ДАВНЯЯ УКРАИНСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА
Полемическая
литература
После разрыва христианских церквей началась
полемика греков с римлянами, то есть православных с католиками. В Украине
особую остроту она приобрела в середине XVI в. на тех землях, которые находились
в составе Польско-Литовского государства (прежде всего галицких и волынских).
Украинская православная церковь в то время переживала образовательный и духовный
упадок. Главной причиной этого было то, что она, находясь в составе
Польско-Литовского государства, оставалась, по сути, без ее поддержки в условиях
римо-католического церковного и культурного господства. Итак, послаблювалося и
культурная жизнь, которое было тесно связано с жизнью церковной.
Католическая церковь и культура
находились под опекой государства. Государственным языком был язык латинский, ею
использовался в богослужении, образовании, литературе, государственных учреждениях.
Латинский язык облегчала дорогу к европейской культуре и европейским
университетов, которые на то время были латиномовними. Польское государство и католическая
церковь в этих условиях начали свое наступление на православный мир.
Самыми влиятельными среди єзуїтсько-католических
проповедников были Петр Скарга и Бенедикт Гербест. Первый избрал тон сострадания,
жалости к русинов-украинцев, которые якобы как люди наивные, простодушные, были
заведены лукавыми греками в тупик. Ведь, по его мнению, культуры и образования
«на некультурній славянском языке» быть не может.
Особой остроты полемика
православных с католиками приобрела во время подготовки и провозглашения
Брестской унии 1596 г.
В последних годах XVI и особенно в
первой половине XVII в. появляются послания, трактаты, диалоги - полемические
жанры, авторами которых были Герасим Смотрицкий, Стефан Зизаний, Христофор
Филалет, Иван Вышенский. Так, С. Зизаний в одной из своих полемических книг
осуждает произвол католиков на чужих землях.
Образ попираемой, гонимой
матери-церкви, которая, по сути, отождествляется с образом родной стороны, становится
ведущим у писателей-полемистов конца XVI - первой половины XVII ст.
Полемическая или религиозно-публицистическая
литература, показавшись из противостояния православных с католиками-униатами, была
литературой остро обличительной. Она обнажила глубокую пропасть между интересами
церковных владык и народа. Богословских, теологических аргументов в защиту
одной или другой стороны было недостаточно, к тому же такая аргументация была
бесперспективной, что и обусловило исчерпанность полемической прозы уже в первой
четверти XVII в. Художественных идей, которые бы стимулировали поиск новых путей для
сохранение единства нации и ее духовного роста, полемическая проза, по сути,
так и не дала. Однако отдельные ее представители, в частности Г. Смотрицкий и И.
Вышенский, способствовали утверждению в литературе новых идей, жанров, выразительных
средств.