Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ПОЛНЫЙ НОВЕЙШИЙ СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ДАВНЯЯ УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Полемическая литература

 

После разрыва христианских церквей началась полемика греков с римлянами, то есть православных с католиками. В Украине особую остроту она приобрела в середине XVI в. на тех землях, которые находились в составе Польско-Литовского государства (прежде всего галицких и волынских). Украинская православная церковь в то время переживала образовательный и духовный упадок. Главной причиной этого было то, что она, находясь в составе Польско-Литовского государства, оставалась, по сути, без ее поддержки в условиях римо-католического церковного и культурного господства. Итак, послаблювалося и культурная жизнь, которое было тесно связано с жизнью церковной.

Католическая церковь и культура находились под опекой государства. Государственным языком был язык латинский, ею использовался в богослужении, образовании, литературе, государственных учреждениях. Латинский язык облегчала дорогу к европейской культуре и европейским университетов, которые на то время были латиномовними. Польское государство и католическая церковь в этих условиях начали свое наступление на православный мир.

Самыми влиятельными среди єзуїтсько-католических проповедников были Петр Скарга и Бенедикт Гербест. Первый избрал тон сострадания, жалости к русинов-украинцев, которые якобы как люди наивные, простодушные, были заведены лукавыми греками в тупик. Ведь, по его мнению, культуры и образования «на некультурній славянском языке» быть не может.

Особой остроты полемика православных с католиками приобрела во время подготовки и провозглашения Брестской унии 1596 г.

В последних годах XVI и особенно в первой половине XVII в. появляются послания, трактаты, диалоги - полемические жанры, авторами которых были Герасим Смотрицкий, Стефан Зизаний, Христофор Филалет, Иван Вышенский. Так, С. Зизаний в одной из своих полемических книг осуждает произвол католиков на чужих землях.

Образ попираемой, гонимой матери-церкви, которая, по сути, отождествляется с образом родной стороны, становится ведущим у писателей-полемистов конца XVI - первой половины XVII ст.

Полемическая или религиозно-публицистическая литература, показавшись из противостояния православных с католиками-униатами, была литературой остро обличительной. Она обнажила глубокую пропасть между интересами церковных владык и народа. Богословских, теологических аргументов в защиту одной или другой стороны было недостаточно, к тому же такая аргументация была бесперспективной, что и обусловило исчерпанность полемической прозы уже в первой четверти XVII в. Художественных идей, которые бы стимулировали поиск новых путей для сохранение единства нации и ее духовного роста, полемическая проза, по сути, так и не дала. Однако отдельные ее представители, в частности Г. Смотрицкий и И. Вышенский, способствовали утверждению в литературе новых идей, жанров, выразительных средств.