня с городских
ремесленников Василия - стоит угроза страшной николаевской рекрутчины. Автор подает
трогательную историю чистой и верной любви, что заканчивается трагически.
Содержание повести несложен. Самое главное - как
именно обрисованные герои, отражается душевное богатство сельских тружеников главных
героев. В своем рассказе писатель широко использует народнопоэтические
элементы. Изображения внешнего и внутреннего мира Маруси и Василия очень
близки к фольклору.
Точно описывает автор одежда Маруси - народное одеяние
слобожанской девушки. Она трудолюбивая, учтивая, не любит ходить на вечеринки, прислушивается
к поучений батюшки. Ее любовь искренняя, она без Василия грустит и печалится, и
вечерами все поглядывает на вечернюю звездочку, на которую они с Василием договорились
смотреть одновременно. Ее жизнь - это правидне жизни сельской женщины. Маруся
описанная в труде, в поведении с родителями, в кругу своих друзей, в любви,
счастье и печали, в болезни, страдании и смерти.
Другие образы - это тоже добропорядочные, воспитанные,
трудолюбивые, смиренные, богобоязненные люди. Простые крестьяне-крепостные. Василий -
трудолюбивый, честный, добрый, верный в любви.
Наум Дрот - отец Маруси. Это глубоко религиозная
человек, смиренный перед Богом и властью. Благодаря набожности и честному труду
нажил достаток и достиг счастья и морального удовлетворения. Наум Дрот умудренный жизненным
опытом. Он не отдает дочь за сироту лишь потому, что хорошо знает, какая судьба
ждет солдатку - "ни женщину, ни вдову.., как же послідню
паплюгу..." Он в своих действиях исходит из реальных тогдашних условий.
Искусно вплетается в канву повествования
детализированная картина сватовство : "Маруся Пошла в комнату и вынесла на
деревянной тарелке два полотенца длинных и мудро вышитых, хрест-нахрест
положенных, и положила на хлеб святому, а сама встала перед образом и
ударил три поклоны". Хлеб-соль, полотенца, образы - самые святые обереги каждой
украинской семьи. Подробно изображает Кітка-Основьяненко и картины помолвки, свадьбы,
похорон, с непревзойденным мастерством изображены национальные темпераментные
танцы.
Реалистично изображает писатель и трудовые будни
крестьян, показывает трудовую деятельность земледельца, рассказывает о том, что" в его
хозяйстве, в сельской окраине и в доме между женщинами творится". Однако
далее окрестности и хозяйства писатель не получается. Главное в его повести - это
только мораль и быт жизни крестьянства. И это не удивительно, потому Квитка-Основьяненко
считает существующий порядок нормальным. Не нормальная только поведение некоторых
власть имущих, поэтому хозяин у "Маруси" добрый, который предлагает Василию за
честный труд найти вместо него "найомщика" в солдаты. Такая
неоднозначность трактовки народной жизни дает нам возможность говорить о повесть
как произведение сентиментально-реалистичный.
Размышляя над произведением после его прочтения, приходишь
к выводу о богатство и самобытность украинской культуры. Цветок с любовью
воспел в повести "Маруся" свой прекрасный родной край, свой народ.
Важнейшим же героем, по мнению Белинского, является Украина " с ее поэтическим
природой, с ее поэтическим жизнью простого народа, с ее поэтическими
обычаями". Мы наследники этого неоценимого сокровища, нам беречь культуру
и историю своих предков.