И.
Устное народное творчество
Тема 2. Песни Маруси Чурай
Жизнь Маруси Чурай окутано мглой
давности, но доподлинно известно, что родилась она в 1625 году в семье чиновника
Полтавского добровольного казачьего полка Гордея Чурая, человека храброй,
честного, страстного патриота, который принимал участие в походах против польской шляхты.
Он был казнен в Варшаве после того, как попал в плен к польскому
коронного гетмана Потоцкого.
Легенда наделила Чураивну немалой
красотой, поэтическим и музыкальным талантом, волшебным голосом и романтической любовью: ее
избранник, казак Григорий Бобренко, поддавшись материнским уговорам, бросает
Маруся и женится на богачке Галей Вишняківною. В отчаянии девушка хочет
утопиться, но ее спасает Иван Искра, что страстно любит девушку. Как-то осенью Маруся
пошла на вечеринку и там увидела Гришу с молодой женой. Ревность, оскорбленное
женское самолюбие, несчастная любовь все вместе забурлила в ее душе. Чураивна
снова хочет наложить на себя руки, но яд, который девушка приготовила себе,
выпил Гриша. Когда умершего Григория принесли к церкви, Маруся бросилась к гробу
и, обливаясь слезами, рассказала о своем преступлении. Ее приговаривают к смертной казни, и
Искра успевает привезти от гетмана помиловании. Известны две версии народных
преданий о последнем периоде жизни Маруси Чурай: 1) она, еще находясь в
тюрьме, тяжело заболела чахоткой; после помилования похудела и умерла в
в 1852 году; 2) Маруся не могла остаться в Полтаве, где все напоминало о
Григория. Она, измученная угрызениями совести, много путешествовала и умерла в каком-то
русском монастыре.
На сегодня известно 20 песен,
автором которых считают Марусю Чурай, но вполне возможно, что их гораздо больше.
Народная память приписывает Маруси Чурай авторство песен, популярных в течение
длительного времени: «Засвіт встали козаченьки», «Веют ветры, веют буйные», «Грицю,
Грицю, до роботи», «Ой не ходи, Грицю», «Чего же вода мутная», «Катились телеги
с горы», «Летит галка через балку» и другие.
«Засвіт
встали козаченьки»
В песне рассказывается, как
казаки, «засвіт встали», отправляются в поход. Казак успокаивает свою любимую
Марусю и просит ее помолиться Богу за него. Провожает мать своего сына в
дальнюю дорогу и просит его «через четыре недельки» домой возвращаться. Молодой
казак не верит, что быстро вернется из похода, ибо «конь вороненький в воротах
споткнулся». Сын не знает, вернется ли живым, или ляжет в поле, а потому просит
мать принять его любимую Марусеньку «как родного ребенка». Мать жалуется, что же
то за время настало, «чтобы чужая ребенок За родную стала».
Тема: изображение похода казаков,
развод парня с мамой и любимой.
Идея: обращение сына к матери, чтобы
она приняла его возлюбленную как своего ребенка.
Жанр: литературная казацкая песня.
Художественные особенности произведения
Эпитеты: «ясные глаза», «мать... слізко
провожает», «конь вороненький».
Повторение: первый и последний куплеты.
Метафоры:
«Стоит месяц», «конь споткнулся», «час настал».
Обращение: «Прощай, милый мой
сынку», «Ой рад бы я, матусенько», «Какая бы то, мой сыночек».
Риторические оклики: «Через четыре
недельки Домой возвращайся!». «Кто знает, жил ли вернусь, лягу в поле!».
Риторический вопрос: «Чтобы чужая
ребенок За родную стала?».
«Веют ветры,
веют буйные»
Песня
Маруси Чурай «Веют ветры, веют буйные» передает чувство одинокой девушки, которая
страдает в разлуке с милым, чорнобривим». Для нее это - «лютое горе», она себя
сравнивает с билинкою в поле, что растет на песке, без росы, на солнце. Начинается
произведение поэтическим параллелизмом (деревья гнутся - слезы не льются) и заканчивается
риторическими вопросительными и окличними предложениями. Имеет стройную организацию, очень и
мелодичный, по сей день пользуется популярностью.
Тема: воспроизведение страданий девушки
за своим милым.
Идея: возвеличивание искреннего чувства
любовь.
Художественные особенности произведения
Метафоры: «веют ветры», «деревья
гнутся».
Эпитеты: «Счастливая былинка», «лютое
горе», «тяжело жить».
Риторические вопросы; «счастливая же
и былинка, что растет на поле?», «Что на поле, | что на песках, без росы, на
солнце?», «Где ти, милий, чорнобривий? Где ты?».
Риторический оклик: «Отзовись!».