ДАВНЯЯ УКРАИНСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА
«Слово
О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»
Вершиной украинской литературы
русского времени, несомненно, является «Слово о полку Игореве» (1187). Произведение посвящено
описания Игоревем похода на половцев 1185 p., который, к сожалению, закончился поражением и полоненням Игоря
и его дружинников.
«Слово о полку Игореве» повествует
про неудачный поход 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича против
половцев, которые своими набегами наносили Русской земле чувствительные удары. О
этот поход уже в то время существовали летописные рассказы. Автор «Слова...», на
отличие от летописцев, рассказывает не столько об отдельных фактах похода Игоря,
сколько размышляет над ними и судьбой родной земли, обнимая своим духовным
зрением времена от «старого Владимира до нынешнего Игоря».
Как ярый патриот и современник тех
событий, автор «Слова...» отбирает самые яркие эпизоды похода Игоря, прежде всего
те, что дают возможность сделать вывод о причине поражения русской дружины.
Оба планы (повествовательный и
публицистический) объединены сквозной патриотической идеей - призывом русских
князей к единению, к династической солидарности ради единства и процветания
Русской земли.
«Русская земля», «русичи», «жена
Ігорева» - это опорные слова «Слова...», исполненные для автора и его поколения
неописуемой любви, радости и одновременно сожаления. Сконцентрировав в себе силу
авторского чувства, они излучают в тексте соответствующую энергию. И хоть основной
тон рассказа элегический (так же черная земля «костями была посьяна, а кровію польяна», русичи «полегоша за
землю Рускую»), однако в подтексте струится оптимистический заряд: есть на Руси воины,
способны сохранить силу и величие родной земли. С героическим пафосом воспевая
русских воинов, автор грустит через раздоры среди князей, ибо от них зависело
благополучие родной земли, потому что этот раздор привел к поражению и кровопролития.
Широкий политический кругозор, масштабное видение исторических событий дали возможность
автору подняться над интересами той среды. Образ киевского князя
Святослава в произведении идеализируется сознательно, даже с некоторым отступлением от
исторической правды. И это понятно, ведь Святослав представлял верховную власть,
Киев как центр не только территориального, но и морального объединения русских
земель. А потому и возникает он как мудрый политик, достойный своей земли правитель,
что, как отец, печалится недостойными делами детей своих; его любовь к
соотечественников, как и идея произведения раскрывается в золотом слове, со слезами
смешанном, в котором Святослав призывает русичей постоять за землю Русскую.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ
С христианством связаны и церковные
хроники, авторы которых начинали изложение от сотворения мира и доводили до дней
написание, тесно переплетая исторические и религиозные события. В них рассказывалось
о церковной жизни, монастырские истории, сектантские движения, чудесные знамения;
существовали также анекдотические рассказы.
ЗАПОМНИ
Поэтическим рассказом о
полулегендарную историю богоизбранного еврейского и других народов Ближнего
Востока в древние времена является первая часть Библии - Ветхий Завет. Вторая часть
Библии - Новый Завет - это поэтический рассказ о рождении, духовный подвиг,
смерть и воскресение Сына Божьего Иисуса Христа.
«Слово» состоит из введения,
основной части и окончания.
Во вступлении автор обращается к Бояна,
размышляет, каким способом обрисовать такую важную в истории Руси событие. Основная
часть - это пять связанных между собой рассказов о выступлении Ігоревої жены,
переход в Половецкую землю, две битвы с врагом и пленение Игоря, «золотое
слово» Святослава, плач Ярославны, побег Игоря из плена. Концовка - величание
Игоря, князей и дружины.
Композиционно «Слово...» состоит
из повествовательных сцен о походе Игоря и его поражение (выступление, объединение полков,
первая победная и вторая неудачная сражения, плен Игоря и его бегство), а также
авторских публицистических раздумий и поэтических картин (обращение к вещего
Бояна, рассуждения о поражение русичей, золотое слово Святослава т.д.).
«Вещий» сон и «золотое слово» князя
Святослава в Идейно - смысловом и композиционном плане является центральным эпизодом
«Слова о полку Игореве», поскольку в нем сфокусированы главная мысль и настроения
произведения.