Роль песни в пьесе Котляревского
"Наталка Полтавка"
Прочитав, а потом просмотрев пьесу
И. п. котляревского " Наталка Полтавка", я поняла, почему она такая
"живучая", почему уже второе столетие не сходит со сцены. Читатель и зритель
любят всех: от моторной Натальи и к господину приставу, который "без примісу
ухищренія" завладевает сердцем публики. Пьеса пробуждает у зрителя
"пожизненную правду духовной красоты", ее сила в простоте, правде и
самое главное, - в любви автора к своему народу". Больше всего эта любовь оказалась
в песнях пьесы, которые и сути произведения, формой его существования. Народная песня,
музыка были неотъемлемой частью духовной жизни народа.
Песня в пьесе. Что это за песня? Перенесенные из
фольклора, а есть и написанные самим автором в народном духе. Песни здесь не просто
музыкальные номера, как в тогдашних комических операх, не только
"орнамент", а один из самых главных средств раскрытия нрава, характера
образов. В песнях персонажи изливают свои чувства, выражают свои взгляды, самохарактеризуються.
Знаменательно, что собственные песни Котляревского, в частности, первый песенный монолог
Наташи "Веют ветры, веют буйные", "Солнце низенько" еще до
печати пьесы стали популярными и с того времени считаются народными, а это свидетельствует
о глубокое знание души народа автором.
Песня в пьесе является органической частью текста
произведения. Автор смело использует их, опуская некоторые части, а иногда и
дописывая свои. "Котляревский занумерував 19 песен, однако в пьесе их -
22." По своему содержанию, мотивам и жанровыми особенностями, среди этих песен
есть лирические, исторические, бурлацькі, шуточные, сатирические... Эти песни не случайно
введены в ткань пьесы. Они являются элементом его композиции, каждая из них несет определенную
сюжетное нагрузки, помогает глубже раскрыть образы произведения, показать мечты,
настроения и стремления действующих лиц.
Шутливо-юмористическая песня "Ой, под
вишней..." очень подходит к сложившейся ситуации: ухаживания престарелого
господина возного к молодой, красивой Наташи. Метко и остроумно песня высмеивает
этого неудачника-ухажера.
Сатирическая песня "Всякому городу нрав и права"
- это художественно-образное обнаружение "философии" возного-плута,
взяточника, г; философии, что оправдывает социальное неравенство: подчиненность
бедного богатому, оправдывает несправедливость, круговую поруку, хищничество и
ложь.
Прочитав песню "я тебе, дочка, не
добра желаю", можно легко прийти к выводу, что этой песней передаются
глубокие чувства волнения любящей матери, ее переживания и переживания за судьбу
дочери, желание осчастливить Наташу, стремление "любезного зятя
достать".
А вот песня Петра "Сонце низенько, вечер
близенько" метко передает искреннее и верное любви молодого парня к девушке;
песня соответствует не только насторою Петра, но и его стремлению - скорее
увидеться с Наташей, с которой вот уже четыре года как он развелся.
Относительно песен Наталка Полтавка, то они дают
богатый материал для характеристики девушки. Ее песни - лирические, искренние, чистые.
Они звучат в момент особого психологического напряжения и знакомят
читателя,зрителя с героиней: красивой, работящей девушкой, энергичной, умной,
остроумной, доброй, которая уважает мать, уважает всех старших.
Как видим, каждый герой в пьесе имеет свою песню,
которая помогает нам глубже познать этот образ.
Конечно, Котляревский мог и не использовать
столько песен в своей пьесе. Мог бы и не уделять такого значения песенном репертуара
в произведении, ограничиваясь несколькими песнями. Но тогда и не были бы раскрыты так
глубоко и ярко характеры персонажей, тогда не чувствовалась бы так тонко
народность пьесы.
"Наталка Полтавка" напоенная живлющими
соками народной песни и народного полнокровной жизни. И это, по моему мнению,
сделало первую пьесу Котляревского, первое драматическое произведение новой украинской
литературы величайшим произведением мира, что живет и будет жить еще не одно столетие.