Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ЗНО и ДПА по украинской литературе

И. Устное народное творчество

 

Тема 2. Песни Маруси Чурай

 

Жизнь Маруси Чурай окутано мглой давности, но доподлинно известно, что родилась она в 1625 году в семье чиновника Полтавского добровольного казачьего полка Гордея Чурая, человека храброй, честного, страстного патриота, который принимал участие в походах против польской шляхты. Он был казнен в Варшаве после того, как попал в плен к польскому коронного гетмана Потоцкого.

Легенда наделила Чураивну немалой красотой, поэтическим и музыкальным талантом, волшебным голосом и романтической любовью: ее избранник, казак Григорий Бобренко, поддавшись материнским уговорам, бросает Маруся и женится на богачке Галей Вишняківною. В отчаянии девушка хочет утопиться, но ее спасает Иван Искра, что страстно любит девушку. Как-то осенью Маруся пошла на вечеринку и там увидела Гришу с молодой женой. Ревность, оскорбленное женское самолюбие, несчастная любовь все вместе забурлила в ее душе. Чураивна снова хочет наложить на себя руки, но яд, который девушка приготовила себе, выпил Гриша. Когда умершего Григория принесли к церкви, Маруся бросилась к гробу и, обливаясь слезами, рассказала о своем преступлении. Ее приговаривают к смертной казни, и Искра успевает привезти от гетмана помиловании. Известны две версии народных преданий о последнем периоде жизни Маруси Чурай: 1) она, еще находясь в тюрьме, тяжело заболела чахоткой; после помилования похудела и умерла в в 1852 году; 2) Маруся не могла остаться в Полтаве, где все напоминало о Григория. Она, измученная угрызениями совести, много путешествовала и умерла в каком-то русском монастыре.

На сегодня известно 20 песен, автором которых считают Марусю Чурай, но вполне возможно, что их гораздо больше. Народная память приписывает Маруси Чурай авторство песен, популярных в течение длительного времени: «Засвіт встали козаченьки», «Веют ветры, веют буйные», «Грицю, Грицю, до роботи», «Ой не ходи, Грицю», «Чего же вода мутная», «Катились телеги с горы», «Летит галка через балку» и другие.

«Засвіт встали козаченьки»

В песне рассказывается, как казаки, «засвіт встали», отправляются в поход. Казак успокаивает свою любимую Марусю и просит ее помолиться Богу за него. Провожает мать своего сына в дальнюю дорогу и просит его «через четыре недельки» домой возвращаться. Молодой казак не верит, что быстро вернется из похода, ибо «конь вороненький в воротах споткнулся». Сын не знает, вернется ли живым, или ляжет в поле, а потому просит мать принять его любимую Марусеньку «как родного ребенка». Мать жалуется, что же то за время настало, «чтобы чужая ребенок За родную стала».

Тема: изображение похода казаков, развод парня с мамой и любимой.

Идея: обращение сына к матери, чтобы она приняла его возлюбленную как своего ребенка.

Жанр: литературная казацкая песня.

Художественные особенности произведения

Эпитеты: «ясные глаза», «мать... слізко провожает», «конь вороненький».

Повторение: первый и последний куплеты.

Метафоры: «Стоит месяц», «конь споткнулся», «час настал».

Обращение: «Прощай, милый мой сынку», «Ой рад бы я, матусенько», «Какая бы то, мой сыночек».

Риторические оклики: «Через четыре недельки Домой возвращайся!». «Кто знает, жил ли вернусь, лягу в поле!».

Риторический вопрос: «Чтобы чужая ребенок За родную стала?».

«Веют ветры, веют буйные»

Песня Маруси Чурай «Веют ветры, веют буйные» передает чувство одинокой девушки, которая страдает в разлуке с милым, чорнобривим». Для нее это - «лютое горе», она себя сравнивает с билинкою в поле, что растет на песке, без росы, на солнце. Начинается произведение поэтическим параллелизмом (деревья гнутся - слезы не льются) и заканчивается риторическими вопросительными и окличними предложениями. Имеет стройную организацию, очень и мелодичный, по сей день пользуется популярностью.

Тема: воспроизведение страданий девушки за своим милым.

Идея: возвеличивание искреннего чувства любовь.

Художественные особенности произведения

Метафоры: «веют ветры», «деревья гнутся».

Эпитеты: «Счастливая былинка», «лютое горе», «тяжело жить».

Риторические вопросы; «счастливая же и былинка, что растет на поле?», «Что на поле, | что на песках, без росы, на солнце?», «Где ти, милий, чорнобривий? Где ты?».

Риторический оклик: «Отзовись!».