Украинская литература 10-х годов ХХ века
Владимир Винниченко (1880-1951)
Какая то тяжелая вещь - возрождение национальной государственности! Как она в исторической перспективе будет представляться легкой, само собой разумеющейся, и как трудно, с какими сверхчеловеческими усилиями, приходится таскать то камни государственности и складывать его в дом, в котором будут так удобно жить наши потомки.
(Владимир Винниченко)
Имя Владимира Винниченко как выдающегося политика, руководителя первого украинского правительства вошло в историю Украины, как блестящего прозаика и драматурга - в историю литературы. Разнообразная наследие талантливого художника дает нам возможность познавать радости и боли разочарования, которые выпадали на долю Винниченко в родной стране и на чужбине.
Фигура Владимира Винниченко многогранная и противоречивая. Познать духовный мир писателя вы можете, углубившись в его произведения. А выбирать есть из чего, ведь Винниченко - автор более сотни рассказов и повестей, 14 романов, 23 пьес и многочисленных публицистических статей. Он известен и как живописец - автор портретов, пейзажей, натюрмортов.
«И откуда ты взялся у нас такой?» (Иван Франко)
Владимир Кириллович Винниченко родился 28 июля 1880 года в Елисаветграде (теперь Кировоград). Отец - Кирилл Васильевич - візникував и чумаковал, мать - Евдокия Ануфриевна - содержала постоялый двор. Семья Винниченків была многодетной и особых состояний не имела. Елисаветградская окраина, где формировалось мировоззрение Владимира, оказала ощутимое влияние на впечатлительного юношу. После окончания начальной школы Винниченко с 1890 года учился в городской мужской гимназии и заявил о себе как умный, остроумный, способный, волевой юноша. Несмотря на пренебрежительное отношение барчуков до простолюдина, Владимир всегда вел себя достойно, не предавая ни родного языка, ни семейных традиций, ни обычаев древних украинцев. Национально сознательный и своевольный гимназист вызвал раздражение у директора и некоторых преподавателей, поэтому после 7 класса это заведение Винниченку пришлось оставить. В течение года он путешествовал Украиной, записывая свои впечатления для будущих произведений. Сдав экстерном гимназические экзамены, он в 1900 году стал студентом юридического факультета Киевского университета.
в 1902 году Владимир Кириллович заявил о себе как литератор, опубликовав рассказ «Сила и красота» (теперь известен под названием «Красота и сила»). Это произведение дало название и первом сборнике рассказов «Красота и сила* (1906). Прочитав ее, Иван Франко в газете «Совет» спрашивал: «/ откуда ты взялся у нас такой?» Иван Яковлевич понимал, что «среди вялой, тонко-аристократической и малосилої или ординарно шаблонной и безталанної Генерации современных украинских писателей вдруг вынырнуло что-то такое очень решительно, мускулистое и полное темперамента, что-то такое, что не лезет в карман за словом, а сыпет его потоками, что не сеет сквозь сито, а валит валом, как сама жизнь, вперемешку, украинское, московское, калічене и чистый, как серебро, не знает границ своей обсервации и границ своей пластической творчества». Опытный писатель был поражен новизной тем, характеров и средств изображения тех персонажей, которые появлялись из-под пера Винниченко.
Уже в ранних произведениях оказалась такая отличительная черта писателя, как своеобразие мироощущения. Чтобы понять решающее значение этой художественной черты, прочитайте отрывок из рассказа Винниченко «Зина»: «Я родился в степях. Там, прежде всего, нет поспешность. Там люди, например, ездят на волах. Запряжуть в широкий почтенный виз пару волов, возложат надежду на Бога и едут. Волы себе ступают, земля ходит вокруг солнца, планеты творят свой путь, а мужчина лежит на телеге и едет. А вокруг теплый степь, все степь и могилы. А над могилами вверху кругом плавает коршун, как по проводу, в оврагах спустится аист мягко, вальяжно, не хватаясь. Вечерами я слушал, как пели журавли возле колодца в оврагах, а днем ширина степей навевала сумм бескрайности. В тех теплых степях появилась кровь моя и душа моя».
Отрывок из произведения иллюстрирует, чем отличаются литературно - художественные образы словесности от рациональных понятий, которыми оперирует любая идеология, которая основывается на определенных взглядах. В пору детства и юности Винниченко Елисаветград имел репутацию культурного центра - из него вышли выдающиеся деятели искусства: актеры, драматурги - Афанасий Саксаганский, Николай Садовский, Иван Карпенко-Карый, Марко Кропивницкий, поэт Евгений Маланюк, прозаик Юрий Яновский. Поэтому юный Винниченко не только впитывал глазами степные простори. вдыхал полной грудью терпкие запахи, но и видел спектакли, в которых проявляла себя стихия степного края.
Стремление Винниченко бороться за построение независимой . Украины привело его в 1900 году в ряды Революционной украинской партии. За активное антиімперську деятельность 14 февраля 1902 года Владимира Кирилловича арестовали и исключили из университета, упрятав в Лукьяновской тюрьме. Находясь там полтора года, Винниченко переписывался с киевской интеллигенцией, прежде всего с Борисом Гринченко, Евгением Чикаленко, писал прозаические и драматические произведения.
После освобождения писатель находился под надзором полиции, часто менял место жительства, выезжал в России, Франции, Австрии, Италии, Швейцарии. Винниченко еще не раз арестовывали, например, 1906 года за протест против социального гнета он отбывал заключение вместе с литературоведом Сергеем Ефремовым. Заключенный был отпущен по амнистии и, поскольку самодержавный режим несколько ослаб, добился восстановления на юридическом факультете Киевского университета, сдал экзамены и получил диплом о завершенном высшем образовании.
В 1917 году Владимир Кириллович стал одним из организаторов и руководителей Центральной Рады. Он работал рядом с Михаилом Игру сапожным, главным атаманом украинских войск Симоном Петлюрой и другими представителями народной власти, был первым председателем украинского правительства - Генерального секретариата (впоследствии - Директория Украинской Народной Республики). Винниченко написал все универсалы
Первый Генеральный секретариат Центральной Рады.
Сидят слева направо: И. Стешенко, X. Барановский, В. Винниченко, С. Ефремов, С. Петлюра; стоят: П. Христюк, М. Стасюк, Б. Мартос; сверху - В. Садовский. Киев, июнь 1918 г.
Владимир Винниченко. Портрет жены
Центральной Рады и воззвание «К украинскому народу». Наблюдательный психолог, вдумчивый политик, писатель-новатор, свои размышления он изложил в драме «Между двух сил» (1909), в мемуарно-публицистической труда «Возрождение нации», вышедшие уже в эмиграции в Вене в 1920 году.
После краха Директории Винниченко выехал в 1919 году в Австрии, однако вскоре вернулся в Украину, надеясь на возможность восстановления национального государства. Стремясь убедить большевистских вождей в необходимости построения Украинского государства, Винниченко с 24 мая по 20 сентября 1920 года приезжал в Харьков и Москву для переговоров. Склонить на свою сторону основоположников тоталитарного государства ему, конечно, не удалось. Глубоко разочарован во всероссийском движении пролетариата, в политике его лицемерных лидеров, писатель записал в «Дневнике»: «Здесь, в социалистической советской России, я прячу свою 18-летнюю социалистическую политическую деятельность. Я еду как писатель, а как политик я всей душой хочу умереть».
Художник вернулся в Киев и сделал попытку внедрить национальную политику, вступив в ряды КП(б)У и став заместителем Председателя Совнаркома Украины. Он подготовил политическую программу, однако ГК КИИ(б)отклонил ее. Разгневанный политик покинул Украину и вместе с женой Розалией Лифшиц-Винниченко поселился в немецком городе Целлендорфі. Став политическим эмигрантом, он, вопреки собственным заявлениям полностью отдаться литературной работе, активизировал политическую деятельность на благо Украины. Избран берлинской обществом украинцев председателем Комитета помощи голодающим в Украине, он организовывал посильную поддержку земляков и отправлял пакеты с продуктами для писателей на родную землю. Главной своей задачей в это время он видел борьбу с большевизмом. С 1923 года Владимир Кириллович выпускал журнал «Новая Украина», где печатал произведения украинских художников, находившихся в эмиграции.
В течение 1921 -1925 годов Винниченко создал несколько пьес, утопический роман «Солнечная машина», роман о военном лихолетье в Украине «На ту сторону», сборник рассказов на темы народных песен «Ожерелье», роман «Залежи золота». Однако особый резонанс вызвал первый в Украине научно - фантастический роман-утопия «Солнечная машина», в котором писатель создал оригинальную модель будущего общества. Будущее здесь пророчески рассматривалось сквозь призму «сегодняшнего ада», что усилится и приведет к утверждению тоталитаризма, социальной катастрофы, упадка экономики, духовности и культуры. Роман стал сенсацией, привлек большое внимание и массовых читателей и литературоведов: был высоко оценен Николаем Зеровым и Сергеем Ефремовым. Сам Винниченко придавал этому произведению особое значение, называя его «визитной карточкой украинской литературы в Европе». Действительно, чувствуется связь романа с научно-фантастическими произведениями Герберта Уэллса, Станислава Лема, Рэя Брэдбери, хотя очевидно, что Винниченко создал вполне оригинальную социально-утопическую идею.
Хоть Винниченко жил за пределами Украины, он постоянно следил за жизнью на Родине, даже добился издания в Украине 25-томного собрания своих сочинений (1930-1932). Художник стремился помогать землякам, публиковал произведения Григория Косынки, Валерьяна Пидмогильного, Тодося Осьмачки. Узнав о массовых репрессиях в Украине и смерть Николая Хвылевого, Винниченко написал открытое письмо в Полит - бюро КП(б)У, осудив Сталина и Постышева как организаторов украинского геноцида. После этого писателя в СССР объявили «врагом народа», а его произведения запретили печатать и изъяли из библиотек и школьных учебников.
С 1934 года семья Винниченків проживала в собственном скромном доме в городке Мужен на юге Франции. В «Дневнике» художник называл страну, в которой жил, своим «Уголком». Потратив средства на дом, Владимир Кириллович жил трудно, работал в саду и на огороде, чтобы обеспечить семью самым необходимым.
Владимир Винниченко. Девушка с цветами
Владимир Винниченко. Усилия
Живопись снова стал Винниченку отдушиной, источником творческого вдохновения, предвестником мышления красками. Ранее художника вдохновлял к живописи Париж, особенно когда в конце 20-х годов в этот город съехалось 40 тысяч художников со всего мира. В 1927 - 1934 годах Винниченко принадлежал к парижской школы «Эколь де пари», представила в живописи богатство колористики. В целом художественное наследие Винниченко состоит из сотни картин и эскизов.
Накануне наступления фашистского нашествия на СССР Винниченко обратился к ООН с просьбой предоставить Украине европейскую защиту. Во время оккупации немцы предложили Винниченку сотрудничество, но он отказался от предложения стать марионеточным президентом в захваченной фашистами Украине, за что был брошен в концлагерь. К счастью, его вскоре выпустили на волю.
После войны Винниченко отстранился от политики, занимался в основном искусством. в 1949 году он издал роман «Новая заповедь» на французском языке статью «Завещание борцам за освобождение», в которой осмыслил страницы украинской истории. Его знаменитый роман «Слово за тобой, Сталино!», написан в 1950 году, увидел свет только в 1971 году в Нью-Йорке. Также он продолжал делать записи в «Дневнике» вплоть до смерти 6 марта 1951 года. На склоне лет Винниченко выразил просьбу быть похороненным в Украине. Однако советское правительство прислало ему грубую отказ. Поэтому писатель был похоронен в Мужене. Жена вспоминала о похоронах Владимира Кирилловича так:«Первые капли дождя и белые лепесточки начали падать на его лицо. Лицо его было прекрасное.
Могила супругов Винниченків в Мужене
Мы положили его на Муженському кладбище, где он будет лежать до того времени, пока Украина не сможет принять его к себе ».
Винниченко, как и другие тогдашние украинские писатели, поднимал актуальные проблемы, используя разнообразные жанры эпоса и драматургии, талантливо осваивая жизнь и мироощущение украинского народа, ного взаимоотношения с много - культурной средой (рассказ «Студент», «Возле машины», «Голота», «Заложники», «Малоросс-европеец» и другие).
Многочисленных зрителей-театралов до сих пор удивляют его гостропроблемні драмы «Дисгармония», «Ложь», «Закон», «Ступени жизни», «Грех», «Дочь жандарма», «Молодая кровь», «При - гвожденні», «Великий Молох», «Черная Пантера и Белый Медведь» и другие. Читателей увлекают романы «Честность с собой», «Равновесие», «Божки», «Хочу», «Записки Курносого Мефистофеля», «Солнечная машина», «Залежи золота». Предлагаем вам ознакомиться с дневными из упомянутых произведений.
Литературный дебют Винниченко состоялся в 1902 году на страницах «Киевской старины», когда он подал на конкурс этого журнала рассказ «Сила и красота». Это был настоящий взрыв в литературе, настолько сильный, что его сравнивают с появлением «Кобзаря» Тараса Шевченко! Этот дебют мог и не состояться, если бы не финансовая помощь мецената и патриота Евгения Чикаленко, который не сомневался в силе своего таланта юного земляка и стал его «крестным отцом» в литературе. Евгений Чикаленко высказал упрек директору книжного магазина «Киевская старина» за недооценку рассказы Винниченко: «Вы знаете, что вчера вы прогнали талантливого украинского писателя? Вы знаете, что такой вещи, которую вот держу я в руках, в нашей литературе еще не было?»
Леся Украинка в статье о ранней прозы Винниченко, остановившись на рассказах «Красота и сила», «Голота», «Возле машины», «Голод», подчеркнула, что писатель поднял украинскую литературу до уровня западноевропейской, развивая литературное направление неоромантизма. Произведения молодого прозаика вызвали большой резонанс среди общественности. Не случайно Михаил Коцюбинский метко заметил: «Кого у нас читают? - Винниченко. О ком везде идут разговоры, как только интересы сходятся на литературе? - Винниченко. Кого покупают? Опять - Винниченко». Следовательно, произведения Винниченко стали настоящими бестселлерами новой эпохи.
В сборник «Красота и сила» (1906) вошли семь рассказов: «Помолвка», «Контрасты», «Антрепреньор Гаркун-Задунайский», «Голота», «Возле машины», «Мнімий господин» и одноименный рассказ, который дал название сборнику. Впоследствии Винниченко выпустил «Мелкие рассказы. Книга II», в которую вошли произведения «Дым», «Темная сила», «Кто враг?», «На пристани», «Умеренное и искренний», «Рабкраси», «Малоросс-европеец», «Голод», «Честь», «Цепь». К «Третьей книги рассказов» художник включил произведения «Момент», «Глумление», «Рабыни настоящего», «Записная книжка», «Покупка», «Комедия с Костем», «что-То больше нас», «Зина». Сборник «Произведения. Книга IV» содержала произведения «Мелочь», «Студент», «Кузь и Грицунь», «Тайная приключение», «Странный эпизод», «Тайна». До следующей сборки «Произведения. Книга V» вошли «История Якимового дома», «Луч солнца», «Федько-халамидник», «Маленький штрих», «Ожидание», «Секретность», «Виривок из воспоминаний».
Новаторство «малой» прозы Винниченко оказалось прежде всего в умении «читать человеческие души», тонко и глубоко проникать во внутренний мир своих героев, чего не хватало произведениям торгово-этнографического характера, написанным в стиле реализма. Поражает также социально разнообразная палитра этих произведений, которые «предлагают читателю широкую галерею характеров и типажей, среди которых и классически «романтические» герои, что должны умереть, как и положено «чрезвычайным героям» в чрезвычайных обстоятельствах» - по давней приметой романтизма как направления ( «Студент» ), и стихийные бунтари, которые удосуживаются на голос протеста («Возле машины» ), и спролетаризовані, затлумлені нищенской жизнью крестьяне ( «Голь» ). угнетатели и угнетаемые, «маленькие люди» (как у Чехова) и титаны духа, украинцы и «малороссы», женщины-звитяжниці и женщины, выброшенные на свалки жизнь после торга за любовь* (Наталья Паскевич).
Пройдены Винниченко суровые жизненные «университеты» (наймитування, тюрьмы, солдатчина, политическая эмиграция, концлагерь) дали возможность писателю углубиться в злободневные социально-психологические и философские (бытийное-экзистенциальные) проблемы своего времени: солдатчины («Мнімий господин», «Честь»), тюремных будней («Темная сила», «Луч солнца», «Маленький штрих»), насилия над голодными крестьянами, пролетариями-гастарбайтерами («Голод», «Возле машины», «Кто враг?», «На пристани», «Раб красоты»), деморализации общества и деградации человека, быта и морали либерального дворянства, интеллигенции, провинциальных актеров («Помолвка», «Умеренное и искренний», «Малоросс-европеец», «Антрепреньор Гаркун-Задунайский»), психологии простонародья («Голота»), продажи-покупки тела и души («Возле машины», «Рабыни настоящего»), крах смысла жизни и суицида, отчуждения, одиночества, смерти человека («Федько-халамидник», «Мелочь», «Студент», «Ожидание»), счастья и гармонии бытия («Момент»), красоты и уродства человека и мира, красоты и добра, одаренности и обреченности судьбы художника («Красота и сила», «Раб красоты», «Странный эпизод», «Кузь и Грицунь»).
На особое внимание заслуживает романная проза Винниченко, в которой можно условно выделить две группы произведений. Первую группу составляют социально-психологические романы, написанные Винниченко к эмиграции 1920 года, в которых автор глубоко погружается в сложный мир переживаний и тревог революционера - интеллигента после поражения событий 1905-1907 годов. Это романы «Честность с собой», «Равновесие», «Божки», «Завет отцов», «Хочу!», «Записки Курносого Мефистофеля». Исследователи сходятся во мнении, что среди этих произведений наиболее интересным и художественно стоимостным является роман «Записки Курносого Мефистофеля». Не только потому, что это последний, наиболее «зрелый» роман Винниченко из цикла ранней романистики. А прежде всего потому, что автор поднимает важные общечеловеческие проблемы,которые волновали и будут волновать всегда: любовь, семья, брак, прелюбодеяние, конфликт между разумом и подсознательными инстинктами, вопрос свободы и общественного долга человека, добра и зла.
Кроме того, как считывается из названия, автор вводит в произведение образ Мефистофеля - традиционного олицетворение нечистой силы и всякого зла, соблазнителя, разрушителя, а одновременно символа могущества и непобедимости. Образ Мефистофеля вызывает у читателей ассоциации с «Фаустом» Гете. Однако Винниченків Мефистофель все же иной, более очеловеченный (поэтому и масс псевдоним Курносый). Этот персонаж играет со своей жизнью и судьбой людей, которые его окружают, экспериментирует. Речь идет о бывшем революционере, а теперь успешного адвоката Якова Михайлюка, для которого сценой игры стало именно жизнь. В облике Мефистофеля Михайлюк принимает на себя различные роли. Он и соблазнитель («Мне приятно заманить мужа на саму гору и спихнуть его вниз»), и психолог, который создает психологически достоверный портрет собеседника и «программирует» будущее, и философ, который по-новому смотрит на мир, жизнь, мораль и брак. Будучи рациональным, как и каждый человек, Михайлюк все же к концу романа капитулирует перед силой инстинкта, символическим олицетворением которого в произведении есть женщина. Но Мефистофель не должен реагировать на человеческие страдания, Михайлюк реагирует - сердцем. Поэтому он «курносый» - несколько детский, смешной, увлеченный, следовательно, очеловеченный...
Тонкий психологизм автора, насущные проблемы человеческой жизни, откровенно представленные в произведении еще в начале XX века, которые могут считаться смелыми даже в XXI, киевское фон событий, рассказ от имени самого героя делают роман оживленным и интересным.
Вторую группу романов Винниченко составляют научно-фантастические, утопические, приключенческо-авантюрные произведения (1924 -1950), написанные в эмиграционный период. Среди них - «Солнечная машина», «Залежи золота», «Вечный императив», «Лепрозорий», «Слово за тобой, Сталино!».
Последним эпическим произведением Винниченко стал роман «Слово за тобой, Сталино!», написан в 1949-1950 годах. Роман имеет реальную основу, о которой сам автор в предисловии отмечал: «Сделано это труд с наибольшей объективностью, которой требует великая цель всех людей - мир на земле. События, действующие лица, картины будничной жизни в Советском Союзе представлены в ней на основании документов, на показаниях многих живых людей, на общеизвестных фактах и на личном опыте автора». Действие романа происходит в 30-40-е годы, во времена сталинских репрессий, когда любое інакомовлення и інако
мышление запрещались, человек постоянно находилась в состоянии отчаяния, страха и тревоги, а петля тоталитарного режима все больше сжимала горло нашего народа. Это показано на примере украинской семьи Іваненків - братьев Марка, Степана, Сергея и Евгения, а также их семей. Главная идея произведения - «идея мира на земле», справедливого общества. За актуальностью проблематики и объективностью изображения советского образа жизни как архипелага ГУЛАГА роман «Слово за тобой, Сталино!» опередил произведения Анатолия Рыбакова («Дети Арбата»), Александра Солженицына («Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом»), Ивана Багряного («Сад Гефсиманский»), Тодося Осьмачки («Ротонда человекоубийц»), Уласа Самчука«Мария».
Стремление писателя можно глубже проникнуть в различные аспекты проблемы человеческого бытия обусловило органический синтез неореализма и импрессионизма в его прозе. Принцип такого синтеза Винниченко объяснил в одном из рассказов: «Человек - это движение переживания, это мысль, радость, печаль, мечта, страдание, надежда. Техника? Форма? Давайте ее сюда, давайте самую лучшую, самую совершенную форму: импрессионизм, примитивизм, натурализм, все, что может лучше всего определить человека, давайте все сюда»