Сочетание реального и фантастического в повести
Г.ф.квитки-Основьяненко "Конотопская ведьма"
Квитка-Основьяненко был выдающимся украинским прозаиком
и драматургом дошевченківської суток. Из-под его пера впервые в украинской литературе
появились повести и рассказы. Цветок возвеличил в глазах общества простого
крестьянина-труженика, широко открыв дверь в литературу положительным персонажам из
народа и показал моральную здрібнілість господствующей верхушки. Своими лучшими
произведениями писатель утверждал реалистическое направление в литературе. Но характерным
для многих повестей Цветка переплетение реального с фантастическим. Показательной
в этом плане "Конотопская ведьма".
Эта повесть величайший бурлескно -
реалистичный произведение Цветка. С одной стороны, Цветок ориентируется на фольклорные
источники ( народные сказки, предания), а со второго на достоверные факты жизни.
Толчком к написанию повести, по свидетельству писателя, был настоящий факт,
связан со страшной засухой и неурожаем, когда по приказу одной помещицы, по распространенным
в средневековье варварским обычаем, топили в воде заподозренных в "відьмуванні"
женщин, чтобы выявить ведьм (они не тонут) и заставить этих "колдуний"
вернуть "украденные" ними дожди. "Конотопская ведьма" - это
результат наблюдений Цветки над "современной" действительностью, распространенных рассказов
про "ведьм" и сведений о негативные явления быта и управления
бывшей казацкой старшины...
Итак, повесть основывается на действительных фактах,
но своеобразно осмысленных автором, и отмечается сатирическим направлением с
отчетливым социальным оттенком. Характерные черты сельской верхушки украинского
крестьянства автор воплотил в образах ограниченного и ленивого сотника Забрьохи, безграмотного,
коварного и хитрого писаря Пістряка, господина Халявського, отца Симеона.
Уже сами фамилии героев - это своеобразная характеристика
образов.
Забрьоха. Должность сотника он унаследовал от
отца. Этот неуч не мог перечислить даже своей сотни, бездеятелен и на службе,
и в быту. Главное для него - это хорошо поесть и выпить.
Пистряк - писарь-крутой, дерзкий мошенник, коварный
и лестивий во взаимоотношениях с другими, умеет использовать свое служебное положение в
собственных интересах. Попался в его ловушку и Забрьоха, которого он уговорил не выступать
в поход, а заняться решением более важного вопроса - выловить
"ведьм".
Обнаружив ведьму - Евдокию, сотник и писарь хотят
использовать ее в своих корыстных целях.
Описывая реалистичные события,
переплетаются с фантастикой, писатель стремится показать забобоність Пістряка
и Забрьохи.
В повести Квитка-Основьяненко с этнографической
точностью представляет описания народных верований: "ведьма" собирает следует
Забрьохи, вирива волосы и усы, чтобы помочь очаровать женщину.
Обо всем этом автор рассказывает с иронией, юмором.
А перерождение Евдокии ? Не комично ?
А летания сотника ? Как результат - все село
смеется с "сотника без сотни".
Искренне и мастерски пользуется автор народными
средствами юмора и сатиры, показывая низкий моральный и духовный уровень отдельных
предстивників казацкой старшины, - умело переплетая как реалистичные, так и
фантастические события.
Квитка-Основьяненко в повести "Конотопская
ведьма" с одной стороны, подает в повести точные этнографические описания народных
верований, в частности представлений о ведьмах, с другой - показывает абсурдность этих
верований темных, суеверных людей в нечистую силу. А свой рассказ о конотопской
ведьму рассказчик представляет как сказку, услышанную им от какого-то Панаса Месюра. И это
как предостережение для современного читателя: "Будьте внимательны! Не попадите под влияние
"духовных проповедников" подобных Дусе". Ведь именно сейчас мы
имеем свободу верований. И надо уметь правильно сориентироваться в современном
течении религиозных учений.