ДАВНЯЯ УКРАИНСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА
Сковорода Григорий
Саввич (1722-1794)
Григорий Саввич Сковорода родился 3
декабря 1722 г. в с. Чернухи на Полтавщине в семье малоземельного казака. Родители
отличались набожностью, миролюбием, гостеприимством, честностью.
В 1738 г. родители отдают Григория
на учебу в Киевской академии. Довольно быстро он стал выделяться успехами
среди своих сверстников. В 1742 г. его приглашают в придворной певческой
капеллы в Петербург. После двух лет пребывания в северной столице он
возвращается продолжать прерванное обучение. Человек исключительных способностей и
острого ума, Г. Сковорода получил в академии глубокие знания по философии,
отечественной, античной, западноевропейской литератур, в совершенстве освоил несколько
иностранных языков, среди которых были латинский, греческий, немецкий.
В 1750 г. Г. Сковороде случается
возможность отправиться в длительную поездку за границу. Он посещает Австрию, Словакию,
Польшу, Германию, где знакомится с жизнью тамошних народов, изучает их
обычаи и ближе знакомится с культурой, передовыми философскими идеями,
литературными течениями. Несомненно, эта трехлетняя путешествие имело чрезвычайно
важное влияние на формирование взглядов будущего философа.
Г. Сковорода работает в Переяславском
коллегиуме, где вводит много новаторских идей, чем, конечно, вызвал
недовольство многих. Именно за несоблюдение устоявшихся методов его преподавания
освобождают от этой деятельности.
С 1759 по 1769 гг. Г. Сковорода работает
как преподаватель поэтики и этики в Харьковском коллегиуме. Протест и неприятие
схоластических догматов учебного процесса послужили причиной его увольнения.
Более четверти века, «переполняясь живым ощущением истины», он путешествует
городами и селами Левобережной Украины, часто перебираясь в соседние
губернии, даря народу знания и опыт духовного самопознания. ЗО лирических
произведений составили сборник «Сад Божественных песен». С 1753 по 1785 гг. Г. Сковорода
пишет подавляющее большинство своих поэтических произведений. Простой и образный строй
мыслей, доступность учение, собственный жизненный подвиг привлекали к его
личности внимание всего сообщества.
Умер Г. С. Сковорода 9 ноября
1794 года в селе Пан-Ивановка (ныне Сковородиновка на Харьковщине. Перед смертью
поэт и философ завещал похоронить себя на возвышении возле рощи, а на могиле
сделать надпись: «Мир ловил меня и не поймал».
Чтобы понять суть эпитафии, следует
подробно познакомиться с жизненным путем поэта, его философскими взглядами.
Монахи Киево - Печерской лавры, в свою очередь, уговаривали: «Довольно блуждать по
мира! Время причалить к гавани: нам известны твои таланты, святая Лавра примет
тебя, как мать свое чадо, ты будешь столпом церкви и украшением обители». На это
Григорий Савич саркастически ответил: «Ох, преподобнії! Я столпотворение
умножати собою не хочу, довольно и вас, столбов неотесанных, в храме Божьем! Мир
меня не поймает». Не удалось ни царям, ни господам, ни монахам за почести и
карьеру купить ум, честь и волю Сковороды. Счастья писатель видел не в
имениях и славе, а в жизни по совести; путем к счастью считал самопознание.
Харьковскому губернатору на предложение стать чиновником Сковорода ответил:
«Ваше превосходительство! Мир подобен театру. Чтобы играть в театре с успехом
и похвалой, берут роли по способностям. После великого испытания себя
увидел, что не могу представлять в театре мир ни одного лица, кроме низкой,
простой... Я выбрал себе эту роль - и доволен». Даже Екатерине II Сковорода
не побоялся ответить: «Мне моя свирель и овца дороже царского венца».
Фигура Сковороды всегда была овеяна
тайнами, домыслами, выдумками и вызвала интерес. Да это и не удивительно, ибо
Григорий Сковорода еще при жизни стал легендой. Таким образом он еще раз заявил о
свою преданность духовному спасенной жизни перед земными суетностью и суетой.
Самопознание, углубление в свой
внутренний мир, умение слушать себя, голос своей совести позволяют
правильнее и четче понять призвание человека на этой земле, выкристаллизовать
мысли и чувства, чтобы навести духовный порядок в своей душе. Ибо только в чистоте,
несуєтності, благоговейности и мудрости можно услышать истинный голос своего
внутреннего «я», голос духа.
«Счастье наше есть мир душевный, но мир
этот ни вещества не касается; он не золото, не серебро, не дерево, не
огонь, не вода, не звезды, не планеты... Как здоровье имеет свою точку не снаружи, а
внутри тела, так мир и счастье в самой глубокой точке нашей души находится и есть
здоровьем ее и нашим блаженством. Здоровье тела есть не что иное, как мир телесный,
как мир сердечный есть пища на здоровье души, и как здоровье родится после
очистка тела вредной и лишней мокроты, матери всех болезней, так и сердце,
очищуване от подлых светских предположений, что беспокоят мнению, начинает просматривать
скрыт внутри себя сокровище счастья своего, чувствуя, будто после болезни,
желание наживы своей, вроде нашего ореха, который начинает зерно жизни своего
в обычном колоске.
Этих-то, кто начинает себя познавать,
призывает премудрость божия в свой дом, на пир...» Одержим идеей духовного
возрождение украинской нации, мудрец вынашивает образ настоящего гражданина
своего государства.
Мудрость Г. Сковороды решающей
степени была выпестована премудростью веры. Собственной жизнью он канонизировал высокие
моральные принципы: свободолюбие, твердость духа, достоинство, искренность,
добролюбство, стремление мудрости, надежность, любовь к ближнему.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ
Наступление католицизма на украинских
землях активизировал гражданскую сознательность части православного духовенства и
образованного украинства. Они объединяются, чтобы противостоять католической
экспансии. Одной из форм этого объединения были братства, церковно-образовательные
организации. Братства открывали школы, вели просветительскую работу,
направленную на защиту и сохранение православной церкви и украинской культуры.
ЗАПОМНИ
Основные произведения: сборник лирических
стихов «Сад Божественных песен», сборник морально-поучительных притч «Байки
Харьковские», философские трактаты: «Разговор, називаемый алфавит, или Букварь мира», «Благодарный Эродий»,
«Разговор пяти путников об истинном счастье».
Особенность подвижничества Г. С.
Сковороды заключается в том, что он стремился пробудить «мыслящую силу» своего народа,
поднять в человеке все лучшее, заложенное в нее природой и Богом, и развивать,
приобщая к ценностям высших и вечных. Достижения же их означает спасение И дарит
счастье.
Феномен фигуры Григория Савича
Сковороды-в удивительном гармоничном сочетании красоты телесной и духовной. В
собственной жизни он исповедовал внятные и твердые принципы: самопознание и
внутреннее согласие с волей Бога. Кроме того, философ постоянно подчеркивает, что человек
имеет неисчерпаемый духовный потенциал, который необходимо направить в нужное
русло, на дела Божьи: познание и творчество. В своих философских произведениях
великий мыслитель размышлял над основами бытия.
«Сад Божественных
песен».
Лирический герой сборника находится в поисках
правды, добра, счастья. Он, как и автор, большой народолюбець, гуманист, зовет к
единение человека с природой. Открывая перед читателем свою благородную, чувствительную
душу, лирический герой изливает печаль и тревогу, размышления.
Лирического героя сборника «Сад
Божественных песен» мучают «скука проклятая» и «надоедливая печаль». Они
грызут его, как «ржа сталь», а он гонит их прочь и, наконец, преодолевает тоску.
Во многих стихотворениях автор любуется
красотой родной природы, духовно обогащается ее чарами:
Ой, пташино желтобокая,
Не клади гнезда высоко.
А клады только на лужайке,
На зеленом лугу...
Стоит явор над водой
И кивает головой,
Буйные ветры повівають,
Руки явору ломают.
Лучшим поэтическим произведением
считается стихотворение «Всякому городу - обычай и права», в котором Сковорода отдельно
выделил всех тех, кто требует осуждения: вымогатели, бюрократы, пьяницы,
распутники, подхалимы, лентяи, господа, купцы, ростовщики, чиновники и юристы,
которые злоупотребляют своим положением. В противовес им всем герой произведения думает не о
имения и чины, а о том, чтобы жить мудро, не заплямити совести, ибо только такая
человек может не бояться смерти:
Знаю, что смерть - как коса замашна.
Даже царя не обойдет она.
Безразлично смерти, мужик то ли царь, -
Все пожрет, как солому пожар.
Кто же пренебрежет ее страшную сталь?
Тот, у кого совесть, как чистый
хрусталь.
В древней украинской литературе
никто не сумел так просто и в то же время так поэтично выразить восхищение
природой. Чувствуется влияние фольклора, поэзия стала песней, по жанру - это
романс.
Григорий Сковорода - не только
талантливый поэт-лирик, но и выдающийся баснописец. Он создал 30 прозаических басен,
высоко оцененных И. Франком. Воспроизвести истину и выразить критическое отношение к
общественным явлениям - таким, по мнению Сковороды, есть задача и назначение байки.
Поэтому некоторые его произведения остро сатирическими, например «Оленица и Кабан».
Олениха назвала Кабана просто кабаном, не зная, что тот получил титул барона.
Кабан обиделся. Извиняясь, Олениха говорит: «Мы, простые, судим не по
одеждой и словам, а по делам». А дела Кабана и после получения дворянского
титула такие же отвратительные, какими были и раньше: он роет землю и ломает плот, только
теперь это еще больнее, потому что Кабан якобы возвеличился над другими зверями.
Значительная часть посвящена теме басен
«работы». Каждый человек, по мнению Сковороды, наделенный определенным даром.
Некоторые, презрев природными наклонностями, выбирает для себя прибыльный специальность, но
этим вредит себе и обществу. «Не подвизайся до того, что не дано от природы», -
поучал он. Именно эта мысль положена в основу басни «Пчела и Шершень». Пчелы собирают мед, потому что «для этого рождены»,
для них сам процесс сбора меда «несравненно большая радость от потребления
его». Этого Шершень понять не может. В конце басни аллегория раскрывается:
«Пчела - это символ мудрого человека, который в врожденном деле трудится. Шершень -
это образ людей, которые живут воровством чужого» и проводят в роскоши
паразитическое жизни. Мораль басни проста: труд должен стать для человека
естественной потребностью, «самой сладкой пищей», только тогда жизнь будет иметь смысл и
красоту. А паразитов вроде Шершня в обществе не должно быть. В работе
человек ощущает радость бытия, а в праздности деградирует. Басня «Пчела и Шершень»
стала популярной при жизни баснописца, потому что ее мораль отражала взгляды народа и
была направлена против общества, в котором господа-бездельники потребляли результаты
труда миллионов рабочих.
Наследие композитора, поэта, баснописца
и философа Григория Савича Сковороды является дорогим достоянием украинской
национальной и мировой культуры. Поэтому широко отмечаются юбилеи странствующего
философа, его именем названы улицы, школы, учреждения образования и культуры, село
Ивановка переименован в Сковородиновку, там открыт мемориальный музей, в
многих городах сооружены оригинальные памятники в его честь, о нем
написано немало книг и статей (поэмы П. Кулиша «Григорий Сковорода» и П.
Тычины «Сковорода», повесть Т. Шевченко «Близнецы», поэзии А. Малышко, М. Винграновского, И. Драча и
других). На киностудии им. О. Довженко снят художественный фильм «Григорий
Сковорода».
ОБРАТИ
ВНИМАНИЕ
Все творческое наследие Григория
Сковороды, который включает 17 философских произведений, 7 переводов, сборник «Сад
Божественных песен», «Басни Харьковские», - это единая система взглядов, единая
философия. Своего времени И. Франко назвал Г. Сковороду «национальным философом»,
поскольку он дал выражение глубоким и существенным духовным ценностям нации.
Украинскую традицию писатели
искали не в описании, а в символике фольклора, прежде всего кобзарских дум И
песен, в поэтических образах Г. Сковороды, в украинской демонологии (совокупность
«демонов»- духов, населяющих мир и способствуют или вредят человеку). Не
случайно при характеристике литературы конца XIX - начала XX в. часто
встречаем понятие «символизм», хотя никого из украинских писателей этого
периода нельзя назвать символістом в полном смысле этого слова.
В баснях Сковороды чувствуется
влияние его предшественников в этом жанре, от Эзопа до Лессинга, но главное
источник его басен - украинская народная сказка. И еще одна особенность басен
Григория Сковороды: мораль, которую он называет «силой», в несколько раз большей,
чем основная часть басни.