Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
10 класс

Украинская литература 10-х годов ХХ века

 

Александр Олесь (1878 - 1944)

 

«Сгорите в жизни - единственное счастье!» (Александр Олесь)

 

В русле развития западноевропейской символістичної драматургии ярко развивался Александр Олесь, выступая проводником символистских форм в украинской драме. В пьесах он остался непревзойденным лириком, обозначив духовный облик героев, противопоставив антигуманиий мир их светлым мечтам и надеждам. Он соединил символістську поэтику с неоромантичним изображением героя, что показала новаторская книга «Драматические этюды» (1914). Олесь-символист утвердил новый жанровая разновидность драмы - драматический этюд.

Драматический этюд (франц. etude - изучение, очерк) - небольшой, как правило, одноактный стихотворный или прозаический драматическое произведение, в котором представлен фрагмент или фрагменты мира, а действующие лица изображаются лаконично, пунктирно, становясь образами-символами. Драматург, отбрасывая приземленность, создает философско-лирические настроению «картинки» жизни и обнаруживает в них общечеловеческие ценности. Талантливым представителем этого жанра был Александр Олесь: «Трагедия сердца», «Осень», «При свете костра», «На свой путь», «По дороге в сказку».

Драматический этюд «По дороге в Сказку» было написано во время разгула черносотенной реакции в России, в которой любое проявление свободы немилосердно придушувався. В условиях тирании Александр Олесь лелеет светлый путь своего народа в весеннюю сказку, в которой царят идеал свободы, красоты и духовного совершенства человека. Главная идея драматического этюда - призыв народа не разочароваться в победе, отстаивать идеалы свободы, бороться за людей и жить во имя свободы родного края.

Проблематика произведения. В драматическом этюде возбуждено проблему вождя и толпы, который отвергает своего вождя, потому что не способен понять ного идеи. В то же время автора волнуют вопросы противоречий между духовностью человека и бездуховностью, нравственностью и низостью, засліпленістю толпы, мечтой и реалиями жизни. Произведение содержит философские мотивы, воспроизводит сложный путь человечества к светлой Сказки. В художественном мире этюда образ Сказки многомерный; прежде всего утверждает духовное начало человека и народа, которое является гарантом свободы и красоты. Сказка символизирует идеал, к которому стремится человечество. Она олицетворяет счастье, которого жаждет человек, утверждает ее право на борьбу с силами тьмы во имя правды и света, ее безоговорочную веру в красоту и добро, которое всегда ждет ее впереди, способствует лучшим стремлениям души, освобождению от низких инстинктов, рабской психологии.

Действие в драматическом этюде происходит в условных обстоятельствах - в дебрях темного леса. В произведении нет реальных признаков времени. Ремарки сжатые и лаконичные: «Лес. Ночь. Спят, собираются спать. Убранство не масс признаков нации и времени». С помощью приемов художественной условности драматург достиг широких обобщений, философского трактовки мира и человека в нем, а его символы несут художественную правду щю жестокость мира, выявляя в художественных образах глубокие этико-нравственные проблемы бытия: жизни и смерти, любви и ненависти, добра и зла, веры и безверия.

Своеобразие построения. Композиция драматического этюда фрагментарная: представлено три символические картины. В первой изображено убогое и жалкое жизни людей, которые заблудились в темном лесу и долгое время живут в нем. Одежда их превратилась в лохмотья. Люди словно дичают, пассивно принимают Судьбу, скорились неизвестной и страшной силе, что существует вне их воле. Эта безликая масса не видит надежды на освобождение, но хуже всего то, что живет без солнца и мечты, стоит на одном месте. В этой Толпе нашелся Он, нежный душой и впечатлительный герой, который мечтает найти дорогу к свету. Он исповедует гуманизм действия. Его идеалом является орел - символ борца за свободу: «Орлы летают над землей, орлы из-под облаков клокочут и, словно колоколом, клекотом к себе зовут. Одних с земли поднимают, вторым зажигают сердца, на третьих ужас наводят». Во второй части драматического этюда Юноша пытается найти дорогу к Сказке - мечтах символической страны красоты, гармонии, братства, свободы. Ему удается увлечь Толпу этой идеей, побуждая людей к поиску страны, где светит Солнце, царит гармония и нет тьмы, зла и бедствия. Начинается трудный поход сквозь чащи леса к мечте. Третья картина показывает бессилие, усталость и разочарование толпы в походе, потерю надежды и веры. Толпу охватывают ослепления, ненависть к поводыря, озверение, что приводит к расправе над ним. Избитого и обессиленного Юношу разгневанные люди уезжают и возвращаются в чащи леса до своего прежнего существования, погружаясь в свои повседневные заботы и рабское состояние.

Важную композиционную функцию в развертывании сюжета играют диалоги и полілоги, которые подчеркивают экспрессию речи, динамизируют развитие действия. Герои определяются пунктирно. Они становятся символом, олицетворением определенного чувства или настроения - страха, передчувань, уныния, безнадежности, погруженности в благородную мечту. Герои этюда Он, Девушка, Толпа, Мальчик мало индивидуализированы - это носители общечеловеческой морали и поведения. Преобладает в произведении не драматическое, а лирическое начало. Этюд написан ритмической прозой, что создает особую тональность интонаций, крика души, плача, горя обездоленной массы. Эмоциональное напряжение усиливают явления природы - шум леса, рев диких животных. Эстетическую функцию выполняют статические, скульнтурно-викінчені мизансцены, почти обрядово-культовая, хоровая манера декламации. Такой сюжетно-композиционной организацией произведения драматург стремился осмыслить общечеловеческие проблемы, которые касаются не только украинцев, а человечества в целом.

 

Афанасий Заливаха. Пиета. 1985

 

Межпредметные параллели. Произведение Олеся «По дороге в Сказку» тематически перекликается с пьесе Генрика Ибсена «Бранд», в которой изображен образ бескомпромиссного героя-поводыря, который не добился своей цели, его разлад с оточенням. их произведения объединяет идея, что только глубокая вера в торжество духа и добра, устойчивость вождя народных масс является залогом исторического прогресса. Драматический этюд Олеся своим символизмом связан с драмой Гергарта Гауптмана «Затопленный колокол», в которой поднята проблема взаимоотношений героической личности с Толпой и недоразумения между ними. Еще больше своей символістською поэтикой сближается произведение украинского автора с драмами «Слепые», «Синяя птица» Мориса Метерлинка, где образы сліпців символизируют человечество, остров - жизнь, поводырь - бессильное науку, неотвратимость притока - неизбежность смерти, чьи-то следы на берегу моря - иллюзии жизни. Идея «слепоты» и ограниченности массы звучит ярко в произведении «По дороге в Сказку».

Смысловое измерение образа Толпы. Вы уже знаете, что тема толпы и героя нашла художественное воплощение в трагедиях «Савва Чалый» Ивана Карпенко-Карогота Николая Костомарова, романах «Борислав смеется», «Перекрестные тропы» и поэме «Моисей» Ивана Франко. Образ Толпы в драматическом этюде Александра Олеся изображен непривлекательными красками и напоминает скопление смирных бессловесных существ: «завяжи им глаза на целый год, они будут молчать, чтобы им хлеб можно достать свободной рукой. Удар их кнутом, - они не закричат от гнева. В глаза плюнь и дай им шеляг - они тебе устами придутся к рукам». Дополнен образ Толпы репликами о том, что масса пассивна, привычная до темноты, то есть неволе, поэтому и не стремится изменить свое бессмысленное существование. Бездуховное начало охватило толпу, привело к примитивной жестокости, тупости. Толпа - это люди без лиц, без индивидуальных черт, обезличенный общем, способен на благородные порывы даже во имя будущего своих детей. Своем поводиреві они говорят: «К солнцу зовешь ты, для нас эта дорога далека». Масса не верит в будущее, грядущую Сказку, живет цьогочасними меркантильными интересами, не думая о будущем. Итак, обобщенный образ Толпы символизирует моральную и духовную «слепоту» человечества на пути к прогрессу.

Образная система. «По дороге в Сказку» - центрогеройний произведение, то есть драматический сюжет развивается вокруг главного действующего лица, обрисовывается сложная картина бытия героя и мира. В центре художественной картины драматического этюда изображается Он, юноша-идеалист, который исповедует гуманистический идеал: человеческое начало должно победить только в борьбе со злом, преодолев закостенелость душ, уничтожив тьму и рабство через активное действие. Герой имеет красноречивое происхождение: сын кобзаря, наделен способностью сеять духовность и добро, увлекать массы вдохновенным словом, предвещать будущее. Хотя в представлении примитивно мыслящей Толпы Он способен принести пользы обществу, герой реализует свое призвание: духовно поднимать общественность, вселять в него веру в ясный день, что наступит в Сказке, к которой нужно стремиться.

Несмотря символістську заданность героя, Александр Олесь моделирует его характер в разных ситуациях, в отношениях с Девушкой, которая первой поверила в Его освободительную миссию, во взаимоотношениях с Толпой, от которой Он чувствует недоверие к себе, слышит смех и издевки. Особенно раскрывается Его необычная, нежная душа в монологах, диалогах с Девушкой. Драматург мастерски применяет признание Юноши, раскрывает смысл Его мечты, показывает героя не только эмоционально-лирическим, но и ироничным (в сцене спора о сапожнике: «Твой швец никого не поднимал с земли вверх, никого и не звал»). Герой наделен альтруизмом («у тебя сердце доброе, как у ребенка»), то есть естественной добротой, активным отношением к миру, целенаправленным действием, поиском. Он способен выдержать любые испытания на пути к Сказке: «Я поведу вас, я пойду пер шей. Вы возьмите колья, а я раскрою грудь и свободными руками тернии колючие буду розгортать. Там день, блестящий день, я вижу, и вы, вы все меня не сможете остановит». Таким самопожертвованием герой напоминает легендарного Данко, который вырвал свое сердце из груди, что засияло как факел, освещая путь народа к будущему. По дороге в Сказку герой Олеся произносит свои идеалы: «Сгорите в жизни - единственное счастье! И мы все горим, как огненные факелы. Взгляните вокруг! Разве не видите, что стало уже яснее, что ночь страшная боится нас и погибает. То наши души и сердца горят и ночь озаряя собой». Так что пламенный борец с тьмой и неволей становится вождем, повелителем душ людей, ведя их в воображаемое будущее.

 

 

 

Елена Кульчицкая. По дороге до Большого. 1926

В произведении Олеся символический образ проводника не превращается в марионетку, как в некоторых пьесах Мориса Метерлинка. Олесевому герою свойственны уверенность в святой миссии освобождения народа и сомнения, разочарования, а потому Он колеблется, способна Толпа дойти до Сказки. К тому же Толпа жестоко смеется с Него, вселяя в душу уныние и неуверенность. Юноша ужасается озвірілої массы: «Да вы не люди, а пугала какие-то?! Я вас... боюсь». И это говорит мужественный борец, который смело вел Толпу через терновые кусты, а с «львами вел себя, как с собаками», был самым сильным. Для описания мужественного образа проводника драматург принимает сказочную гиперболу: «Ты не боялся ни грома, ни ветров, и молнии бессильно падали в медь груди твоих нечеловеческих». Чувствуется психологическая и гражданская несопоставимость героя и Толпы, противоположность идеалов, которые они исповедуют, а потому конфликт между ними неизбежен. Герой Олеся потерпел поражение из-за неверия в идеал, непоследовательность, потерю душевного равновесия. Выяснилось, что Его самым страшным врагом была тупая инертная Толпа, темной силы которой не выдержал Юноша. Почувствовав Его колебания и неуверенность в себе, масса отступает от Него, проявляет злобность, засліпленість, упрямство.

Художественный мир драматического этюда соткан из символики. В моделировании образа вождя Олесь использовал христианскую символику. Венок из алого мака и терна, которым вождя уквітчує Девушка, символизирует пролитую кровь и жертвенность. Драматург обращается к образу-архетипу Христа, которому люди надели на голову терновый венок и которого распяли на кресте. Крестный путь героя Олеся соединяет временное и вечное, низкое и высокое. Побит камнями, Он истекает кровью и всматривается в неизвестное. Его терновый венок является знаком, что связывает мир духовности и тьмы, земной и ирреальный измерения бытия, мир добра и зла. Сначала Его зрение охватывает земной горизонт, мир материальный, темный и бездуховный, а следовательно - закостенелый, обрекая героя на страдания. Направленность взгляда пророка вверх, к небу, символизирует мир духовный, вымечтанный идеал Сказки. Сверху, из небесного мира, восходит Мальчик в белом одеянии, услышав стон человека, спешит ей помочь. Он сообщает раненому, что пришел из леса, из Сказки, и намерен сорвать цветок цветущей папе

рту. Он подтверждает правдивость идеи, которую исповедовал Юноша. В украинской мифологии папоротник символизирует счастье, бессмертие народного свободолюбивого духа. Для проводника Мальчик - это символ осуществленной цели Юношу, образ Божьего вестника.

Финал драматического этюда проникнутый философским оптимизмом. Проводник, придя в себя после расправы над ним Толпы, поражен известием, что Сказка все-таки существует, пытается убедить в этом и других: «Люди! Люди! Братья мои! Я выс доказал! Еще два три кроны! Люди!., о И голоса его уже никто не слышит. Однако эта сцена навевает не только пессимизм, но и вселяет веру, что мальчик с цветком счастья подхватит эстафету Поэта и понесет к людям, чтобы пробудить их совесть и привести в Сказку.

Итак, художественный мир Александра Олеся полон неповторимых образов и картин бытия Украины, которые утверждали единство национальных и общечеловеческих идеалов. Его символістська и неоромантична эстетическая концепция мира и героя обогатила украинскую литературу. Гражданская, пейзажная, интимная, философская лирика, проза, публицистика, драматургия составляют его неоценимый вклад в духовную сокровищницу народа. Современным читателям импонируют в произведениях поэта патриотизм, гражданская позиция, неповторимая красота украинского слова, искренний лиризм, елегійність и жизнерадостность, которые заставляют задуматься, в чем заключается красота человека, что значит любить жизнь, быть преданным Отечеству.